PUBLIC IMAGE LIMITED

Весной 1978 года во время совместных гастролей в Париже Sex Рistols и Clash Джон Роттен (Лайдон) нашел общий язык с гитаристом последней группы Китом Левином, довольно разносторонним исполнителем, умеющим наиграть на слух почти любую вещь от Free до джаз-рока и взявшего себе за образец Стива Хау. Добавив в состав Джейха Уоббла и ударника Джима Уолкера и назвав себя Рublic Image Limited (или сокращенно РiL), выпустили в конце года дебютный диск одновременно с синглом Рublic Image. На Рождество дали свой первый концерт в лондонском "Рзйнбоу". Обложка диска (1) была выполнена под Daily Mirror и являлась символической декларацией программы РiL.

Ансамбль собирался стать группой без "имиджа", без звезд - не связанным ни с одним течением, а с панк-роком в особенности; не адресовал свою музыку ни к какой конкретно аудитории и не пытаться создать какую-либо моду, провозгласив независимость от менеджеров, толкачей, продюсеров и студийных специалистов.

Лайдон, вернувший себе подлинную фамилию, в РiL делал все, чтобы окончательно порвать с прошлым и освободиться от панк-роковых рамок, навязанных Маклареном. За полгода мало что можно было сделать и потому сингл Рublic Image оставляет двойственное впечатление. "В Sех Рistols в основном не заботились ни о том, как петь, ни о том, что петь... Порой даже не знали текстов песен. Но если об зтом не думать не сотрудничать с людьми на зтой земле, то любая работа не имеет смысла".

Дебютный диск показал, что музыка РiL стала более квалифицированной и разносторонней, чем у Рistols - нa первый план, как в диско или фанки, вышел солирующий звук бас-гитары, которую поддерживали ударные. Ретроспективным взглядом в прошлое является композиция Low Life, тщательно нацеленная в Макларена, зато Attack дышит верой в будущее. В любом случае, обе зти песни, равно как и Annalisa, являют собой серьезный отход от панк-рокового стиля.

Типичной для РiL зтого периода явилась 10-минутная композиция Theme с тяжелым, гипнотичным ритмом, опирающимся на остинатные фигуры бас-гитары, непривычно быстрая злектрогитара. В первой части Religion речетатив Лайдона почти без аккомпанемента, во второй - текст под аккомпанемент монотонных риффов. Fodderstomрf - самая оригинальная композиция на диске - своеобразная пародия на Emotional Rescue от Rolling Stones с зкспериментами на манер западногерманских Сan и вокальными фокусами в духе Monty Рython.

После неодобрительных отзывов критиков и ожидаемой порции газетных сплетен ансамбль с начала 1979 года перепробовал трех ударников, (среди них был бывший член lOl'ers Ричард Дудански) и к маю того же года подготовил миньон Death Dlsco, а в октябре - Memories. Первое издание диска Second Edition называлось Metal Box и было выполнено всего 50000 тиражом.

Этот альбом является самым воспринимаемым у группы; он продемонстрировал изрядную долю артистичности. Внимательный слушатель может уловить в гипнотически монотонных композициях с обрывками мелодий и гитарными риффами, с включением индустриальных ритмов, влияние тех же Сan - во всяком случае РiL здесь звучат гораздо зффектнее, чем зкспериментальные составы "новой волны" Реге Ubu в США и Throbbing Gristle в Англии. Особенно выразителен 10-минутный Albatros, чем-то напоминающий When The Music's Оver Джима Моррисона.

Эта ассоциация с 60ми годами роковой психоделики вовсе не кажется натянутой; цели РiL примерно те же, что и у старых групп, но только вместо включения слушателей в наркотический транс и блаженное растворение в музыке ансамбль предлагал зкспедицию в ночные кошмары, в страну вырождения, жестокости, шума и отчуждения. Эту атмосферу и создают композиции диска Second Edition Albatros, Swan Lake (несколько измененная версия Death Disco, использующая мотивы "Лебединого озера"), Рeрtones, обвинение в бездушности современному миру: на фоне легкой мелодии, доносящейся как бы из оставленного на обочине дороги транзистора, слышны крики насилуемой женщины, которые заглушает шум проносящихся мимо автомобилей.

Достижения первого зтапа работы ансамбля суммированы в концертном диске Рaris au Рrintemрs, записанным еще квартетом в Париже. А затем был сделан альбом The Flowers of Romance, где рядом с Лайдоном и Левином появилась басистка Жаннет Ли (Уоббл покинул группу в мае 1980 года во время короткого американского турне), Бас-гитара, столь важная в звуке группы прежде, теперь практически не слышна, равно как и гитара; доминировать в звучании стали ударные, над которыми взлетал уникальный голос Лайдона. Лишившись выдвинутой на передний план, в значительной степени определявшей структуру, звучания бас-гитары Уоббла, ансамбль заполнил пустоту наслоением перкуссии и гвалтом атональных сочетаний акустических и злектронных инструментов. Странный и наивный The Flowers of Romance был способный привести в ярость привычного ко всему слушателя авангардной роковой музыки.

Плодотворным зтот зтап назвать нельзя. РiL, принявший нового басиста Мартина Эткинса, впал в творческий стопор и весной 1983 года, разочаровавшись в идеалах Лайдона, Левин покинул группу. Лайдон и Эткинс, перебравшиеся в Нью-Йорк, завербовали трех американских музыкантов: басиста Луиса Бернарди (Эткинс перешел на гитару), клавишника Тома Звончека и ударника Джозефа Гайда. В новом составе оказались вполне опытные профессиональные музыканты - перед японскими гастролями они вмиг освоили репертуар и заиграли почти безукоризненно, о чем свидетельствует "живой" диск.

Сингл This Is Not а Love Song, выпущенный в мае 1983 года, как бы открыл новую страницу в деятельности ансамбля не только тем, что стал первым произведением, высоко поднявшимся в чартах, но и потому, что обнаружил изрядные запасы выразительности и мелодичности. Диск (6), выпущенный годом позже, не принес таких радикальных перемен, каких можно было ждать - быть может потому, что большая часть материала осталась с периода сотрудничества с Левином. И хотя на зтом первом по-настоящему отшлифованном на студии альбоме пара композиций вполне могли оказаться на The Flowers of Romance (The Рardon, Where You Are), грамотный слушатель мог бы обнаружить здесь много занимательных нюансов и зпизодов: фри-джазовые злементы в партии саксофона на The Рardon и 1981, подкрашенные злектроникой мелодии на Bad Life и This Is Not а Love Song, биг-бзндовые риффы - все зто существенно обогатило звуковую ткань музыки альбома.

Этот диск полностью обозначил переход Лайдона на рельсы профессионализма. Паузу между лонгплеями This Is What You Want, This Is What You Get и Album заполнил сингл Rise - самая попсовая музыка, записанная когда-либо РiL. А Album, выпущенный в январе 1986 года, вместе с Лайдоном готовили продюсер Ласвелл, когда- то знаменитый ударник Джинджи Бейкер, гитарист Стив Ви, синтезист Риучи Сакамото. Сам же Лайдон большей частью живет в Лос- Анджелесе с женой Норой и, по слухам, больше интересуется продажей недвижимости.

После выпуска лонгплея Album Лайдон снова изменил состав ансамбля, рекрутировав Джона МакДжоха (Magazine, Siouxsie & the Banshees), Лу Эдмундса (Damned), американского басиста Аллена Диаса, игравшего даже с Сан Ра, а также ударника Брюса Смита. Эдмундс и Смит в РiL не задержались, а оставшаяся троица, подключив ударника Майка Джойса (Buzzcocks, Smiths), выпустила лонгплеи Haррy? и 9, а также компиляцию Greatest Hits... So Far с синглом Don't Ask Me, выказывающим интерес Лайдона к зкологическим проблемам.