In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None


ИВВС РАН,
База знаний МЕТ

Частично известный объект


IHPCS RAS,
Knowledge Base MET

Partial-known Object


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * город, в котором Вы живете * новый для Вас город * товары в новом для Вас магазине * рынок * близлежащий парк * большое административное здание * железнодорожный вокзал * известный Вам лес * малознакомый для Вас лес * каталог книг в библиотеке * собрание книг дома * устройство сложного прибора (телевизор, видеомагнитофон) * область науки, которую Вы не знаете * новый для Вас журнал

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * ситуация на автодороге * содержание справочника по математике * новый для Вас человек * интересы другого человека * Ваше ближайшее будущее * события в политике * преступление в детективном романе * научная проблема * тема исследования * проект некоторой системы в начальной стадии разработки * большой сложный текст на незнакомом для Вас языке

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * процедура инсталяции новой сложной программы * возможности сложной программы * интерфейс сложной программы * множество файлов на Вашем компьютере * множество файлов и каталогов на чужом компьютере * операционная система * World-Wide Web * содержимое нетекстового файла

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* объект * знакомые части * малознакомые части)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* человек * полнота знания * процесс исследования объекта * неприятности и достижения * изменение и развитие объекта * тип объекта * информация об объекте * структура объекта * другие люди * внутренняя позиция * действия, работы, цели


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ:
Частично известный объект   КАК   Целое и Части
Частично известный объект   КАК   Изменяющийся объект
Частично известный объект   КАК   Искусственный объект

ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ
ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 58 * Вам нравится то, что Вы встретились с малознакомым объектом? Или Вы вынуждены быть в данной ситуации?
[Внутреннее состояние], [Работа], [Свобода действия], [Ситуация]

* a 59 * Учитесь ли Вы чему-либо в период встречи с данным частично известным объектом?
[Умение], [Развитие], [Ситуация], [Период времени]

* a 1 * Что может зависеть от полноты знания этого объекта??
[Причина - Следствие]

* a 3 * Сколько нужно затратить времени и сил для относительно полного знакомства с этим объектом?
[Работа]

* a 4 * Можно ли ограничиться тем знанием данного объекта, который у Вас есть, или обязательно надо знать о нем больше?
[Информация], [Работа]

* a 23 * Можем ли мы обойтись только беглым знакомством с данным объектом, или его надо тщательно изучать?
[Информация], [Работа]

* a 13 * Что известно и что неизвестно о данном объекте?
[Информация], [Текст], [Работа]

* a 15 * Что мы можем точно сказать об этом объекте?
[Информация]

* a 29 * Насколько хорошо Вы знаете этот объект?
[Информация], [Целое и Части]

* a 30 * Как долго могут не устаревать накопленные Вами знания об этом объекте?
[Период времени]

* a 31 * Этот объект мало известен только для Вас или для большинства людей тоже?
[Множество людей]

* a 32 * Вы уже начали исследовать данный объект?
[Работа]

* a 2 * Может ли исследование этого объекта быть для Вас самодостаточным занятием?!
[Работа]

* a 33 * До какой степени вообще Вы можете узнать этот объект?
[Целое и Части]

* a 5 * Какие неприятности могут быть связаны с этим объектом?
[Неприятность]

* a 34 * Какие возможные победы или достижения могут быть связаны с данным объектом?
[Событие]

* a 60 * С какими конфликтами, противоречиями, противостояниями сил Вы сталкиваетесь, встречаясь с данным объектом?
[Конфликт], [Противопоставление] [Ситуация]

* a 6 * Есть ли в этом объекте какие-либо части, более важные для Вас, чем остальные?
[Целое и Части], [Важное - Неважное]

* a 7 * Может ли человек изменять этот объект?
[Изменяющийся объект]

* a 16 * Оставил ли этот частично известный объект в процессе своего развития какие-либо следы?
[Развитие], [Информация], [Работа], [Коллекция]

* a 57 * Может ли этот объект качественно измениться, перейти в новое состояние, стать другим объектом?
[Свобода действия]

* а 22 * Есть ли у этого объекта аналоги?
[Множество объектов]

* a 35 * Есть ли в данном объекте какие либо части знакомых для Вас типов?
[Целое и Части], [Тип объектов]

* a 36 * Ситуация, в которой вы встречаетесь с этим объектом -- совершенно новая для Вас, или уже были аналогичные ситуации?
[Ситуация], [Тип объектов]

* a 37 * Есть ли в Вашем опыте какие-либо типичные поступки, действия, применимые к данному объекту?
[Действие / Поступок], [Тип объектов]

* a 38 * Есть ли в Вашем взаимодействии с данным объектом какие-либо знакомые степени свободы?
[Свобода действия], [Тип объектов]

* a 8 * Можно ли выписать перечень аналогичных объектов?
[Коллекция]

* a 23 * Существуют ли объекты, аналогичные данному объекту, и с которыми этот объект может быть как-то связан? [Система]

* a 24 * Это типовой объект или единичный, уникальный?
[Тип объектов]

* a 28 * Может ли данный объект быть разных типов? Каких?
[Тип объектов], [Коллекция]

* a 9 * Как можно воспользоваться существованием такого объекта?
[Работа], [Цель], [Использование]

* a 39 * Можно ли воспользоваться тем, что Вы плохо знаете данный объект?
[Использование]

* a 40 * Если бы Вы знали данный объект лучше других людей, могло бы это быть Вам полезно?
[Информация], [Множество людей], [Использование]

* a 41 * Чем Вы можете пользоваться в данном объекте?
[Целое и Части], [Использование]

* a 21 * Есть ли описание данного объекта?
[Текст]

* a 10 * Можно ли описать данный объект в виде некоторого текста?
[Текст], [Работа]

* a 11 * Есть ли у данного объекта какие-нибудь параметры, свойства?
[Объект и его Свойства]

* a 42 * Можно ли описать данный объект в виде схемы, рисунка?
[Рисунок / Картина], [Работа]

* a 43 * Что можно рассказать об этом объекте словами?
[Рассказ / История], [Работа]

* a 44 * Есть ли в этом объекте части, очень трудные для описания?
[Целое и Части], [Информация]

* a 45 * Можно ли выделить в данном объекте какие-либо перечни, регулярные структуры?
[Коллекция], [Небольшой набор объектов], [Работа]

* a 46 * Как могла бы выглядеть база данных, описывающая данный объект?

* a 12 * От чего зависит данный объект?
[Влияние], [Работа], [Множество объектов] * a 25 * Является ли данный объект чем-либо отдельным неделимым, или это нечто большое, сложное, состоящее из множества более мелких частей?
[Целое и Части], [Система]

* a 47 * Как данный объект связан с другими объектами?
[Множество объектов], [Связь], [Система]

* a 48 * Как отдельные части в данном объекте связаны между собой?
[Целое и Части], [Связь]

* a 49 * Можно ли четко обозначить границу данного объекта?
[Контейнер / Хранилище]

* a 14 * Есть ли другие люди, которым известно больше об этом объекте?
[Человек], [Информация]

* a 50 * Кто вообще знает о существовании данного объекта?
[Множество людей]

* a 51 * Кто зависит от существования или изменений данного объекта?
[Множество людей], [Причина - Следствие]

* a 17 * Какие позиции можно занять по отношению к этому объекту?
[Коллекция], [Точка зрения], [Работа]

* a 52 * Какую позицию по отношению к данному объекту Вы вынуждены занимать сейчас?
[Точка зрения]

* a 53 * Можете ли Вы время от времени менять свою позицию по отношению к данному объекту?
[Точка зрения] [Свобода действия]

* a 18 * Какие типичные действия (стереотипы) есть у нас, применимые к данному объекту?
[Объект и Действия], [Коллекция]

* a 54 * Какие типичные действия (стереотипы) могли бы быть у Вас по отношению к данному объекту?
[Объект и Действия], [Коллекция]

* a 19 * Какие действия или работы, связанные с данным объектом, мы должны делать?
[Действие / Поступок], [Работа]

* a 55 * Какие действия или работы нужны для поддержания данного объекта в нормальном состоянии?
[Действие / Поступок], [Работа], [Коллекция], [Система]

* a 56 * Какие действия или работы нужны для поддержания данного объекта в идеальном состоянии?
[Действие / Поступок], [Работа], [Коллекция], [Система]

* a 20 * Какие цели, связанные с данным объектом, могут быть у нас?
[Цель], [Работа], [Множество объектов]

* a 26 * Что вообще можно делать с этим объектом? Какие действия, операции?
[Объект и Действия], [Коллекция]

* a 27 * Можно ли как-нибудь при помощи данного объекта воздействовать на окружающую ситуацию? Пользоваться этим объектом как инструментом?
[Ситуация], [Инструмент - Объект - Действие]

действия:

# A 1 # Познакомиться с тем, что будет нужно для ближайшего дела.
[Действие / Поступок], [Работа], [Целое и Части]

# A 4 # Составить общее впечатление о данном объекте.
[Целое и Части]

# A 6 # Определить - что нам важно узнать о данном объекте в первую очередь.
[Работа], [Цель]

# A 2 # Сделать исследование малознакомых частей сюжетом для действия.
[Целое и Части], [Работа]

# A 3 # Найти человека-эксперта, знающего больше об этом объекте.
[Работа], [Человек]

# A 5 # Как-то описать объект, разделив то, что Вы знаете о нем, от того, что не знаете.
[Работа], [Текст]


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[Частично известный объект   КАК   Целое и Части ]

вопросы:

* b 1 * Из каких частей состоит данный объект?
==*a1*, [Коллекция]

* b 2 * Какие части в этом объекте определяют его возможности?
==*[Небольшой набор объектов], [Тип объектов]

* b 3 * Как части этого объекта соединяются между собой?
==*a6*, [Небольшой набор объектов]

* b 4 * Какова структура данного объекта?
==*a26*, [Система]

действия:

# B 1 # Просмотреть: что вообще есть в этом объекте.
==*A1*

# B 2 # Определить малознакомые части.
==*A2*

# B 3 # Целенаправленно познакомиться с малознакомыми частями.
==*A3*

# B 4 # Попытаться найти карту этого объекта.
==*A4*

# B 5 # Составить карту этого объекта.
==*A5*


[Частично известный объект   КАК   Изменяющийся объект]

вопросы:

* c 1 * Есть ли у этого объекта некоторое нормальное состояние?

* c 1.1 * Этот объект сейчас находится в нормальном состоянии?!

* c 2 * Что Вы можете изменить в данном объекте?
[Свобода действия]

* c 3 * Как быстро изменяется данный объект?

* c 4 * Как он развивался?

* c 5 * От чего зависит его развитие?
[Причина - Следствие]

* c 6 * В каких направлениях развивается данный объект?
[Множество объектов]

* c 7 * Какие ключевые события могут определить дальнейшее развитие данного объекта?
[Событие], [Коллекция], [Причина - Следствие]

* c 8 * Данный объект меняется сам или под воздействием окружающей среды?

* c 9 * Данный объект меняется предсказуемо или нет?


[Частично известный объект   КАК   Искусственный объект ]

вопросы:

* d 1 * Как он был создан?

* d 2 * Кем он был создан?

* d 3 * Зачем был создан данный объект?

* d 4 * При помощи какой технологии был создан этот объект?


ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ

* a 1 * Что может зависеть от полноты знания этого объекта??

идея:
Этот вопрос первоначально звучал так: "А стоит ли узнавать что-либо об этом плохо известном объекте?". Но форма "Что может зависеть... " богаче: она вводит в круг внимания множество сущностей, которые зависят от нашего знания данного объекта.

пример:
каталог книг в библиотеке: От полноты знания книг в большой библиотеке может зависеть то, какие книги Вы будете читать.

лес: От полноты знания данного леса может зависеть то, где Вы будете по нему гулять, искать грибы и т.д..

* a 2 * Может ли исследование этого объекта быть для Вас самодостаточным занятием?!
[Работа]

идея:
Если да, то кроме самого частично известного объекта как такового, появляется еще один "объект-сущность" - работа по исследованию данного объекта.

пример:
Сеть World-Wide Web как частично-известный объект: исследование возможностей глобальной сети, "навигация" по этой сети - типичный пример самодостаточной работы. Работу по исследованию World-Wide Web можно организовать самыми различными способами.

* a 3 * Сколько нужно затратить времени и сил для относительно полного знакомства с этим объектом?
[Работа]

идея:
Для одних объектов (1) полное знакомство с объектом требует не так уж много сил, для других (2) - очень много, для третьих - (3) полное знакомство вообще невозможно.

Иногда важно понимать, что знакомство со сложным объектом - это работа.

пример:
(1) близлежащий парк
(2) собрание книг в большой городской технической библиотеке
(3) сеть World-Wide Web

* a 4 * Можно ли ограничиться тем знанием данного объекта, который у Вас есть, или обязательно надо знать о нем больше?
[Информация], [Работа]

идея:
Разные ответы говорят о разных позициях человека по отношению к "неизвестному": (1) если можно ограничиться имеющимися знаниями (информацией), то тогда мы можем считать, что мы "знаем" объект и делать акцент на конкретную практическую работу.

Если же (2) наших знаний явно недостаточно, то необходимо начать определенную работу по изучению объекта и в результате получить некоторые дополнительные сведения (информацию).

пример:
(1) Вы познакомились с человеком в купе поезда. Вы можете считать, что Вы "что-то" знаете об этом человеке и сосуществовать рядом в течении поездки.
(2) Если же Вас знакомят с некоторым человеком на работе и предлагают Вам вместе с ним делать некоторый проект, то Вам придется специально затратить некоторые силы, чтобы узнать об этом человеке что-либо существенное.

* a 5 * Какие неприятности могут быть связаны с этим объектом?
[Неприятность]

идея:
Если (1) от того, что Вы плохо знаете данный объект, никаких неприятностей быть не может - то это одна ситуация, а если же (2) плохое знание объекта может привести к плохим последствиям - то это уже совершенно другая ситуация. В первой ситуации у Вас больше свободы как в поведении, связанном с изучением объекта, так и в использовании объекта. Во второй ситуации Вам надо представлять возможные неприятности и вести себя гораздо более сложным образом.

пример:
(1) Содержание справочника по математике. Система книг в научно-технической библиотеке. (2) Ситуация на автодороге.

* a 6 * Есть ли в этом объекте какие-либо части, более важные для Вас, чем остальные?
[Целое и Части], [Важное - Неважное]

идея:
Если такие части есть, то появляется иерархия: "более важное - менее важное". Соответственно можно больше внимания уделять "важному" и наоборот.

примеры:
Книги и журналы в большой городской библиотеке: одни книги более близки Вам по теме, чем другие и от этого "более важные".

Малознакомый для Вас лес: пока Вы его не знаете, то все участки леса одинаково важны.

* a 7 * Может ли человек изменять этот объект?
[Изменяющийся объект]

идея:
Если человек может изменять данный объект, то появляется целая система возможного поведения, связанная с изменением.

пример:
Вы пытаетесь починить сложный прибор (телевизор, CD-проигрыватель) не имея схемы. Но у Вас есть возможность влезать в этот прибор и что-то менять. Вы можете делать некоторые эксперименты и тем самым что-то узнать об этом приборе.

* a 8 * Можно ли выписать перечень аналогичных объектов?
[Коллекция]

идея:
Если мы можем составить список аналогичные объекты, то можно попытаться рассуждать по аналогии.

пример:
Частично известный объект: новая сложная программа. Если у Вас есть опыт работы с хотя бы частично похожими программами, то Вы можете попробовать разобраться в этой программе по аналогии.

* a 9 * Как можно воспользоваться существованием такого объекта?
[Работа], [Цель], [Использование]

идея:
Очень часто мы пользуемся теми или иными объектами, практически не зная, как они устроены, какова технология их производства, какой полный перечень их возможностей. Поэтому возможно, что при встрече с частично известным объектом главными вопросами будут не "Как он устроен?" или "Как побольше узнать о данном объекте?", а "Как им можно воспользоваться?".

пример:
Видеомагнитофон: очень немногие люди представляют себе в деталях устройство видеомагнитофона; большинство стараются изучить возможные способы его использования, возможные цели.

* a 10 * Можно ли описать данный объект в виде некоторого текста?
[Текст], [Работа]

идея:
Если частично известный объект можно описать в виде текста, то тогда (1) ситуация меняется: текст становится частичным представлением данного объекта, этот текст можно показать другим людям, над этим текстом можно подумать в другое время и т.д.. Появляется работа - описать объект в виде текста, появляется текст, как самостоятельный объект и, возможно, появляется работа - совершенствовать этот текст.

(2) Некоторые сложные неизвестные объекты очень трудно описать в виде текста.

(3) Для некоторых же неизвестных объектов сама идея описать его в виде текста может выглядеть бессмысленной.

примеры:
(1) Проект некоторой системы в начальной стадии разработки: в данном случае описание проекта в виде текста - это сложная работа, однако полученный текст может оказаться очень полезным.
(2) Малознакомый для Вас лес: составить карту большого леса - это большая сложная работа.
(3) Новый для Вас человек: сама идея описать человека в виде текста кажется бессмысленной.

* a 11 * Есть ли у данного объекта какие-нибудь параметры, свойства?
[Объект и его Свойства] ]

идея:
Если у данного объекта есть какие-либо параметры, свойства, то мы можем посмотреть на него с т.зр. метафоры [Объект и его Свойства, можем далее говорить о похожих объектах, об изменении свойств и т.п..

пример:
Большое административное здание: из опыта знакомства с другими аналогичными зданиями Вы сразу же можете задать вопросы-свойства: сколько этажей в здании, сколько корпусов, как далеко от метро, есть ли стоянка для автомобилей, какова система пропусков в это здание, есть ли в здании столовая и т.п..

* a 12 * От чего зависит данный объект?
[Влияние], [Работа], [Множество объектов]

идея:
Часто одни объекты как-то зависят от других. Поэтому знание о том, от чего зависит данный объект может оказаться крайне важным для понимания этого объекта. Хотя, конечно, данный вопрос заставляет человека выполнить определенную ментальную работу и составить перечень объектов.

пример:
Новый для Вас город. Если Вы попытаетесь понять - от чего, от каких обстоятельств зависело развитие данного города (география, положение, история, промышленность), то Вы сможете глубже понять данный город как сложный, частично известный объект.

* a 13 * Что известно и что неизвестно о данном объекте?
[Информация], [Текст], [Работа]

идея:
Этот вопрос предлагает посмотреть на частично известный объект с точки зрения "фрагментов информации" - фрагментов известной информации и фрагментов "неизвестной" информации. Метафора [Информация] предлагает думать о том, как представить ту или иную информацию в виде текста, о том, как выполнить работы по получению нужной информации. Данная точка зрения может оказаться весьма полезной.

пример:
Ваше ближайшее будущее (если оно достаточно сложное, динамичное и неопределенное и Вам хочется побольше о нем знать). Рассматривая его как частично известный объект, можно встать на т.зр. метафоры [Информация], осознать - что точно нам известно, что неизвестно, но хотелось бы знать, спланировать определенные действия или работы по получению фрагментов информации и т.д..

* a 14 * Есть ли другие люди, которым известно больше об этом объекте?
[Человек], [Информация]

идея:
Если такие люди есть, то это сильно меняет дело: вместо самостоятельного изучения сложного важного неизвестного объекта, можно посвятить свое поведение поиску этих людей и общению с ними.

пример:
Вы попали в новый для Вас район города и не можете сразу найти нужное для Вас место. Можно попытаться спросить прохожих.

У Вас сломался телевизор. Можно вызвать мастера по ремонту телевизоров.

* a 15 * Что мы можем точно сказать об этом объекте?
[Информация]

идея:
Если мы столкнулись с объектом, который важен для нас, но который мы почти не знаем, то вероятно, что большинство наших знаний об этом объекте будут нечеткими, основанными на допущениях, предположениях, аналогиях. В таком случае вопрос о том - "что же точно мы можем сказать об этом объекте?" - может оказаться полезным, т.к. он переводит внимание на то, насколько достоверны наши сведения об объекте, на что они опираются.

пример:
Большой сложный текст на незнакомом для Вас языке: Вы можете точно знать о ситуации, в которой Вы встретились с этим текстом, значение интернациональных слов, найденных в тексте, смысл картинок и фотографий, и т.п..

* a 16 * Оставил ли этот частично известный объект в процессе своего развития какие-либо следы?
[Развитие], [Информация], [Работа], [Коллекция]

идея:
Иногда о сложном неизвестном объекте можно много сказать, изучая те следы, которые он оставил, взаимодействуя с другими объектами в процессе своего существования. Данный вопрос предлагает выполнять две определенных работы - собирать коллекцию "следов", анализировать их.

пример:
Преступление в детективном романе. Изучение следов преступника и различных побочных последствий - один из важнейших способов понять что произошло.

* a 17 * Какие позиции мы можем занять по отношению к этому объекту?
[Точка зрения], [Работа]

идея:
Зачастую, сталкиваясь с неизвестным объектом, мы уже занимаем некоторую внутреннюю позицию по отношению к данному объекту. Однако, в некоторых случаях, такие внутренние позиции могут быть разными. Данный вопрос предлагает выполнить ментальную работу и поискать другие возможные позиции, точки зрения.

пример:
Вы в большой малознакомой библиотеке. Ваше поведение в библиотеке будет сильно зависеть от внутренней позиции, занятой Вами - Вы можете постараться достать конкретную книгу, можете познакомиться с новыми номерами важных для Вас журналов, можете посмотреть - что есть в каталоге по теме Ваших интересов, можете просто найти удобное место для Вашей работы.

* a 18 * Какие типичные действия (стереотипы) есть у нас, применимые к данному объекту?
[Объект и Действия]

идея:
В некоторых случаях (1) наличие определенных стереотипов помогает построить правильное поведение, а в некоторых случаях (2) наоборот, сбивает. Данный вопрос в подтексте либо (1) предлагает воспользоваться этими стереотипами, либо (2) осознанно их отбросить.

пример:
(1) Возможности сложной программы. Разработчики программ как правило стремятся воспользоваться тем, что у пользователей есть определенные стереотипы.
(2) Кинофильм одного из ведущих кинорежиссеров, сделанный в экспериментальном стиле. В подобной ситуации художник стремится наоборот, как можно больше уйти от стереотипов, открыть нечто новое. Соответственно и фильм стоит смотреть так, чтобы можно было отказаться от собственных стереотипов восприятия.

* a 19 * Какие действия или работы, связанные с данным объектом, мы должны делать?
[Действие / Поступок], [Работа]

идея:
Очень часто, несмотря на то, что мы "стоим перед" некоторым сложным, во многом неизвестным объектом, но у нас нет ни времени ни возможности исследовать этот объект, вместо этого надо делать некоторые действия или работы.

пример:
Вы приехали в новый для Вас город. Но на короткое время. Поэтому у Вас нет возможности аккуратно осмотреть город, познакомиться с ним. Вместо этого вам надо найти место в гостинице, возможность пообедать, сделать необходимые покупки и т.п..

* a 20 * Какие цели, связанные с данным объектом, могут быть у нас?
[Цель], [Работа], [Множество объектов]

идея:
Ваше поведение перед лицом сложного неизвестного объекта может сильно зависеть от целей. Если Вы не совсем уверены в Ваших целях, то можно попробовать выполнить некоторую работу и найти множество возможных целей.

пример:
Возможности сложной программы: если Вы решили освоить новую для Вас сложную программу, то обычно можно действовать совершенно разными путями и почти каждый путь требует ощутимых затрат времени и сил. В данной ситуации может быть очень полезно потратить некоторое время на то, чтобы четче понять возможные цели Вашей работы.

* a 21 * Есть ли описание данного объекта?
[Текст]

идея:
Если для данного сложного малоизвестного объекта есть некоторый текст-описание, то у Вас появляется возможность гораздо быстрее познакомиться с данным объектом, просматривая (бегло или тщательно) текст описания.

пример:
Если Вы идете в поход, то конечно же, возможность достать подробную карту района куда Вы идете, может существенно помочь Вам.

* а 22 * Есть ли у этого объекта аналоги?
[Множество объектов]

идея:
Если Вы можете быстро составить (например, в памяти) перечень объектов, аналогичных тому сложному и неизвестному объекту, с которым Вы столкнулись, то Вы можете попытаться вести себя по аналогии с известным.

пример:
События в политике. Если в политической и общественной жизни Вашей страны происходят некоторые важные события, затрагивающие Ваш образ жизни и интересы, то Вы можете вспомнить аналогичные события из истории и действовать по аналогии.

* a 23 * Можем ли мы обойтись только беглым знакомством с данным объектом, или его надо тщательно изучать?
[Информация], [Работа]

идея:
Тщательное изучение малознакомого сложного объекта - это определенная работа. Прежде, чем ее делать полезно представить - можно ли Вам будет обойтись только беглым знакомством с данным объектом или нет?

пример:
Если Вы ищете интересную для Вас информацию в сети WWW, то для многих гипертекстовых файлов Вам будет достаточно самого беглого знакомства. Хотя Вам могут попасться и такие гипертекстовые файлы, которые будут нести много информации и которые будут требовать тщательного знакомства.


ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ

# A 1 # Познакомиться с тем, что будет нужно для ближайшего дела.
[Действие / Поступок], [Работа], [Целое и Части]

идея:
Исследовать весь сложный неизвестный объект может быть достаточно трудной работой. Тогда можно поступить прагматически и познакомиться в первую очередь с тем, что будет нужно для ближайщего необходимого действия или работы. Для этого, конечно, необходимо четко выделить отдельные части в данном сложном объекте.

пример:
Каталог книг в библиотеке: Выписать - какие наиболее нужные для Вас книги есть в данной библиотеке.

# A 2 # Сделать исследование малознакомых частей сюжетом для действия.
[Целое и Части], [Работа]

идея:
Если Вам легко выделить в неизвестном сложном объекте отдельные части, то исследование этих различных частей может оказаться хорошей структурой-сюжетом для работы по исследованию объекта в целом.

пример:
Интерфейс сложной программы: просмотреть подряд все существующие меню, панели, служебные файлы, файлы с документацией.

Близлежащий парк: Прогуляться по парку и посмотреть на него.

# A 3 # Найти человека-эксперта, знающего больше об этом объекте.
[Работа], [Человек]

идея:
Если такой человек есть, то найти его и попытаться заручиться его поддержкой - это определенная работа.

пример:
Операционная система: Найти человека, который лучше Вас разбирается в ОС Вашего компьютера может и помочь в трудной ситуации.

# A 4 # Составить общее впечатление о данном объекте.
[Целое и Части]

идея:
Работа - составить общее впечатление о сложном неизвестном для Вас объекте может занять не так уж много времени, но существенно изменить Ваше представление о ситуации. Для такой работы важно иметь возможность "увидеть" по возможности все части данного объекта хотя бы как-то.

пример:
Для людей, работающих на компьютере полезно получить хотя бы общее впечатление о возможностях сети World-Wide Web.

# A 5 # Как-то описать объект, разделив то, что Вы знаете о нем, от того, что не знаете.
[Работа], [Текст]

идея:
Перечислить то, что Вы знаете о некотором сложном и малоизвестном объекте - это определенная работа. Еще более трудная работа - перечислить то, что Вы не знаете. Полученный текст будет уже определенным представлением для данного объекта.

пример:
Научная проблема. Перечень аспектов, которые Вы знаете и тем более - перечень аспектов, которые Вы не знаете - это вспомогательный текст-инструмент, который может Вам существенно помочь в данной научной проблеме

# A 6 # Определить - что нам важно узнать о данном объекте в первую очередь.
[Работа], [Цель]

идея:
Это аналитическая работа. Она предполагает, что у Вас есть некоторые "нужды", что одни нужды важнее других, и что реализация этих нужд-целей зависит от Вашего знания некоторого сложного объекта.

пример:
Проект некоторой системы в начальной стадии разработки. Обычно в сложном проекте есть целая система неясностей, требующих исследованиия или принятия решений и одни из этих неясностей более существенны, а другие - менее.


В начало этого файла
Ссылки на сервере Условные обозначения
О проекте в целом
Научный отчет
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН

e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1995 янв 13 пт -- 1998 март 03 вт