Информатика как новое зеркало для региональной культуры

Труды Международного симпозиума "Роль информатики в региональном развитии", Переславль-Залесский, 26 - 29 октября 1996 год, под ред. Гурмана В.И., М., Наука, Физматлит, 1997

Патаракин Е.Д.
Лаборатория Дистанционного обучения ИПС РАН
pat@uchcom.botik.ru

Аннотация

В статье представлены различные пути освоения искусством пространства Всемирной Паутины. Особое внимание уделено проектам, в которых Всемирная Паутина служит средой для совместной творческой и исследовательской деятельности удаленных партнеров. В качестве примеров представлены - постановка совместного российско-французского сетевого представления IMUTE в итальянском театре; использование интеллектуальных технологий для извлечения мыслительных конструктов, используемых в современном медиа-искусстве.

Если посмотреть на современную культуру сквозь призму ленинских лозунгов, то ее источниками и составными частями являются кино, телевидение и компьютерные зрелища, а из всех искусств для нас важнейшим является информатика. Как то незаметно мы от мира книг, чтения и создания печатных текстов перешли к миру экранов и создания гипермедийных материалов. Сегодняшняя культура, безусловно, является культурой экрана и все большую часть среди экранов занимают мониторы персональных компьютеров. Время, которое люди проводят у экранов компьютеров еще не сопоставимо с временем, которое захватывает телевидение, но эта разница все время сокращается. Компьютер становится предметом массовой культуры, таким же элементом быта, как телефон или телевизор. Так же как и телевизор компьютер вытесняет книгу как источник информации. Если раньше минимальный уровень культуры предполагал обязательные навыки чтения и письма, то теперь он предполагает навыки работы по прочтению и созданию гипертекстовых документов. Информатика из технологии, научного направления и учебной дисциплины превратилась в одну из основных составляющих современной культуры. С появлением Всемирной Паутины началось стремительное наполнение компьютерного пространства ресурсами, связанными с художественным творчеством. Можно выделить два основных подхода к созданию таких ресурсов. В первом случае компьютерное пространство используется как новая среда для сохранения и представления более или менее традиционных произведений. Это направление достаточно прозрачно для рассмотрения и понимания. Если проанализировать арт-ресурсы, представленные в региональном узле всемирной паутины Переславля-Залесского, то мы увидим несколько вариантов такого подхода:

Менее традиционный и более естественный для Всемирной Паутины подход связан с осуществлением проектов, в которых новое информационное поле обживается в надежде на получение принципиально нового результата, нового ансамбля, состоящего из различных профессиональных и национальных культур. В этих проектах Всемирная Паутина напоминает гифы мицелия или переплетенные хромосомы на лабораторном столе, где удалось собрать вместе науку, искусство, образование, технологию, и продолжить эксперименты по взаимопроникновению и слиянию различных ветвей человеческой деятельности.

Показательным примером проектов такого направления является премьера сетевого театрального представления, которая состоялась 26 сентября 1997 года в итальянском театре Imperia. В ходе подготовки этого спектакля между Переславлем и Aix-en-Provance прошло несколько видеоконференций (CuSee-Me), в ходе которых участники знакомились друг с другом и представляли собственные работы. Спектакль получился сетевым и очень насыщенным техническими приспособлениями - роботами, мониторами, видеокамерами, сетевыми конференциями и т.п. В подготовке спектакля принимали участие российские студенты и преподаватели (ИПС РАН, ЯГТИ, Университет города Переславля). В ходе самого представления происходила видеоконференция между Imperia и ИПС РАН, активно использовались переславские арт-ресурсы из галереи современного компьютерного искусства, виртуальной мастерской кукольного театра и частной коллекции goluba. Один из роботов спектакля выполнял команды, поступавшие из Переславля.

Материалы спектакля уже до его начала были доступны во всемирной паутине. Очевидно, что постановка таких представлений, участники и зрители которых расположены в различных странах и принадлежат к различным профессиональным группам, становится возможной только благодаря всемирной паутине.

Подготовка этого представления выявила серьезные проблемы не столько технического, сколько когнитивного характера. На данном этапе развития технологий уже актуальной становится проблема совместной деятельности людей, разделенных не только большими расстояниями, но и различными культурными и профессиональными традициями. Для полноценной совместной деятельности удаленных партнеров необходима определенная общность систем ценностей, систем персональных конструктов, при помощи которых они воссоздают картину мира и создают свои творения. Для оценки сходства систем персональных конструктов удаленных партнеров в сетевых проектах мы используем известную технологию репертуарных решеток, реализованную на всемирной паутине - repweb.botik.ru. Такая реализация позволяет использовать для выявления экспертных оценок и систем категорий различных национальных и профессиональных культур видеофрагменты из галереи российского современного компьютерного искусства, театральные этюды студентов ЯГТИ, веб-сайты участники фестиваля российских арт-ресурсов da-da-net.

Этот проект, в котором тесно переплетаются исследовательские, образовательные и художественные задачи является достаточно показательным для нашего времени. Научные эксперименты на стыке различных дисциплин, творческие эксперименты на стыке различных видов искусств становятся все привычнее. Да и сама граница между искусством и наукой быстро сходит на нет. Художественные произведения все более напоминают научные эксперименты, а научные труды все шире используют художественные метафоры. Перекрестные ссылки и переходы между художественными и научными произведениями становятся все более привычным делом. Десять лет назад я встретил в фильме Алана Рене "Мой американский дядюшка" профессора Анри Лабори, игравшего там самого себя. Год назад на юге Франции упоминание о нем (умер в 1995 г.) в случайном разговоре и случайно же в букинистическом магазине его книга "La nouvelle qrille". Его биологический взгляд на современному информационное общество, как на тяжело и трудно рождающийся единый организм, сегодня оказывает на меня такое воздействие, что вся эта простая история ссылок и пересечений различных профессий, стран и информационных источников представляется мне почти мистической.

Благодарности