Существует не много групп, оказавших серьезное влияние на формирование современного рок-н-ролла. С начала 70-х этот список можно ограничить тремя группами: Deep Purple, Led Zeppelin, Metallica Первые две команды дали серьезный толчок в развитии хард-рока, то Metallica начала новый этап в эволюции тяжелого звука. На первых этапах группа экспериментировала в стиле "power-metal", но постепенно звучание становилось все быстрее и интенсивнее. В результате четверка создала музыкальное направление, в то время именуемое журналистами, как "speed-metal". Но спустя всего год группа достигла совершенно нового музыкального уровня. Так зародился "thrash". С тех пор прошло более десяти лет, но , не смотря на мощную конкуренцию, Metallica не уступает лидерства в своей области.

Предыстория группы довольно скудная, не длинных списков предшествующих групп, не демо записей с другими людьми в ней нет.

Все началось с молодого человека по имени Ларс Ульрих, подавшего объявление в одну из местных Лос-Анжелесских газет ("The Recycler"). По иронии судьбы услугами этого же издания и в то же время воспользовался другой калифорнийский рок-музыкант Джеймс Алан Хэтфилд, в отличие от Ульриха, был уже опытным рокером. Свои занятия хард-роком он начал еще в конце 70-х в любительской группе "Obsession", где с огромным воодушевлением играл известные боевики "Led Zeppelin" и "Black Sabbath". Но настал момент, когда играть чужую музыку ему надоело, и он создает свой коллектив "Leather Charm", куда также входил басист Рон МакКовней. Этот коллектив был прототипом будущего монстра.

Хэтфилд пытался найти себе серьезных партнеров так как был не очень большим специалистом по части лидирующей гитары и кроме ударника ему требовался второй гитарист, который избавил бы его от необходимости играть сольные партии.

Объявление Ульриха вызвало у Хэтфилда большой интерес и вскоре молодые музыканты встретились в одном из гаражей немного "поджемовать" - Ульрих играл очень убедительно и Хэтфилд остался очень доволен. Костяк будущей группы был создан.

Пора было начинать действовать, но для начала следовало придумать новое название. Вариантов было несколько - "Blitzer", "Red Vette", "Grinder", но ни один из них не вызывал у партнеров достаточного энтузиазма. Выручил Рон Квинтана, друг Ульриха и издатель местной "металлической" газеты "Metal Mania". С начала он хотел назвать свое детище "Metallica", но передумал, а хорошая идея осталась.

Так было найдено название. Квинтана сделал пару публикаций про новую группу и дело пошло. Прежде всего следовало доукомплектовать состав. Место басиста "по наследству" получил Рон МакКовней, а вот с вторым гитаристом были проблемы.

Незадолго до этого Брайн Слэгель , еще один энтузиаст "металлического" дела, создал собственную независимую фирму грамзаписи "Metal Blade Records", где планировал выпускать сборники подающих надежды молодых американских групп. Сегодня эти сборники, получившие название "Metal Massacre", довольно известны. Слэгель издавал независимый журнал "New Heavy Metal Revlew" и был в курсе происходящих в Лос-Анджелесе дел. Он предложил Ульриху принять участие в первом сборнике.

А пока Ульрих с Хэтфилдом работали вдвоем: первый играл на ударных, а второй - исполнял партии ритм-гитары, бас-партии и еще пел голосом, очень похожим на голос Оззи Осборна. Ребята использовал для своих первых записей обыкновенный четырехдорожечный магнитофон.

Для первой демонстрационной ленты Ульрих и Хэтфилд написали один собственный номер - "Hit the lights" и выбрали две ковер-версии своих любимых британских групп: "Killing Time" группы "Sureet Savage" и "Let it Loose" группы "Savage". Сольные партии на ленте согласился наиграть гитарист Ллойд Грэнд. Сразу же после записи он ушел и позднее появился со своей собственной командой "Defcon".

Брайн Слэгель включил номер "Hit the lights" в свой первый сборник, в котором также приняли участие такие известные группы, как "Ratt" и "Steeler" (с Ингви Мальмстином). Ушедшего Грэнда заменил некий Майк, но через неделю его выгнали по причине профнепригодности. Пришлось снова обращаться к газетам. Как-то пролистывая очередной номер Хэтфилд наткнулся на объявление своего старого приятеля Дэйва Мустэйн. Таким образом, к февралю 1982 года состав группы был полностью укомплектован.

Пока альбом не вышел, Мустэйн успел дописать на песню группы свою гитарную партию. Одновременно участники команды начинают активно выступать в небольших лос-анжелесских клубах. Основную часть репертуара составляли песни британских групп: "Diamond Head", "Motorhead", "Savage".

Metallica быстро набирала обороты - ее взяли первым актом для своего концерта ребята из модных тогда "Saxon". К сожалению Калифорния сходила с ума от "глэм-рока" и на молодых, но очень тяжелых, рокеров особого внимания не обращали.

В апреле Metallica снова засела в свою импровизированную студию, чтобы записать свое классическое демо "No Life Till Leather". Летом Рон Квинтана отправил ленту в адрес голландского журнала "Aardschock". Там лента пришлась по душе, и журнал посвятил мало кому известной группе одну из своих публикаций. Заинтересованные этой статьей, фирмы грамзаписи стали наперебой предлагать свои услуги, но музыканты не торопились - большинство из фирм принадлежали к так называемому "независимому" течению и не могли обеспечить распространение своей продукции по всей территории Америки и в Европе. Такая тактика оказалась правильной и Metallica не прогадала.

Ориентируясь на "новую волну" британского тяжелого рока, Ульрих и Хэтфилд приняли решение расширять свой состав и играть в две гитары. Так на одном из концертов вместе с группой на сцену вышел гитарист. Но этот альянс оказался не очень прочным, между Уорнером и Мустэйном начались постоянные ссоры из-за сольных партий . В итоге Уорнер на все плюнул и ушел. До недавнего времени он играл в успешной американской группе "Black'n'Blue".

В августе 1982 года Хэтфилд и Ульрих попали в модный тогда клуб "Whiskey A Go-Go", где выступала интересная группа "Trauma", в состав которой входил басист Клифф Бертон. Он произвел на ребят неизгладимое впечатление, и они решили пригласить его в свой состав, Бертон неожиданно согласился. Но по приходу он выдвинул и свое условие - переехать из переполненного глэмстерами Лос-Анджелеса в более спокойный и тихий Сан-Франциско. Это предложение также было принято.

Последний концерт со старым басистом прошел 30 ноября 1982 года. После этого Рон МакКовней пытался пробиться с группой "Phantasm", но без особого успеха.

В январе 1983 года Metallica переехала в Сан-Франциско. Денег у музыкантов не было и они поселились в доме своего менеджера. Более взрослый Клифф настроил юных металлистов на серьезный лад и следующие шесть недель Metallica упорно работала над созданием своего репертуара, так как играть дальше чужую музыку не было смысла. В тоже самое время ребятам позвонил менеджер Джонни Зазула(Зи) и предложил им организовать несколько концертов на Восточном побережье.

В феврале две вещи из создаваемого репертуара были записаны и разосланы в качестве демо лент; речь идет о "No Remorse" и "Whiplash". А 5 марта Metallica дала свой первый концерт в обновленном составе. Между тем люди, приставленные к группе Джонни Зи, успешно работали и вскоре было спланировано первое большое американское турне, протяженностью более пяти тысяч километров, в ходе которого Metallica открывала концерты перед такими монстрами 80-х, как "Venom", "Rods", "Vandenberg". Сам же Джонни Зи пытался пробить для группы солидный контракт, но это ему не удавалось и тогда, чтобы соблюсти интересы всех (и коллектива и свои), он решился создать собственную фирму грамзаписи "Megaforce Records", которая и взяла группу под контракт.

Все шло своим чередом, но внезапно начались серьезные проблемы с Мустэйном, который чересчур стал злоупотреблять крепкими алкогольными напитками. На концертах в Нью-Йорке Мустэйн окончательно вышел из-под контроля и это переполнило чашу терпения остальных музыкантов. Они переговорили с Джонни Зи и Мустэйн остался без работы. Он не стал особенно переживать по этому поводу, собрал свои вещи и ранним утром на автобусе отправился домой в Сан-Франциско, где немного позже создал свою группу "Megadeth", ставшую не менее популярной.

Казалось, что оставшись без лидер-гитариста, Metallica застопорит свое движение, но, к счастью, проблема решилась очень быстро. Роуд-менджер группы принес музыкантам демо-ленту гитариста из конкурирующей группы "Exodus" по имени Кирк Хаммет. Гитарист действительно был потрясающий группа единогласно одобрила выбор.

Хаммета срочно вызвали на прослушивание и некоторое время спустя он уже был в дороге с группой - после нескольких концертов Хаммет был окончательно принят в состав. Metallica прокатилась по штатам Массачусетс, Нью-Джерси и Нью-Йорк и вернулась в Сан-Франциско, где 10 мая приступила к записи своего дебютного альбома, в который вошли вещи из трех первых демо-лент группы.

Запись продолжалась до 27 мая и потом около месяца группа отдыхала, пока Джонни Зи решал вопросы связанные с выходом дебютного альбома. Лишь в июле диск "Kill'Em All" появился в продаже и тут же был переиздан фирмой "Music For Nations" в Англии и фирмой "Roadrunner" в Европе. Реакция публики была восторженной - новое звучание пришлось многочисленным поклонникам тяжелого рока по душе. Журнал "Аардшок", сыгравший важную роль в истории группы, пригласил коллектив выступить на организуемом им одноименном металлическом фестивале. К этому моменту Джонни Зи подготовил первое масштабное турне групп, работающих с независимыми фирмами. Metallica и "Raven" должны были дать тридцать концертов под общим девизом "Kill'Em For One". Турне началось в июле и продолжилось в августе и сентябре.

Однако новые музыкальные идеи намертво захватили все внимание участников группы. Уже осенью 1983 года музыканты подготовили новый репертуар, для второго альбома, очень качественно отличавшийся от предыдущих работ группы. По сути дела это был революционный материал, первый трэшевый диск. Причем, в данном случае имеется в виду не столько первенство в открытии стиля, сколько то обстоятельство, что музыка получилась действительно "классического" уровня.

Джонни Зи продолжал форсировать события и в декабре снова зарядил группу в турне по Восточному побережью. После этого отдельные концерты в крупных городах Америки перемежались с подготовительной работой над вторым альбомом.

Между тем в Европе, где широко разрекламированная британскими журналистами "Вторая Волна Британского Хэви-метал" успешно провалилась, не оставив после себя ни одной значительной группы, акции "Металлики" резко пошли вверх. Группа переросла свой культовый статус.

"Venom", памятуя о совместных американских концертах, в свете последних событий рискнули пригласить "Металлику" на свое европейское турне. Маршрут проходил по Швейцарии, Западной Германии, Бельгии и Голландии. В Голландии, кроме концертов турне, состоялось и выступление на фестивале журнала "Аардшок". Пятитысячная аудитория "истинных металистов" была покорена после первых же нескольких аккордов. Этот фрагмент из биографии группы сыграл немаловажную роль в ее дальнейшем становлении. Благодаря триумфальному выступлению на фестивале материалы о группе были помещены практически во всех специализированных музыкальных журналах, и это послужило молодому коллективу потрясающей рекламой.

Фирма грамзаписи, курировавшая группу, решила не упускать момента и попытаться, как это принято в большом шоу-бизнесе при серьезном успехе, еще раз подать поклонникам старый материал в виде концертных записей. Был выпущен ставший ныне уже легендарным EP "Jump in The Fire", куда вошли два номера в живом исполнении. Но на самом деле, чтобы избежать ненужных трат, фирма записала группу в студийных условиях, ну а публика... "наложили" сверху.

Неожиданно для музыкантов они столкнулись еще с одной серьезной проблемой - Джеймс Хэтфилд, как вокалист был не очень силен и поэтому по его предложению было решено искать свободного вокалиста. Сам Хэтфилд в таком случае предпочел бы ограничиться ритмической гитарой.

Все эти проблемы, однако, не помешали группе с огромным успехом завершить свое европейское турне. Но, вернувшись в Калифорнию, ребята приступили к поискам. Первым и самым ценным кандидатом оказался Джон Буш, который в то время (да и сейчас) являлся членом другой калифорнийской группы "Armored Saint". Но Джон не решился на этот шаг, ибо его собственный коллектив незадолго до этого подписал контракт с крупной "официальной" фирмой "Крисэлис", и смешно было бросать такие достижения ради имеющей "независимый" контракт "Металлики". Однако, музыканты группы не так скоро сдались и еще довольно продолжительное время пытались переманить Джона в свой состав, но безуспешно.

Пока шли все эти переговоры, группа продолжала активно работать и через некоторое время стало очевидно, что Джеймсу Хэтфилду удалось выработать свой собственный стиль вокального исполнения и именно он во многом определяет звучание "Металлики". По-этому было решено прекратить поиски свободного вокалиста и сосредоточиться на дальнейшей работе. Так проблема с вокалом решилась сама собой еще неизвестно, как бы сложилась судьба группы, не решись Хэтфилд на этот шаг.

Таким образом можно было приступать к записи второго альбома, в который, в отличие от первого, преимущественно планировалось включить новый материал.

Запись началась в Копенгагене, в известной ныне студии звукозаписи "Sweet Silence", а руководил работой неизменный продюсер группы Флемминг Расмуссен. Музыканты серьезно взялись за работу, но довести ее до конца в этот раз не удалось. Британская фирма "Music For Nations" срочно вызвала коллектив в Англию, чтобы принять участие в большом британском турне совместно с группами "Rods" и "Exciter", проходившем под общим лозунгом "Hell On Earth". Но, как выяснилось, группу побеспокоили напрасно - билеты на турне продавались не очень активно и в результате фирма была вынуждена отменить все концерты.

Пока Metallica выясняла, будут британские концерты или нет, копенгагенская студия была занята другими исполнителями, и срочно пришлось заполнять образовавшийся пробел. Менеджеры мгновенно подсуетились и в течение месячного перерыва группа была заангажирована на два концерта в престижном лондонском клубе "Marque", билеты на которые разошлись практически мгновенно. Своеобразная компенсация за отмененное турне.

В апреле Metallica смогла снова вернуться в Данию и продолжить работу над записью второго альбома. Вопреки запланированному расписанию, эта работа затянулась дольше, чем предполагалось изначально - это неудивительно, так как вид музыки, которую записывала "Metallica", по большому счету еще не практиковался и при записи подобной продукции возникало немало неожиданных проблем.

Перед тем как выбросить на рынок второй виниловый продукт "Металлики", фирма решила поддержать репутацию группы новой серией европейских концертов, сыгравших в последствии важную роль в истории группы. Для начала группу "Пристегнули" на три концерта к "Twisted Sister". Эти несколько голландских концертов дали свой результат - зашевелились крупные фирмы грамзаписи - в частности, фирма "Bronze", находившаяся тогда на грани финансового краха, вела очень активные переговоры, пытаясь с помощью "Металлики" поправить свои дела.

Поворотным моментом этого периода стало выступление на фестивале в городке Поперннге в июне 1984 года, где кроме четверки работало еще несколько известных команд. Успех "Металлики" был столь ошеломительным, что фирма приняла решение выпустить из записанного материала двойной альбом. В прессу проникло сообщение о том, что подобная акция готовится, но сами музыканты засомневались в целесообразности такого хода, и проект был отменен, не успев реализоваться.

Однако фирма решила извлечь хоть какую-то ползу из записанного двойного альбома, и пленка с этой записью отправилась в Америку, где ее проиграли нескольким людям, занимающим ключевые позиции в мире рока. Среди этих людей был менеджер дуэт Питер Меш и Клифф Бернстайн, более известный как менеджмент "O-Prime", под покровительством которого находятся такие группы, как "AC/DC", "Scorpions", "Def Leppard" и другие. Лента произвела на Менша и Бернстайна отличное впечатление, и Metallica немедленно была взята под контракт, что само по себе уже означало прорыв в мир большого шоу-бизнеса.

Люди, взявшие "Металлику" под свою опеку, знали дело как нельзя лучше - вскоре группа была отдана под контракт фирме "Электра", и это был самый оптимальный вариант, как по оплате, так и по рекламе.

В августе группа отправилась в Париж, где с триумфом выступила на фестивале "Breaking Sound". Весь 1984 год музыканты практически провели в Европе и лишь в июне дала несколько концертов в США, в Сан-Франциско.

В ноябре стартовало собственное турне "Металлики" по Европе. Первый концерт дали в Париже - сопровождающим составом были ребята из группы "Tank" (герои Первой Волны Британского Тяжелого Рока). Это турне было не плохим достижением для группы образовавшейся два года назад.

Чтобы поддержать концерты, фирма "Music For Nations" выбросила на рынок макси-сингл "Creeping Death", куда кроме этой классической композиции вошло еще два номера других коллективов, от которых "тащился" в свое время юный Ульрих. Это были песни "Diamond Head" - "Am I Evil" и "Blitzkrieg" - "Blitzkrieg". К удивлению компании, макси-сингл по продаже не уступил второму альбому и вскоре число реализованных пластинок достигло стотысячного рубежа!

По окончании турне Metallica отправилась на кратковременный отдых, чтобы в январе отправиться в поездку по Америке длительностью в три с половиной месяца.

Турне состояло из двух больших частей - в первой Metallica поделила "хэдлайн" с группой "WASP", а в качестве сопровождающего акта взяли "Armored Saint" (вот когда Джон Буш имел прекрасную возможность пожалеть, что в свое время не принял предложение Ульриха и компании). Во второй части Metallica сопровождала "Iron Maiden", и это помогло группе донести свою музыку до большего количества фэнов, нежели обычно.

Удача окончательно повернулась к группе лицом - уже в августе ребята выступили перед 70-тысячной аудиторией - после этого продажа альбомов группы в Великобритании удвоилась. Две недели спустя квартет уже играл на калифорнийском фестивале "Day On Green" (аудитория - 90.000 человек). И завершилась эта фестивальная эпопея 14 сентября в немецком городке Лореляй на мероприятии, организованном редакцией журнала "Метал Хаммер".

Тогда же, в августе, в Копенгагене началась работа над третьим альбомом. Как только запись диска была закончена, Ульрих поехал в Европу готовить рекламную компанию в прессе, а Бертон дал несколько концертов в американских клубах со своей любительской группой "Spastic Children".

Альбом "Master Of Puppets" увидел свет в феврале 1986 года. Альбом был сильным и оценивать его можно по-разному. Оззи Осборн взял ребят с собой в турне и пока длилась эта поездка, пластинка достигла "золотого" статуса - впервые в трэшевой практике. После этого настала очередь Европы, сопровождать группу был выбран "Antrax".

В этот момент уверенный ход группы был прерван внезапной трагедией. После концерта 26 сентября в Стокгольме группа переезжала в Копенгаген и (по официальной версии полиции) водитель автобуса заснул, и в результате автобус свалился кювет, в нем находился почти весь персонал группы. Все остались целы и отделались небольшими ушибами. Все, кроме Клиффа Бертона, которому эта авария стоила жизни...

Сообщение об этом происшествии вызвало шок в среде поклонников хэви-метал. Metallica отменила все дальнейшие концерты и вернулась в Америку, чтобы оправиться от пережитого потрясения.

Было неизвестно - будет ли группа продолжать работать дальше. Клифф был ее важной составляющей и многому научил остальных музыкантов, так как был старше остальных и имел больший сценический опыт. Metallica долго переживала потерю бас-гитариста, но боль утихла и оставшиеся трое ребят решили, что надо продолжать начатое дело и приступили к прослушиванию кандидатов. Первоначально в группу планировался Вилли Лэндж из "Lanz Rockit", но он отказался и пришлось продолжать поиски. Из многих басистов, предложивших свои услуги, был выбран Джейсон Ньюстед из калифорнийского состава "Flotsam & Jatsam".

Первый концерт с Ньюстедом состоялся 8 ноября в Лос-Анджелесе, после этого дали пять концертов в Японии и лишь затем началось большое канадско-американское турне. Новый басист прекрасно слился с коллективом, а его манера игры придала звучанию "Металлики" дополнительной жесткости и упругости.

Первым релизом обновленного состава стал мини альбом "The 5,98 EP Garage Days Re-Revisited", одновременно "Электра" переиздала дебютный альбом группы.

Памяти своего погибшего басиста группа посвятила свое первое видео, названное "Cliff ' Am All" - из принципиальных соображений Metallica не прибегала к помощи видео клипов и в этот раз не отошли от своей позиции в этом вопросе. В кассету вошли отрывки "подпольных" видеозаписей концертов и просто "тусовочных" съемок группы.

В мае - августе 1988 года Metallica приняла участие в ряде турне в Америке и фестивалей в Европе. Одновременно шла запись нового альбома, который вышел позднее в том же году и назывался "...And Justice For All". Альбом получился двойной, но, как ни странно, это не помешало ему стать бестселлером во всем мире. Диск продемонстрировал миру новую "Металлику" - более спокойную, интеллигентную и сложную. К песне "One" был снят первый профессиональный клип, и он имел огромный успех. Его популярность достигла таких размеров, что в Японии был выпущен мини альбом с таким же названием, куда вошли резные версии этой песни.