1С:Репетиторю - Физика - Версия 1.5

Предлагаемое изложение школьного курса физики является одной из первых в России попыток создания учебного пособия, использующего уникальные возможности современного мультимедийного ПК и охватывающего все разделы физики 9—11 классов.

При подготовке этого пособия учебный материал был специально подобран в соответствии с программой по физике для общеобразовательных школ. В основу настоящего пособия были положены самые распространенные в России учебники по физике:

И. К. Кикоин, А.К. Кикоин. Физика–9. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1994.
Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика–10, 11. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1994.

Для удобства пользователя названия тем, вошедших в данное пособие, практически совпадают с соответствующими параграфами указанных учебников. И проработка нашего пособия очень похожа на повторение всего школьного курса физики на уровне требований общеобразовательной школы. Однако в некоторых вопросах материал все же выходит за рамки базовых требований, а некоторые вопросы, обсуждаемые в цитированных учебниках, в нашем пособии опущены. Некоторое смещение акцентов в изложении материала по сравнению с базовым курсом связано с желанием авторов представить материал максимально сжато, но без потери основных идей.

Мы полагаем, что на повторение одной темы достаточно отвести один день. Таким образом, полное повторение всего школьного курса физики возможно за два месяца работы с пособием. Отметим, что работа с настоящим пособием (“живая” работа за компьютером, решение тестов и задач) также предполагает работу с учебниками.

Структура пособия такова. Пользователь может начать работу над одним из шестидесяти конкретных вопросов по пяти основным разделам школьной физики: механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, электромагнитные волны и оптика, теория относительности и квантовая физика.

В каждом вопросе пользователь найдет:

При изложении вопросов мы не придерживались строгой последовательности и использовали там, где это казалось оправданным, сведения из курса, например, 11-го класса при обсуждении темы, которая формально проходится в 9-м классе. Это же касается задач и тестов: в ряде случаев их формулировки содержат сведения, относящиеся к последующим разделам курса. При изложении вопросов механики, молекулярной физики и электромагнетизма мы широко использовали математические приемы (в частности, дифференцирование и интегрирование), которые проходятся в последнем классе. Подчеркнем, что предлагаемое пособие не предназначено для последовательного изучения физики школьниками 9-го и 10-го классов. Наш пользователь — это школьник 11-го класса, выпускник профтехучилища или любой другой человек, который желает за сравнительно короткий срок эффективно повторить весь школьный курс физики на уровне, позволяющем достойно сдать выпускные экзамены и выдержать приемный экзамен по физике в большинство технических вузов страны.

При изложении отдельных тем нами допущены следующие серьезные отклонения от содержания базового учебника. Включен вопрос “Теорема Гаусса” в раздел электростатики, вопрос “Геометрическая оптика. Линзы” в раздел оптики. Полностью переработан и существенно расширен материал, касающийся теории относительности и квантовой теории. Это связано с нашим убеждением, что именно вопросы физики ХХ в. наиболее слабо отражены в действующих учебниках и требуют иных подходов в изложении. В то же время мы опустили (по крайней мере, в данной версии пособия) обсуждение вопросов электропроводности металлов и полупроводников, так как, по нашему убеждению, излагать их следует с привлечением минимальных сведений из квантовой механики или на том “филологическом” уровне, который принят в стандартном учебнике и который вполне может быть освоен при чтении этого учебника.

При составлении текста биографий ученых мы использовали сборник Г. М. Голина и С. Р. Филоновича “Классики физической науки”, а также книгу Ю. А. Храмова “Физики”. Помощь в составлении таблиц оказали “Справочник по элементарной физике” Н. И. Кошкина и М. Г. Ширкевича и “Энциклопедия элементарной физики” С. В. Громова.

Первая попытка создания полномасштабного компьютерного пособия не может быть полностью свободна от технических огрехов. Кроме того, мы понимаем, что изложение физических вопросов в таком пособии может не удовлетворить всех практикующих учителей и методистов. Мы хотели бы подчеркнуть, что наша аудитория — это выпускники школ, техникумов, колледжей и просто любознательные люди. Поэтому главной нашей заботой было такое изложение материала, которое было бы максимально наглядно, сжато и содержало бы необходимый минимум сведений.


Минимальные требования к системным ресурсам: