Analytical review of the Scientific report on the Knowledge Base MET
Работа: И Способы ]
-- 1.б. --
& ПРИ ПОМОЩИ метафор МЫ ПЕРЕНОСИМ знания ИЗ одной предметной области В другую.
[ & ==> Перенос ]
-- 1.в. --
& категории базового уровня ЭТО ОДИН ИЗ ТИПОВ СРЕДИ категорий ВООБЩЕ.
[ & ==> Тип объектов ]
-- 1.г. --
& категории базового уровня СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ объектов,
НО И ДЛЯ действий, свойств, цветов, эмоций.
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 1.д. --
& метафорные схемы ЭТО ОДИН ИЗ ТИПОВ СРЕДИ категорий ВООБЩЕ.
[ & ==> Тип объектов ]
& КРОМЕ логического понимания ЕСТЬ более глубокое понимание.
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 1.ж. --
& метафорные схемы ЭТО БАЗОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ понимания смысла.
[ & ==> Система ]
& метафорные схемы ИМЕЮТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ.
[ & ==> Структура ]
& правила логики ЭТО ВТОРИЧНЫЙ ОБЪЕКТ, (логика В метафорной схеме) БОЛЕЕ ПЕРВИЧНА.
[ & ==> Зависимость: Оригинал и Повторение ]
-- 2. --
-- 2.а. --
# РЕШЕНИЕ: ХОТИМ ВЫПИСАТЬ ПЕРЕЧЕНЬ метафорных схем.
[ Коллекция ==> # ]
# РЕШЕНИЕ: ХОТИМ ДЛЯ КАЖДОЙ метафорной схемы ВЫПИСАТЬ ее структуру И
ПОЛУЧИТЬ КАТАЛОГ метафорных схем.
[ Коллекция ==> # ==> Коллекция: Каталог ]
# РЕШЕНИЕ: ХОТИМ ОПИСАТЬ перечень метафорных схем КАК СИСТЕМУ.
[ Коллекция ==> # ==> Система ]
-- 2.б. --
& база знаний МЕТ МОЖНО ТРАКТОВАТЬ КАК информационную систему.
[ & ==> Точка зрения ]
база знаний МЕТ ЭТО Искусственный объект.
[ ==> Искусственный объект ]
база знаний МЕТ ЭТО Текст: Сложной структуры.
[ ==> Текст: Сложной структуры ]
# база знаний МЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕКСТОМ,
ОРИЕНТИРОВАННЫМ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
[ Текст ==> # ==> Использование ]
& база знаний МЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛИГОНОМ ДЛЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ идей,
относящихся к механизмам мышления.
[ & ==> Работа: Идеи и Эксперименты, Предположение ]
-- 2.в. --
* Какова субъективность этого текста ?
[ Текст ==> * ]
* Субъективность текста ухудшает его качество ?
[ Текст ==> * ==> Качество объекта ]
* Может ли этот текст дать яркие ментальные впечатления, информацию?
[ Текст ==> * ]
* Можно ли, опираясь на субъективный текст, сделать объективные выводы?
[Текст ==> * ==> Предположение ]
-- 3. --
* Для чего будут использоваться эти сведения (каталог метафорных понятий) ?
[ Сведения ==> * ==> Цель, Работа ]
* В какой форме лучше представить эти сведения (каталог метафорных понятий) ?
[ Сведения ==> * ==> Текст, Структура ]
-- 3.а. - 3.б. --
(Текст в этих подразделах несет слишком беглое
и краткое описание идей, поэтому он здесь не анализируется.)
-- 3.в. --
* Данный искусственный объект (т.е. каталог метафорных понятий)
строится для того, чтобы (1) им пользоваться как таковым,
или (2) для проверки некоторых идей ?
[ Искусственный объект ==> * ==> Использование, Предположение ]
-- 3.г. --
& метафорное понятие ЭТО НАБОР ИЗ идей.
[ & ==> Множество ]
# ЭТИ идеи МООЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА два разных ВИДА.
[ Множество ==> # ==> Тип объектов, Множество: С Классификацией ]
& действия - что можно сделать в ситуации МОЖНО ТРАКТОВАТЬ КАК идеи.
[ & ==> Точка зрения ]
множество действий ЭТО Система
[ Множество ==> Система ]
& вопросы - что можно спросить в ситуации МОЖНО ТРАКТОВАТЬ КАК идеи.
[ & ==> Точка зрения ]
множество вопросов ЭТО Система
[ Множество ==> Система ]
-- 3.д. --
каталог метафорных понятий ЭТО Система (идей)
[ ==> Система ]
# ДЛЯ КАЖДОГО метафорного понятия МОЖНО ВЫПИСАТЬ набор действий и систему вопросов.
[ Множество ==> # ==> Структура, Текст: Каталог ]
-- 3.е. --
& каталог метафорных понятий ЭТО ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ аналитических работ.
[ & ==> Работа: И Инструмент ]
-- 3.ж. --
& каталог метафорных понятий ЭТО ТИП ДЛЯ текстов
[ & ==> Тип объектов ]
* Что в этом объекте (каталоге метафорных понятий) может варьироваться?
[ Тип объектов ==> * ==> Структура, Сходство и Различие ]
* Может ли этот текст (каталог метафорных понятий) быть
(1) написан разными людьми, или он (2) очень тесно связан с автором?
[ Текст ==> * ==> Человек ]
* Можно ли этот текст переписать в другую форму представления?
[ Текст ==> * ]
* Есть ли у этого текста связанные с ним тексты-дополнения?
[ Текст ==> * Система, Структура ]
-- 4. --
-- 4.а. --
* В каких ситуациях предполагается пользоваться этим текстом?
[ Текст ==> * ==> Ситуация, Множество ]
* Можно ли расширить круг ситуаций использования этого текста?
[ Текст ==> * ==> Использование, Ситуация, Изменение ]
-- 4.б. --
& метафорное понятие ЭТО ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ категории.
[ & ==> Общее - Частное ]
& структура описания метафорной схемы ЭТО (МОДЕЛЬ ДЛЯ понятия "категория").
[ & ==> Точка зрения ]
[ & ==> Сложный объект: Объект и Модель ]
-- 4.в. --
& класс в объектно-ориентированном подходе ЭТО (МОДЕЛЬ ДЛЯ понятия "категория").
[ & ==> Точка зрения ]
[ & ==> Сложный объект: Объект и Модель ]
-- 4.г. --
& концептуальным богатством объектно-ориентированного подхода
МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СИТУАЦИИ "программирования".
[ & ==> Ситуация, Использование ]
один или несколько человек пишут достаточно сложную программу ЭТО Ситуация.
комплексная работа на компьютере ЭТО Ситуация.
-- 4.д. --
решение проблем реальной жизни ЭТО Ситуация.
& ситуация "программирования", ситуация "информатики",
ситуация "проблемы в повседневной жизни" ЭТО РАЗНЫЕ ситуации.
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 4.е. --
& в ситуации "проблемного поведения" МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ С НЕКОТОРОЙ НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ.
[ & ==> Частично известный объект ]
& осмысление этой неизвестности ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕКОТОРУЮ ПРОБЛЕМУ.
[ & ==> Проблема ]
* Можно ли для выполнения этой работы (осмысление проблемы)
воспользоваться каким-либо инструментом?
[ Работа ==> * ==> Работа: и Инструмент ]
-- 4.ж. --
& МЫ СТРЕМИМСЯ СОЗДАТЬ нечто, ПОХОЖЕЕ НА научную дисциплину.
& МЫ СТРЕМИМСЯ СОЗДАТЬ нечто, ПОХОЖЕЕ НА экспертную систему.
[ & ==> Сходство и Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5. --
-- 5.а. и 5.б. --
* Как описывается каждый элемент данной коллекции (метафорная схема)?
[ Текст: Каталог ==> * ==> Структура ]
* Какая основная цель такого представления ?
[ Текст: Каталог ==> * ==> Цель ]
-- 5.1.а. --
& ОБЫЧНО при описании абстрактных понятий дают определение
НО ТАК КАК мы описываем особые понятия,
ТО БЫЛО РЕШЕНО описывать метафорные понятия по другому:
без определений, но с большим количеством примеров.
[ & ==> Обычно и Необычно, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.1.б. --
& примеры ДЕЛЯТСЯ НА ДВА разных ВИДА.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]
типичные и нетипичные примеры ЭТО Обычное и Необычное
& перечень примеров МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК особую форму описания семантики.
[ & ==> Точка зрения ]
-- 5.1.в. --
& ИНОГДА ДЛЯ операций, эвристик, вопросов
ДАЮТСЯ примеры в терминах понятий базового уровня.
[ & ==> Связь: Дополнение ]
& В описании каждой метафорной схемы ЕСТЬ ЦЕЛАЯ СИСТЕМА примеров.
[ & ==> Система ]
-- 5.1.г. --
& она АНАЛОГИЧНА "привязке к телесному опыту" и "образцы метафор".
[ & ==> Сходство и Различие ]
-- 5.2. --
& метафорныые схемы ОБЛАДАЮТ СТРУКТУРОЙ.
[ & ==> Структура ]
-- 5.2.а. --
* Достаточно ли структуру описать просто в виде перечня составляющих элементов ?
[ Структура ==> * ==> Коллекция, Текст ]
* Можно ли проследить и описать связи между элементами в данном множестве ?
[ Множество объектов ==> * ==> Система, Текст ]
* Можно ли проследить и описать как элементы и связи образуют целое ?
[ Система ==> * ==> Текст ]
-- 5.2.б. --
& понятия, претендующие на роль "составных элементов структуры"
МОЖНО ДОСТАТОЧНО ЧЕТКО РАЗБИТЬ НА ДВА ТИПА.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.2.в. --
метафорная схема ЭТО Контейнер
основные структурные элементы ЭТО что внутри В Контейнер
дополнительные структурные элементы ЭТО что снаружи В Контейнер
-- 5.2.д. --
& ссылки на метафорные схемы МОГУТ БЫТЬ ДВУХ ВИДОВ.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.2.е. --
& вопросы и действия ЭТО ИСТОЧНИК нового ДЛЯ МНОЖЕСТВА структурных элементов.
[ & ==> Множество, Множество: Поток ]
-- 5.3.а. --
категория ЭТО управляемый объект В Управление объектом
конкретизация категории ЭТО действие В Управление объектом
свойство категории ЭТО степень свободы В Управление объектом
* Какие степени свободы действия есть у нас в данной ситуации?
[ Ситуация, Управление объектом ==> * ==> Коллекция: Небольшой перечень, Система ]
-- 5.3.в. --
& свойства ТАКОГО ВИДА МЫ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ семантическими узлами.
[ & ==> Тип объектов, Понятие ]
& семантический узел ЭТО понятие, КОТОРОЕ УКАЗЫВАЕТ НА следующее явление: ...
[ & ==> Объект и Имя ]
-- 5.3.е. --
& семантические узлы МОГУТ БЫТЬ ЧАСТЬЮ условий применения в действиях.
[ & ==> Часть и Целое ]
-- 5.3.ж. --
& семантические узлы, относящиеся к одной категории ОБРАЗУЮТ ИЕРАРХИЮ.
[ & ==> Система: Иерархия ]
-- 5.3.з. --
& семантические узлы МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С РАЗНЫМИ наборами значений.
[ & ==> Сходство - Различие, Объект и Свойство ]
набор значений ЭТО Тип данных.
-- 5.3.и. --
& семантические узлы МОГУТ БЫТЬ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С механизмом метонимии.
[ & ==> Связь, Система ]
-- 5.4. --
-- 5.4.в. --
множество вопросов ЭТО Система.
-- 5.4.г. --
множество идей о возможном поведении ЭТО Система.
-- 5.5. --
& аспекты из области обычной жизни и фреймы из области моделей семантики
АНАЛОГИЧНЫ системе вопросов.
[ & ==> Сходство - Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.5.а. --
& вопросы МОЖНО РАЗБИТЬ НА два ВИДА.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]
множество метафор вообще ЭТО Пространство.
система метафорных схем ЭТО область В Пространстве.
-- 5.5.б. --
# перечень заимствованных вопросов МОЖНО РАЗБИТЬ НА ГРУППЫ,
СОГЛАСНО метафорам, к которым относятся заимствованные вопросы.
[ Множество объектов ==> # ==> Множество: с Классификацией ]
-- 5.5.в. --
# в множестве вопросов, задаваемые к некоторой схеме
МОЖНО УВИДЕТЬ ДЕЛЕНИЕ: ...
[ Множество объектов ==> # ==> Множество: с Классификацией ]
-- 5.5.г. --
& вопросы, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ семантическим узлам МЫ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ узловыми вопросами.
[ & ==> Связь, Понятие ]
-- 5.5.д. --
& СРЕДИ вопросов к воплощениям некоторой метафоры МОГУТ ВСТРЕТИТЬСЯ вопросы, которые ...
[ & ==> Тип объектов, Сходство и Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.6. --
-- 5.6.д. --
& НА цели МОЖНО СМОТРЕТЬ КАК НА действия.
[ & ==> Точка зрения ]
-- 5.6.л. --
& надструктура фразы ЭТО КАТЕГОРИЯ ДЛЯ идей.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция, Множество: с Классификацией ]
-- 5.6.н. --
* ЗАЧЕМ НУЖНЫ типы для действий?
[ Тип объектов ==> * ==> Цель ]
-- 5.7. --
-- 5.7.а. --
& ПРИ анализе текстов КРОМЕ вопросов и действий ВСТРЕЧАЛИСЬ и фразы особого типа.
[ & ==> Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.7.б. --
& входные утверждения ЭТО ЕЩЕ ОДИН ТИП идей.
[ & ==> Тип объектов ]
-- 5.7.д. --
& конкретные формы входных утверждений АНАЛОГИЧНЫ примерам.
[ & ==> Сходство и Различие, Коллекция: Небольшой перечень ]
-- 5.7.е. --
& С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ потока ассоциаций (входные утверждения НЕ ЯВЛЯЮТСЯ частью метафорной схемы).
[ & ==> Точка зрения ]
[ & ==> Часть и Целое ]
-- 5.7.ж. --
& входное утверждение МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С НЕСКОЛЬКИМИ метафорными схемами.
[ & ==> Связь: Один с Многими ]
-- 6. --
-- 6.1. --
-- 6.1.а. --
& ПРЕДЛАГАЕТСЯ НОВЫЙ ВИД работы: метафорный анализ.
[ & ==> Тип объектов, Коллекция: Небольшой перечень ]
метафорный анализ ЭТО Работа.
В начало этого файла
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>