In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None

ИВВС РАН
Ованесбеков Л.Г.

Рабочие материалы
номер рабочего материала: (96-w)

Перечень статей с комментариями и аннотациями


IHPCS RAS
Ovanesbekov L.G.

Work papers
number of the work paper: (96-w)

List of papers with comments and annotations


Оглавление

История данного текста
Перечень статей сгруппированный по темам
Перечень статей с комментариями и аннотациями
[86a] [86b] [87a] [87b] [87c] [88a] [88b] [88c] [89a] [89b] [89c] [89d] [89e] [90a] [90b] [91a] [91b] [91c] [91d] [91e] [91f] [92a] [92b] [92c] [93a] [93b] [93c] [93d] [94a] [94b-96] [94c] [94d] [94e] [95a] [95b-96] [95c-97] [96a] [96b] [97a]

Замечания о стиле статей
О нумерации статей


История данного текста

Данный текст содержит ссылки на статьи Ованесбекова Л.Г. и авторские комментарии к ним.

Исторически, в начале появилась идея писать в конце статей не просто список литературы, а список литературы с авторскими комментариями. Эту идею автор взял у Марка Джонсона из его книги [Mark Johnson 87 "The Body in the Mind"].

Так как в разных статьях часто бывают одни и те же ссылки на литературу, то следующий шаг развития данной идеи - сделать один общий список литературы с комментариями для всех своих статей. См. список ссылок на литературу с авторскими комментариями.

Так как автор иногда ссылается и на свои статьи тоже, то появилась необходимость дополнить этот список собственными статьями и комментариями к ним. Однако система прочитанных статей и система написанных статей - существенно разные системы, и комментарии к ним естественно писать по-разному. Поэтому автор решил сделать список собственных статей с комментариями отдельным гипертекстовым файлом.

Далее сначала дается краткий перечень, разбитый на смысловые группы, потом перечень с комментариями.

В кратком перечне одна и та же ссылка может появляться больше одного раза, если эту ссылку удобно поместить в несколько смысловых групп.

Общий список статей автора, без комментариев, упорядоченный по времени, можно еще увидеть в гипертекстовом файле "ИВВС РАН: Ованесбеков Л.Г.".


Перечень статей сгруппированный по темам

Тексты как инструменты мышления

[87c] "Карты знаний"
[88c] "Методика фиксации решений 'ФРЕШ'"
[90b] "Унитарные тексты"
[91f] "Гипертекстовые базы знаний"
[93d] "Гипертекстовые базы знаний"

Информация и человеческое мышление (Cognitive Science)

[90a] "Описание предметной области в виде референтных логических форм"
[90b] "Унитарные тексты"
[90c] "Формы представления знаний"
[91e] "Расширение схем Клэнси для описания задач искусственного интеллекта"
[92c] "Постсемантика инструментов: представление, модель, вид информационных систем"
[93a] "Неописуемые структуры"
[93b] "Эволюционный гистерезис"
[93c] "Смежные уровни развития"
[94a] "Неизвестные информационные территории"
[94b] "Классификация гипертекстов 2Q"
[95a] "Постсемантика как явление"
[95b-96] "Базы данных для персонального компьютера: исследование предельного случая"

Метафоры и экспериентализм

[89a] "Модель механизма метафорического переноса знаний"
[92a] "Разработка системы искусственного интеллекта 'Эквер'"
[95c-97] "База знаний МЕТ"

Гипертексты и World-Wide Web

[89c] "Системы передачи экспертных знаний"
[89d] "Системы автоформализации знаний"
[91b] "Инструментальная система построения гипертекстов HyRe"
[91d] "Методология КП построения гипертекстов"
[91f] "Гипертекстовые базы знаний"
[92b] "Исследование способов представления знаний в гипертекстах"
[93d] "Гипертекстовые базы знаний"
[94b-96] "Классификация гипертекстов 2Q"
[94c] "Технология построения гипертекстов (текст кандидатской диссертации)"
[94d] "Технология построения гипертекстов (автореферат кандидатской диссертации)"
[97a] "Логические Интернет-серверы"

Языки искусственного интеллекта

[87b] "Адаптация Blackboard Control к объектно-ориентированному подходу в рамках системы Инт"
[88a] "Система Инт - инструментальные средства для построения экспертных систем"
[89b] "Реализация доступ-ориентированного подхода на Смолтоке"
[89e] "Псевдолитералы в Смолтоке"
[92a] "Разработка системы искусственного интеллекта 'Эквер'"

Экспертные системы

[87a] "Чем экспертные системы отличаются от традиционных программ?"
[88b] "Эскизный проект экспертной системы 'Конс-Инт-'"
[91e] "Расширение схем Клэнси для описания задач искусственного интеллекта"
[92a] "Разработка системы искусственного интеллекта 'Эквер'"

Объектно-ориентированный подход

[86b] "Анализ концепций языка Smalltalk-80"
[89b] "Реализация доступ-ориентированного подхода на Смолтоке"
[89e] "Псевдолитералы в Смолтоке"
[91c] "Метафоры наследования в объектно-ориентированном подходе"

Концептуальные модели данных

[86a] "Расширение модели Дж.Смит и Д.Смит"
[91d] "Методология КП построения гипертекстов"
[92a] "Разработка системы искусственного интеллекта 'Эквер'"

Информация и развитие человека

[91a] "Супермения"
[93b] "Эволюционный гистерезис"
[93c] "Смежные уровни развития"


Перечень статей с комментариями и аннотациями

[86a] Ованесбеков Л.Г., "Расширение модели Дж.Смит и Д.Смит", рукопись, МАЗ "Дзержинец", 1986.

Автор попытался практически применить концептуальную модель данных, данную в [Дж. Смит, Д. Смит 84]. Предложено некоторое расширение самой модели, конкретный синтаксис. Был разработан препроцессор на Рефале с языка АССИМ в язык описания данных СУБД Lisp-R.

Длительный период времени (1978 - 1981) автор был под впечатлением идеи о фундаментальном дуализме между отношением "быть частным случаем" и отношением "быть частью". Была даже разработана специальная нотация (joint-notation) при помощи которой можно было единым образом обозначить все что угодно в виде комбинации нескольких операций. К сожалению, в то время автор не смог оформить эти идеи в виде какого-либо связного изложения. Однако, когда на русском языке появился перевод статьи Джона и Дианы Смит, в которой излагались близкие идеи, но на более высоком уровне, блестяще оформленные, привязанные к проблематике баз данных и с некоторыми другими идеями, автор снова попал под влияние этой темы. Т.к. на основной работе автору необходимо было заниматься прикладной системой на основе СУБД, то автор естественным образом дооформил идеи Дж. и Д. Смит в виде конкретного языка описания данных и сделал препроцессор с этого языка.

[86b] Ованесбеков Л.Г., "Анализ концепций языка Smalltalk-80", Научный отчет, ИТМиВТ, 1986.

Текст доклада, сделанного на семинаре в ИТМиВТ 21 декабря 1986 г. Изложение основных концепций объектно-ориентированного подхода вообще и системы Smalltalk-80.

В тот момент в ИТМиВТ разрабатывался собственный подход к абстрактным типам данных, на основе идей языка Эль-76. Поэтому в данном докладе идеи объектно-ориентированного подхода в классическом варианте неявно полемизируют с идеями абстрактных типов данных в языке Эль-76.

[87a] Ованесбеков Л.Г., "Чем экспертные системы отличаются от традиционных программ?", Научный отчет, ИТМиВТ, 1987.

Сравнение технологии традиционного программирования и технологии экспертных систем. Вводятся два основных понятия-идеи "суперсопровождение" и "суперинтерпретация". Изложение существенно опирается на статью [Clancey 85].

[87b] Ованесбеков Л.Г., "Адаптация Blackboard Control к объектно-ориентированному подходу в рамках системы Инт", Научный отчет, ИТМиВТ, 1987.

Автор стремится в рамках возможностей системы Blackboard Control [Barbara Hayes-Roth 85] запрограммировать концепции эвристической классификации [Clancey 85]. Предполагалось реализовать эти идеи в рамках системы Инт (см. [Ованесбеков 88a "Система Инт - инструментальные средства для построения экспертных систем"]), разрабатываемой автором.

[87c] Ованесбеков Л.Г., "Карты знаний", рукопись, ИТМиВТ, 1987.

Предлагается новый вид текстов, названных "картами знаний": выписываются понятия, относящиеся к некоторой предметной области в виде перечня, разбитого на группы. Такой текст позволяет явно увидеть концептуальную систему, неявно оформившуюся в представлении некоторого человека о данной предметной области. Таким текстом можно пользоваться как своеобразным "инструментом мышления".

[88a] Ованесбеков Л.Г., "Система Инт - инструментальные средства для построения экспертных систем", Научный отчет, ИТМиВТ, 1988.

Проект мультипарадигмовой системы программирования. Предложена система программирования и язык программирования и представления знаний ИнтеСмолток. За основу взят язык Smalltalk-80, найдены алгоритмы смешанной компилятивно-интерпретативной реализации его на Эльбрус-2 (конечный результат - программа на Эль-76). К языку добавлен фреймовый подход (в духе RLL), продукционный подход (по мотивам Blackboard Control и OPS-5), доступ-ориентированный подход (access-oriented paradigm) и концепции объектно-ориентированной СУБД. Описываются основные идеи, принятые решения, синтаксис.

[88b] Ованесбеков Л.Г., "Эскизный проект экспертной системы 'Конс-Инт-'", Научный отчет, ИТМиВТ, 1988.

Проект экспертной системы, решающей следующую задачу: при представлении знаний на языке ИнтеСмолток могут встретиться ситуации, когда один и тот же фрагмент знаний можно реализовать несколькими разными способами. ЭС на основе дополнительных вопросов к инженеру знаний и заранее введенных знаний помогает выбрать один из вариантов.

Предполагалось, что данная ЭС может быть реализована на основе возможностей системы Инт и языка ИнтеСмолток.

На основе данного проекта автор попытался представить себе конкретный проект экспертной системы.

[88c] Ованесбеков Л.Г., "Методика фиксации решений 'ФРЕШ'", рукопись, ИТМиВТ, 1988.

При разработке различных сложных проектов приходится принимать достаточно большое количество различных решений. Если найди удобную форму представления этих решений, одновременно и выразительную и требующую минимальных затрат усилий на данную работу, то явное представление решений может существенно помочь при разработке проектов. Автор предлагает форму для представления системы решений. Автор неявно полемизирует с книгой Фуксмана, посвященной той же самой проблеме, но предлагающей значительно более громоздкую (по мнению автора) форму представления решений.

[89a] Ованесбеков Л.Г., "Модель механизма метафорического переноса знаний", Доклад на московском городском семинаре по искусственному интеллекту в ИПУ АН СССР, 15 февраля 1989.

Автор попытался смоделировать в рамках объектно-ориентированного подхода один из механизмов мышления, механизм метафорического переноса знаний, которому посвящена известная работа [Lakoff, Johnson 80].

[89b] Ованесбеков Л.Г., "Реализация доступ-ориентированного подхода на Смолтоке", Всесоюзная конференция: Проблемы разработки и внедрения экспертных систем", Москва, июнь 1989, тезисы доклада, стр 22-24.

Предлагается концепция, позволяющая расширить систему Smalltalk-80 еще одним подходом, в некотором смысле противоположным: доступ-ориентированным подходом.

Реализация представляет собой небольшое количество специальных методов и классов, добавляемых к оригинальной системе Smalltalk-80.

Данная работа сделана под влиянием статьи [Stefik, Bobrow, Kahn 86].

[89c] Ованесбеков Л.Г., "Системы передачи знаний", рукопись, ВКЦП АН СССР, 1989.

Автор развивает идею, первоначально высказанную (устно) Романом Дименштейном, о том, что по отношению к экспертным системам можно предложить другой, в некотором смысле противоположный подход, состоящий в разработке "систем передачи экспертных знаний". В данной статье сравнивается технология представления информации в гипертекстах и технологии инженерии знаний.

[89d] Ованесбеков Л.Г., "Системы автоформализации знаний", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1989.

Еще один короткий текст, на ту же тему, что и [Ованесбеков 89c "Системы передачи знаний"].

[89e] Ованесбеков Л.Г., "Псевдолитералы в Смолтоке", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1989.

Некоторые типы данных (целые числа, символы, телефонные номера, почтовые адреса, и т.д.) имеют явное представление в форме простых или сложных литералов. В работе делается попытка расширить Smalltalk-80 и дать возможность программисту в подобных случаях оперировать не просто с именами переменных и абстрактными объектами, но и с явно представимыми литералами.

[90a] Ованесбеков Л.Г., "Описание предметной области в виде референтных типовых форм знаний", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1990.

Предлагается подход к описанию больших областей знаний. Выделяется понятие "типовая форма знаний" и предметная область описывается референтно - в виде перечня типовых форм.

[90b] Ованесбеков Л.Г., "Унитарные тексты", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1990.

Предлагается новый подход к написанию научных отчетов: структура т.н. "унитарного текста" подчиняется не структуре излагаемой темы, как в традиционных научных статьях, а структуре потока идей, возникающих во время исследования. Так как унитарные тексты потенциально не имеют конца и законченной темы, то акцент делается на отдельные фрагменты (идеи) исследования. Унитарный текст рассматривается как представление исследования. На унитарный текст предлагается смотреть как на систему или даже конструкцию из текстовых фрагментов разных типов.

Данная концепция используется и развивается автором с 1979 г. по настоящее время. Как правило большинство работ автора написаны в виде той или иной форме унитарного текста. Статья "Унитарные тексты" отражает состояние концепции на 1990 г., в настоящее время некоторые детали этой концепции изменились.

Наиболее характерные примеры унитарных текстов - это [Ованесбеков 93b "Эволюционный гистерезис"] и [Ованесбеков 93c "Смежные уровни развития"]. Развитый пример современного состояния унитарных текстов - работа [Ованесбеков 95c-97 "База знаний МЕТ"].

[91a] Ованесбеков Л.Г., "Суперумения", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1991.

Отталкиваясь от разделения программ на прикладные и системные (т.е. программы, для других программ) и от других примеров подобного разделения в науке и технике, предлагается (а) посмотреть на умения человека как на отдельные сущности и (б) рассмотреть "суперумения", т.е. умения над умениями. Делается попытка понять - от каких более первичных структур зависит возможный набор суперумений.

[91b] Ованесбеков Л.Г., "Инструментальная система построения гипертекстов HyRe", руководство пользователя, ВЦКП АН СССР, 1991

Описание идей, возможностей и команд системы построения гипертекстов HyRe, разработанной авторов в ВЦКП АН.

В момент разработки данной системы не было какой-либо одной широко-распространенной системы построения гипертекстов и поэтому данная работа имела некоторую актуальность. Особенностью системы HyRe явилось то, что она была сделана как чисто пакетная система, с минимальным языком дополнительной разметки текстовых документов. С ее помощью можно было быстро строить гипертексты и подсистемы помощи и просматривать в режиме псевдографики.

Кроме обычных возможностей для систем такого типа автор попытался добавить в систему HyRe механизм для подключения произвольных диалоговых программ, работающих на фоне уже выведенной страницы текста или в графическом режиме. Каждая такая диалоговая программа должна была оформляться в виде класса на языке С++, иерархия наследования классов отражала возможную классификацию подобных программ. Входные события (нажатия на клавиши) и выходные реакции оформлялись в виде методов объектно-ориентированных классов и поэтому могли наследоваться, перекрываться и т.д.

Однако, несмотря на определенную чистоту концепции, практическое программирование подобных программ-классов оказалось достаточно трудоемким, а необходимость в подобном механизме была очень маленькой.

С появлением стандарта на Help-системы для Windows 3.0, 3.1, и тем более с появлением World-Wide Web система HyRe устарела.

[91c] Ованесбеков Л.Г., "Метафоры наследования в объектно-ориентированном подходе", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1991.

Механизмом наследования можно пользоваться разными способами. Даже в системе классов Smalltalk/V формально одно и то же отношение "класс-подкласс" может иметь разный смысл с т.зр. отношения между понятиями.

[91d] Ованесбеков Л.Г., "Методология КП построения гипертекстов", Препринт N 6, ВЦКП АН СССР, 1991.

В области баз данных существует определенный подход к разработке прикладных систем: существуют различные концептуальные модели (см. например, [Цикритзис, Лоховски 85]); для конкретной задачи нужно выбрать одну из моделей и построить схему данных; схема данных будет играть роль плана для следующих этапов разработки прикладной системы на основе базы данных.

Автор попытался перенести этот подход в область разработки гипертекстов. Предложена собственная модель данных для гипертекстов (некоторый аналог модели "Сущность - Связь") и технологические этапы разработки гипертекста.

[91e] Ованесбеков Л.Г., "Расширение схем Клэнси для описания задач искусственного интеллекта", Препринт N, ВЦКП АН СССР, 1991.

Вильям Клэнси в [Clancey 85] предлагает выделять в потоке информации от исходных данных к конечному решению характерные этапы обобщения и конкретизации (движение вверх и вниз по классификациям) и прыжки от объектов одного вида к объектам другого вида (эвристические переходы).

Автор предлагает некоторое развитие данной идеи: другой набор этапов, способ описания информационных работ в виде специфичных "схем Клэнси".

[91f] Ованесбеков Л.Г., "Гипертекстовые базы знаний", рукопись, ВЦКП АН СССР, 1991.

Если некоторый человек обладает экспертными знаниями - идеями, приемами, эвристиками, связанными с некоторой работой, то для того, чтобы их оформить в информационный продукт совсем не обязательно разрабатывать экспертную систему. Можно записать соответствующие идеи, правила, в виде гипертекста. Соответствующий тип информационных систем автор назвал "гипертекстовой базой знаний".

Гипертекстовые базы знаний представляют собой тип информационной системы, которая в некотором смысле может конкурировать с экспертными системами. Если знаний не так много, если они не обладают полнотой, если они не настолько ценны, чтобы тратить значительное количество труда на создание отдельной экспертной системы, то вполне можно обойтись и гипертекстом. Более того, создание гипертекстовой базы знаний можно рассматривать как начальный этап при разработке экспертной системы. А после этого начального этапа естественно задать вопрос "А нужна ли вообще экспертная система ?".

Во время написания данной работы автор не был знаком с World-Wide Web. Но существование World-Wide Web делает данную идею еще более актуальной.

В статье дается концепция гипертекстовой базы знаний, описание некоторой идеализированной базы знаний, приводится пример гипертекстовой базы знаний.

Во время защиты автором кандидатской диссертации в МАИ в 1994 г. возникла дискуссия - уместно ли это называть "базой знаний" (см. стенограмму защиты диссертации). В общепринятом представлении база знаний - это нечто, имеющее либо механизм вывода, либо механизм запросов. Концепция "гипертекстовой базы знаний" же не предполагает никаких внутренних программных механизмов, кроме "неинтеллектуальной" программы просмотра гипертекстов (в настоящее время - программы просмотра для WWW). Однако в более широком смысле слова "знания" текст, содержащий организованный набор эвристик, пусть даже в виде просто фрагментов текста, это, конечно знания.

Данная работа - одно из воплощений идей из [Ованесбеков 89c "Системы передачи знаний"] и [Ованесбеков 89d "Системы автоформализации знаний"].

Сокращенная печатная версия - [Ованесбеков 93d "Гипертекстовые базы правил"]

[92a] Ованесбеков Л.Г., "Разработка системы искусственного интеллекта 'Эквер'", Научный отчет, ВЦКП РАН, 1992.

Проект системы, которая должна была, имея (а) формализованное описание особых понятий - метафорных схем, в качестве источников общих знаний, (б) механизм метафорического вывода, (в) формализованное описание некоторой предметной области или каталога, могла бы отвечать на различные вопросы по данной предметной области.

Данный проект не был завершен, он оказался прототипом другого проекта, более простого по реализации (никаких сложных программ, одни гипертекстовые файлы) и более цельного по концепции - проекта [Ованесбеков 95c-97 "База знаний МЕТ"].

[92b] Ованесбеков Л.Г., "Исследование способов представления знаний в гипертекстах", Научный отчет, ВЦКП РАН, 1992.

Небольшой отчет , кратко описывающий достижения автора за 1989 - 1992.

[92c] Ованесбеков Л.Г., "Постсемантика инструментов: представление, модель, вид информационных систем", рукопись, ВЦКП РАН, 1992.

Текст, написанный в экспериментальной форме (одна из крайних форм унитарных текстов), посвященный теме гипертекстовых баз знаний и исследованию феномена "постсемантики".

См. также [Ованесбеков 91f "Гипертекстовые базы знаний"],
[Ованесбеков 89a "Модель механизма метафорического переноса знаний"],
[Ованесбеков 95a "Постсемантика как явление"].

[93a] Ованесбеков Л.Г., "Неописуемые структуры", рукопись, ВЦКП РАН, 1993.

Попытка исследовать различные явления, физические структуры, которые с одной стороны дают человеку, который их воспринимает, какую-то информацию, а с другой стороны эту информацию невозможно описать каким-либо привычным, символическим, семиотическим способом. Например: форма облаков на небе, запахи в лесу, поток звуков и шумов в городе, поверхность моря и т.п..

[93b] Ованесбеков Л.Г., "Эволюционный гистерезис", (27kb), рукопись, ВЦКП РАН, 1993.

Статья, написанная под влиянием идеи проф. Щенникова В.В. (Ин-т Автоматизации Проектирования РАН) о том, что в развитии человека и в других процессах, связанных с развитием вообще, часто происходит следующее явление: сначало развитие "происходит" на одном уровне сложной системы, потом "переходит" на другие, а когда "возвращается" назад, то с т.зр. исходного уровня система качественно обогащается.

[93c] Ованесбеков Л.Г., "Смежные уровни развития", рукопись, ВЦКП РАН, 1993.

Продолжение исследования [Ованесбеков 93b "Эволюционный гистерезис"]: попытка рассмотреть что представляют собой "уровни" и "переходы" с уровня на уровень в процессах, связанных с развитием.

[93d] Ованесбеков Л.Г., "Гипертекстовые базы правил", II Санкт-Петербургская конференция "Региональная информатика" РИ-93. Санкт-Петербург, 11-14 мая 1993, Тезисы докладов, часть 1, с. 130-132.

Сокращенная печатная версия статьи [Ованесбеков 91е "Гипертекстовые базы знаний"].

[94a] Ованесбеков Л.Г., "Неизвестные информационные территории", рукопись, ВЦКП РАН, 1994.

Каждый человек, живущий в современном обществе постоянно соприкасается с вещами, устройствами, явлениями, предметными областями (все вместе - "информационные территории"), которые он знает лишь частично. "Неизвестное", сосуществование с "неизвестным" стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Автор пытается исследовать этот феномен.

[94b-96] Ованесбеков Л.Г., "Классификация гипертекстов 2Q", (18kb), рукопись, фрагмент из кандидатской диссертации, ВЦКП РАН, 1994.
Пересмотрена в 1996.

Тот факт, что многие печатные издания (научные монографии, словари, справочники, статьи, газеты и т.д.) могут существовать и в компьютерной форме, в форме гипертекста, позволил с одной стороны поставить их в один ряд (все это "тексты", "гипертексты"), а с другой стороны задаться вопросом - как можно содержательно их классифицировать, какие возможны "виды текстов" ?

Автор считает, что разные "виды текстов" определяются разными ответами на систему из двух вопросов. Этим двум вопросам и соответствующей классификации текстов (и гипертекстов) и посвящена данная статья.

[94c] Ованесбеков Л.Г., "Техника рекурсивного развития базы знаний", рукопись, фрагмент из кандидатской диссертации, ВЦКП РАН, 1994.

По мнению официального оппонента на защите диссертации, проф. Щенникова В.В. в тексте диссертации ([см. Ованесбеков 94d]) не хватало очень важного момента, а именно - того, что Щенников называл "обратным ходом рекурсии", а автор назвал термином "эволюционный гистерезис" (см [Ованесбеков 93b "Эволюционный гистерезис"]): перехода от уровня общих идей о технологии построения гипертекстов на какой-то другой уровень и возврата обратно с более богатым содержаним. По просьбе Щенникова В.В. автор добавил в текст диссертации, в качестве приложения, небольшую статью, посвященную одному из фрагментов используемой автором общей технологии, в котором есть нечто очень похожее на "обратный ход рекурсии".

Если у нас есть система идей в форме правил-эвристик или некая база знаний, то над ней можно выполнить некоторую аналитическую работу - "двухуровневый аналитический пересмотр системы эвристик", и создать условия для более удобного анализа и пополнения этой системы эвристик.

В основе данной идеи лежит некоторая концептуальная модель ("модель стереотипов") того как человек выполняет информационную работу. На основе этой модели предлагается два раза выполнить так называемый "пересмотр списка" - выделить структуру, лежащую в основе некоторого перечня и пересмотреть список с учетом этой структуры.

Данная статья, хотя по смыслу и имеет некоторое отношение к технологии построения гипертекстов, к основной теме диссертации, в целом же поднимает совсем другую тему. Вопрос о том, как информационно относиться к такому явлению, как работа человека вообще, вопрос о том, как находить структуры, от которых причинно зависят некоторые перечни - хотя автор в своей технологии работы с текстами и пользуется соответствующими идеями, сами по себе эти вопросы принадлежат несколько другой, более общей, теме, чем "технология построения гипертекстов".

Данное исследование частично отражает часто используемую автором технику пересмотра списков, частично же была написана под впечатлением книги Х.Дрейфуса "Чего не могут вычислительные машины", особенно в той части, в которой Дрейфус говорит о "холистичности", о неделимости мыслительных процессов человека. Данное исследование - это результат неудавшейся попытки построить некоторую алгоритмическую модель, действительно пригодную для чего-то, что можно было бы назвать "искусственным интеллектом".

[94d] Ованесбеков Л.Г., "Технология построения гипертекстов", (321Kb), текст кандидатской диссертации, ВЦКП РАН, 1994.

Текст диссертации состоит из следущих глав:
1) Обзор гипертекстовых систем - обзор как систем построения гипертекстов, так и идей с ними связанных.
2) Фактически, работа [Ованесбеков 91d "Методология КП построения гипертекстов"] и работа [Ованесбеков 94b-96 "Классификация гипертекстов 2Q"].
3) Работа [Ованесбеков 91f "Гипертекстовые базы знаний"].
4) Работа [Ованесбеков 91b "Инструментальная система построения гипертекстов HyRe"].
5) Глава "Опыт построения конкретных гипертекстов" в роли выводов.
Приложение 1) База знаний по построению гипертекстов при помощи системы HyRe.
Приложение 2) Работа [Ованесбеков 94c "Техника рекурсивного развития базы знаний"].

Если посмотреть на данную работу с сегоднящней т.зр., то можно сказать, следующее.

Обзор литературы частично устарел, т.к. в нем совершенно не отражено появление огромного единого общемирового гипертекста World-Wide Web.

Основная идея методологии "КП", состоящая в том, что направление "концептуальные модели данных" можно естественно перенести из области баз данных в область гипертекстов, конечно же осталась актуальной и сейчас. Но актуальна только для некоторых специфических ситуаций: когда строится система текстов, с учетом того, что она станет гипертекстом, и эта система текстов достаточно большая. Конкретно же - как воспользоваться идеями из области "концептуальные модели данных" можно по-разному.

Классификация гипертекстов 2Q интересна автору и сейчас, в 1996 году автор пересмотрел этот текст и существенно его дополнил.

Идея гипертекстовых баз знаний как набора эвристик организованного в форме гипертекста также кажется автору актуальной и сегодня. Хотя, конечно, пример базы знаний, ориентированной на возможности системы HyRe по содержанию сильно устарел, а по форме (какая вообще может быть база знаний) может быть интересен и сейчас.

Сама инструментальная система построения гипертекстов HyRe, разработанная автором сейчас, с появлением языков HTML, JAVA, сети WWW и программ просмотра типа Netscape, Mosaic - конечно же полностью устарела. На протяжении 3-4 лет автор пользовался этой системой, получил определенный опыт построения гипертекстов, она была продана в 3 организации.

Глава "Опыт построения гипертекстов" содержит некоторые полезные идеи, но в сильно разрозненном виде.

Статья в приложении - [Ованесбеков 94c "Техника рекурсивного развития базы знаний"] - по мнению автора не потеряла своей актуальности.

Стенограмма защиты диссертации (43kb)

[94e] Ованесбеков Л.Г., "Технология построения гипертекстов", (32kb), автореферат кандидатской диссертации, Московский Авиационный институт, 1994.

Во время подготовки к защите автору очень сильно помогал доц. каф 806 МАИ В.Е. Зайцев, под его активным руководством было сделано несколько редакций автореферата. В результате автореферат написан в общепринятом, "официальном" стиле. Сама же диссертация написана несколько в более свободном стиле, а большинство остальных рукописей и статей - в стиле еще более далеком от общепринятого.
Замечание о стилях см. ниже.

[95a] Ованесбеков Л.Г., "Постсемантика как явление", рукопись, ИВВС РАН, 1995.

Статья, отдельно посвященная постсемантике как информационному явлению. Автор предлагает информацию, связанную с некоторым сложным объектом, разделять на три раздела:
(1) центросемантику - информацию о том, как есть степени свободы управления данным объектом, и на что можно реагировать при этом управлении (степени свободы наблюдения);
(2) предсемантику - информацию о том, как нужно было связать степени свободы других объектов, чтобы появился этот объект; как устроен данный объект;
и (3) постсемантику - если рассматривать существование данного объекта в реальном мире и все многообразие возможных связей с другими объектами, то как можно пользоваться этим объектом вообще, для каких целей, какие могут возникать новые степени свободы.

Актуальность этой темы связана с тем, что в мире создается довольно много различных инструментов, устройств, как физических, так и информационных, и при этом описание этих устройств как правило ограничивается центросемантикой. Но в то же время наиболее интересна именно постсемантика вещей, не тот минимум возможностей, которая они "должны" предоставить (центросемантика), а тот максимум, который мы можем из них извлечь (постсемантика).

Кроме этого, если речь заходит о ремонте сложного объекта, о его надежности, или о его переделке - то на первый план выходит уже предсемантика объектов.

Данная статья не охватывает всей проблемы, но предлагает некоторое начальное исследование по данной теме.

[95b-96] Ованесбеков Л.Г., "Базы данных для персонального компьютера: исследование предельного случая", (86kb), рукопись, ИВВС РАН, 1995-1996.

Предположим, что у вас есть очень мощный переносной компьютер, на котором есть информационные системы, какие только возможно. Возникает вопрос - "А какие системы можно захотеть ?", "Какие у человека могут быть информационные желания ?"

Сняв, хотя бы мысленно, ограничения на стоимость и трудоемкость работ, автор предлагает некоторую коллекцию постановок задач для возможных информационных систем. Далее, отталкиваясь от этой коллекции автор обнаруживает некоторые новые закономерности, связанные именно с особенностью информации, как таковой. На основе этих закономерности автор строит проект комплекса информационных систем, "Инфомакс", комплекса возможного в недалеком будущем, принимает некоторые естественные решения.

В конце статьи автор выходит на следующий уровень постановки вопроса: "Зачем вообще людям нужна информация ?". В попытке ответить на этот вопрос автор вводит понятия "информационной позиции", "абстрактного информационного поведения", предлагает 15 уровней, по которым можно раскладывать действия человека, связанные с использованием ("потреблением") информации.

[95c-97] Ованесбеков Л.Г., "База знаний МЕТ", (143KB), Научный отчет, ИВВС РАН, 1995-1997.

Данный научный отчет подробно описывает цели, подход, основные идеи и структуру представления проекта "База знаний МЕТ". Этот проект является попыткой воплотить в некоторой информационной системе идеи, высказанные в [Lakoff, Johnson 80] и [Lakoff 87] и в предыдущих незавершенных проектах автора [Ованесбеков 89a "Модель механизма метафорического переноса знаний"], [Ованесбеков 92a "Разработка системы искусственного интеллекта 'Эквер'"]

Выделяются некоторые понятия, понятия особого типа - метафорные схемы. Их особенность состоит в том, что человек в своей жизни постоянно встречается с конкретными частными случаями этих понятий и поэтому понимает их не только на логическом уровне, но и на уровне физического тела (навыки) или подсознания. Это "Коллекция", "Хранилище", "Старт-Путь-Финиш", "Целое-и-Части", "Разговор", и т.п. Подобные понятия, в силу их очень хорошего понимания человеком, становятся источниками знаний в момент понимания человеком новых вещей, ситуаций.

Автор предлагает форму представления для метафорных схем. Для каждой метафорной схемы дается система типовых вопросов к конкретному воплощению соответствующей ситуации и система возможных действий. И вопросы и действия - суть формы представления некоторых идей, связанных с метафорными схемами, с соответствующими ситуациями. Таким образом собрание метафорных схем это по сути - система типовых идей, или, в другой терминологии - "база знаний здравого смысла".

Более краткое и компактное описание базы знаний МЕТ см. в [Ованесбеков 96b].

[96a] Ованесбеков Л.Г., "Классификация гипертекстов 2Q", V Санкт-Петербургская международная конференция "Региональная Информатика - 96", Санкт-Петербург, 13-16 мая 1996, Тезисы докладов, Часть 1, с 76-78.

Сокращенный вариант статьи [Ованесбеков 94b-96] с тем же названием.

[96b] Ованесбеков Л.Г., "База знаний МЕТ. Описание для пользователя", (41kb), рукопись, ИВВС РАН, 1996.

Небольшая статья для потенциальных пользователей базы знаний. Описана история разработки и структура web-страниц, описывающих метафорные схемы. В основном этот текст - сокращенный вариант основного научного отчета по Базе знаний МЕТ, но есть и оригинальная часть - последняя 6 глава посвящена перспективам возможного использования Базы знаний МЕТ.

[97a] Ованесбеков Л.Г., "Логические Интернет-серверы", (15kb), рукопись, ИВВС РАН, 1997.

Статья посвящена идее разделения системы WWW-текстов на отдельные логические серверы, на уровне восприятия пользователем или на уровне их проектирования. Основа логического сервера - это система "центральных сущностей", которая играет роль, похожую на роль концептуального описания базы данных. Предлагаются различные идеи связанные с понятием "логического сервера". Данная статья развивает общую идею, начатую в [94c] (текст кандидатской диссертации), состоящую в том, что при разработке Интернет-серверов можно воспользоваться многими идеями из области "концептуального моделирования баз данных". Статья написана при помощи разрабатываемой новой технологии MET-Idea, в ней существенно используется База знаний МЕТ.


Замечания о стиле статей

Идея унитарных текстов ([Ованесбеков 90б]), идея вести научное исследование сразу же в виде некоторого текста-конструкции, в виде "протокола исследования", "записи линий рассуждений" очень сильно повлияла на автора. Идея унитарных текстов появилась в 1979 году и во многом определила специфичный стиль создаваемых автором текстов.

Автор легко вводит новые понятия, термины, считая, что в научном тексте новые, вводимые понятия это не столько попытка навязать миру другие слова, сколько просто способ дать идеям имена и потом на них ссылаться.

Автор часто использует различные перечни для показа примеров чего-либо.

Автор в любой момент готов прервать основной ход рассуждений, чтобы дать некоторый важный комментарий, связать эту идею с какой-нибудь другой идеей.

Автор стремится давать мысли-идеи как отдельные (хотя и связанные друг с другом) единицы, оформленные в виде одного или или нескольких абзацев.

Автор постоянно следит за разными типами мыслей (вопрос, гипотеза, предложение, пример, определение и т.д.) и во многих текстах явно указывает для каждой мысли ее тип.

Как правило, большинство линий рассуждений не закончены, а прерваны на некотором этапе и допускают дальнейшее продолжение.

Автор часто в начале текста сам не знает, каким результатом должно закончится данное исследование, что будет в конце.

Автор всегда готов сменить основную тему на ту, которая покажется в данный момент более интересной.

Автор вообще не заботится об объеме текста, считая, что "чем больше идей - тем лучше".

Из-за этих стилистических особенностей, большая часть текстов, представленных в этом перечне, "не совсем статьи". Когда автор хотел что-то опубликовать в печати, хотя бы в таких предельно демократичных формах, как препринт или тезисы на конференции, автору приходилось специально переделывать существующие тексты и подгонять их под общепринятый стиль. Оформить же унитарный текст как статью для отечественного журнала или, тем паче, для зарубежного - означает существенную работу, похожую на написание новой статьи.

Еще хуже то, что из текста, существующего как "протокол исследования", пришлось бы многие части просто удалять - либо из-за отхода от основной темы, либо из-за чрезмерного объема.

В этой ситуации, конечно же, появление сети World-Wide Web - это просто спасение.


О нумерации статей

Нумерация статей (например, [Ованесбеков 87a], [Ованесбеков 90b]) отражает год появления текста или исследования, связанного с данным текстом.

Значение имеет только год, буквы "a", "b", "c" и т.д. добавлены просто для удобства.

Если стоят два года, например - [Ованесбеков 95c-97], это означает, что либо текст создавался почти два года (как в случае с 95c-97), либо текст первоначально был создан в одном году, а потом существенно пересмотрен в другом году.

Так как у автора есть исследования, у которых есть достаточно материала для написания статьи, но пока нет ни одного относительно полного текста, представляющего данное исследование, то в данном перечне, со временем, могут появляться ссылки не только датированные текущим годом, но и датированные прошлыми годами, по времени проведения исследования.

Кроме статей, на сервер помещаются также и "рабочие материалы" - т.е. тексты более общего вида, не являющиеся статьями. У рабочих материалов другая форма нумерации: это год появления рабочего материала и несколько латинских букв в качестве идентификатора, например -- (96-w) -- это данный текст, (97-inv) -- это каталог тем исследований автора, и т.д..


В начало этого файла
Об авторе
Об ИВВС РАН

e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1995 сент 19 вт -- 1998 март 09 пн