King Crimson




Фотографии

King Crimson. "Червонный Король". Страна: Великобритания.
Стиль: Classic Art-rock с элементами Прог-метала, Джаз-фьюжна и авангарда.

Состав исходный: Robert Fripp (guitars, keyboards), Greg Lake (vocals, bass), Ian McDonald (keyboards, winds), Michael Giles (drums).

Изменения состава: После первого альбома покидает группу МакДональд (позднее в Foreigner). Лэйк записал вокальные партии ко второму диску, но когда пришла пора записывать ритм-секцию с басом, его увели Эмерсон и Палмер в ELP. Таким образом, второй состав King Crimson выглядит следующим образом: Фрипп, М. Джилз, Лэйк (vocals), брат Майкла - Peter Giles (bass), Keith Tippet (keyboards), Mel Collins (winds).

На третьем альбоме братьев Джилзов уже нет (позже барабанщик Майкл будет работать в "штате" экс-гитариста Genesis - Anthony Phillips). Новые музыканты: Gordon Haskell (vocals, bass), Andy McCulloch (drums). Оба новичка "соскакивают" сразу после выхода "Lizard". Их сменяют: Boz Burrell (bass, vocals, позднее Bad Company), Ian Wallace (drums, также Humble Pie).

1973 год: уходит Мел Коллинз. Состав стабилизируется. Три последующих диска записывают: Фрипп, John Wetton (bass, vocals, также Uriah Heep, UK и многие другие), Bill Bruford (drums, также Yes, solo и другие), David Cross (cello), а на альбоме "Red" возвратился Mel Collins (winds, Camel, Alan Parsons Project).

В конце 1975 года группа распадается. Фрипп работает соло и с другими исполнителями.

1981 год: Фрипп и Брафорд возрождают группу при помощи Adrian Belew (guitars, vocals, ex-David Bowie) и Tony Levin (bass, также A.B.W.H. (см. Yes), Yes-91, Pink Floyd-87 и другие). Этот состав записывает три альбома, после чего Фрипп, Брафорд и Белью возвращаются к сольной деятельности.

1993 год: "преддверием" в третий раз возрожденного King Crimson является проект Fripp and Sylvian в составе: Robert Fripp (guitars), David Sylvian (guitars, vocals, ex-Japan), Trey Gunn (bass), David Bottrill (keyboards), Jerry Marotta (drums, сольные диски Фриппа).

1994 год: Фрипп и Ганн с Дэвидом Боттриллом в качестве продюсера из предыдущего проекта возрождают King Crimson, куда возвращаются Тони Левин, Адриан Белью и Билл Брафорд из состава 1981-84 гг. Также принимается ударник Pat Mastelotto. Таким образом, в King Crimson из 6 человек - 2 басиста и 2 ударника. Так они нынче и работают: Robert Fripp (guitars, keyboards), Adrian Belew (guitars, vocals), Tony Levin (bass), Trey Gunn (bass), Bill Bruford (drums), Pat Mastelotto (drums).

Реинкарнация King Crimson происходила еще дважды после раскола 1975 года, и оба раза музыка ансамбля являла собой нечто новое, неожиданное и неповторимое.

Начиналось же все Фриппом в компании с братьями Майклом и Питером Джилзами в 1968 году после выхода их первого совместного альбома. К моменту выхода дебютного диска группы артовые программы были уже на счету хронологических пионеров полноценного прогрессива Pink Floyd (психоделически-блюзового направления), Van Der Graaf и Genesis, открывших дорогу традиционному современному арт-року с массивным, разнообразным и драматическим вокалом. "Червонный Король" Фрипп первым вышел на сближение арт-рока и так называемого авангарда, когда конкретная мелодическая структура музыки не сохраняется, а заменяется вольной импровизацией каждого инструмента. Элементы авангардистского характера встречаются в каждом кримсоновском альбоме (порой они представлены некоей мистической пустотой с едва уловимыми призвуками), им отводится до 10-15 процентов общего времени. Остальное - это типичный британский арт/прогрессив на базе сонатной классики, но без ее выраженного проявления, как, к примеру, у ELP. Таковым был первый альбом.

На втором диске музыка приближается к собственно классике наиболее близко из всех программ ансамбля. Достигалось это за счет активного использования Фриппом меллотрона - клавишного инструмента, очень доподлинно воспроизводившего скрипично-оркестровые звуки (даже самые современные синтезаторы не позволяют добиться такой похожести).

На одном из лучших ранних альбомов группы, наряду с дебютным и "Red", под названием "Ящерица" (1970-II), усилилось влияние Мела Коллинза. Фрипп больше стал обращаться к гитарной акустике, в сочетании с которой вовсю импровизировал саксофонист. Характерной особенностью всего творчества King Crimson стало обязательное исполнение инструментальной вещи, "открывающей" каждую программу, в очень тяжелом, почти doom-металлическом ключе.

Очередной диск "Острова" стилистически оказался близок к предыдущему, но здесь многовато заимствований у Beatles, в дальнейшем у Фриппа не встречавшихся.

Обновленный и стабилизировавшийся в 1973 году состав издал три альбома, благодаря своеобразному вокалу и концептуальной лирике Джона Уэттона получившие эпический заряд. Очень заумный, но и глубокий "Larks' tongues in aspic", представил несколько измененное звучание группы. Здесь впервые представлены обильные скрипичные аранжировки. Очередной диск (1974-I) повторил концепцию предыдущего, зато диск "Red" стал едва ли не лучшим проектом Фриппа вообще. Пять длинных эпических вещей с прекрасными аранжировками в русле классического арта (за исключением одной - четвертой, уже по традиции выделенной из общего контекста хаотически-авангардным саундом) и прекрасными саксофонными соло вернувшегося Мела Коллинза, оставили наилучшие впечатления. И тут совершенно непредсказуемо, что вполне в духе Фриппа, группа распалась, чтобы столь же неожиданно вновь объявиться в начале 80-х. торое явление кримсонов народу представило совершенно новое звучание, лишь очень отдаленно соприкасавшееся с ранними проектами. Акцент на оригинальное гитарное звукоизвлечение (клич слона в одноименной вещи и многое другое), скоростные сольные пассажи, вообще упор на гитарное звучание теперь характеризовал King Crimson как причудливую единицу хард-н-артового прогрессива, но напомним, что музыка не имела никаких, даже отдаленных аналогий с привычными течениями жанра. В отдельных композициях появились элементы индустриальной музыки, а совершенно уникальные вокальные импровизации по сути безголосого Белью стали одним из чудес рок-музыки. Реинкарнация King Crimson и появление Marillion (см.) стали главными вехами арт-рокового движения в 80-е.

Когда на рынке появились два альбома проекта Fripp & Sylvian, у меломанов появилось отчетливое предчувствие второй реинкарнации King Crimson. Звучание этого альянса почти полностью воспроизводило атмосферу музыки кримсонов в 80-е годы, а огромный коммерческий и творческий успех детищ сего проекта предопределил очередное возрождение легенды авангардного арт-рока. Классический состав образца 80-х плюс еще два музыканта, впрочем, выдал под оригинальным именем снова новое звучание. Диск 1994 года "Vroom" характеризует тяжеленное металлическое звучание с выраженными индустриальными настроениями. Иные поклонники самого раннего King Crimson ничего не поняли и едва выдерживали до конца весь этот гипнотический молотоподобный грохот сталелитейного завода. Фрипп, похоже, всю жизнь преследует цель ошарашивать своих поклонников непредсказуемыми нововведениями. Впрочем, в конце альбома звучит совершенно неожиданная удивительной красоты баллада. Это была дверь в новый мир King Crimson. И когда западная пресса говорит о Фриппе как об экстрасенсе, "общающемся с инопланетянами", порой возникает готовность в это поверить.

Альбом 1995 года, из-за включения в его репертуар нескольких обработок из прошлогоднего диска, получился чересчур длинным по времени звучания. Так было задумано, спорить трудно, но если отбросить эти обработки, как раз получается полноценная новая программа в привычных 40-минутных границах. Причудливое смешение стилей всех трех творческих периодов группы, примерно равное количество "мягкого" индастриэла и великолепных баллад сделали этот альбом превосходным подарком искушенным меломанам, а в дискографии ансамбля появился очередной алмаз.

Самым странным же (и, пожалуй, самым слабым) выглядит сегодня целиком инструментальный проект группы 1996 года: программа более напоминает сольные работы Фриппа позднего периода (1991 и др.), только "обогащенные" присутствием полоноценного инструментария Группы.

С момента создания в 1993 году Фриппом сотоварищи собственной компании "Discipline Records", под ее "флагом" до сих пор выходили только многочисленные соло-альбомы нынешних участников ансамбля, а также не менее многочисленные сборники и концерты собственно King Crimson. Для поклонников группы наибольший интерес сегодня могут представлять, пожалуй, лишь работы Трэя Ганна: при достаточной оригинальности они, все же, наиболее близки стилистически позднейшему периоду основной группы. Первый (с женским вокалом) - более психоделический: Ганн показывает себя настоящим "колдуном" бас-гитары, отыграв на этом инструменте почти ВСЕ (кроме ударных) игровые партии посредством использования через МИДИ гитары, клавишных и др. Второй - более игровой, прогрессивный, с "полновесным" составом.

Что касается проектов Роберта Фриппа, то всего лишь два альбома (сольный 1979 года и с Дэвидом Сильвианом 1993-го) соответствуют понятию того, что мы подразумеваем под "классическим" прогрессивом. Записанные, в том числе с участниками King Crimson, эти программы наиболее стилистически и качественно близки к соответсвующим периодам основной группы. Прочая продукция Фриппа по-своему также интересна, но эти альбомы представляют собой, большей частью, серию бесконечных экспериментов (Frippertronics, Soundscapes - новые формы саунда, звукоизвлечения, едва ли более того), либо набор виртуозных, но только гитарных "фирменных" Фрипповских импровизаций.

Совершенно иначе выглядит проект скрипача Дэвида Кросса, основного соавтора Фриппа в годы расцвета (1973-1974). Сегодня этот коллектив по всем статьям переигрывает даже современную продукцию King Crimson, и едва ли особо уступает и лучшим альбомам группы. Если первый диск возвратившегося в мир рок-н-ролла лишь спустя почти 15 лет Кросса целиком инструментальный, то все последующие - полновесные шедевры современного Арт-рока с весьма оригинальным почерком, отличающимся сочетанием традиционных арт-форм с выраженными "атаками" прог-металлического характера. Причем, в составе 1997 года собрались бывшие и современные участники King Crimson (Fripp, Wetton, а 2 вещи из 4-х вокальных спел старый приятель Фриппа Hammill). Настоятельнейшие рекомендации.

Адриан Белью продолжает сочинять в привычной для себя манере слегка "опопсованного" саунда Кримсонов 80-х. А последний пока его альбом также гитарно-акустический и целиком инструментальный, как и большинство работ его шефа, но в данном случае мелодическая линия выражена, что более сближает эту продукцию с подобными у Стива Хэккетта. Билл Брафорд, у которого лишь самый первый сольник более расположен к Арт-року (с женским вокалом), в дальнейшем не расстается со столь любимым им типичным Джаз-фьюжном, порой очень высокого качества. Тони Левин, открывший в первой половине 90-х собственный лэйбл "Papa Bear", тем не менее, большую часть своего творческого времени проводит "на стороне" (исключая совместную джаз-роковую программу с Брафордом), в частности у Magna Carta Records, выпустившей уже два солидных проекта при его непосредственном участии (об одном из которых см. в материале о Dream Theater - Liquid Tension Experiment).

Дискография:
1969 - "In the court of the Crimson King"
1970 - "In the wake of Poseidon"
1970 - "Lizard"
1971 - "Islands"
1973 - "Larks' tongues in aspic"
1974 - "Starless and Bible black"
1974 - "Red"
1981 - "Discipline"
1982 - "Beat"
1984 - "Three of a perfect pair"
1995 - "Thrak"
1996 - "Thrakattak"
(4 первых диска вышли на ISLAND Records, остальные - до 1984 года включительно - на филиале POLYGRAM - EG Records, а последние - под эгидой компании VIRGIN Records, как дистрибьютора, но на собственной новой фирме DISCIPLINE Records)

Дискография Fripp & Sylvian:
1993 - "The first day" (2LP=1CD)
1993 - "Darshan"

Дискография Robert Fripp-solo:
1979 - "Exposure"
1980 - "God save the Queen under heavy manners"
1981 - "Let the power fall"
1991 - "The craft of the guitar" (Laser Video only!)
1994 - "1999 Soundscapes"
1995 - "A blessing of tears"
1996 - "Radiophonics"
1996 - "That which passes"
1997 - "November suite"
1997 - "The gates of Paradise"

Robert Fripp as Guitar Craft:
1986 - "Live"
1988 - "Get crafty"
1990 - "Live-2"
1991 - "Show of hands"
1993 - "The bridge between"
1995 - "Intergalactic boogie express"

Robert Fripp's collaborations:

Giles, Giles & Fripp -
1968 - "The cheerful of insanity"

With B. Eno of Roxy Music -
1972 - "No pussyfooting"
1975 - "Evening star"

As The League Of Gentlemen -
1981 - "The League Of Gentlemen"
1985 - "God save the King"

"Thrang thrang gozinbulx" With A.Summers of Kevin Ayer's Band -
1982 - "I advance masked"
1984 - "Bewitched"

With his wife Toyah -
"The lady or the tyger"-1986

As Sunday All Over The World -
1990 - "Kneeling at the shrine"

With D. Sylvian -
1993 - "The first day"
1994 - "Damage"
(EG, VIRGIN, DISCIPLINE Records)

Дискография David Cross:
1988 - "Memos from Purgatory"
1992 - "The big picture"
1994 - "Testing to destruction"
1997 - "Exiles"
(INSIDE OUT, RED HOT Records)

Дискография Adrian Belew:
1982 - "Lone rhino"
1984 - "Twang bar King"
1986 - "Desire caught by the tale"
1989 - "Mr.Music Head"
1990 - "Young lions"
1992 - "Inner revolution"
1996
1998 - "Belewprints"
(POLYGRAM, DISCIPLINE Records)

Дискография Bruford:
1977 - "Fells good to me"
1979 - "One of a kind"
1980 - "Gradually going tornado"
1985 - "Flags" (with P.Moraz of Yes)
1986 - "Earthworks"
1989 - "Dig"
1991 - "All heaven broke loose"
1997 - "If summer had it ghosts"
1998 - "Upper extrmities" (with T.Levin)
(EG, DISCIPLINE Records)

Дискография Tony Levin:
1997 - "Black light syndrome" (with T. Bozzio of UK & Steve Stevens, solo)
(MAGNA CARTA Records) и др.

Дискография Trey Gunn-solo:
1993 - "1000 years" (with female vocals)
1996 - "The third star" (unvocals)
(DISCIPLINE Records)

Последние изменения внесены: 06.05.1999