Наша жизнь стремительно меняется под натиском телекоммуникационных средств. Как то незаметно мы от мира книг, чтения и создания печатных текстов перешли к миру экранов и создания гипермедийных материалов. Целью данной работа является краткий обзор изменений, которые происходят в культурной жизни под воздействием новых информационных технологий, и перечень следствий, которые должны быть воплощены в учебном процессе:
Наша культура стремительно меняется под натиском телекоммуникационных технологий. Создается "четвертый мир"(1), в котором географические расстояния не играют никакой роли, в котором значение имеет только наличие и качество подсоединение к мировой сети. Новые технические средства это лишь продолжения наших человеческих функций, новые средства осуществления человеческих ценностей. Прежде всего это - ценности отношений, ценности единства знаний и практик, ценности рефлексии и самопознания. В плане реализации этих ценностей существование в этом четвертом мире качественно столь же сильно отличается от предшествующих миров, как "первый" мир отличался и отличается от третьего. От отношений иерархии, противопоставления индивидуального и общественного, мы стремительно переходим к тому, что Тейяр де Шарден называл единой мыслящей оболочкой - "мыслящий покров на всем своем протяжении развертывает и перекрещивает свои волокна не для того, чтобы их смешать и нейтрализовать, а чтобы их усилить в живом единстве целой ткани. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но и окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе."(2)
Проблема приобщения, "подсоединения" как можно большего числа граждан к этому новому способу существования является важнейшей задачей и для российской культуры и для российского образования. Эта задача связана и с созданием новых мощных путей, объединяющих все населенные пункты с магистралями Интернета, и с поиском связующих звеньем между всеми уже существующими в России информационными каналами. В первую очередь остро стоит вопрос о взаимодействии среды Интернет, которая в Росии базируется на телефонных и частично спутниковых каналах со средой ТВ-информ, которая использует телевизионные каналы. Чрезвычайно важно искать различные способы объединения и различные источники финансирования таких работ, исходя из того, что телекоммуникации и телеобучение в одинаковой степени важны и для развития деловых отношений и для развития образования. Как отмечает М. Гуриев "важно определить зоны совпадения интересов государства, предпринимательства и образования в развитии и эксплуатации общей сетевой инфраструктуры" (3).
Информатика из технологии, научного направления и учебной дисциплины становится одной из основных составляющих современной культуры. Время, которое люди проводят у экранов компьютеров еще не сопоставимо с временем, которое захватывает телевидение, но эта разница все время сокращается. Компьютер становится предметом массовой культуры, таким же элементом быта, как телефон или телевизор.Так же как и телевизор компьютер вытесняет книгу как источник информации. Соответственно, если минимальный уровень культуры предполагал обязательные навыки чтения и письма, то теперь этот минимальный уровень виртуальной культуры предполагает навыки работы по прочтению и созданию гипертекстовых документов. Термин "гипертекст" указывает на то, что в тексте содержаться выделенные ссылки на другие документы и читатель может перейти к этим документам, используя выделенные слова в качестве отправных точек. Так, метафора "гипертект это - сад расходящихся тропок" отправляет нас к расказу Борхеса (4), предложение пуститься с середины страницы в любую сторону, прокладывая свою собственную тропинку" к "Хазарскому словарю" Милорада Павича (5).
Если в предыдущем предложении ссылки отправляли к печатному изданию, то следующее определенение гипертекста, данное Бартом, может быть заключено уже в гипертекстовую электронную ссылку, которая виртуально отправит читателя на удаленный компьютер-сервер, где этот текст находится - "в этом идеальном тексте связи многочисленны и интерактивны и ни одна из связей не может заглушить остальные, этот текст содержит целую галактику значений" (6). В свою очередь удаленный документ так же может содержать многочисленные ссылки на другие документы, разбросанные по разным машинам - серверам, составляющим единую сеть Всемирную Паутину - World Wide Web или WWW. В качестве документов WWW могут использоваться картины, музыкальные фразы, фрагменты кино и видеофильмов, компьютерные программы, архивы файлов. В этом случает принято говорить о гипремедиа.
Путешествие по серверам WWW в поисках гипермедийной информации - "сервинг" становится наиболее популярным интернациональным видом спорта. Теперь любому человеку легко получить любой документ, однако все более трудно становится найти нужную информацию. Содержание, информация (тексты, программы) становятся все дешевле. Соответственно, выращивать, производить новое содержание - новые научные знания, новые культурные ценности уже не так выгодно. Без производства содержания, конечно, не обойтись, но гораздо более выгодно становится перерабатывать.
Для образования ситуация с содержанием складывается так же как и во всей культуре. Если раньше преподаватель, готовясь к занятиям, читал, собирал ссылки, путешествовал по школьной или университетской библиотеке и в конце пути предлагал студентам рассказ о собственных странствиях, то теперь он должен в первую очередь учить их самостоятельной навигации по Всемирной библиотеке. В этих условиях от образования требуется разработка интенсивных курсов минимальной виртуальной грамотности, которые бы включали в себя основы навигации в Интернете и основы создания и размещения в сети своих собственных документов. Примеры таких обучающих курсов в сети уже достаточно распространены, но их массовое внедрение в образование еще не произошло.
Начать подготовительную работу по переводу своих региональных, локальных или персональных информационных ресурсов в общепринятый гипертекстовый формат можно уже сегодня. Для этого не обязательно дожидаться получения доступа к Всемирной сети. Наш опыт показывает, что глобальные гипертекстовые технологии могут эффективно использоваться и для структурирования и развития отношений внутри небольших педагогических коллектива и для рефлексии собственных знаний и представлений. Отражение учебной программы в виртуальном пространстве помогает студентам и школьникам заранее познакомиться с учебным курсом, выбрать себе тему для самостоятельного исследования. Студенты стремятся получить к законченные результаты, так как знают, что они будет сохранены и доступны для обсуждения. Преподаватели в результате отражения программы могут следить за работой всех учебных курсов. Если наши студенты не будут уверены, что их преподаватели действительно используют гипермедийное пространство для структурирования своей деятельности, курсы обучения останутся декларацией. Педагогический коллектив, материалы учебных курсов, исследовательские работы - все это необходимо переносить в новую структуру и эта важная методическая работа, которая скажется и на взаимодействии внутри педагогического коллектива и на понимании учащимися процесса своего обучения. При подготовке гипертекстовых документов стоит как можно больше внимания уделить ссылкам на фрагменты других учебных курсов. Как показал опыт постоянного отражения учебного процесса в виртуальном зеркале, в результате повышается количество и качество учебных проектов, выполняемых на пересечении двух или более курсов учебной программы.
Сегодняшняя культура, безусловно, является культурой экрана и все большую часть среди экранов занимают мониторы персональных компьютеров. Происходит интегрирование трех составных частей современной массовой культуры - кино, телевидения и информатики, которое является лишь отдельным проявлением взаимопроникновения и слияния различных ветвей человеческой деятельности. Научные эксперименты на стыке различных дисциплин, творческие эксперименты на стыке различных видов искусств становятся все привычнее. Да и сама граница между искусством и наукой быстро сходит на нет. Художественные произведения все более напоминают научные эксперименты, а научные труды все шире используют художественные метафоры.
Перекрестные ссылки между художественными и научными произведениями становятся все более общим делом. Гипермедийность, как объединение различных информационных источников, взаимопроникновение различных типов практик, науки, искусства и технологии чрезвычайно характерно для нашего времени. Показателен в этом плане фильм Алана Рене "Мой американский дядюшка" (7), в котором соприкасаются различные психологические и художественные концепции и играют как Жерар Депардье, так и известный ученый Анри Лабори. Объединение видео, телевидения и компьютерной сети уже происходит в рамках нескольких проектов. Это и телевизионные передачи, воспринимаемые компьютерами, и ресурсы компьютерной сети встроенные в телевидение через систему приставок, и информационное вещание по каналам ТВ-информ, и видеоконференции.
Интернет и Всемирная Паутина сегодня являются преимущественно частью американской культуры. Несмотря на то, что Интернет называется Всемирной сетью, а Всемирная Паутина начала свое развитие в Швейцарии, оба эти проекта являются крупнейшей экспансией американской культуры, несут американские стереотипы и ценности. Для российского образования чрезвычайно важно, использовав западную технологию, все таки насытить информационное пространство собственным содержанием. При анализе содержания WWW серверов видно, что это проблема четко осознается странами Западной Европы. Достаточно наглядным представляется развитие WWW сервера французского Министерства Иностранных Дел. Может быть мы рассказывая о истории становления гипертекстовой культуры мы должны цитировать в первую очередь не Борхеса (4), Павича (5) или МакЛюэна, но Хлебникова и Кибирова. Так прекрасной метафорой современного информационного пространства являются хлебниковские небокниги - "Здесь толпились толпы народа, и здесь творецкая община, тенепечатью на тенекнигах сообщала последние новости, бросая из блистающего глаза-светоча нужные тенеписьмена. Новинки Земного Шара, дела Соединенных Штатов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещение родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене. В туманную погоду пользовались для этого облаками, печатая на них последние новости."(8) Значимость отечественной культуры должна подчеркиваться и при реализации учебных проектов студентов и школьников. Естественно, что при работе в сети студенты должны учиться взаимодействовать с представителями различных стран и культур, не забывая о собственной культуре и современных отечественных достижений. Другая строна этого вопроса связана с сохранением собственных мыслительных ресурсов, собственных образовательных технологий. Решение этого вопроса потребует, очевидно, создания технологии, которая предоставляла бы ряд информационных ресурсов только российским пользователям. Подобные действия совершены министерствами образания и культуры других стран и могут быть оценены позитивно, как те усилия, о которых писал Клод Леви-Стросс - " ... усилия более или менее осознанные, но несчетные, - аккумулированные историей и направленные все на одну и ту же цель: достичь порога, несомненно, наиболее полезного для человеческих обществ, где устанавливается подлинное равновесие между их единством и разнообразием. Достичь порога, удерживающего равный баланс между коммуникацией, благоприятной для взаимовысвечивания, и отсутствием коммуникации, также целительным, ибо хрупкие цветы отличия, чтобы существовать, нуждаются в полутени." (9)
Сохранение индивидуальности каждого узла всемирной сети столь же значима, как и необходимость сохранения уникальной национальной культуры. В разрастающейся сети мы являемся не только путешественниками , но и узлами, по которым путешествуют. С развитием информационных технологий давление на человеческую индивидуальность со стороны общественных стандартов резко возрастает. Объединение "крупинок мысли" позитивно только в том случае если сохраняются их индивидуальные различия. Достаточно посмотреть на образцы домашних (персональных) страничек студентов двух-трех Вузов, чтобы обеспокоиться утратой индивидуальности. Во многом это связано с общей неразвитостью визуальной культуры, которая находится в самом начале своего пути. Глядя на безобразные образцы гипертекстовых документов, которыми ежесекундно прибавляется пространство Всемирной паутины мы должны помнить, что сколько времени прошло от Гутенберга до первых образцов классической литературы. Сегодняшние документы создаются при практически полном отсутствии новой критики. Существуют разрозненные правила хорошего тона, но многие из этих правил диктуются существующими техническими возможностями. Большинство из известных индивидуальных гипертекстовых документов представляют собой хорошо оформленные коллекции ссылок-закладок, которые характеризуют "моноиндивидуальную культуру" их собирателя. Современные технологии позволяют нам мыслить иначе, легче и продуктивнее. Как писал Ваннавер Буш "Может быть душе человеческой станет легче летать, если она освободится от рутинной работы по запоминанию ..."(10). Освободившиеся ресурсы могут быть направлены на более глубокое понимание собственной деятельности, собственного мышления и обучения. Это тем более естественно, что новые технологии обеспечивают нас средствами, облегчающими структурирование мышления.
Интернет и Всемирная Паутина быстро и неуклонно пронизывают все сферы общественной жизни. В ближайшем будущем Всемирная Паутина (WEB) станет столь же привычной и популярной как кино и телевидение. WEB будет оказывать на сознание то влияние, которое сегодня оказывают главные средства культуры. Люди будут соприкасаться с Интернетом не только в учебных заведениях и на работе, но и дома, на дискотеках, в кафе. Демократичность и интерактивность этого нового канала, возможность индивидуального управления потоками информации делает WWW чрезвычайно привлекательным для отдельного человека. Учитывая неотвратимость распространения WWW-технологии в обществе, ее крайне высокие образовательные и социально-психологические возможности, необходимо уже сегодня начать изучение влияния WWW на индивидуальное сознание, построение пилотных узелков паутины, которые будут соприкасаться с повседневной физической реальностью на фоне кафе, клубов и т.д.
В данном разделе мы будет примущественно ссылаться на опыт пилотных проектов, реализованных в Переславле-Залесском совместными усилиями Института Программных Систем, Института Региональных Проблем, Университета города Переславля при поддержке Института Информатизации образования.
8.1. Благодаря в первую очередь усилиям лаборатории "Ботик" в малом городе построена мощная система телекоммуникаций, в которую включены все ступени образования, начиная детским садом и кончая Университетом (11) - http://www.botik.ru. Таким образом, большая часть жителей города и, в первую очередь, учащиеся и работники образования получили гражданство в "странах четвертого мира".
8.2 Сразу после поступления в Университет города Переславля студенты получают доступ к сети Интернет, слушают вводный курс и приступают к реализации собственных виртуальных проектов. Материалы вводного курса доступны по сети. Кроме того, в прошлом году в Переславле мы начали проводить Web-школу, в рамках которой с web-технологиями знакомились дети разного возраста (группы 5 - 7, 8 - 11, 12 - 15 лет). Описание школы, как и результаты ряда предыдущих компьютерных школ в Переславле-Залесском, распространялись по каналам ТВ-Информ и хранятся на сервере uchcom (12) http://uchcom.botik.ru/. Таким образом, мы получили успешный опыт обучения виртуальной грамотности детей даже младшего возраста.
8.3. В течение нескольких лет мы осуществляли эксперименты по отражение педагогического процесса в виртуальном зеркале гипертекстовых докуметов. Частично это отражение используется в организации обучения в Университете города Переславля. Однако, наиболее полно оно осуществлялось в компьютерных и экологических школах, когда практически все компоненты учебного процесса находили свое виртуальное отрапжение. Так отражение пустынских экологических школ (http://dll.botik.ru/PUSTYN) включало и перечень материалов учебной программы, и видеоотчеты с экскурсий, и самостоятельные учебные работы школьников (как правило гипертекстовые определители растений и животных), и персональные странички всех участников школы. То, что развитие этого документа происходило в течение трех лет с одним и тем же коллективом учеников и преподавателей, позволяет прослеживать историю и пустынского заповедника и педагогического коллектива. В результате нескольких формирующих экспериментов было показано, что новая форма отражения деятельности педагогических коллективов помогает преподавателям лучше понимать собственную деятельность и деятельность своих коллег. Как следствие возрастает число и качество межпредметных связей, учителя и ученики переходят на новый уровень рефлексии.
8.4. В сотрудничестве с кабельным телевидением Переславля в городе ведется обучающая телевизионная программы "Образовательные и культурные новости и ресурсы сети Интернет". В рамках этих телевизионных программ разъясняются самые начала навигации, узнав которые человек может уже самостоятельно начинать работу с учебными курсами в WWW. С другой стороны создан специальный WEB-site посвященный обзору и архиву образовательных программ местного кабельного телевидения (13). Сотрудничество компьютерных и телевизионных центров позволяет не только извещать о новых образовательных передачах, но сохранять телевизионные программ в виде подшивки своеобразной виртуальной газеты.
8.5. Примером удачного международного сотрудничества, направленного на развитие отечественной культуры, является галерея современного российского медиа-искусства "Vent d'Est", которая была создана благодаря совместным усилиям французских и российских специалистов (14).
8.6. Идея использования глобальных технологий для индивидуального личностного развития получила воплощение в рамках специального узла психологического обучения, где учащиеся могут не только познакомиться с гипертекстовыми материалами по психологии, но и провести самостоятельные иследования, основанные на интерпретации проективных рисунков и технике репертуарных решеток (15).
Образование использует новые возможности для воплощения в учебном процессе новой культурной и общественной ситуации. И если эта ситуация характеризуется взаимопроникновением знаний и ценностей, новым, более глубоким уровнем индивидуальной и коллективной рефлексии, то эти же характеристики должны быть свойственны и новому учебному процессу. Для того, чтобы осуществить эти изменения не требуются большие затраты. Мы должны лишь обеспечить основу нового культурного слоя и построить такие учебные ситуации, в которых:
Новые образовательные возможности связаны не столько с доступом к новым знаниям, текстам, программам, сколько с новым уровнем рефлексии индивидуального и коллективного сознания.