В бой идут одни инвалиды
Страшная месть Random Games

Похоже, карма. Не успел я разделаться с Panzer General III и насладиться пятым "Ближним", как редактор сунул в мои алчные, дрожащие от нетерпения руки еще одну свеженькую второмировую wargame - Squad Leader. И ведь было от чего дрожать! По данным разведки, Squad Leader - самая продаваемая в мире оффлайновая тактическая игра, предмет культа и бездумного поклонения фанатов настольного варгеймерства. Сам я действующим членом хотя бы одной из полуподпольных группировок тактических игрунов, к сожалению, не являюсь, да и к любителям MTG вообще отношусь со скепсисом плавно переходящим в рукоприкладство, и тем не менее слабость ко всему этому карточно-фишечно-лекальному барахлу у меня есть.

Поэтому была мне радость, которая продолжалась минут эдак тридцать пять, за которые я добрался до дома и проинсталлировал игрушку на компьютер. Потом - запустил. И стало мне горе...


Как это было

История компьютерной инкарнации SL богата, но по-гамлетовски трагична. Кто только не пытался портировать игру в цифровой формат из настольного. Бились над этим и сами авторы, Avalon Hill, предпринимали задорную попытку малоизвестные тогда Atomic Games (Да-да, тот самый CCV. - ред.), случались даже такие драматические недоразумения, как Big Time Software. Все было. Последней оказалась Hasbro. Монстр индустрии, круче просто не бывает (Говорят, Hasbro переживает пресерьезнейший кризис, но это - тема совсем другой статьи. - ред.), испугавшись, перепоручил задание монстренку по кличке Microprose, ну, а тот в свою очередь спихнул проект бывалым разработчикам пошаговой Второй Мировой из Random Games. Стрелки им переводить оказалось не на кого, и с заметным (особенно сейчас) неудовольствием Рэндомы принялись за дело. Результат превзошел наихудшие ожидания. Лучше бы не брались.


Как это стало

Игра сопротивляeтся сразу, буквально с первых секунд после запуска. Навевают дурные предчуствия непонятные подвисания при переходе от одного игрового меню к другому и разнообразные мелкие "странности". Краски сгущаются, когда SL хвастается страшнейшими, злобными рожами военнослужащих из видеороликов и свирепой физиономией главного героя. Таких оскалов я не видывал со времен выдачи водки по талонам. Авторы справедливо рассудили, что, чем выше звание служивого, тем отвратительней должно быть выражение его лица. Именно поэтому уровень сложности "рядовой" олицетворяет младенческая, подглуповатая улыбка новобранца, а у страшной ощерившейся хари "деда" есть даже специальная приписка "hardcore mode", что означает, видимо, что-то экстремально жесткое.

Дальше - больше. На выбор предлагается "компания", "одиночный сценарий" или же каникулы в "тренировочном лагере". Понятно, что каждый честный бойскаут перед настоящими приключениями лезет в boot camp. Залез и я. Сразу удивила система масштабирования местности: три жалких варианта "зума", но все, как один, не удобны. Или огромные солдаты и нервный, паралитический "скролл", или же царство микротактики с муравьеподобными юнитами и сливающимся в грязновато-коричневую кашу ландшафтом. Начинающим солдатам фортуны предлагается изничтожить несколько фашистов с помощью стрелкового оружия и гранат. У меня получилось с первого же раза, а потому, слегка обескураженный видом и сутью происходящего, я уверенно жмакнул на пункт "Кампания".

Штаты, Британия, Германия. Понятно, что выбрав звездно-полосатых, придется высаживаться на тот самый пресловутый пляж, англичан сбрасывают на голову нацистов с помощью планеров, ну, а германская сторона гарантирует незабываемый "викенд" в бетонном доте с ногой, прикованной к огромному немецкому пулемету. Советская армия, как обычно, в заварушке не участвует. Как выяснилось впоследствии - нашим повезло.


Сущность кривого

Безвозвратно испоганить светлые заветы настольщины оказалось не просто: шашки они, знаете ли, и в Африке - шашки. Просто на PC называются X-Com.

Но насколько же убого реализованы и фичи, и действо! Суровые лица военных здесь очень похожи на пластиковые, чиста конкретные "фэйсы" игрушечных солдатиков из серии Action Man. Всех этих выпятявших губы негров, всех устремивших взгляд в светлое будущее и обезображенных даунскими улыбками светлокожих бойцов, весь этот кадетский корпус так и подмывает поскорее заслать в бой, смешав с кровищей и землей. Но сделать это практически невозможно. Нашу реакцию предугадали заранее, и солдат с индивидуальными характеристиками и биографиями в игре триста душ! Забегая вперед, скажу, что невозможность непосредственно играть, нам, видимо, решили компенсировать разглядыванием биографий местного пушечного мяса и вскрытием писем пришедших к будущим героям войны.

Война здесь пугает даже ветеранов. Солдатики бегут в атаку, как инвалиды со стажем. Слово "анимация" в словарь Random Games не вошло вовсе, потому хочется заплакать, сделать "анинстал" и уйти в стародавний Soldiers At War, которые эти же девелоперы сваяли всего пару лет назад. Ползают бравые вояки - ухохочешься, а положить бойца лицом в нужном направлении вообще задача фантастическая. Стрельба ведется по всем правилам науки настольных игр (Мы их правил не читали, держим равнение на X-com. - ред.), есть просто выстрел, есть прицельный, но разобраться в вероятностях попадания суждено лишь самым отважным. Глюки с ландшафтами и невозможностью поменять точку обзора напрягают настолько, что желание получить очередную звездочку за захват стратегической высоты пропадает моментально. Причем, так называемый AI твердо стоит на отметке "0". Узрев очередного зациклившегося в бесконечном беге между двумя березками фашистского автоматчика, кончаешь его просто из жалости, чтоб не мучился. А бросать гранаты из, например, фюзеляжей сбитых самолетов (далеко за примерами уйти не смог) притаившаяся вражина вообще не обучена. А потому сама себя и подорвет. Впрочем, чего тут удивительного? Говорят, на войне такое бывает, и именно так погибла в 1941 под Москвой группа армий "Центр". Вся...

Про интерфейс и скроллинг лучше не вспоминать. Они по-настоящему, тошнотворнейше отвратительны. Складывается ощущение, что девелоперы сделали все для того, чтобы пользователь сразу же снес игру, переключившись на более достойных представителей жанра. Например, своих же Soldiers at War.


Конец командира отряда

На десерт я, как всегда, припас сладенькое. Озвучку. Ей богу, дети, играющие временами, сволочи, под окнами в футбол, в острые моменты матча выражаются куда крепче, чем смертельно раненые или просто слегка взволнованные свистом пуль британские или американские герои. "Мама!", орет трижды контуженый, простреленный насквозь полутруп, "Я истекаю кровью!". "Где же этот медик?" вяло интересуется он напоследок и, не дергаясь, умирает... Да и голоса сами голоса - соответствуют: профессиональных актеров набирали в ближайшем детском саду. По другому, конечно, на войне нельзя, иначе кто же подползет с укольчиком морфия?..

Squad Leader не спасет ничто. Даже возможность управлять танками и отключить в меню музыку. Даже разделение на классы (медику не дано схватить снайперскую винтовку), тьма-тьмущая миссий и аналогичное количество фанатов икскомоподобных проектов - изголодавшихся, заметьте, фанатов. Покойся с миром, дорогой командир. И не надо упоминать в features'ах X-Com и JA2. За это даже в более спокойные времена могли слегка ударить канделябром по голове.

P.S. И никакой крови!..