Repweb - средство для выявление и передачи категорий

Евгений Патаракин


Использования репертуарных решеток для приготовления общих произведений

В 1997 году Институт Программных Систем РАН и французский исследовательский центр CYPRES проводили совместную работу по двум направлениям:

Подготовке первого театрального спектакля, в котором участвовали студенты школы искусств из Экса и студенты театрального института из Ярославля показала, что основные проблемы взаимодействия удаленных партнеров носят не столько технический, сколько когнитивный характер. Мы предпочитем использовать различные элементы для оформления web-сайтов, различные элементы для конструирования роботов, различные мыслительные конструкты для анализа происходящего и создания произведений.

Для того, чтобы мы могли создать общее произведение необходимо, чтобы наши строительные элементы и наши мыслительные конструкты были бы достаточно сходны. Если один из партеров собирает своего робота из конструктора Лего, а другой сваривает его из металла, трудно ожидать, что эти роботы будут хорошо смотреться вместе и хорошо взаимодействовать.
Так же трудно надеятся на успех, используя несовместимые приемы мышления.

В этом мире мы всегда пользуемся категориями, которые помогают нам его упрощать, укладывать его в определенную, понятную нам систему.
Отдельные категории, как прутья складываются в индивидуальные, групповые и профессиональные структуры, которые могут иметь разные названия - системы категорий, иерархии категорий и ценностей, парадигмы и пр., но всегда имеют утилитарные назначения, которые и позволяют называть их решетками:

В данном случае метафора решетки удобна, так как она позволяет говорить об отдельных элементах, из которых состоит решетка.
Разные прутья образуют разные решетки, и, что может быть более важно, разная система плетения (объединения элементов между собой) также приводит к созданию совершенно разных решеток. Сейчас, в начале освоения гипертекстовой культуры, нам важно собрать как можно больше конструктов, так как без прутьев, без базовых элементов культуры вообще не возможно построить решетки.

Каждый элемент (конструкт) решетки так же как и прут имеет два конца: красивый - безобразный, верх - низ и т.п. Некоторые из конструктов общеприняты, другие используются только в профессиональном кругу, некоторые понятны только одному или двоим.
Иногда мы используем конструкт, обозначая только один его полюс - "WEBNESS" например. Однако, и в этом случае в виду имеется существование другого полюса конструкта - "Not WEBNESS"

Для того, чтобы понять, что же скрывается за словами другого человека, необходимо взглянуть на мир сквозь прутья его решетки. В этом нам поможет техника репертуарных решеток.

Прежде всего определим элементы которые будут сравниваться. Это могут быть любые элементы, размещенные во всемирной паутине. Например, мы можем классифицировать несколько фильмов, размещенных в галерее современного российского медиа-искусства. В начале работы мы формируем список из 9 - 12 фильмов, которые будут использоваться.

Пользователю предлагают три фильма и просят предложить конструкт, который бы позволил отделить один из фильмов от двух других.
При этом пользователь может посмотреть фрагменты любого из фильмов.
Выявление конструкта
После того, как пользователь записывает полярное определение, ему предлагается на основе этого конструкта проранжировать все фильмы, участвующие в эксперименте.

Ранжирование

Программа повторяет процедуру выявления нового конструкта и ранжирования несколько раз. Предполагается, что каждый раз пользователь будет предлагать способ, который позволит посмотреть на фильмы под новым углом зрения, разложить фильмы на новые кучки.

Основная разница между новичком и экспертом состоит в том, что у эксперта для анализа произведений есть в арсенале много средств-конструктов и он с их помощью выстраивает дифференцированную и структурированную картину.

Оценить степень структурированности представлений можно по кластерному дереву.

Поскольку в ходе проекта RAT обсуждается классификация веб-сайтов, то будем сравнивать между собой будем различные веб-сайты. На следующих рисунках
(Pict. 1, 2) показан пример кластерное дерево представлений студента первого курса. Все его конструкты похожи. Все веб-сайты раскладываются на две кучки посредством простенькой конструкции "Я люблю интересненькие и забевненькие веб-сайты с интересной информацией".
image 1
Pict. 1 System of elements
Pict. 2

Итак, мы даем студентам посмотреть на их собственную решетку, чтобы их взгляд остановился не на том, на что они смотрят, а на средствах, которые они при этом используют. "Смотри-ка, а все прутья которыми ты пользуешься похожи как две капли воды"


(Pict. 3, 4) the grid of the computer science (thanks to Natasha). It is in Russian. But anyway you can see that system of categories is more structural you can believe me that there are no emotional constructs.
*
Pict. 3
Pict. 4

А потом мы рассказываем о том, что существуют другие элементы, которые позволяют смотреть на реальность, препарировать ее, анализировать составляющие другими способами.

One of a educational problem is to explicate expert constructs to the students, and to teach students how to use these constructs on the right way. Hot example - we get a constructs from Annick Bereau lecture and make a special grid with elements (web-sites) and her constructs.
Pict. 5 
Pict. 6

The main concept of our Repweb is a Kelly's psychology of a man as "personal scientists" in anticipating the world. We believe that Repweb can help us to explain our ideas during RAT more correctly.