Где и как живет электронное искусство в мире

Татьяна Могилевская

Локарно -- Брюссель -- Остранение --- ARS ELECTRONICA --SIGGRAPH -- ISEA-- IMAGES du FUTUR -- IMAGINA -- WRO SOUND BASIS VISUAL ART FESTIVAL --АНИГРАФ

Сегодня, в середине девяностых годов двадцатого века в понятие электронного искусства входит художственные произведения любого жанра, создаваемые с использованием видео, мультимедиа и сетевых технологий.
Видеоарт появился в середине шестидесятых годов в США. К концу семидесятых он прочно утвердился как вид современного искусства и как особая форма художественного экспериментирования. Было замечено. что в его развитиии большую роль играют традиции экпериментального кино первой трети двадцатого века. Поэтому первые видеофестивали в Европе возникли на базе или как подраздел фестивалей независимого кино.
Старейшие европейские видео фестивали - свидетели и катализаторы эволюции видеоарта. Несмотря на однотипные названия. они часто придерживаются различной политики в отношении применения технологий художниками.

Фестиваль видеоарта и электронных искусств в Локарно (Швейцария)

Второе название фестиваля - Форум новых образов - при выборе призовых работ отсекает все слишком по мнению жюри. технологическое , и выполняя роль защитника художественной стороны работ. Этот фестиваль в 1995 году проводился в шестнадцатый раз. А возник он на базе маленькой частной арт-галереи.
В конкурсе локарнского фестиваля - всего две номинации:

Размеры призов: 10 и 15 тысяч швейцарских франков. Существуют также стипендии, которые Видеошкола Локарно присуждает молодым художникам. получающим благодаря этому возможность создать видеоработу на производственной базе Школы.
Художники. организации-продюсеры и теоретики новых технологий могут также заслужить приз Золотой Лазер. Его лауреатами в прошлом. 1994 году стали Французский Центр видеотворчества C.I.C.V.в Монбелиаре и World-Wide Web, сетевой фестиваль в Женеве .

Брюссельский видео фестиваль

Этот бельгийский фестиваль старше локарнского всего на один год. Он возник как кинофестиваль, в котором был раздел видео, но в 1990 году поменял название на видеофестиваль, определив тем самым свою новую ориентацию.

Остранение

В девяностых годах, в связи с изменением политической ситуации в Латинской Америке и Восточном блоке возникло несколько новых фестивалей. Появились видеофестивали в Аргентине и Бразилии. В знаменитом в истории дизайна городе Баухаус в Германии основан в 1993 году фестиваль с русским названием Остранение, ориентированный на медиаискусство и медиатеорию в Восточной Европе. Спонсируя такой фестиваль, правительство Объединенной Германии, конечно, ставит своей целью создание условий на лучшего понимания между гуманитариями Востока и Запада.

ARS ELECTRONICA

В связи с прогрессом технологий в конце девяностых годов в мире появляются первые крупные фестивали электронного искусства. В 1979 году в австрийском городе Линце был основан фестиваль ARS ELECTRONICA, являющийся одним из самых престижных форумов , демонстрирующих художественные произведения всех жанров, использующие компьютерные технологии обработки и создания образов. Программа форума обычно включает выставку . видеопоказы и симпозиум. Конкурс Арс Электроники проводится по номинациям:

Каждую номинацию судит авторитетное жюри, участники которого - самые известные специалисты в области электронных технологий, художники и организаторы экспериментальных научно-художественных проектов (Рой Аскотт из Centre for Advanced Inquiry in the Interactive Arts), кино и медиакритики, члены редколлегий электронных изданий (например, LEONARDO Electronic Almanac) и информационных баз данных, сотрудники исследовательских центров (Майкл Неймарк из INTERVAL Research Corporation).
Одна из премированных работ 1995 года - интерактивный фильм Дэвида Блера WAX или Открытие сотового телевидения".
Сделанная в 1991 году в форме фильмадительностью 85 минут, эта работа в 1995 году представляет собой новую гипермедиа, интрактивную и интеркоммуникационную версию, основанную на языке VRML (Virtual Reality Modeling Language). Представленная в WWW она содержит тысячи страничек HTML, более часа живого видео, и 5000 статических картинок. Все это позволяет зрителю участвовать в трансформациии сюжета по интерактичному принципу. Скоро эта работа будет доступна на CD-Rom, на котором ей будет пользоваться еще проще, та как при этом вам не грозит пробки в сетях и тягостное ожидание визуализации картинок.

Арс Электроника поддерживает связи со сферой компьютерного бизнеса и индустрии игр и других развлечений, приглашая в жюри представителей производственных компаний и коммерческих фирм, специалистов по маркетингу, телевизионных продюсеров. Показ работы художника на Арс Электронике часто открывает дорогу на другие фестивали, так как в жюри участвуют их представители.

SIGGRAPH

В этом году в жюри Арс Электроника работала американский специалист Sally N. Rosenthal, с 1981 , т.е. с момента основания сотрудничающая в другим ежегодным событием - странствующей конференцией SIGGRAPH , включающей выставку, мастерские и конкурс. Это мероприятие проводится то в Сан-Франциско, то в Чикаго силами его основателя ASSOCIATION FOR C(ACM), мощной коммерческой фирмы, занимающейся менеджментом и маркетингом в сфере компьютерного бизнеса. SIGGRAPH проводится каждый год в конце июля и представляет собой объект мечтаний не только молодых компьютерных художников, но и звезд.

ISEA

Другая мигрирующая выставка - ISEA- проводится с 1990 ежегодно основавшим ее International Society for the Electronic Arts,объединяющим как культурные организации и художественные институты, так и частных лиц. Выставка демонстрирует плоды кооперации ученых, художников и технических специалистов. В программе ISEA - выставки искусства мультимедиа, электронные перформансы, научный симпозиум.В 1994 году ISEA проводилась в Хельсинки, а в 1995 - в Монреале.

Во время выставки в Хельсинки впервые был учрежден приз за лучшее участие в программе SILICON CHRAPHICS GRANT, предоставляющий возможнось в течение определенного времени бесплатной работы на новейшем оборудовании. В отличие от ARS ELECTRONICA и SIGGRAPH, ISEA интересуется не только новейшими технологиями, но и более традиционными. В 1994 году в разделе выставки, посвященном взаимоотношениям между high и low,в рамках выставки "Конверсия" впервые участвовали российские художники Гия Ригвава, Савадо в и Сенченко, группа АЕС, Никита Гашунин, Вадим Фишкин . Проект ALL NEW GEN австралийской женской группы VNS MATRIX, также был показан на ISEA в прошлом году.

В большом разделе, посвященном киберкультуре нового поколения были представлены проекты, в которых человеческое тело рассматривается как интерфейс. Обряженные в специальные костюмы, снабженные электронными датчиками, участники могли обмениваться сообщениями через INTERNET, однако эти сообщения были не словесного характера, а осязательного. Прикосновения участников к любому участку их тел вызывало такие же ощущения у их собеседников. Места касаний воспроизводились крупным планом на мониторах, а каждое движение, в зависимости от его интенсивности, сопровождалось компьютерными шумами. Таким образом, зрители и участники оказались погруженными в тотальную среду образов и звуков, где диалог велся лишь путем физического контакта с собственным телом.

Интересный проект, связанный с наукой и компьютерными играми одновременно, чем с искусством, показал на ISEA DIGITAL THERAPY INSTITUT. В нем исследовались возможности компьютера считывать еще не оформившиеся в мозгу человека мысли. Отсюда и название проекта - "Виртуальный туман". Недавние разработки ученых показали, что если раньше машина лишь улавливала электро-магнитные волны, испускаемые мозгом и свидетельствующие о мыслительном процессе, предшествующем действиям человека, то теперь появилась возможность дешифровки содержания этих волн.Например, если хотите произнести звук А, то определенная часть вашего мозга, отвечающая за органы речи, также говороит А.
Итак, ученые могут определить сегодня, что именно вы хотели сказать еще до того, как вы открыли рот. Впору вспомнить о написанном в восьмидесятых годах рассказе Уильяма Гибсона Джонни Мнемоник, где мозг центрального персонажа является хранителем данных по принципу машинной памяти, и любой может получить доступ к этим данным через password или цифровой код. Это приспособление, представленное DIGITAL THERAPHY INSTITUT на ISEA, выглядит как игра в аркадах, с той лишь разницей, что вы можете победить лишь тогда, когда издаете мозговые импульсы. Если же вы не можете сосредоточиться, машина не зачтет ваших действий, так как имеет информацию о вашей ... глупости.

IMAGES du FUTUR

В 1995 году ISEA проходил в Монреале. Объединившись с уже существующей на протяжении нескольких лет в Монреале выставкой и конкурсом IMAGES du FUTUR, рассматривающий проблему применения новых технологий в искусстве и дизайне, ISEA организовал соревнование под названием Электронное кино. Другое дополнение к традиционной программе ISEA ,появившееся в этом году, это Рынок новых искусств - прототип рынка будущего - соединение ярмарки, книжной лавки, медиатеки и художественной галереи, где представлена любая электронная продукция , исполненная художниками или про художников.

IMAGINA

Следующий заслуживающий пристального внимания фестиваль электронного искусства это IMAGINA в Монте-Карло, основанный в 1982 году. Это по преимуществу фестиваль компьютерной графики. Он ежегодно проводит конкурс по девяти номинациям, делая предварительную селекцию, включающую приблизительно 500 произведений. Приз фестиваля называется PIXEL-INA и существует при поддержке правительства Франции. IMAGINA близка по духу SIGGRAPH (USA), Nicograph (Japan), Digital Media World, проводящемся в Сингапуре. Она уделяет особое внимание индустрии развлечений, играм, использованию мультимедиа и виртуальной реальности для целей образования.
То есть критерием отбора часто является не только художественное качество и уместность применения технологий, но и эффективность практического использования работы, ее прикладное значение для общества. В 1995 году на этот фестиваль были представлены работы, жанровый диапазон которых охватывает категории от музыкального клипа до научных визуализаций и обучющих фильмов.
Приз PIXELINA отмечает в этом году свое десятилетие . Он имеет одну особенность, по сравнению с процедурой отбора призовых работ на других фестивалях - окончательный выбор делает публика. Из отмеченных публикой работ формируется пизовая программа по следующим номинациям:

Телевизионный французский Канал+ , совместно с IMAGINA, присуждает приз за лучшую видео и компьютерную игру. Крупные кампании , такие как AUTODESK,RASTEROPS, SONY, VIDEO MEDIA присуждают приз за лучшую трехмерную работу.Все наиболее продвинутые по спецэффектам фильмы так или иначе попадают на IMAGINA - в 1995 году ее лауреатом стал известный фильм "Маска". В последнее время в мире появляются сетевые фестивали, выставки и конференции, проводящиеся в WWW.
Их основатели - чаще всего традиционные центры проведения медиафестивалей, такие , как ,например, C.I.C.MONBELIARD во Франции.Теперь кадый уважающий себя фестиваль старается включить в свою программу сетевой проект и демонстрацию нового CD-Rom.

WRO SOUND BASIS VISUAL ART FESTIVAL

Гораздо хуже дело с электронными фестивалями обстоит в Центральной и Восточной Европе - экономические трудности, непрекращаяся политическая нестабильность затрудняют основание регуярно дествующих мероприятий. Однако, и здесь есть фестивали, пользующиеся уважением в мире. Это в первую очередь WRO SOUND BASIS VISUAL ART FESTIVAL, в этом году проводившийся в пятый раз во Вроцлаве в Польше.Он известен вниманием к искусству перформанса и всему, что касается звукового оформления электронных проектов. В 1995 во Вроцлаве была показана программа по истории российского видеоискусства. В программу вошел видеомикс JABBER, выполненный на основе микширования в реальном времени американских культовых фильмов Русланом Рубанским.

Российские сетевые проекты

В России также делаются попытки сетеых проектов.В WWW существует электронная галерея фотографии,размещенная Алексеем Шульгиным и Олегом Филюком, висит виртуальная порнография Руслана Рубанского, электронный журнал Владимира Могилевского. Также существует WWW ART CENTER, основанный несколькими московскими художникам и включающий работы Алексея Шульгина, Татьяны Деткиной, Александра Николаева и Аркадия Насонова. В России основано несколько фестивалей, таких как, например АНИГРАФ и ТЕЛЕГРАФ. Однако в их программе довольно незначительное место занимают экпериментальные работы компьютерных художников. Российским авторам остается две возможности - или активно стараться пробиться на западные фестивали, или ожидать изменения к лучшему в российской ситуации.