In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None

ИВВС РАН
Ованесбеков Л.Г.

Рабочие материалы
тема: База знаний МЕТ
тема: Технология MET-Idea
номер рабочего материала: (95-mar)

Аналитический пересмотр научного отчета по Базе знаний МЕТ


IHPCS RAS
Ovanesbekov L.G.

Work papers
theme: Knowledge base MET
theme: Technology MET-Idea
number of the work paper: (95-mar)

Analytical review of the Scientific report on the Knowledge Base MET

6.2. Текст искусственного вида: метафорный анализ

 Работа:  И Способы ] 

-- 1.б. -- 

& ПРИ ПОМОЩИ метафор МЫ ПЕРЕНОСИМ знания ИЗ одной предметной области В другую.
[ & ==> Перенос ]

-- 1.в. -- 

& категории базового уровня ЭТО ОДИН ИЗ ТИПОВ СРЕДИ категорий ВООБЩЕ. 
[ & ==> Тип объектов ] 

-- 1.г. -- 

& категории базового уровня СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ объектов, 
НО И ДЛЯ действий, свойств, цветов, эмоций. 
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ] 

-- 1.д. -- 

& метафорные схемы  ЭТО ОДИН ИЗ ТИПОВ СРЕДИ категорий ВООБЩЕ. 
[ & ==> Тип объектов ] 

& КРОМЕ логического понимания ЕСТЬ более глубокое понимание. 
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ] 

-- 1.ж. -- 

& метафорные схемы  ЭТО БАЗОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ  понимания смысла. 
[ & ==> Система ] 

& метафорные схемы  ИМЕЮТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ. 
[ & ==> Структура ] 

& правила логики  ЭТО ВТОРИЧНЫЙ ОБЪЕКТ, (логика В метафорной схеме) БОЛЕЕ ПЕРВИЧНА. 
[ & ==> Зависимость: Оригинал и Повторение ]

-- 2. -- 
-- 2.а. -- 

# РЕШЕНИЕ: ХОТИМ ВЫПИСАТЬ ПЕРЕЧЕНЬ метафорных схем.
[ Коллекция ==> # ]

# РЕШЕНИЕ: ХОТИМ ДЛЯ КАЖДОЙ метафорной схемы ВЫПИСАТЬ ее структуру И 
ПОЛУЧИТЬ КАТАЛОГ метафорных схем.
[ Коллекция ==> # ==> Коллекция: Каталог ] 

# РЕШЕНИЕ: ХОТИМ ОПИСАТЬ перечень метафорных схем КАК СИСТЕМУ.
[ Коллекция ==> # ==> Система ] 

-- 2.б. -- 

& база знаний МЕТ  МОЖНО ТРАКТОВАТЬ КАК информационную систему. 
[ & ==> Точка зрения ]

база знаний МЕТ  ЭТО  Искусственный объект. 
[ ==> Искусственный объект ]

база знаний МЕТ  ЭТО  Текст: Сложной структуры.
[ ==> Текст: Сложной структуры ]

# база знаний МЕТ  ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕКСТОМ, 
ОРИЕНТИРОВАННЫМ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
[ Текст ==> # ==> Использование ]

& база знаний МЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛИГОНОМ ДЛЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ идей, 
относящихся к механизмам мышления.
[ & ==> Работа: Идеи и Эксперименты, Предположение ]

-- 2.в. -- 

* Какова субъективность этого текста ?
[ Текст ==> * ]

    * Субъективность текста ухудшает его качество ?
    [ Текст ==> * ==> Качество объекта ]
    
    * Может ли этот текст дать яркие ментальные впечатления, информацию?
    [ Текст ==> * ]
    
    * Можно ли, опираясь на субъективный текст, сделать объективные выводы?
    [Текст ==> * ==> Предположение ]

-- 3. -- 

* Для чего будут использоваться эти сведения (каталог метафорных понятий) ?
[ Сведения ==> * ==> Цель, Работа ]

* В какой форме лучше представить эти сведения (каталог метафорных понятий) ?
[ Сведения ==> * ==> Текст, Структура ]

-- 3.а. - 3.б. -- 

(Текст в этих подразделах несет слишком беглое 
и краткое описание идей, поэтому он здесь не анализируется.)

-- 3.в. -- 

* Данный искусственный объект (т.е. каталог метафорных понятий)
строится для того, чтобы (1) им пользоваться как таковым, 
или (2) для проверки некоторых идей ?
[ Искусственный объект ==> * ==> Использование, Предположение ]

-- 3.г. -- 

& метафорное понятие ЭТО НАБОР ИЗ идей.
[ & ==> Множество ]

# ЭТИ идеи  МООЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА два разных ВИДА.
[ Множество ==> # ==> Тип объектов, Множество: С Классификацией ]

& действия - что можно сделать в ситуации МОЖНО ТРАКТОВАТЬ КАК идеи.
[ & ==> Точка зрения ]

множество действий ЭТО Система 
[ Множество ==> Система ]

& вопросы - что можно спросить в ситуации МОЖНО ТРАКТОВАТЬ КАК идеи.
[ & ==> Точка зрения ]

множество вопросов ЭТО Система 
[ Множество ==> Система ]

-- 3.д. -- 

каталог метафорных понятий ЭТО Система (идей)
[ ==> Система ]

# ДЛЯ КАЖДОГО метафорного понятия МОЖНО ВЫПИСАТЬ набор действий и систему вопросов.
[ Множество ==> # ==> Структура, Текст: Каталог ]

-- 3.е. -- 

& каталог метафорных понятий ЭТО ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ аналитических работ.
[ & ==> Работа: И Инструмент ]

-- 3.ж. -- 

& каталог метафорных понятий ЭТО ТИП ДЛЯ текстов 
[ & ==> Тип объектов ]

* Что в этом объекте (каталоге метафорных понятий) может варьироваться?
[ Тип объектов ==> * ==> Структура, Сходство и Различие ]

* Может ли этот текст (каталог метафорных понятий) быть 
(1) написан разными людьми, или он (2) очень тесно связан с автором?
[ Текст ==> * ==> Человек ]

* Можно ли этот текст переписать в другую форму представления?
[ Текст ==> * ]

* Есть ли у этого текста связанные с ним тексты-дополнения?
[ Текст ==> * Система, Структура ]

-- 4. --
-- 4.а. --

* В каких ситуациях предполагается пользоваться этим текстом?
[ Текст ==> * ==>  Ситуация, Множество ]

* Можно ли расширить круг ситуаций использования этого текста?
[ Текст ==> * ==> Использование, Ситуация, Изменение ]

-- 4.б. --

& метафорное понятие ЭТО ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ категории.
[ & ==> Общее - Частное ]

& структура описания метафорной схемы ЭТО (МОДЕЛЬ ДЛЯ понятия "категория").
[ & ==> Точка зрения ]
[ & ==> Сложный объект: Объект и Модель ]

-- 4.в. --

& класс в объектно-ориентированном подходе ЭТО (МОДЕЛЬ ДЛЯ понятия "категория").
[ & ==> Точка зрения ]
[ & ==> Сложный объект: Объект и Модель ]

-- 4.г. --

& концептуальным богатством объектно-ориентированного подхода 
МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СИТУАЦИИ "программирования".
[ & ==> Ситуация, Использование ]

один или несколько человек пишут достаточно сложную программу ЭТО Ситуация.

комплексная работа на компьютере ЭТО Ситуация.

-- 4.д. --

решение проблем реальной жизни ЭТО Ситуация.

& ситуация "программирования", ситуация "информатики", 
ситуация "проблемы в повседневной жизни" ЭТО РАЗНЫЕ ситуации.
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 4.е. --

& в ситуации "проблемного поведения" МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ С НЕКОТОРОЙ НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ.
[ & ==> Частично известный объект ]

& осмысление этой неизвестности ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕКОТОРУЮ ПРОБЛЕМУ.
[ & ==> Проблема ]

* Можно ли для выполнения этой работы (осмысление проблемы) 
воспользоваться каким-либо инструментом?
[ Работа ==> * ==> Работа: и Инструмент ]

-- 4.ж. --

& МЫ СТРЕМИМСЯ СОЗДАТЬ нечто, ПОХОЖЕЕ НА научную дисциплину.
& МЫ СТРЕМИМСЯ СОЗДАТЬ нечто, ПОХОЖЕЕ НА экспертную систему.
[ & ==> Сходство и Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5. --
-- 5.а. и 5.б. --

* Как описывается каждый элемент данной коллекции (метафорная схема)?
[ Текст: Каталог ==> * ==> Структура ]

* Какая основная цель такого представления ?
[ Текст: Каталог ==> * ==> Цель ]

-- 5.1.а. --

& ОБЫЧНО при описании абстрактных понятий дают определение 
НО ТАК КАК мы описываем особые понятия, 
ТО БЫЛО РЕШЕНО описывать метафорные понятия по другому: 
без определений, но с большим количеством примеров.
[ & ==> Обычно и Необычно, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.1.б. --

& примеры ДЕЛЯТСЯ НА ДВА разных ВИДА.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]

типичные и нетипичные примеры ЭТО Обычное и Необычное

& перечень примеров МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК особую форму описания семантики.
[ & ==> Точка зрения ]

-- 5.1.в. --

& ИНОГДА ДЛЯ операций, эвристик, вопросов 
ДАЮТСЯ примеры в терминах понятий базового уровня.
[ & ==> Связь: Дополнение ]

& В описании каждой метафорной схемы ЕСТЬ ЦЕЛАЯ СИСТЕМА примеров.
[ & ==> Система ]

-- 5.1.г. --

& она АНАЛОГИЧНА "привязке к телесному опыту" и "образцы метафор".
[ & ==> Сходство и Различие ]

-- 5.2. --

& метафорныые схемы ОБЛАДАЮТ СТРУКТУРОЙ.
[ & ==> Структура ]

-- 5.2.а. --

* Достаточно ли структуру описать просто в виде перечня составляющих элементов ?
[ Структура ==> * ==> Коллекция, Текст ]

* Можно ли проследить и описать связи между элементами в данном множестве ?
[ Множество объектов ==> * ==> Система, Текст ]

* Можно ли проследить и описать как элементы и связи образуют целое ?
[ Система ==> * ==> Текст ]

-- 5.2.б. --

& понятия, претендующие на роль "составных элементов структуры" 
МОЖНО ДОСТАТОЧНО ЧЕТКО РАЗБИТЬ НА ДВА ТИПА.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.2.в. --

метафорная схема ЭТО Контейнер

основные структурные элементы ЭТО что внутри В Контейнер 

дополнительные структурные элементы ЭТО что снаружи В Контейнер 

-- 5.2.д. --

& ссылки на метафорные схемы МОГУТ БЫТЬ ДВУХ ВИДОВ.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.2.е. --

& вопросы и действия ЭТО ИСТОЧНИК нового ДЛЯ МНОЖЕСТВА структурных элементов.
[ & ==> Множество, Множество: Поток ]

-- 5.3.а. --

категория ЭТО управляемый объект В Управление объектом 

конкретизация категории ЭТО действие В Управление объектом 

свойство категории ЭТО степень свободы В Управление объектом 

* Какие степени свободы действия есть у нас в данной ситуации?
[ Ситуация, Управление объектом ==> * ==> Коллекция: Небольшой перечень, Система ]

-- 5.3.в. --

& свойства ТАКОГО ВИДА МЫ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ семантическими узлами.
[ & ==> Тип объектов, Понятие ]

& семантический узел ЭТО понятие, КОТОРОЕ УКАЗЫВАЕТ НА следующее явление: ...
[ & ==> Объект и Имя ]

-- 5.3.е. --

& семантические узлы МОГУТ БЫТЬ ЧАСТЬЮ условий применения в действиях.
[ & ==> Часть и Целое ]

-- 5.3.ж. --

& семантические узлы, относящиеся к одной категории ОБРАЗУЮТ ИЕРАРХИЮ.
[ & ==> Система: Иерархия ]

-- 5.3.з. --

& семантические узлы МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С РАЗНЫМИ наборами значений.
[ & ==> Сходство - Различие, Объект и Свойство ]

набор значений ЭТО Тип данных.

-- 5.3.и. --

& семантические узлы МОГУТ БЫТЬ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С механизмом метонимии.
[ & ==> Связь, Система ]

-- 5.4. --
-- 5.4.в. --

множество вопросов ЭТО Система.

-- 5.4.г. --

множество идей о возможном поведении ЭТО Система.

-- 5.5. --

& аспекты из области обычной жизни и фреймы из области моделей семантики 
АНАЛОГИЧНЫ системе вопросов.
[ & ==> Сходство - Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.5.а. --

& вопросы МОЖНО РАЗБИТЬ НА два ВИДА.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]

множество метафор вообще ЭТО Пространство.
система метафорных схем ЭТО область В Пространстве.

-- 5.5.б. --

# перечень заимствованных вопросов МОЖНО РАЗБИТЬ НА ГРУППЫ, 
СОГЛАСНО метафорам, к которым относятся заимствованные вопросы.
[ Множество объектов ==> # ==> Множество: с Классификацией ]

-- 5.5.в. --

# в множестве вопросов, задаваемые к некоторой схеме 
МОЖНО УВИДЕТЬ ДЕЛЕНИЕ: ...
[ Множество объектов ==> # ==> Множество: с Классификацией ]

-- 5.5.г. --

& вопросы, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ семантическим узлам МЫ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ узловыми вопросами.
[ & ==> Связь, Понятие ]

-- 5.5.д. --

& СРЕДИ вопросов к воплощениям некоторой метафоры МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ вопросы, которые ...
[ & ==> Тип объектов, Сходство и Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.6. --
-- 5.6.д. --

& НА цели МОЖНО СМОТРЕТЬ КАК НА действия.
[ & ==> Точка зрения ]

-- 5.6.л. --

& надструктура фразы ЭТО КАТЕГОРИЯ ДЛЯ идей.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция, Множество: с Классификацией ]

-- 5.6.н. --

* ЗАЧЕМ НУЖНЫ типы для действий?
[ Тип объектов ==> * ==> Цель ]

-- 5.7. --
-- 5.7.а. --

& ПРИ анализе текстов КРОМЕ вопросов и действий ВСТРЕЧАЛИСЬ и фразы особого типа.
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.7.б. --

& входные утверждения ЭТО ЕЩЕ ОДИН ТИП идей.
[ & ==> Тип объектов ] 

-- 5.7.д. --

& конкретные формы входных утверждений АНАЛОГИЧНЫ примерам. 
[ & ==> Сходство и Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]

-- 5.7.е. -- 

& С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ потока ассоциаций (входные утверждения НЕ ЯВЛЯЮТСЯ частью метафорной схемы).
[ & ==> Точка зрения ]
[ & ==> Часть и Целое ]

-- 5.7.ж. --
& входное утверждение МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С НЕСКОЛЬКИМИ метафорными схемами.
[ & ==> Связь: Один с Многими ]

-- 6. --
-- 6.1. --
-- 6.1.а. --

& ПРЕДЛАГАЕТСЯ НОВЫЙ ВИД работы: метафорный анализ. 
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]

метафорный анализ ЭТО Работа.


В начало этого файла
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1997 март 20 чт -- 1998 март 09 пн