Переславские веб-ресурсы для организации Интернет-проектов сквозного образования

Патаракин Е.Д., Руденко В.П., Гузилова Г.В., Зайцева Е.Н.
Российский Институт Региональных Проблем
mailto:pat@uchcom.botik.ru
Демонстрационные материалы

В последние два года телекоммуникационная инфраструктура Переславля-Залесского прогрессирует довольно быстро. К настоящему времени более ста компьютеров в городе поключены к глобальной сети через лабораторию Ботик. В результате построения городской опорной сети преподаватели, студенты и школьники города начинают использовать новую телекоммуникационную среду. Сегодня в Переславле в эту среду вовлечены практически все ступени государственного и дополнительного образования. Данный документ представляет переславские веб-ресурсы для организации Интернет-проектов сквозного образования.

Практикум "Введение в Интернет"
Цель проекта - научить студентов активному использованию коммуникационных возможностей - электронная почта, работа на удаленных компьютерах и с удаленными ресурсами, поиск информации в сетях, создание собственных ресурсов, освоение сетевого этикета. Навыки полученные в рамках практикума в дальнейшем используются и подкрепляются в ходе курсов изучения иностранных языков (1 - 2 курс) и в курсе "Культурология (2 курс).

Дистанционные проекты обучения иностранным языкам
Международный проект Переславль- Дублин
Демонстрационные материалы:
http://www2.tcd.ie/Russian/project2.html
Проект объединяет студентов изучающих иностранные языки. При этом ирландские студенты в колледже Тринити изучают русский, а российские в университете города Переславля - английский.
Образовательные цели проекта:

    студенты учатся использовать электронную почту и электронные сети студенты получают возможность решать конструктивные осмысленные задачи, пользуясь чужим языком студенты получают культурную информацию о чужой стране от сверстников студенты видят как иностранцы представляют себе их страну и город
Международный проект Тойяма-Переславль
Демонстрационные материалы:
http://u-pereslavl.botik.ru/~lena/project/project.htm http://www.toyama-u.ac.jp/~fujii/project.html
Человек, изучающий иностранный язык ставит перед собой две главные цели: уметь работать с информацией на иностранном языке, приходящей извне, и быть способным представить на этом языке свою собственную информацию. Так как глобальная информационная среда все больше и больше поглощается структурой и инструментарием компьютерных сетей, мы видим особую актуальноть сочетания обучения языку и телекоммуникационным технологиям.
Образовательные цели
  1. использовать телекоммуникационную среду для поддержки изучения современного японского языка русскими студентами и русского языка японскими студентами
  2. освоить информационную обработку японского и русского языков, как в среде отдельно взятого компьютера, так и в телекоммуникационной среде
  3. развивать концептуальные и аналитические способности, необходимые для работы студентов в мировом информационном пространстве
  4. способствовать развитию страноведческого кругозора студентов, их культурного уровня посредством коммуникаций со своими сверстниками
Сетевой практикум в рамках общеобразовательного курса Культурология
Проект рассчитан на достижение следующих целей:
  1. Подкрепление и развитие навыков самостоятельного использования сети Интернет на значимом материале
  2. Расширение русскоязычных ресурсов сети
  3. Формирование вкуса и навыков сетевой критики
Студент выбирает тему и начинает над ней работать. При этом он сообщает преподавателю название выбранной темы и http-адрес начальной странички своего реферата. Таким образом, преподаватель имеет возможность отслеживать и корректировать работу студента в сетевом режиме. В сети размещается список ссылок на все выполняемые работы. Этот же список рассылается всем участникам проекта с тем, чтобы они могли по взаимной договоренности использовать перекрестные ссылки. В результате у студентов формируются навыки совместной работы над html-документами.
В конце семестра гипермедийный реферат является непременным условием допуска студента к экзамену по культурологии. По тексту этого реферата задаются дополнительные вопросы. Таким образом, сетевая деятельность студентов полноценно включается в учебный процесс и они создают документы, которые обсуждаются и оцениваются и преподователями и другими студентами. Кроме того, результаты проекта помогают увеличить русскоязычные ресурсы сети, сформировать поле для отечественной сетевой литературы.

Факультатив для старшеклассников "Интернет для начинающих"
Образовательные цели проекта

  1. показать школьникам, что такое Интернет, как путешествовать по Всемирной паутине и что полезного и интересного там можно найти .научить основным навыкам работы с Netscape Navigator
  2. научить их навигации в Internet с помощью поисковых роботов и каталогов Интернет, а также умению сохранять результаты поиска в файлах закладок
  3. научить школьников пользоваться электронной почтой как средством индивидуального общения в Интернете
  4. научить их представлять свою собственную информацию в Интернете в виде WWW-страниц
Все участники проекта освоили современные средства коммуникаций, научились пользоваться электронной почтой, путешествовать по всемирной паутине, создавать и редактировать html-документы. Эти умения были использованы ими в учебном сетевом образовательном проекте "Искусство древнего Переславля". В городе и его окрестностях сохранились древние памятники, построенные и украшенные руками наших предков. На наших WWW-страницах мы хотим рассказать об их вкладе в русскую культуру. Мы хотим показать иконы, миниатюры, фрески, произведения прикладного искусства, созданные древними художниками. Среди них как творения местных мастеров, так и произведения, созданные художниками из других русских городов, для переславских храмов.

Летние компьютерные школы
Летние компьютерные школы проводятся в Переславле-Залесском на протяжении более чем десяти лет. В 1995 году мы впервые использовали WWW пространство для структурирования процесса обучения, предположив, что отражение реальной школы в виртуальном пространстве позволит подключить дополнительные механизмы, повышающие эффективность обучения. Как показал опыт постоянного отражения учебного процесса в виртуальном зеркале, в результате повышается количество и качество учебных проектов, выполняемых на пересечении двух или более курсов учебной программы.
В завершенных проектах, выполненных учениками, явно прослеживаются связи между различными направлениями. Особенно показателен проект, который был выполнен на стыке Лего-Лого, ландшафтного дизайна и экологического кукольного театра.

Интернет-студия начальной школы
Проект стартовал в рамках июльской смены Переславской Информационной школы в июле 1997 года на базе начальной школы ИПС РАН. В настоящее время проект существует на постоянной основе.

Цели и основные этапы проекта:

  1. Знакомство с компьютером, как средством общения.
  2. Чтение гипретекстовых документов.
  3. Создание и редактирование собственных документов.
  4. Включение результатов своей учебной и творческой деятельности.
  5. Начала программирования. Язык Лого.
  6. Электронные средства общения. Электронная почта. Видеоконференции.
Интернет студия детского сада
Данный проект был реализован в рамках июльской смены Переславской Информационной школы в июле 1996 года. Одну из групп школы составляли дети дошкольного возраста. В основу проекта легло предположение, что маленькие дети легко освоятся в мире гипертекстовых документов, если мы разрешим им взять с собой как можно больше знакомых предметов - родственников, домашних животных, игрушек и т.д.
Группа реализовала три проекта:
  1. галерея первых компьютерных рисунков
  2. тематические рисунки по сказке "Муха-Цокотуха"
  3. постановка видео-спектакля по сказке "Муха-Цокотуха"

Благодарности Разработка данного веб-ресурса была поддержана хозяйственным договором между Центром информатизации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и РосНИИ РП.