Больше всего на свете это напоминает неумелые младенческие каракули на тетрадках в клеточку. В те золотые времена, когда по гляделке показывали нормальное кино и концептуальные мультфильмы, в тетрадях любого ученика(цы) можно было обнаружить множество плоских танчиков, густо исчерченных красными звездами во всех непотребных местах, и зеленых солдатиков в буденовках и стрелецких шеломах, патриотично сжимающих серпы и молота в руках. Что рисовали в этот период американские сверстники - точно установить уже не возможно. Но ваш покорный почти наверняка уверен, что это были супермены или свирепые космические захватчики...


Интервентов выгнала, с белыми расправилась

Впрочем, для кого каракули, а для кого вполне себе искусство, товарищи. Даже законченному славянофилу понятно, что Америка и американцы натурально соскучились по "красной угрозе", слезным "обращениям к нации" и страшненьким радиопередачам про бесчинства большевиков на Ближнем Востоке. Red Alert, тот глуповатый пигмей из дикого племени Command & Conquer, не вызывал ничего кроме добродушного смеха и приколов в стиле "Ай зем Жосеф Сталин маст кил Джорджи Куков". Совершенный хит третьей свежести, пародия на всевозможные сюжетные заумствования, Red Alert так и остался своеобразным городским сумасшедшим мира RTS.

Сегодня - продолжение. Ничуть не изменившись внутри (да и кому, скажите, интересно в триста восемьдесят восьмой раз обводить юнитов резиновой рамкой и строить Construction Yard?), игра обзавелась таким сногсшибательным стилем, что сразу же захотелось простить и проклятую несгибаемость геймплея и позорную приставку C&C в названии.

То, что в одних местах принято называть "лубком", в других "клюквой", а в третьих "дизайнерской несостоятельностью", на самом деле является удивительным стилем, да, слегка лубочным, да, чуть-чуть развесистым, но кого это волнует? Ну, кто будет думать о непонятных эволюциях жанра или техническом прогрессе, когда солдаты в ушанках и длинных бушлатах идут в бой с криками "Фор маза Раша!", а в кадре FMV хлыщут Smirnoff из горлышка, начищают сапоги американским флагом и наяривают на балалайке "Камаринского"?


От врагов избавила земли и моря

Возможно, я скажу неправильную, может, даже кощунственную вещь, но диск за "синих" имеет все шансы так ни разу и не покинуть коробку, в которую его положили. Совершенно никакого исследовательского интереса. Все эти пафосные лица, напыщенные генералы, политкорректные негры-пехотинцы, 90-60-90 женские фигуры в облегающем камуфляже и с вооот такенными вот ресницами... Скука, как она есть. Серость. Загримированная под синесть. Главный американский военачальник выглядит как шериф фермерского городка, перебежчица Таня (давайте для краткости будем называть ее Ларой) бегает с автоматическими пистолетами и валит в бою ушаночников как один наш бывший генсек секачей. В промежутках же между миссиями все это преисполнено небывалого восторга, показов полосатого флага крупным планом, задумчивых мин и сердечных поздравлений.

То ли дело наши. Что не персонаж, то Герой, Человек, Личность и все время с большой буквы. Дженерал Алекс Романофф (из тех самых Романоffых, кстати) - здоровяк и весельчак, в белом милицейском кителе с запонками в виде неизменных орудий пролетариата. Его друг Дженерал Владимир - вылитый донской казак, с косматой бородищей, махновским взглядом, целой планкой орденов и в галифе с лампасами. Ну и, конечно же, последний и главный герой - советник Юрий, который на самом деле никакой не советник, а как раз тот вечно живой самый человечный человек, учение которого правильно, потому что оно верно. Ну конечно же, дорогие мои, это наш Вольдемарильич (с вытатуированным на лбу нехорошим словом).


В пламени не плавилась, на фронтах прославилась

Конечно, многие несознательные личности, которые помимо источника исключительного эстетического удовольствия попытаются познать Red Alert 2 как обыкновенную RTS, ни в коей степени не будут разочарованы. Да и ваш покорный, признаться, весьма скептически относился в начале к подобный развлечениям, но, тем не менее, на одном дыхании прошел компанию за Red Army и, что греха таить, половину миссий за Союзников.

И вот какие из этого сделал выводы: союзники они, конечно, основательно вооружены, стартовый юнит у них, как минимум, втрое сильнее советского, но и в два раза дороже. (Выкрики в зале: "не дадим наших на поругание!", "долой Зергов!", "числом их, гадов, возьмем!") Ну-ну, спокойнее, товарищи, дело в том, что у разработчиков получился весьма любопытный геймплей со всяческими тактическими хитростями и уловками. Битвы в городах и поселках городского типа превращаются в несколько опопсевший Close Combat: пулеметные гнезда, осады укрепленных зданий, подрыв мостов и эстакад. А яро ненавидимые non-resources миссии строго выдержаны в стиле... Commandos, благо, тому способствуют всяческие снайперы, шпионы и подрывники. С советской же стороны прекрасно зарекомендовали себя ударные батальоны Tesla Troopers с шаровой молнией в походном вещмешке, а у союзников - летучие, в прямом и переносном смысле, отряды автоматчиков.

Ну и, естественно, более внушительные войска. Мамонты? Какие мамонты, вы что, мамонты - уже вчерашний день. Нынче в моде ракетные артиллерийские установки, неповоротливые морские дредноуты, бактериологический десант, боевые дельфины c ультразвуком и гигантские противокорабельные спруты. Только представьте: огромная туша захватывает своими щупальцами линкор и начинает раскачивать его в разные стороны, пока не потопит вместе со всеми самолетами и командой.

А как вы отнесетесь к ракете "Восток-1", напичканной ядерными боеголовками, или дирижаблю Kirov, который своей боевой раскраской дает сто очков вперед любому самому навороченному цеппелину из Crimson Skies? Это эликсир жизни, господа, самое расчудесное из чудес, когда не думается, а хочется.


Армия советская, армия моя!

Конечно еще можно было бы чрезвычайно долго рассказывать о всех прелестях старого нового движка, про больших, с любовью и старанием прорисованных солдатиках, о православных куполах на крыше War Factory или о многометровой статуе Воина-Освободителя на Soviet Barracks, но все лучше собственными глазами. Лучше сказать проще: несмотря на то, что на дворе уже ноябрь двухтысячного, а в разработке находится столько стратегических монстров, что становится как-то не по себе, Red Alert продолжает радовать нас всеми своими составляющими и лишний раз подтверждает главный коммунистический тезис о вторичности первичного и первичности... впрочем, лучше не надо так жестко...