Они сражались за Нормандия без Спилберга.
Пляж без Ди Каприо.
Реальность без прикрас.

Шестого июня 1944 года началась крупнейшая военно-морская операция Второй Мировой войны - высадка американских, английских и канадских боевых соединений в Нормандии. Наши не высаживались, они уже четыре года как воевали и до сего момента в лучшем случае получали военную помощь в виде мясной тушенки, "аэрокобр" или танковых рейдов по Африке. Союзникам повезло, и десант прорвался в единственное возможное для столь масштабной атаки время. Погодные условия, бури и шторм, оставили крошечное пасмурное окошко для того, чтобы суда успели подойти к берегу и сбросить "мясной" балласт, а авиация смогла лихо отбомбиться по растянувшимся вдоль побережья позициям окопавшихся гитлеровцев.

Думаю, все видели образцово-показательный фильм Стивена Спилберга про спасение потерявшегося парашютиста Райана и помнят особую присущую фильму натуралистичность в изображении сцен высадки и последующих боевых столкновений (Эк он мягенько... Кровища хлестала - взахлеб! Девушки не выдерживали, девушек тошнило, девушки убегали из зала на десятой минуте просмотра. - ред.) Оставим брутальность фильма на совести автора. На самом деле все было еще страшнее.

Побережье в районе зоны высадки было практически беспросветно заставлено специальными заграждениями, ловушками и противотанковыми ежами, препятствующими выходу из воды легкой техники. Кроме того, немцы применяли подводное минирование, что существенно затрудняло высадку из десантных ботов и без того изможденных морской болезнью и дальним плаванием солдат. Неожиданно разбушевавшееся море выбросило часть флотилии на скалы. Ну, и само собой разумеющееся, каждый участок пляжа был хорошо пристрелян.

Эх, не знали ребята, что такое "заградительные батальоны", подгоняющие в атаку постреливанием из "дегтярева", поэтому начали вяло. Несмотря на ураганный артобстрел с кораблей сопровождения и авиаподдержку, за первый день боев американский десант не смог выйти за пределы небольших захваченных плацдармов, а потери превзошли все смелые (нацисткие) прогнозы. Казалось, что десантники не выдержат, их отбросят назад и утопят в море. И утопили бы, если бы не Том Хэнкс и его отважные ребята. Шютка.


Батяня-комбат

Именно так, сурово и без юмора, все выглядит и в игре. Засевшие в бетонных бункерах пулеметчики-наци и укрепленные на грамотно выбранных позициях танки буквально выжигают любой участок пляжа, где замечена подползающая американская пехота или выпирающая над дюной задница рядового. Десанту рассчитывать особо не на что, в лучшем случае высадка будет поддержана обстрелом главного калибра с кораблей (оценка "хорошо"), бомбометанием ("удовлетворительно"), которое, кстати, может унести немало союзных жизней, или минометным залпом ("хана всему живому"). Впрочем, игра позволяет посидеть и в этом самом бетонном бункере, покуривая и поглаживая вороненый ствол MG42 в ожидании зеленых человечков с пляжа. Но это на любителя, за немцев играть спокойнее, хотя бы потому, что кричат они и отдают команды на немецком и, если сдрейфят, узнаешь об этом не сразу. Но я не утверждаю, что за фрицев неинтересно, иногда полезно и расслабиться, в плену.

С криками "Ура!" и поблескивающими штыками наперевес здесь никто в атаку не бегает, не Спилберг все же, почти жизнь. Атакуя в полный рост, можно положить на мокрый песок все три подопечных взвода за неполные пять минут. И то, убийство растягивается на пятиминутку только потому, что оставшиеся после первого шквального залпа в живых расползаются по кустам, где их и добивают циничные Гансы и Йоганы.

Словом, чтобы не скосили сразу, в атаку лучше идти ползком, особенно в открытом поле, которое, впрочем, обычно неплохо простреливаются пулеметчиками, снайперами и артиллерией. Еще одно "впрочем": американские пластуны все же уязвимы даже в лежачем положении, поэтому для уверенного продвижения в глубь Нормандии строго рекомендуется использовать кустарник, высокую траву и заросли капусты.

Вообще, залог успеха почти любой стычки - правильная расстановка подразделений по карте, и не надо этот процесс доверять компьютеру, упаси бог, он уже вам нарасставляет. Американские почтальоны сотрут до ободов шины своих велосипедов, доставляя родным и близким "похоронки". Для начала нужно правильно подобрать бойцов. Для штурма городских кварталов строго рекомендуются огнеметчики. Если же предстоит отстаивать более плоскую и незастроенную часть Нормандии, то стоит взять, как минимум, пару пулеметов, пушечку для прикрытия танкоопасных участков, пару ребят с базуками для засад, снайпера побезжалостней и минометы (в английском они называются - мортирами). И полетят похоронки в прямо противоположном направлении.

Поведение в бою должно быть простым. Мочить фашистов везде, где получится. Если не получится - сидеть тихо, авось сами напорются. Минометчики подавляют артиллерию противника и концентрируют огонь на бегущих гитлерюгентах, ибо именно в плотной толпе бегущих новобранцев мины оставляют наибольшие (следовательно - наиприятнейшие) бреши. Пулеметным расчетам вменяется вести прицельный огонь по плохо заныкавшимся или просто глупым врагам. Разведчики и пехота, заискивающе подмигивая саппорту, ползут вперед и вырезают серошинельных супостатов прямо на позициях. "Шайтан-труба" или базука, как называют ее американцы, хороша в засаде. Не стоит считать трио с подобным агрегатом на спине никчемным мясом, надо лишь до поры до времени затаится в домике покрепче и взрыв боекомплекта немецкого танка доставит вам почти оргазм.

Артиллерийским орудиям должна быть обеспечена максимальная зона обстрела, при неправильной позиции "бог войны" сможет попасть разве что по заднице своей наступающей пехоте. Также нетрудно обнаружить, что игра бережно относится к историческим реалиям, и пробить броню немецкой самоходки в лоб из базуки или залпом малокалиберной пехотной пушки не удастся, просто ни одного шанса нет. Слушайте крики подчиненных, они, как правило, хотят жить, а потому сразу сообщат вам, что дело тухлое. Зачастую крики - единственное что они успевают сделать. И последнее: танки в Нормандии - игрушка для американцев дорогая, экономить, беречь, близко к врагу не подпускать. Очень эффектно на последних минутах боя на полном газу выскочить на очищенный от фаустников перекресток и расстрелять визжащих от ужаса фашистов. Жаль, давить нельзя.


А теперь, рядовой, о главном

После трех дней и ночей беспробудных боев в Нормандии язык не поворачивается кляузничать, что в Close Combat V: Invasion Normandy что-то не так. И правильно не поворачивается. Игра - отличная, подобной не было очень давно, пожалуй, со времен Close Combat II. Причем, приятно в ней все, от выбранного театра боевых действий (ну, признайтесь, кто не хотел как снайпер из "Райана" замочить пару фашистов, засев на колокольне) и геймплея до графического великолепия (Скепсис переполняет меня, скепсис пульсирует и рвется резать правду-матку, но я все же промолчу. - ред.). Взрывы - красотища, залюбуешься. Прочие спецэффекты, те же дым и огонь, на голливудские не тянут, ну и Спилберг с ними. А звук!.. На слух всегда можно отличить буханье винтовок от легкой автоматной трескотни или тяжелого клокотания пулемета. Ей-ей, я вздрагивал и покрывался испариной, когда в наушниках раздавался гулкий разрыв прямого попадания и бойцы американского орудийного расчета получали "Пурпурное сердце", все как один - посмертно.

Стратегия и тактика войны в масштабе нескольких подразделений доведены в Close Combat V: Invasion Normandy до килиманджарских высот. Здесь один пулеметчик может остановить и прижать к земле полтора взвода пехотинцев, а немецкий снайпер за пару минут "перещелкать" пяток неосмотрительных разведчиков. Здесь под мощным перекрестным огнем враг начинает позорно бежать, а танки при угрозе обстрела меняют позицию и ставят дымовую завесу. Здесь засады всегда выгоднее и гуманнее зачистки, а одна солдатская жизнь, принесенная в жертву, порой спасает десятки. Close Combat V: Invasion Normandy - игра, какой я хотел бы ее видеть, игра-совершенство.

Если слово "совершенство" вообще применимо к войне.