In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None

ИВВС РАН
Ованесбеков Л.Г.

Рабочие материалы
номер рабочего материала: (97-mex)
тема: База знаний МЕТ
тема: Технология MET-Idea

Пример-сценарий использования Базы знаний МЕТ для исследований


IHPCS RAS
Ovanesbekov L.G.

Work papers
number of the work paper: (97-mex)
theme: Knowledge base MET
theme: Technology MET-Idea

Example-scenario of using Knowledge Base MET for research


Введение

В данном тексте предлагается пример-сценарий возможного использования Базы знаний МЕТ.

В качестве темы исследования берется тема "Управление кругом внимания" (см. краткое описание этой темы в (97-inv), тема No 7). Автор ведет конспект исследования, в котором обычный ход рассуждений (т.е. без использования Базы знаний) перемежается с обращениями к Базе знаний МЕТ.

По ходу исследования даются комментарии для пользователей Базы знаний МЕТ.

В данном тексте встречаются фрагменты трех видов:
1) Конспект исследования автора по теме "Управление кругом внимания".
фрагменты текста оформлены обычным шрифтом, без отступа.

2) Конспект использования Базы знаний МЕТ.
фрагменты текста оформлены фиксированным шрифтом, без отступа.

3) Комментарии для пользователей Базы знаний МЕТ.
фрагменты текста оформлены курсивом, либо со сдвигом, либо без.


Начнем исследование просто с того, что скопируем (а) постановку вопроса, (б) структуру идей в постановке вопроса и (в) перечень ключевых объектов прямо из текста (97-inv).

постановка вопроса:

Рассматривая процессы, происходящие в мышлении или сущности, играющие важную роль в мышлении важно осознавать, что у человека есть нечто, что можно назвать "круг внимания" -- область в которую могут входить или выходить различные ментальные сущности: образы реальных предметов, событий, людей, или чисто ментальные объекты, такие как идеи, метафоры и т.п..

Круг внимания -- это нечто, имеющее свои особенности, свои свойства, свои законы.

Человек может до некоторой степени управлять своим кругом внимания и это составляет одну из сильных сторон его мышления.

Более того, если некоторый человек A пишет некоторый текст для читателя B, то в этом случае A стремится управлять кругом внимания читателя, что естественно.

Особенно заметна роль круга внимания стала в исследовании 1. База знаний "МЕТ": описание вопросов-идей просто вынуждено было вестись в терминах круга внимания и тем, что стремится сделать над ним та или иная идея.

Да и сам механизм метафорического мышления частично связан с заполнением круга внимания теми или иными понятиями, метафорами.

Еще более тесное взаимодействие с феноменом "круга внимания" происходит в исследовании 87. Классификация идей по предситуациям: "предситуации" это особые состояния круга внимания, такие, при которых возможен переход в интуицию (см. тему 10. Как прыгать в интуицию) и появление идеи.

Собственно, технология MET-Idea (см. тему 88. Технология работы с идеями "MET-Idea") пытается в явном виде, в виде схем для предситуаций представить именно состояния круга внимания.

С кругом внимания также тесно связана тема 30. Карты знаний -- суть воздействия карты знаний это нетривиальная операция над кругом внимания.

Похожая, но несколько иная нетривиальная операция над кругом внимания исследуется и в теме 78. Стиль мышления 'Сеть важностей'.

Тема 44. Уровни человеческой памяти хотя и исследует другой, "соседний" феномен -- память, но то же тесно связана с феноменом "круга внимания".

Все вышесказанное подтверждает, что было бы неплохо иметь просто систематическое исследование свойств и особенностей такого явления, как "круг внимания".

После постановки вопроса переписываем этот текст в терминах Базы знаний МЕТ, а именно: ищем (1) соотнесения понятий в данной теме с Метафорами в Базе знаний и ищем (2) идеи в Базе знаний МЕТ, аналогичные идеям в данном тексте. Оформляем это в виде ссылок на Базу знаний МЕТ в квадратных скобках.

Справа, в двойных круглых скобках мы помечаем "точки анализа при использовании Базы знаний МЕТ", или, другими словами, моменты исследования, в которых использование Базы знаний МЕТ может нам помочь.


структура идей в постановке вопроса:

НОВОЕ ПОНЯТИЕ: круг внимания.

[круг внимания это Контейнер]   ((01))
[круг внимания это Коллекция]  ((02))
[круг внимания это Изменяющийся объект]
[круг внимания это Частично известный объект]  ((03))
[круг внимания это Управляемый объект]
[круг внимания это Объект и его Свойства]  ((04))
[круг внимания это Область в пространстве]

[мышление и круг внимания это Целое и Части]  ((05))

[(текст, круг внимание, чтение текста) это Инструмент - Объект - Действие]  ((06))
[написание текста это (управление В Управляемый объект)]

[(идея и операции над кругом внимания) это Целое и Части]  ((07))
[(мышление метафорами и круг внимания) это Целое и Части]  ((08))

НОВОЕ ПОНЯТИЕ: предситуация.

[предситуации это Тип объектов]  ((09))
[состояния круга внимания это (экземпляры В Тип объектов)]  ((10))
[состояния круга внимания это Частично известный объект *a10* Можно ли описать данный объект в виде некоторого текста?]  ((11))

[круг внимания и карта знаний это Объект и Действия]  ((12))
[круг внимания и сеть важностей это Объект и Действия]  ((13))

[(круг внимания, память) это Небольшой набор объектов *a9* Как эти объекты связаны между собой?]  ((14))


Еще одним шагом выпишем основные понятия, о которых идет речь в данном фрагменте исследования. Это просто вспомогательный шаг.

ключевые объекты:

круг внимания
аспекты, относящиеся к кругу внимания
управление кругом внимания
способы управления кругом внимания в тексте
способы управления кругом внимания вне рамок текста
состояния круга внимания
нетривиальные операции над кругом внимания
память


Итак, первый "цикл" исследования сделан. Мы написали некоторый текст в обычном стиле (постановка вопроса), посмотрели на него с т.зр. Базы знаний МЕТ и нашли несколько точек анализа: от ((01)) до ((14)), и выписали текущий перечень основных исследуемых объектов.

Теперь нам надо взять для примера одну из "точек анализа" и соотнести ее с идеями в Базе знаний МЕТ.

Ниже мы будем писать в качестве заголовка соотнесение с метафорой, а потом номера вопросов или действий и краткая характеристика того, как они соотносятся с нашей темой. При этом постараемся соблюдать общий формат текста: фрагменты Базы знаний представляются фиксированным шрифтом, фрагменты исследования - обычным пропорциональным шрифтом, а комментарии для пользователей Базы знаний - курсивом. Кроме этого, содержательные идеи, найденные при помощи обращения к Базе знаний мы будем выделять жирным шрифтом.

Конечно, при реальном исследовании имеет смысл как-либо комментировать только те вопросы и действия, которые дают новые, нетривиальные точки зрения. Но данный текст у нас Ц учебно-показательный, поэтому мы приводим все вопросы подряд.

[круг внимания это Контейнер]   ((01))

*a1* * Контейнер пустой?!

-- Ответ тривиальный - нет

*а1.1* Что находится внутри контейнера??

-- В круге внимания находится Система из сущностей. ((15))
-- Мы получаем новую метафору: [что внутри круга внимания это Система]

*а1.2* В этом контейнере раньше что-нибудь было?

-- Да, конечно, что то все время было. И это что-то, что было раньше в круге внимания, наверняка как-то связано с тем, что сейчас. ((16))
-- Это содержательная идея, ее стоит рассмотреть поподробнее.

*а1.3* Нужно ли нам знать о содержимом контейнера?

-- Вопрос в данном контексте не очень осмысленный.

*а2* Что находится снаружи от контейнера?

-- Это интересный вопрос
-- Действительно, вне круга внимания находится много разных объектов. И можно попытаться структурировать "остальной мир" именно с точки зрения его соотнесения с кругом внимания как с Контейнером. ((17))

*а3* Насколько открыта граница контейнера?

-- Или другими словами - как новые сущности входят (и выходят) в круг внимания? ((18))
-- Это нетривиальный и содержательный вопрос.

*а3.1* Насколько у контейнера открыта граница снаружи? изнутри?

-- Этот вопрос - дальнейшее развитие вопроса *а3*.

*а4* Можно ли в этот контейнер поместить объекты необычного вида??

-- Вопрос пока нерелевантен, т.к. мы плохо понимаем - что вообще может быть в круге внимания.

*а4.1* На какие типы объектов ориентирован контейнер?

-- Это важный вопрос для исследования, но он очевидный.

*а5* Объект сейчас в контейнере?

-- Вопрос нерелевантен, т.к. сейчас не идет речь о каком-либо особом объекте.

*а6* Что может быть с объектами, когда они попадают в этот контейнер??

-- Это весьма содержательный вопрос.
-- Действительно: что может быть с информационными сущностями, когда они попадают в круг внимания? Что-то действительно может происходить, именно затем и существует этот круг внимания. ((19))

*а7* Влияет ли сам контейнер на содержимое контейнера? Как влияет??

-- Это важный вопрос, но для данного исследования он очевидный.
-- Этот вопрос для нашего исследования повторяет вопрос *а6*.

*а8* Влияет ли содержимое на сам контейнер? Как влияет??

-- Это очень интересный вопрос, причем нетривиальный.
-- Действительно, а как влияют на круг внимания сами сущности в него помещаемые? ((20))
-- Кажется, что без Базы знаний МЕТ, до этого вопроса можно было бы и не додуматься.

*а9* Рядом есть другие похожие контейнеры?!

-- Первый ответ очевиден: другие люди и их "круги внимания".
-- Но можно найти и более нетривиальный ответ: ведь можно как-то записать некоторый круг внимания, обозначить, зафиксировать на бумаге! И так можно запомнить разные "круги внимания". ((21))
-- Это интересный вопрос, и хотя наш нетривиальный ответ мы получили при помощи некоторого дополнительного "инсайта", все-таки данный вопрос здесь помог.

*a9.1* Можно ли перенести объект из нашего контейнера в другие?! [Свобода действия]

-- Другими словами: как можно переносить понятия из одного круга внимания в другой?
Очевидно, что для этого существует много способов, но сама точка зрения на мышление как на перенос сущностей из одних "кругов внимания" в другие -- нетривиальна. ((22))

*a9.2* Как связаны другие контейнеры с нашим контейнером?? [Система], [Связь]

-- Другими словами: какие могут быть отношения между текущим кругом внимания и другими кругами внимания? ((23))

*a9.3* Если объекта нет в нашем контейнере стоит ли его искать в других контейнерах?!

-- В данном случае ответ на этот вопрос малосодержателен.

*a9.4* Чем отличается содержимое нашего контейнера от содержимого в других контейнерах??

-- Ответ очевиден.

*a10* Зачем объекты помещаются в контейнер?

-- Содержательная часть ответа сводится к вопросам *a6* и *a7*

*a10.1* Объекты помещаются для сохранения?

-- Ответ очевиден: не для сохранения.

* a10.2* Объекты помещаются для некоторого действия над ними?

-- Ответ тривиален.

*a10.2.1* Какие действия можно делать над всеми объектами, помещенными в этот контейнер, разом? [Объект и Действия], [Свобода действия]

-- Другими словами: что можно делать над всем кругом внимания и сущностями в нем "разом"? ((24))
-- Это интересный вопрос, хотя и трудный.

*a11* Контейнер имеет структуру?! Какую?? [Целое и Части]

-- Другими словами: какую структуру имеет "круг внимания"? ((25))
-- Это важный вопрос. Сам вопрос очевиден, но содержательно ответить трудно.

*a11.1* Может ли этот контейнер быть разбит на подконтейнеры?! [Целое и Части]

-- Вообще говоря, круг внимания по своей природе не может быть разбит на "подкруги", иначе бы он не был бы "кругом" внимания. Однако внимание может быть сужено на любую сущность из круга внимания или на любую пару сущностей. ((26))
-- Это нетривиальный вопрос.

*a12* Насколько велик этот контейнер? Что может в него поместиться [Область пространства]

-- Другими словами: насколько велик может быть круг внимания? ((27))
-- Это важный вопрос.

#A01# Положить объект в контейнер.

-- Другими словами: операция - поместить некую сущность в круг внимания. Для круга внимания это простое, но фундаментальное и нетривиальное действие. ((28))
-- В данном случае тривиальнейшее действие оборачивается весьма непростым феноменом.

#A02# Достать объект из контейнера.

-- В данном случае действие слабо подходит к нашей теме.

#A03# Заполнить новый пустой контейнер содержимым другого контейнера.

-- В нашей теме "круг внимания" не бывает пустым, поэтому действие нерелевантно. Но релевантным может быть просто "заполнить" круг внимания "откуда-то". ((29))
-- В данном случае имеет смысл добавить новую идею-действие из нашего исследования в перечень действий схемы [Контейнер / Хранилище].

#A04# Переложить объекты из одного контейнера в другой.

-- В нашей теме можно просто аккуратно записать состояние текущего круга внимания.
-- Идея, стоящая за этим действием не дала новой точки анализа, но сама по себе оказалась интересной для темы "круги внимания".

#A05# Удалить все из контейнера.

-- Не очень понятно -- возможно ли это: возможно ли "очистить состояние круга внимания". С точки зрения восточных философий это возможно, и даже нужно, но к нашему контексту это скорее всего неприменимо.

#A06# Спрятать что-либо в контейнере.

-- Это действие не подходит для нашей темы.

#A07# Заменить один объект в контейнере на другой.

-- Заменить одну сущность в круге внимания на другую.
-- Наверное это важная операция.

#A08# Пересмотреть содержимое контейнера и что-то удалить.

-- Пересмотреть содержимое круга внимания и что-то удалить.
-- Это тоже важная операция.

#A09# Достать объект из контейнера, сделать над ним операцию и положить обратно. [Объект и Действия]

-- Это типичное действие с сущностями в круге внимания.
-- Полезный вопрос.

#A10# Отделить одни объекты от других при помощи контейнера. [Тип объектов]

-- Это типичное использование круга внимания вообще.
-- Полезный вопрос.

#A11# Дать возможность содержимому внутри контейнера быть в другом состоянии, чем снаружи. [Влияние]

-- Для данной темы это действие очевидно и не несет нового.

#A12# Защитить то, что внутри, от того, что снаружи. [Влияние]

-- Эта идея нерелевантна нашей теме.

#A13# Защитить окружающее от того, что внутри. [Влияние]

-- Эта тоже нерелевантна.

#A14# Подготовить содержимое контейнера так, чтобы с ним было удобнее работать.

-- Мы не можем "готовить" круг внимания, поэтому эта идея нерелевантна.

#A15# Удалить объект из контейнера.

-- Убрать что-либо из круга внимания -- это очень типичное действие.
-- Полезная идея.

Мы сделали второй "цикл" исследования: исследовали одно из найденных соотнесений между темой исследования и метафорами из Базы знаний МЕТ.

Результат неплохой: мы получили около 15 новых точек анализа: ((15)) - ((29)), примерно столько же, сколько у нас было до этого.

Далее мы можем исследовать любую из оставшихся первых 13 точек анализа ((02)) - ((14)), тем же способом.

Можем далее, исследовать новые точки анализа ((15)) - ((29)), попытаться найти уже там соотнесения с метафорами и снова продолжить исследование.

В любом случае, очевидно следующее:
(А) База знаний МЕТ помогает уверенно находить новые точки анализа.
(Б) База знаний МЕТ не заменяет полностью процесс исследования: каждую точку анализа необходимо изучать, анализировать, принимать решения по тому, как пойдет исследование.

На этом наш показательный пример можно завершить.


В начало этого файла
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1997 май 04 пн -- 1998 март 09 пн