In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None
Logo Knowledge Base MET


ИВВС РАН
База знаний МЕТ

Текст


IHPCS RAS,
Knowledge Base MET

Text


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * книга * научная статья * статья в газете * газета * журнал * письмо * рекламное объявление * программа телевидения * справочник * служебное заявление

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * собрание сочинений большого писателя * конспект лекции * World-Wide Web в целом * дневник * книжка с квитанциями о квартплате * схема метро * записная книжка * паспорт

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * текстовый файл * текст в формате сложного редактора * подсказка в большой программе * файл конфигурации для программы * Web-страничка


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* текст * структура текста * автор)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* читатель * потенциальные читатели * структуры, которые повлияли на содержание и форму текста


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ:
Текст   КАК   (объект В Использование)
Текст   КАК   Частично известный объект
Текст   КАК   Искусственный объект

ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 1 * Этот текст - "для всех" или для узкого круга лиц?
[Множество людей]

* a 2 * На каких читателей ориентирован данный текст?
[Работа], [Тип объектов]

* a 3 * Это законченный текст?
[Работа], [Основа и Вариации], [Выбор], [Человек], [Цель], [Искусственный объект]

* a 4 * Может ли автор дополнить и развить этот текст?
[Развитие], [Искусственный объект]

* a 5 * Структура каких объектов повлияла на структуру и представление данного текста?
[Работа], [Множество объектов], [Целое и Части]

* a 7 * Может ли другой автор создать похожий текст?

* a 8 * К какому типу принадлежит этот текст?

* a 9 * Какая структура определяет структуру данного текста?

* a 10 * Какого вида отдельные части данного текста?

* a 11 * Какова стилистика данного текста?

* a 12 * Создание данного текста - это "творческая" работа или "рутинная"?
[Искусственный объект], [Работа]

* a 13 * Какова степень субъективности этого текста?

* a 14 * Субъективность текста ухудшает его качество?
[Качество объекта]

* a 15 * Может ли этот текст дать яркие ментальные впечатления, информацию?
[Информация]

* a 16 * Можно ли, опираясь на субъективный текст, сделать объективные выводы?
[Предположение]

* a 17 * Можно ли в этом тексте выделить некоторые его части как самостоятельные тексты?
[Целое и Части]

* a 18 * Данный текст важен сам по себе или как приложение к некоторому другому тексту или объекту?
[Центр - Периферия]

* a 19 * Можно ли этот текст переписать в другую форму представления?

* a 20 * Есть ли у этого текста связанные с ним тексты-дополнения?
[Система]

* a 21 * В каких ситуациях предполагается пользоваться этим текстом?
[Ситуация], [Множество объектов]

* a 22 * Можно ли расширить круг ситуаций использования этого текста?
[Использование], [Ситуация], [Изменение]

* a 23 * Помогает ли этот текст в работе интуиции?

* a 24 * Этот текст - саморасширяющийся?

* a 25 * Можно ли данный текст переписать в более спресованном виде?

* a 26 * С какими другими текстами связан этот текст?

* a 27 * Мог бы этот текст быть представлен в World-Wide Web?

* a 28 * Может ли потенциальная доступность этого текста привести к чему-либо плохому?
[Причина - Следствие]

* a 29 * Можно ли представить себе несколько различных вариантов для данного текста?

* a 30 * Какая основная цель данного текста?
[Цель]

действия:

# A 1 # Очень быстро просмотреть большой текст, чтобы составить общее впечатление.

# A 2 # Очень внимательно просмотреть часть текста, чтобы составить представление о стиле, технике написания, об авторе.

# A 3 # Выделить основные подструктуры, входящие в текст.
[Целое и Части]

# A 4 # Написать краткий конспект данного текста.

# A 5 # Написать дополнение к данному тексту.
[Центр - Периферия]

# A 6 # Если этот текст помогает при мышлении, то его стоит переделать, освободив от всех второстепенных деталей.

# A 7 # РЕШЕНИЕ: данный текст ДОЛЖЕН БЫТЬ текстом, ОРИЕНТИРОВАННЫМ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
[Использование]

# A 8 # Переделать данный текст, изменить стиль, акценты.
[Основа и Вариации]


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[ Текст   КАК   (объект В Использование) ]

вопросы:

* c 1 * Этот текст будет читать только автор текста или еще другие люди?

* c 2 * Как долго может быть полезен данный текст?

* c 3 * Этот текст - средство для создания другого текста, или текст-цель?


[ Текст   КАК   Частично известный объект ]

вопросы:

* d 1 * Можем ли мы обойтись только беглым просмотром данного текста, или его надо читать?
=*a 23*, [Информация], [Работа]


[ Текст   КАК   Искусственный объект ]

вопросы:

* e 1 * Это текст для одноразового прочтения или для многоразового?
=*a 34*, [Повторяющееся событие], [Использование]


ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ

* a 1 * Этот текст - "для всех" или для узкого круга лиц?
[Множество людей]

идея:
Существуют тексты (1), которые понятны практически каждому человеку, умеющего читать на соответствующем языке. Но существуют и (2) тексты, которые написаны в определенном контексте, (смысловом, профессиональном, культурном) и которые, вообще говоря трудно понимать.

пример:
(1) программа для телевидения, статьи в газете
(2) научные статьи по специальному вопросу, тексты программ

* a 2 * На каких читателей ориентирован данный текст?
[Работа], [Тип объектов]

идея:
Практически в каждом тексте автор неявно делает какие-то предположения о читателях данного текста. Тем самым задается "тип" читателей, круг потенциальных читателей. Если внимательно проанализировать текст, что можно явно осознать - на каких читателей данный текст ориентирован.

пример:
Рекламное объявление: предполагается что читатель этого объявления способен купить соответствующую вещь, но при этом слабо себе представляет что есть в продаже кроме этой вещи, и каковы ее достоинства и недостатки на самомо деле.

* a 3 * Это законченный текст?
[Работа], [Основа и Вариации], [Выбор], [Человек], [Цель], [Искусственный объект]

идея:
Тексты могут быть (1) относительно законченными и (2) явно незаконченными. Если у нас - (2) незаконченный текст, то в область внимания сразу же попадает несколько вещей (а) - работа по завершению данного текста [Работа], (б) другой, законченный вариант данного текста [Основа и Вариации], (в) варианты - как можно закончить этот текст [Выбор], (г) человек, который может закончить текст [Человек]. Если текст не закончен и появляется желание [Цель] его закончить, то на данный текст уже можно посмотреть с т.зр. метафоры [Искусственный объект].

пример:
Научная статья: Часто бывает, что в научной статье некоторые темы, линии рассуждений могут быть не полностью раскрытыми, не законченными. Естественно, что со временем либо сам автор данной статьи, либо другие исследователи могут попытаться "продолжить", развить уже написанную статью.

Последнее время в разных областях искусства стали чаще делать "ремиксы" (remix) уже существующих произведений - в музыке, в кино.

* a 4 * Может ли автор дополнить и развить этот текст?
[Развитие], [Искусственный объект]

идея:
Данный вопрос - развитие вопроса *a3*: даже если текст закончен, автор текста может иногда дополнить и развить этот текст.

пример:
Гипертекстовые страницы в World-Wide Web: после того, как тот или иной гипертекстовый файл написан и помещен на WWW-сервер, спустя некоторое время, у автора появляются идеи о том, как можно дополнить и развить этот текст. Этим тексты в среде WWW принципиально отличаются от текстов в журналах или книгах.

* a 5 * Структура каких объектов повлияла на структуру и представление данного текста?
[Работа], [Множество объектов], [Целое и Части]

идея:
Большинство текстов имеет определенную структуру. И часть структура текста отражает структуру каких-либо других объектов. Данный вопрос предлагает выполнить небольшую аналитическую работу и перечислить объекты, чья структура повлияла на структуру данного текста.

примеры:
(1) Научная статья обычно отражает (а) структуру некоторой выполненной исследовательской работы, (б) структуру проблемы, (в) структуру общего состояния данной темы в мире.
(2) Учебник обычно отражает (а) структуру предметной области, подчинен (б) структуре изложения сложных вопросов.
(3) Описание программы обычно отражает (а) структуру интерфейса с пользователем, (б) структуру работ по настройке данной программы (в) структуру работ, выполняемых при помощи данной программы, (г) структуру объектов, с которыми работает программа.

* a 7 * Может ли другой автор создать похожий текст?

идея:
Другая форма: "Насколько данный текст уникален?" или: "Насколько данный текст связан с личностью автора?"
Если (1) другой автор может создать похожий текст, то к данному тексту можно относиться как к искусственному объекту, как к продукту труда, который может сделать "кто-то". Если же (2) текст очень сильно связан с личностью автора текста, то к нему надо относиться как к произведению искусства, как к уникальному явлению.

примеры:
(1) Статья в газете, описывающая ход происшедших событий: разные статьи могут отличаться подробностями, но в целом - для того, чтобы узнать что произошло на неделе, можно купить либо ту, либо другую газету.
(2) Иногда попадаются журналисты, которые пишут общие обзоры в уникальном, узнаваемом стиле.


В начало этого файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1996 март 26 вт - 1998 март 09 пн