Переславские веб-ресурсы для организации Интернет-проектов сквозного образования
В последние два года телекоммуникационная инфраструктура Переславля-Залесского
прогрессирует довольно быстро. К настоящему времени более ста компьютеров
в городе поключены к глобальной сети через лабораторию Ботик. В результате
построения городской опорной сети преподаватели, студенты и школьники города
начинают использовать новую телекоммуникационную среду. Сегодня в Переславле
в эту среду вовлечены практически все ступени государственного и дополнительного
образования. Данный документ представляет переславские веб-ресурсы для
организации Интернет-проектов сквозного образования.
Практикум "Введение в Интернет"
Цель проекта - научить студентов активному использованию коммуникационных
возможностей - электронная почта, работа на удаленных компьютерах и с удаленными
ресурсами, поиск информации в сетях, создание собственных ресурсов, освоение
сетевого этикета. Навыки полученные в рамках практикума в дальнейшем используются
и подкрепляются в ходе курсов изучения иностранных языков (1 - 2 курс)
и в курсе "Культурология (2 курс).
Дистанционные проекты обучения иностранным языкам
Международный проект Переславль- Дублин
Демонстрационные материалы:
http://www2.tcd.ie/Russian/project2.html
Проект объединяет студентов изучающих иностранные языки. При этом ирландские
студенты в колледже Тринити изучают русский, а российские в университете
города Переславля - английский.
Образовательные цели проекта:
студенты учатся использовать электронную почту
и электронные сети студенты получают возможность решать конструктивные
осмысленные задачи, пользуясь чужим языком студенты получают культурную
информацию о чужой стране от сверстников студенты видят как иностранцы
представляют себе их страну и город
Международный проект Тойяма-Переславль
Демонстрационные материалы:
http://u-pereslavl.botik.ru/~lena/project/project.htm
http://www.toyama-u.ac.jp/~fujii/project.html
Человек, изучающий иностранный язык ставит перед собой две главные
цели: уметь работать с информацией на иностранном языке, приходящей извне,
и быть способным представить на этом языке свою собственную информацию.
Так как глобальная информационная среда все больше и больше поглощается
структурой и инструментарием компьютерных сетей, мы видим особую актуальноть
сочетания обучения языку и телекоммуникационным технологиям.
Образовательные цели
-
использовать телекоммуникационную среду для поддержки изучения современного
японского языка русскими студентами и русского языка японскими студентами
-
освоить информационную обработку японского и русского языков, как в среде
отдельно взятого компьютера, так и в телекоммуникационной среде
-
развивать концептуальные и аналитические способности, необходимые для работы
студентов в мировом информационном пространстве
-
способствовать развитию страноведческого кругозора студентов, их культурного
уровня посредством коммуникаций со своими сверстниками
Сетевой практикум в рамках общеобразовательного курса Культурология
Проект рассчитан на достижение следующих целей:
-
Подкрепление и развитие навыков самостоятельного использования сети Интернет
на значимом материале
-
Расширение русскоязычных ресурсов сети
-
Формирование вкуса и навыков сетевой критики
Студент выбирает тему и начинает над ней работать. При этом он сообщает
преподавателю название выбранной темы и http-адрес начальной странички
своего реферата. Таким образом, преподаватель имеет возможность отслеживать
и корректировать работу студента в сетевом режиме. В сети размещается список
ссылок на все выполняемые работы. Этот же список рассылается всем участникам
проекта с тем, чтобы они могли по взаимной договоренности использовать
перекрестные ссылки. В результате у студентов формируются навыки совместной
работы над html-документами.
В конце семестра гипермедийный реферат является непременным условием
допуска студента к экзамену по культурологии. По тексту этого реферата
задаются дополнительные вопросы. Таким образом, сетевая деятельность студентов
полноценно включается в учебный процесс и они создают документы, которые
обсуждаются и оцениваются и преподователями и другими студентами. Кроме
того, результаты проекта помогают увеличить русскоязычные ресурсы сети,
сформировать поле для отечественной сетевой литературы.
Факультатив для старшеклассников "Интернет для начинающих"
Образовательные цели проекта
-
показать школьникам, что такое Интернет, как путешествовать по Всемирной
паутине и что полезного и интересного там можно найти .научить основным
навыкам работы с Netscape Navigator
-
научить их навигации в Internet с помощью поисковых роботов и каталогов
Интернет, а также умению сохранять результаты поиска в файлах закладок
-
научить школьников пользоваться электронной почтой как средством индивидуального
общения в Интернете
-
научить их представлять свою собственную информацию в Интернете в виде
WWW-страниц
Все участники проекта освоили современные средства коммуникаций, научились
пользоваться электронной почтой, путешествовать по всемирной паутине, создавать
и редактировать html-документы. Эти умения были использованы ими в учебном
сетевом образовательном проекте "Искусство древнего Переславля". В городе
и его окрестностях сохранились древние памятники, построенные и украшенные
руками наших предков. На наших WWW-страницах мы хотим рассказать об их
вкладе в русскую культуру. Мы хотим показать иконы, миниатюры, фрески,
произведения прикладного искусства, созданные древними художниками. Среди
них как творения местных мастеров, так и произведения, созданные художниками
из других русских городов, для переславских храмов.
Летние компьютерные школы
Летние компьютерные школы проводятся в Переславле-Залесском на протяжении
более чем десяти лет. В 1995 году мы впервые использовали WWW пространство
для структурирования процесса обучения, предположив, что отражение реальной
школы в виртуальном пространстве позволит подключить дополнительные механизмы,
повышающие эффективность обучения. Как показал опыт постоянного отражения
учебного процесса в виртуальном зеркале, в результате повышается количество
и качество учебных проектов, выполняемых на пересечении двух или более
курсов учебной программы.
В завершенных проектах, выполненных учениками, явно прослеживаются
связи между различными направлениями. Особенно показателен проект, который
был выполнен на стыке Лего-Лого, ландшафтного дизайна и экологического
кукольного театра.
Интернет-студия начальной школы
Проект стартовал в рамках июльской смены Переславской Информационной
школы в июле 1997 года на базе начальной школы ИПС РАН. В настоящее время
проект существует на постоянной основе.
Цели и основные этапы проекта:
-
Знакомство с компьютером, как средством общения.
-
Чтение гипретекстовых документов.
-
Создание и редактирование собственных документов.
-
Включение результатов своей учебной и творческой деятельности.
-
Начала программирования. Язык Лого.
-
Электронные средства общения. Электронная почта. Видеоконференции.
Интернет студия детского сада
Данный проект был реализован в рамках июльской смены Переславской Информационной
школы в июле 1996 года. Одну из групп школы составляли дети дошкольного
возраста. В основу проекта легло предположение, что маленькие дети легко
освоятся в мире гипертекстовых документов, если мы разрешим им взять с
собой как можно больше знакомых предметов - родственников, домашних животных,
игрушек и т.д.
Группа реализовала три проекта:
-
галерея первых компьютерных рисунков
-
тематические рисунки по сказке "Муха-Цокотуха"
-
постановка видео-спектакля по сказке "Муха-Цокотуха"
Благодарности Разработка данного веб-ресурса была поддержана хозяйственным
договором между Центром информатизации Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации и РосНИИ РП.