Месть ксенофоба
Тактика младшего школьного возраста

Come on, you apes! You want a live forever?
- Unknown platoon sergeant, 1918*


Это очень, очень простая история

Из Далекого Космоса пришли злые чавкающие баги и вставили человечеству по первое число. Из Глубокого Запоя вырвались озверевшие от подобной наглости "наши" и багам надавали по усам. Баги кaмбэкнулись и устроили мясорубку. "Наши", оправившись, освоили контрудар. Так, с переменным успехом, некоторое время и продолжалось. Некоторое - не значит малое, в Межзвездных Войнах За Выживания Вида блицкриги не в почете. Человечество - жукам, жуки - человечеству. Пока то да се, Буэнос-Айрес спалили, планет невесть сколько попортили, народу положили - представить страшно, а эффект - нулевой.

Пришла пора вмешаться нам, недюжинного ума стратегам, тактикам, стрелкам и бортинженерам, взять в руки заляпаные зеленой кровякой стволы и показать, во-первых, нашим - как надо воевать, и, во-вторых, багам - где раки зимуют. Авось, подружатся насекомые с ракообразными. Иначе - мы с червями. Тут уж как повезет...


Вводная

Сюжет Bug Story растиражирован и знаком едва ли не с пеленок. Фильм Верховена одноименный все смотрели? А Хайнлайна читали? Если вдруг не - посмотрите обязательно. Чтобы твердо знать, как не надо экранизировать классику. Ведь превратить ура-патриотическую сагу в ура-патриотический фарс - надо уметь...

1959 году малоизвестный (тогда) фантаст Хайнлайн написал книжку. Хорошую, пафосную книжку про борьбу человечества за право самим поганить жизнь на этой планетке. Время было, сами понимаете, тяжелое. Холодная война, Карибские кризисы всякие, реальная возможность однажды проснуться (и то, если повезет), обнаружив вместо привычной звездно-полосатой страны какой-нибудь Wasteland (см. Fallout). Потому и атмосфера романа вышла соответствующая.

Отлично известный современникам режиссер Пол Верховен, спустя почти сорок лет, довел идеи Хайнлайна до полного абсурда, отсняв на их останках дорогущее, спецэффектное, но специфическое кино. Старик Роберт, небось, в гробу перевернулся. Но самое смешное, что многим перефразы Верховена оказались необычайно близки. Прониклись ими, к примеру, авторы сериала (мультсериала!) "Roughneck Chronicles" (чей официальный сайт усыпан человеколюбивыми высказываниями в стиле навязшего в зубах "You gang of apes!" - единственного, кажется, оставшегося от оригинальной книжки). Прониклись и сняли. Мы его, правда, еще не видели - на российском ТВ господствует м-р. Дисней. Зато его увидели профессиональные игроклепы из Blue Tongue. Увидели и сделали игру, щедро сдобрив ее Верхувенской псевдонеофашистской символикой и армейскими заморочками.

"Sir! Yes, Sir!". "Когда я говорю - прыгать, вы прыгаете, тупые ленивые свиньи!", и прочие образцы армейских хороших манер. Квадратночелюстные парни и грудастые девчушки, органически неспособные изъясняться иначе, как в приказном тоне, с добавлением хоть и цензурной, но весьма специфической лексики. "What a gang of apes!" - и вперед, на врага. Так здесь воодушевляют. Прониклись? В бой! Не прониклись - пинками поможем. Только так. В бой, я сказал!


Тактика - молодежи

Жанр у нас такой... реалтаймовый тактический. Минимальная управляемая единица - взвод, шесть здоровенных всесокрушающих багодавов. В принципе, можно орудовать и каждым юнитом по отдельности, но смысл? Одиночке в бою делать нечего - сгрызут и фамилию не спросят.

Да еще и с обмундированием ситуация напряженная: новобранцам костюмов не полагается, ни в каком виде. Боевых, понятное дело, костюмов, а не каких-нибудь там... (Кстати, наличие скафандров, глухо проигнорированных Верховеном, но замеченных создателями сериала (и игрушки), возвращает нас к истокам, к Хайнлайну. Хоть на этом спасибо.) Расчет, вероятно, на то, что выживут сильнейшие, и уж они-то... Правильно, качаем. Бойцов рекомендуется холить, лелеять и под жвалы ни в коем случае не подставлять.

Кроме рядовых вояк в каждую уважающую себя команду входит медик, реанимирующий покусанных бойцов, а в поздних миссиях - инженер, на ходу ремонтирующий поврежденные костюмы. Сильно изгрызенный жуками скафандр просто-напросто разваливается, оставляя бойца голым, босым и весьма уязвимым для всяких нехороших внешних воздействий. Потому - берегите бойцов! Откинувшегося заматеревшего багкиллера заменят на сосунка-новобранца, ничего, кроме винтовки или шотгана позорного (реально позорного - мерзость слабосильная!) в руках держать не умеющего, и ударная сила группы, таким образом, здорово понизится.

Впрочем, это в теории. На практике же три бойца, вооруженные RPG (Rocket Propelled Grenade), способны выполнить большинство стоящих перед группой боевых задач. Действительно, какие к багу медики, когда жучиная нора (bughole) разлетается после двух удачно добравшихся ракет, Plasma Bug (мортира органического происхождения) - после, опять же, двух ракет, Tanker (жук-огнеметчик, копирайты Верхувена) - с пяти ракет или одного выстрела из Nuke Launcher? Боеприпасы в каждом отдельно взятом стволе, конечно, лимитированы, но прилегающая к норкам территория усыпана ящиками с боекомплектом, не просто перезаряжающими вооружение всех членов группы, но и (прочувствуйте!) перезаряжающими самое себя...

Посему: патронов не жалеть, пленных - тоже! Взвод двигается короткими перебежками, отстреливая практически беззащитных багов и в щепки разнося норы. Сценарий среднестатистического боя таков: принимаем сообщение "bughole sighted", группа притормаживает, от нее отделяется мужик (не исключено, впрочем, что и баба - в космопехоту берут всех, невзирая на) с Rocket Launcher, быстренько разносит нору и возвращается в строй. Остальные в это время отстреливают жуков, наивно, как будто в надежде пообщаться, по одиночке ломящихся на наших бравых солдат. Залп изо всех стволов - и жука разносит на хитиновые ошметки, где головогрудь, где жвалы - не понять.

Тем временем с визитом доброй воли подходит еще один посланец чуждой цивилизации. Где-то за бугорком ждут своей очереди третий, пятый и восьмой. Такая вот риалтаймовая тактика.

Нет, встречаются, конечно, миссии оригинальные, скажем, перекрыть горящий нефтепровод (remember Stalingrad'42), отконвоировать транспорты на космодром, или успеть что-то сделать за отведенное время... (Kill'em! Kill'em all!!! (c)) Гуляют в жучиных тылах и серьезные противники, те же мини-плазма-баги, выныривающие из-за угла и пребольно плюющиеся, или парящие в воздухе стрекозлы, терпеливо выжидающие одиноких заблудших безскафандровых новобранецев с тем, чтобы рухнуть на бедолагу из поднебесья и цинично изгрызть... Но не делают они погоды, право слово. Взвод марширует, куда прикажут, изредка останавливаясь для тотальных аннигиляций и пытаясь по возможности сохранять строй. Понятно, что именно так и надо, что свободной инициативе в армии не место, что... Но ведь скучно, девушки! Плюс ко всему - сугубая линейность происходящего. Миссии элементарно заучиваются наизусть, и если вчера за этим холмиком конвоируемую колонну поджарил жук-огнеметчик, сегодня его появление ожидается на том же месте, в тот же час... Правда, скучно.


Да здравствует разум?

"Об AI так много песен сложено, я слажаю вам еще одну...". AI. Он же - ИИ, он же ИскИн, он же - Искусственный Интеллект. Больная тема разработчиков всех без исключения игрушек. Применительно же к данной игре нездоровая настолько, что заслужила отдельный разгромный абзац.

В первую очередь, вспомним сценку из жизни насекомых, описанную парой абзацев выше. Завидев наш взвод, жуки покидают насиженное гнездо и... Неужто они, свирепо расставив жвала, слаженно и организованно идут в атаку? Не-а. Не идут. Баги демонстративно выгуливаются вокруг норы, неумело прикидываясь, что вас и жвалом не нюхивали.

Быть может, таракашки поджидают соплеменников, чтобы вместе, толпой, навалять незваным гостям? Можно, конечно, считать и так, но, похоже, они просто гуляют. С понтом поразмяться вышли. Нарезают круги вокруг гнездышка, греются на солнышке, и плевать на каких-то там десантников хотели. Им хорошо. Им все в кайф. Им ничего не надо.

А что же наши бойцы? Уж они-то, наверняка, бесстрашно скачут на врага с целью завязать кровавую битву? Нет, стоят, потея в своих тяжеленных скафандрах, и с ненавистью взирают на творящуюся вокруг идиллию, в то время как одинокий активист с ракетницей наперевес разносит к бажьей матери гнездо. Жуки начинают волноваться. Думаете, они все же собираются толпой и идут бить морду обидчикам? Почти. Они по одному подходят к десантникам, размахивая клешнями в стиле "Вы че, мужики, проблем хотите?". А что бывает с одиноким багом, попросившим прикурить у толпы горячих десантных парней - смотри, опять же, байки бывалого космофлотовца, два раза PageUp.

Впрочем, наши земные парни-девушки тоже лыком шиты. Понятно, что хлюпикам-интеллектуалам в Звездном Десанте делать особо нечего, "в здоровом теле - здоровый дух, на самом деле - одно из двух", но как-то уж совсем непотребно они себя периодически ведут. Держать строй они, признаю, умеют. Они, как и положено, передвигаются именно в той формации, в которой было сказано, стараясь даже уравнять скорость с самым заторможенным десантником (называть персонажей "юнитами" откровенно не хочется - каждый из них имеет имя, фамилию, отчество и кучу других маловажных параметров, в числе которых как раз скорость). Но это - если трусить по равнине, которых в игре не так, чтобы очень много.

При передвижении же по пересеченной местности начинаются чудеса. Десантники прекрасно осведомлены, что кратчайший путь между двумя точками - это прямая, но когда движение по прямой невозможно, они начинают прокладывать маршруты, повинуясь исключительно сиюминутному вдохновению. Хорошему морпеху три мили - не крюк. Приказам же зачарованные вояки подчиняются с большой неохотой, предпочитая собственные порывы воле начальства. И это еще - полбеды. Иногда у некоторой части взвода страсть к творческой прокладке маршрутов заглушает стадный инстинкт, и миниколлективчики из двух-трех человека, разделившись, отправляются на поиски приключений, утрачивая при этом все и всяческие представления о здравом смысле и связь с реальностью.

И еще пара наблюдений на тему психического здоровья десантников. Одинокий пехотинец, отправленный "на перезарядку" к ящику с оружием, пускается около этого самого ящика в кольцевые спринтерские гонки, радостно вопя в отключенный микрофон "И это все мое!". Если же за боеприпасами отправить трех-четырех бойцов Земных Вооруженных Сил, начинается форменная свистопляска: народный танец типа "хоровод". Зрелище не для слабых умов. Еще пример: паре десантников, шедших в противоположных направлениях и нечаянно встретившихся "лоб в лоб", можно только от души посочувствовать. Соударение тяжелых боевых скафандров отшибает у наших подопечных последние мозги, и они начисто забывают, куда и зачем топали. Впрочем, не исключено, что просто выясняют, кто из них должен уступить дорогу... Но разве от этого легче?

Повторюсь - я прекрасно понимаю, что в пехоту особенных интеллектуалов не берут. Так ведь и олигофренов брать не положено...


"Bridge! Rasczak's Roughnecks . . . ready for drop!"*

Что можно еще сказать про эту ксенофобскую игру с ультраправым уклоном? Неплохая, в сущности, игра. Полчаса распределяем бонусы и оружие между бойцами, раздумывая, кому сунуть бесполезный бинокль, а кому - не менее бесполезную систему целеуказания, кому ракетницу, кому - детский шотган с подствольным гранатометом. Еще полчаса бродим по уровню, расстреливая подвернувшиеся жучиные гнезда и беззащитных насекомых, из этих гнезд прущих. Вначале ненапряжно, вполне расслабленно. Дальше - сложнее. А потом еще чуть-чуть сложнее. И еще. Играть, в сущности, приятно. Но скучно - кошмар-р-р. Да и жизненная необходимость постоянно следить за бойцами, дабы никто не отлучился на минутку (плавно переходящую в вечность) в незачищенный пока район как-то... не радует.

Графика. Звук. Интерфейс. Все такое прочее. Начнем с "прочего". Например, про параметры каждого отдельно взятого бойца. Параметров у бойцов много, всяческие силы, скорости, меткости и даже пси-способности. Замечательно, только вот на ход боевых действий влияния практически не оказывает. Единственная характеристика, реально используемая в рубилове, прячется в графе "Experience". От количества экспы зависит звание нашего морпеха, и соответственно, крутизна доверенного ему скафандра. Остальное - словно фальшивые елочные игрушки. Вроде и сверкают, и переливаются, вот только радости от них никакой.

Интерфейс (традиционно напомню, что на русский переводится как "междумордие"). Разработчики, пользуясь случаем, передают привет коллегам, сделавшим Homeworld. (А автор, пользуясь случаем, передает привет Андрею О.: С приветом, Андрюша!) Формации, друзья мои, формации, подвешенные на F-кнопки (F1, F2, etc.) - где-то мы их видели, причем именно в такой форме, причем... Ну да, как же, как же, Homeworld! Впрочем, система действительно удобная. С остальным, неворованным - хуже. Тактическая карта - откровенное нечто. Подвешенная по умолчанию на F10, она, во-первых, заставляет игрока снимать руку с манипулятора типа "мышь", а, во-вторых, попытка вызвать ее с помощью МТМ имееет слабо предсказуемые последствия. Да и отличается карта не глубиной, увы, прорисовки, а неоправданно большим масштабом, в развернутом виде занимает массу ценного экранного места, а в "полуразвернутом" не позволяет в себя тыкать, указывая тем самым точку назначения. Вроде - пустяк, подумаешь, карта... Но мешает, как и все пустяки, досаднейше. Мелочь, но бойцы двигаются короткими перебежками метров по десять, а игрок насилует мышку в тщетных попытках заставить стадо десантников обогнуть непреодолимую возвышенность.

Графика/звук. Скромненько, но со вкусом. Ровным счетом - ничего особенного. Модели бойцов и алиенов простоваты (Когда-то девелоперы запускали дезу, что простота баго-моделей призвана компенсировать их количество. Т.е. жуков должно быть МНОГО! - ред.), но не страшны. Никаких изысков, но и в откровенный кубизм-примитивизм не скатывается. Отрицательных эмоций не вызывает, а изредка даже случаются положительные. Изредка. Звукомузыка, опять же, никакими изысками нас не балует. "Ба-бах" - значит "Ба-бах!". Музыка же - ура-патриотические марши.

И этим все сказано.

* все цитаты принадлежат Хайнлайну и только ему.