|
НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * знакомые научные направления * деревья в лесу * тропинки в лесу или в парке * книги, которые человек прочитал * понятия-идеи у человека в некоторой предметной области * множество журналов по некоторой научной теме * концерты, которые человек прослушал * события в личной жизни
ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * файлы в каталоге * файлы и каталоги на диске * каталоги на диске * программные системы на компьютере * освоенные программные системы * стандартные подпрограммы для транслятора * набор шрифтов в Windows * набор типов данных для программы * коллекция антивирусных программ * набор личных дискет * Web-серверы, которые Вам понравились
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* способ использования элементов * владелец коллекции * поток новых элементов * каталог коллекции * основная идея коллекции * пользователь коллекции * возможные действия * типы элементов * способы появления новых элементов
ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ:
Коллекция КАК Множество объектов
Коллекция КАК Сложный объект
Коллекция КАК Контейнер
Коллекция КАК Объект и его Структура
Коллекция КАК Искусственный объект
Коллекция КАК Тип объектов
Коллекция КАК (элемент В Множество объектов)
Коллекция КАК Система
ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ
ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ
вопросы:
* a 1 *
Что есть в этой коллекции? *
[Действие / Поступок],
[Работа]
* a 2 *
У этой коллекции есть понятие "нормального состояния"?!
[Тенденция]
* a 2.1 *
Данная коллекция сейчас находится в нормальном состоянии?
[Ситуация],
[Работа],
[Свобода действия]
* a 3 *
Есть ли у коллекции владелец?!
[Человек],
[Объект и Владелец]
* a 3.1 *
Могут ли другие люди помещать новые объекты в данную коллекцию?
[Множество людей],
[Работа],
[Канал передачи]
* a 3.2 *
Что владелец коллекции может с ней делать?
[Объект и Действия],
[Коллекция]
* a 4 *
Как в коллекции появляются новые элементы??
[Свобода действия]
* a 5 *
В эту коллекцию собирается "все что придет", или есть некоторый отбор?
* a 5.1 *
От чего зависит структура коллекции?
[Целое и Части],
[Множество объектов],
[Коллекция]
[Причина - Следствие],
[Влияние]
[Человек], [Точка зрения]
* a 6 *
Элементы коллекции достаются "бесплатно" (или почти бесплатно) или за них надо "платить"?
[Ценности и Плата]
* a 7 *
Какие элементы Вы плохо знаете?
[Множество объектов]
* a 8 *
Объем коллекции ограничен чем-либо, кроме основной идеи?
* а 9 *
Как используется данная коллекция? Как она может использоваться?
[Множество объектов],
[Коллекция]
[Свобода действия],
[Использование]
* а 10 *
Каждый новый элемент - это ценность?
[Ценности и Плата]
* а 11 *
Есть ли в коллекции главные и второстепенные элементы?
[Тип объектов],
[Главное и Второстепенное]
* а 12
* Как связаны отдельные объекты друг с другом?
[Система]
* а 13
* А что вообще можно захотеть иметь в данной коллекции? Что можно представить в качестве максимума для данной коллекции?
[Множество объектов]
действия:
# A 1 #
Регулярно пополнять коллекцию.
[Повторяющееся событие]
# A 2 #
Найти поток новых объектов - источник пополнения коллекции.
# A 3 #
Осознать нечто как коллекцию.
# A 4 #
Просмотреть свою коллекцию и вспомнить ее состояние.
# A 5 #
Просмотреть чужую коллекцию: что в ней вообще есть.
# A 6 #
Взять элемент, не удаляя из коллекции.
# A 7 #
Пересмотреть коллекцию, изменить состав ее элементов так, чтобы он лучше соответствовали ее структуре.
[Целое и Части]
# A 12
# Найти внешние структуры, которые влияют на структуру данной коллекции и пересмотреть коллекцию с учетом этих внешних структур.
[Целое и Части]
[Причина - Следствие]
# A 8 #
Если чего-то нет в Вашей коллекции, то можно попросить это в соседних коллекциях.
# A 9 #
ТИПИЧНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: СТРЕМЛЕНИЕ максимально увеличить объем коллекции ЧАСТО ПРОТИВОРЕЧИТ возможности держать все элементы коллекции в порядке.
[Конфликт]
# A 10 #
Если Вам не хватает ресурсов на поддержание коллекции в порядке, то можно пересмотреть ее и удалить часть элементов.
# А 11 #
Попытаться предвидеть - какие могут появиться новые элементы в данной коллекции.
вопросы:
* b 1 * Сколько элементов в коллекции? (примерно)
* b 2 *
Сколько элементов в коллекции? (точно)
[Количество]
* b 3 * Есть ли связи между объектами в коллекции?!
действия:
# B 1 # Выбрать элемент из коллекции.
=#A1#
# B 2 # Понять - как можно расклассифицировать элементы коллекции.
=#A2#
# B 3 # Выписать перечень всех элементов коллекции.
=#A3#
# B 4 # Для каждого элемента коллекции выписать его структуру, объединить эти описания и получить каталог данной коллекции.
=#A8#,
[Целое и Части]
[Текст]
# B 5 # Добавить в данную коллекцию другую коллекцию.
# B 6 # Объединить несколько коллекций и считать это новой коллекцией, с другим принципом собирания.
# B 7 # Разбить одну большую коллекцию на несколько маленьких.
# B 8 # Разбить коллекцию логически на подмножества по какому-либо признаку.
вопросы:
* c 1 * Почему эта коллекция так сложна??
* c 2 * Данная коллекция сложна своей структурой, принципом подбора или самими элементами?
* c 3 * С течением времени данная коллекция усложняется или нет?
действия:
# C 1 # Лучше узнать малознакомые элементы.
# C 2
# Описать коллекцию.
[Текст]
вопросы:
* d 1 * Коллекция пуста?!
* d 2 * Что может произойти с объектами, когда они попадают в данную коллекцию?
* d 3 * Какие действия можно делать над всеми элементами коллекции разом?
действия:
# D 1 # Добавить элемент.
# D 2 # Удалить элемент.
# D 3 # Удалить все из коллекции.
# D 4 # Временно взять элемент из коллекции для использования.
# D 5 # Обменять один элемент на другой.
# D 6 # Пересмотреть коллекцию и удалить лишнее чтобы освободить место.
вопросы:
* e 1 * На что похожа структура данной коллекции?
* e 2
* Можно ли достаточно полно описать структуру коллекции?
[Текст]
* e 3
* Можно ли в качестве первого приближения считать, что структура этой коллекции это ее части - подмножества элементов?
[Целое и Части]
* e 4
* Есть ли в данной коллекции некоторые основные элементы и второстепенные?
[Центр - Периферия],
[Главное и Второстепенное]
действия:
# E 1 # Разбить коллекцию на две меньших.
# E 2 # Найти структуру-причину и переструктурировать коллекцию.
# E 3 # Изменилась цель коллекции - изменить структуру, пересмотреть состав коллекции.
вопросы:
* f 1
* Когда эта коллекция была создана?
[Момент времени]
* f 2 * Это новая, только что созданная коллекция?
* f 3
* Зачем эта коллекция была создана??
[Цель]
* f 4
* Кем эта коллекция была создана?
[Человек]
* f 5
* При каких условиях эта коллекцию могут прекратить собирать?
[Ситуация]
вопросы
* g 1 * Что можно сказать о других элементах коллекции, зная один элемент?
* g 2 * Есть ли в данной коллекции особые, исключительные элементы?
* g 3 * Могут ли одни элементы коллекции быть более яркими представителями данной коллекции, нежели другие?
* g 4 * Какие действия можно делать над элементами данной коллекции?
действия:
# G 1 # Понять - какие действия возможны над элементами коллекции.
вопросы
* h 1 * Чем отличаются соседние коллекции друг от друга??
* h 2 * Можно ли переносить элементы из одной коллекции в другую?
* h 3 * Конкурируют ли коллекции между собой за право поместить объект к себе? [Соревнование]
* h 4 * Можем ли мы составить каталог всех элементов во всех коллекциях?
* h 5 * Насколько система этих коллекций обозрима?
* h 6 * Есть ли связи между разными соседними коллекциями?
* h 7 * Можно ли переносить элементы из одной соседней коллекции в другую?
действия:
# H 1 # Найти другие аналогичные коллекции и сравнить со своей.
# H 2 # Сравнить две коллекции.
вопросы
* i 1 * С чем во внешнем мире связана данная коллекция? Каково "окружение" данной коллекции?
* i 2 * Кто знает о существовании этой системы?
* i 3 Кто знает о структуре данной системы?
действия:
# I 1
# Если между элементами коллекции есть нетривиальные связи, то можно попытаться описать ее как систему.
[Текст]
* a 1
* Что есть в этой коллекции?
[Действие / Поступок],
[Работа]
идея:
Как правило колллекция - это достаточно много элементов. И тогда даже просто посмотреть на нее - это определенное действие.
результат:
[Действие / Поступок] или [Работа]: просмотреть коллекцию.
ВНУТРЕННИЙ ОБРАЗ: что есть в коллекции.
пример:
каталоги и системы на компьютере: Вы сели для новый для Вас компьютер: что на нем есть?
* a 2
* У этой коллекции есть понятие "нормального состояния"?!
[Тенденция]
идея:
Одни коллекции стремятся развиваться по принципу "чем больше, тем лучше" (1), а другие - лишь до некоторого "нормального состояния (2).
результат:
КЛАССИФИКАЦИЯ: есть нормальное состояние или нет?
примеры:
(1) коллекция марок: Понятия "нормального состояния" чаще всего нет.
(2) набор мебели в квартире: "Нормальное состояние" - когда мебели не слишком мало, не чересчур много и есть все необходимые предметы.
* a 2.1
* Данная коллекция сейчас находится в нормальном состоянии?
[Ситуация],
[Работа],
[Свобода действия]
идея:
Коллекция может быть либо в нормальном состоянии, либо далека от него.
Если коллекция в ненормальном состоянии, то в круг внимания вносится работа -- как ее сделать нормальной.
Если же коллекция в нормальном состоянии, то в круг внимания можно внести идею о том, что данная коллекция -- это часть общей стабильной ситуации, на это можно опереться.
За этой вопросом может стоят и другая, более глубокая идея: одно и то же состояние можно либо объявить "нормальным" и не прилагать много усилий для того, чтобы изменить ситуацию, либо можно нормальным объявить другое состояние, то, которого сейчас нет и тем самым создать общую цель-установку: "коллекцию обязательно надо изменить, она в ненормальном состоянии".
результат:
КЛАССИФИКАЦИЯ: коллекция сейчас в нормальном состоянии?
примеры:
количество комнат в Вашей квартире:
Вы можете (1) посчитать, что комнат Вам хватает, и не думать больше об этом; но можете (2) решить для себя, что количество комнат -- ненормально, их мало для Вашей семьи, и соответственно, затратить значительное количество сил, времени и денег в попытке изменить "коллекцию" комнат.
* a 3
* Есть ли у коллекции владелец?!
[Человек],
[Объект и Владелец]
идея:
(1) У некоторых коллекций есть владелец, который следит за ней, добавляет новые элементы.
(2) Но реже, коллекция образуется стихийно и владельца нет.
результат:
КЛАССИФИКАЦИЯ: есть владелец или нет?
есть
примеры:
(1) сотрудники в организации: Владелец коллекции - директор.
(2) множество журналов по некоторой научной теме: Владельца нет.
* a 3.1
* Могут ли другие люди помещать новые объекты в данную коллекцию?
[Множество людей]
[Работа],
[Канал передачи]
идея:
Если данную коллекцию могут пополнять несколько людей, то ситуация меняется: данная коллекция становится объектом совместной работы и местом взаимодействия нескольких разных людей.
результат:
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Множество людей]: которые пополняют коллекцию.
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Работа]: собирать коллекцию.
[коллекция это Канал передачи]: между людьми.
примеры:
Предположим, что Вы собираете отечественные фильмы на видеокассетах. Это Ваше главное увлечение. Об этом знают Ваши друзья и регулярно на дни рождения дарят Вам кассеты. А Вы, соответственно, вводите их в курс дел Вашей коллекции, разрешаете пользоваться кассетами и т.п..
База знаний МЕТ.
Если кто-либо из читателей захочет поместить в Базу знаний МЕТ какуе-либо свои идеи, то он может послать мне письмо по e-mail, и если эти идеи будут примерно такого же вида, как и остальные идеи в Базе знаний, я готов поместить их и даже могу указать автора.
* a 3.2
* Что владелец коллекции может с ней делать?
[Объект и Действия],
[Коллекция]
-- идея: --
Эта идея вносит в круг внимания перечень действий или работ, которые владелец коллекции может делать со своей коллекцией.
Кроме этого, у данного вопроса есть еще один подтекст: одно дело -- это что вообще можно делать с данной коллекцией, как с объектом, а другое дело -- что может делать с этой коллекцией данный конкретный человек.
-- результат: --
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Коллекция]: возможные действия над данной коллекцией вообще.
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Коллекция]: какие действия может делать с данной коллекцией конкретный человек.
[коллекция и действия над ней это Объект и Действия]
-- пример: --
Предположим, что Вы "ходите" по Интернет (World-Wide Web) и "собираете" коллекцию интересных для Вас серверов. Что потом можно вообще сделать с этой коллекцией?
1. Можно аккуратно собрать в каком-либо тексте.
2. Можно оформить как список "Мои любимые ссылки" и поместить на свою домашнюю Web-страничку.
3. Можно добавить аннотации и превратить список в каталог.
4. Если ссылок достаточно много и они близки по теме, то можно организовать отдельный небольшой "логический сервер" (об этом понятии см. [Ованесбеков 97a]), состоящий из хорошо организованной системы гипертекстовых ссылок и комментариев.
* a 4
* Как в коллекции появляются новые элементы??
[Свобода действия],
[Коллекция]
идея:
Новые элементы в данную колллекцию могут попадать одним способом или несколькими способами. Если Вам важно - что будет с этой коллекцией в будущем, то Вам может быть полезно осознать перечень (коллекцию) способов появления новых элементов.
Обратив внимание на перечень способов появления новых элементов, Вы можете попытаться найти новые способы или изменить существующие.
результат:
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Коллекция]: способы, как попадают в коллекцию новые элементы.
[способы появления новых элементов это Коллекция #A7# Пересмотреть коллекцию, изменить состав ее элементов так, чтобы он лучше соответствовали ее структуре.]
[коллекция способов появления новых элементов это Свобода действия]
пример:
Коллекция: понятия-идеи у человека в некоторой предметной области. Перечень способов появления новых идей у конкретного человека может оказаться для него весьма неожиданным: разговоры с некоторыми людьми, отдельные книги, журналы и т.п.
* a 5 * В эту коллекцию собирается "все что придет", или есть некоторый отбор?
результат:
КЛАССИФИКАЦИЯ: есть отбор или нет?
есть
пример:
коллекция необычных монет: В самом начале можно собирать все, что попадется. Однако, если монет становится слишком много, можно начать отбирать.
* a 5.1
* От чего зависит структура коллекции?
[Целое и Части],
[Множество объектов],
[Коллекция]
[Причина - Следствие],
[Влияние]
идея:
Иногда можно заметить, что структура коллекции, состав ее элементов является следствием существования других структур. Зная структуры-причины, можно попытаться
(а) переструктурировать коллекцию
[Коллекция, действие # A 7 #],
(б) попытаться предвидеть - какие могут появиться новые элементы
[Коллекция, действие # A 11 #],
(в) разбить коллекцию на подмножества
см. [Множество объектов, действие # A 9 #]
и т.д.
результат:
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Целое и Части]: структура, от которой зависит данная коллекция.
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Небольшой набор объектов]: множество таких структур.
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Причина - Следствие]: зависимость между структурой коллекции и другими объектами.
[Действие / Поступок]: переструктурировать коллекцию.
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Коллекция]: новые возможные элементы.
НОВЫЙ ОБЪЕКТ: [Множество объектов]: разбиение коллекции на подмножества
пример:
коллекция марок: Структура коллекции может зависеть от (а) множества государств, (б) от структуры времени (по годам), (в) от структуры важных событий, (г) от структуры животного и растительного мира (например: рыбы отдельно, насекомые отдельно), (д) от способа изготовления (большие цветные марки в одном месте, маленькие черно-белые в другом) и т.п..
* a 6
* Элементы этой коллекции достаются "бесплатно" (или почти бесплатно), или за них надо "платить"?
[Ценности и Плата]
пример:
собрание книг дома: Если Ваша зарплата позволяет Вам покупать книги особо не задумываясь об их цене, то (1) Вы в одной ситуации - Вы можете думать только о структуре коллекции; иначе - (2) Вам придется думать о двух структурах - о структуре коллекции и о структуре свободных денег.
* a 7
* Какие элементы Вы плохо знаете?
[Множество объектов]
пример:
собрание книг дома: Вспомнить - какие книги вы еще не успели прочитать.
* a 8 * Объем коллекции ограничен чем-либо, кроме основной идеи?
пример:
собрание книг дома: Коллекция книг дома часто ограничена местом в квартире, на полках, куда можно положить книги.
* a 9
* Как используется данная коллекция? Как она может использоваться?
[Множество объектов],
[Коллекция]
[Свобода действия],
[Использование]
идея:
Во первых, (1) данная коллекция может вообще не использоваться.
Во вторых, (2) коллекция может использоваться одним, естественным способом и тогда данный вопрос не важен.
Наконец, в третьих, (3) Может оказаться, что данная коллекция используется несколькими способами и сами эти способы образуют Множество, или даже Коллекцию !
Кроме этого, (4) может быть разница между множеством конкретных использований коллекции и множеством возможных использований.
примеры:
собрание книг дома:
(1) Может быть, что книги куплены, лежат, но их годами никто не читает.
(2) Или просто - читают.
(3) и (4) Но, имея нетривиальную коллекцию книг, можно кроме (а) чтения, еще и (б) следить за творчеством писателей, (в) пользоваться литературой как предметом для разговора, (г) пользоваться книгами, чтобы вспомнить некоторые свои прошлые состояния, (д) обмениваться с друзьями, (е) пользоваться книгами как собранием идеи, и (ж) делать на них ссылки. Наконец, в трудную минуту, можно их (з) продать и получить деньги.
* a 10
* Каждый новый элемент - это ценность?
[Ценности и Плата]
идея:
Иногда (1) элементы появляются как бы "сами собой" и не являются ценностью.
А иногда наоборот, (2) ради еще одного элемента в коллекции приходится специально работать.
Возможен и смешанный ответ (3) - некоторые новые элементы - ценность, а некоторые - не совсем.
примеры:
(1) Вы подписались на несколько газет, их опускают к Вам в ящик.
(2) Коллекция научных статей, написанных Вами.
(3) сотрудники в организации: Одни новые сотрудники - для Вас лично - ценность, другие - не совсем.
* a 11
* Есть ли в коллекции главные и второстепенные элементы?
[Тип объектов],
[Главное и Второстепенное]
идея:
Если в коллекции (1) одни элементы важнее других, то такая коллекция сложнее, чем та, в которой (2) все элементы одинаково важны.
примеры:
(1) собрание книг дома: Как правило у всех есть (а) особенно любимые книги и (б) купленные случайно.
(2) набор посуды дома: Часто посуда выполняет чисто функциональную роль и если посуды немного и нет "лишней" и неиспользуемой, то тогда все тарелки одинаково важны.
# A 1
# Регулярно пополнять коллекцию.
[Повторяющееся событие]
пример:
собрание книг дома: Покупать книги.
пример:
освоенные программные системы: Осваивать новые программы.
# A 2 # Найти поток новых объектов - источник пополнения коллекции.
пример:
понятия-идеи у человека в некоторой предметной области: Найти новый для себя журнал.
# A 3 # Осознать нечто как коллекцию.
идея:
Иногда одно осознание чего-либо как коллекции может существенно изменить Ваше понимание ситуации.
# A 4 # Просмотреть свою коллекцию и вспомнить ее состояние.
пример:
домашняя аптечка с лекарствами: Просмотреть - что надо бы купить.
# A 5 # Просмотреть чужую коллекцию: что вообще есть.
пример:
коллекция музыкальных записей: Мы в гостях; смотрим - что хотели бы послушать.
# A 6 # Взять элемент, не удаляя из коллекции.
пример:
собрание книг дома: Взять книгу почитать.
# A 7
# Пересмотреть коллекцию, переставить элементы так, чтобы они лучше соответствовали структуре.
[Целое и Части]
пример:
собрание книг дома:
Если книги давно не переставлялись и если накопилось много новых, то можно переставить книги так, чтобы они лучше соответствовали структуре Ваших интересов и структуре места на полках.
# A 8 # Если чего-то нет в Вашей коллекции, то можно попросить это в соседних коллекциях.
идея:
Если чего-то нет в Вашей коллекции, но Вы знаете о других аналогичных коллекциях, то можно попытаться попросить это в других коллекциях.
пример:
домашняя аптечка: Если нужного лекарства у Вас нет, то можно попробовать спросить его у соседей.
# A 9 # ТИПИЧНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: СТРЕМЛЕНИЕ максимально увеличить объем коллекции ЧАСТО ПРОТИВОРЕЧИТ возможности держать все элементы коллекции в порядке.
пример:
книги в домашней библиотеке
пример:
просмотренные телепередачи
# A 10 # Если Вам не хватает ресурсов на поддержание коллекции в порядке, то можно пересмотреть ее и удалить часть элементов.
пример:
вещи в квартире: Время от времени полезно устраивать общую уборку и часть вещей убирать в шкафы, антресоли и т.п.
# A 11 # Попытаться предвидеть - какие могут появиться новые элементы в данной коллекции. #
идея:
Сама попытка предвидеть новые элементы меняет Вашу позицию по отношению к коллекции. Коллекция становится объектом, которым управляют. [Управление объектом].
Это действие тесно связано с [Коллекция, вопрос *a5.1* От чего зависит структура коллекции?].
примеры:
прочитанные книги, освоенные программные системы
В начало этого файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail:
Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>
1995 янв 04 ср -- 1998 март 03 вт