Художественные ресурсы и художественные действия в WWW
Анализируя стремительное наполнение компьютерного пространства
художественными ресурсами, можно выделить два основных подхода.
В первом случае компьютерное пространство используется как новая среда для
сохранения и представления более или менее традиционных произведений.
На региональном узле Всемирной паутины Переславля-Залесского мы видим
несколько вариантов такого подхода:
- Дом творчества имени Кардовского. Сайт представляет творчество художник
скульпторов и графиков, которые работали в стенах этого дома. Сайт
выполнен с использованием отсканированных фотографий.
- Несколько частных виртуальных коллекций, представляющих произведения
хозяина коллекции и /или его друзей.
- Галерея российского современного компьютерного искусства.
В коллекции собраны работы российских видео и медиа-художников. В последнее
время галерея пополнилась работами молдавских и украинских мастеров.
Создание и развитие галереи ведет интернациональная группа - французский
художник Жиль Морель и российский медиа-критик Татьяна Могилевская.
Международный характер работы, форма представления материала (здесь собрано
более 100 видео-фрагментов, представляющих историю российского
медиа-искусства) безусловно отличает этот сайт. Однако общая идея галереи
традиционна - сохранить и представить материал.
- Виртуальная мастерская кукольного театра, где представлены методические
материалы, фрагменты учебных занятий и индивидуальные работы студентов
кафедры кукол Ярославского Театрального Института .
- Сайт проекта российско-французского сотрудничества в области
образования, науки и современного искусства.
Основное содержание проекта составляет художественный и культурный обмен, связанный с новыми технологиями.
Этот ресурс является каналом, по которому происходит передача и
представление работ российских деятелей искусств во Франции, и французских
мастеров в Росиии.
Менее традиционный и более естественный для Всемирной Паутины подход связан
с осуществлением на базе Всемирной Паутины проектов-действий.
Показательным примером этого направления является премьера
сетевого театрального представления, которая состоялась 26 сентября 1997
года в итальянском театре Imperia.
В ходе подготовки этого спектакля между Переславлем и Aix-en-Provance прошло
несколько видеоконференций (CuSee-Me), в ходе которых участники знакомились
друг с другом и представляли собственные работы.
Спектакль получился сетевым и очень насыщенным техническими приспособлениями
- роботами, мониторами, видеокамерами, сетевыми конференциями и т.п. В
подготовке спектакля принимали участие российские студенты и преподаватели
(ИПС РАН, ЯрГТИ, Университет города Переславля). В ходе самого
представления происходила видеоконференция между Imperia и ИПС РАН, активно
использовались переславские арт-ресурсы из галереи современного
компьютерного искусства, виртуальной мастерской кукольного театра и частной
колекции goluba.
Материалы спектакля уже до его начала были доступны во всемирной паутине.
Очевидно, что постановка таких представлений, участники и зрители которых
расположены в различных странах и пренадлежат к различным профессиональным
группам, становится возможной только благодаря всемирной паутине.
Благодарности
Галерея современного российского компьютерного искусства - грант РГНФ 1996
- 1997 год, N 96-04-12067B