In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None

Институт Высокопроизводительных Вычислительных Систем РАН,
[Ованесбеков Л.Г. 95b-96]

Базы данных для персонального компьютера: Исследование предельного случая


Institute for High-Performance Computer Systems RAS,
[Ovanesbekov L.G. 95b-96]

"Databases for personal computer: research of the maximal case"


Альтернативные заголовки для данной статьи:

1) Базы данных для персонального компьютера: Исследование предельного случая
2) Проект "Инфомакс"
3) Исследование феномена информационных желаний
4) Что бы я хотел увидеть в World-Wide Web


Оглавление

1. Введение
2. Начальный перечень примеров информационных систем
3. Перечень "входных понятий"
4. Группы информационных систем
5. Типы информационных систем
6. Понятие "каталогизируемой информации"
7. Информационные своды
8. Единое видеопространство, единое объектное пространство
9. Информационные позиции, информационное поведение
10. Заключение
Литература.


1. Введение

В этой статье автору хотелось бы рассмотреть следующую ситуацию:
- Предположим, что у Вас есть персональный, переносимый компьютер с высоким быстродействием, подключенный через радиосвязь и спутниковую сеть к стационарному компьютеру с очень большой памятью. Ваш компьютер обеспечивает качественное телеизображение, стереозвучание, имеет встроенный цветной лазерный принтер.

- Вы почти везде носите этот компьютер с собой, время от времени у Вас появляются "информационные желания" и Вы получаете от своего компьютера любую информацию из того, что есть на стационарном компьютере.

- Предположим, что большим количеством людей проделана работа по составлению и наполнению самых разных баз данных и подобных им информационных систем.

- Возникает вопрос: Какие информационные системы можно захотеть ?

Другими словами, автору интересно представить себе, описать, а потом рассмотреть и проанализировать некоторый идеальный проект информационного обеспечения для персонального компьютера. (Назовем его - проект ИнфоМакс.)

Автор надеется, что поместив себя интеллектуально в непривычную ситуацию "информационного беспредела", мы сможем увидеть нечто, что имеет отношение и к сегодняшнему дню.

По ходу исследования автор переходил от одного взгляда на проект "ИнфоМакс" к другому. Соответственно и в предлагаемом тексте изложение ведется "исторически": оно отражает не столько структуру полученных результатов, сколько историю развития взглядов автора.

2. Начальный перечень примеров информационных систем

Первый шаг в данном исследовании состоял в том, чтобы написать некоторый начальный перечень примеров информационных систем, которых еще нет, но хотелось бы иметь. Цифрами в скобках мы будем обозначать места в рассуждениях, которые давали что-то новое для идеи "ИнфоМакс".

В момент начала данного исследования автор находился в междугороднем автобусе, в Псковской области и плохо представлял себе - успеет ли он попасть на другой автобус или нет, где он едет, что это за автобусы едут по другим дорогам и т.д.

Поэтому естественно, было бы интересно иметь: систему, которая хранила бы (1) все расписания всех междугородних автобусов. (2) Везде, по России. (3) Да и вообще, в любой стране. (4) Сколько времени эти автобусы едут, (5) какие у них остановки, (6) сколько стоит проезд, (7) насколько регулярно (по статистике) они ездят.

Было бы интересно иметь (8) карту-схему маршрутов междугородних автобусов - топографическую карту с наложенными цветными линиями маршрутов, (9) места возможных пересадок. Что бы было можно от карты-схема маршрута (10) быстро переходить к (11) карте того или иного городка или села, к (12) фотографиям городка или села, к (13) какому-то тексту про этот город.

В больших городах естественно иметь (14) схемы для каждого вида транспорта - автобуса, трамвая, троллейбуса, метро. (15) Для каждого города вообще, в любой стране. (16) Полную схему-карту всех поездов, во всех странах, с расписанием, остановками, ценами на билеты, (17) статистикой занятости в разное время года, (18) со схемами вагонов, (19) и с историей несчастных случаев на железной дороге. (19) То же самое и для самолетов и для (20) речных кораблей.

Для речных кораблей было бы полезно иметь и (21) схему самого корабля, и для каждого корабля (22) его историю, когда был построен, (23) полный маршрут - где он плавал с момента постройки. Для речных кораблей интересно было бы иметь (24) полную карту-схему рек и каналов, (25) с указанием мелей и опасных мест, и чтобы (26) в любой момент для каждого места можно было узнать какие корабли здесь идут, (27) включая грузовые.

Для междугородних автобусов, поездов, речных кораблей можно было бы еще иметь (28) видеофильмы по местам, мимо которых проезжает автобус, поезд, проплывает корабль, (29) два синхронных видеофильма для автобуса и поезда и (30) несколько - для корабля (с разных точек зрения). Хорошо бы еще добавить (31) видеофильм, синхронный к 29 и 30, но снятый с вертолета. Было бы неплохо, чтобы эти видеофильмы (32) были сняты для разных времен года, и (33) с разрывом в несколько лет, чтобы можно было посмотреть как менялись эти места с годами, и чтобы (34) все видеофильмы были синхронизированы, чтобы можно было смотреть несколько видеофильмов синхронно на экране, и чтобы (35) скорость показа в видеофильме и место можно было бы как-то синхронизировать с реальной поездкой. (36) Или наоборот, ускоряться, забегая вперед или замедляться, доводя до статичной фотографии. И чтобы можно было, скажем, плывя на корабле, по маршруту которого есть видеофильмы (назовем - видеопутешествия), и встретив железную дорогу, по которой тоже есть видеофильм, иметь возможность (37) перескочить в точке пересечения с одного видеофильма на другой.

(38) Чтобы были видеопутешествия для всех основных дорог, (39) и как можно больше для неосновных дорог, шоссе. Чтобы образовалась (40) целая сеть сделанных видеопутешествий, покрывающая сетью поверхность земли. Чтобы были (41) отдельные видеопутешествия, снятые с вертолета, не связанные с дорогами, реками, а просто, по логике пространства (например - по некоторой горной цепи), для каждой (42) относительно важной реки, (43) сеть видеопутешествий над крупными лесами, степями, пустынями, (44) детальная сеть видеопутешествий по горным местам.

Для крупных городов было бы полезно иметь (45) видеопутешествия по всем улицам, (46) по крупным магазинам, (47) вокзалам, (48) по этажам и переходам крупных государственных зданий, вместе с (49) детальными трехмерными планами. Чтобы была (50) реалистичная модель движения транспорта в городах, так, чтобы можно было проследить с учетом времени возможные варианты проезда в городе, было бы совсем неплохо, если бы (51) каждый автобус, троллейбус, каждый поезд, каждый состав метро имел бы постоянный датчик, сообщающий где он находится и мы (52) могли бы видеть где находится сейчас конкретный автобус, поезд, и (53) где он был в конкретное время вчера, месяц назад и т.п..

Чтобы заснятые видеопутешествия касались не только автобусов, пароходов, но и (54) рейсов самолетов, включая как типовые рейсы, так и некоторые (55) нерегулярные полеты, например, (56) съемки с военных самолетов. Заодно, чтобы (57) практически каждый запуск космического корабля или "шаттла" сопровождался соответствующими несколькими видеопутешествиями, (58) трехмерной картой-схемой полета.

Чтобы на основе астрономической модели планет в солнечной системе, и на основе их конкретного положения в данный момент, чтобы была (59) программа-модель, имитирующая воображаемые полеты по солнечной системе, с той детальностью, которую может (60) предоставить современное состояние астрономии. И чтобы эти воображаемые модельные путешествия касались бы не только солнечной вселенной, (61) но и вообще всего изученного астрономами пространства.

Чтобы можно (62) было прослушать любую пластинку из существующих, просмотреть (63) любой снятый фильм, (64) включая и документальные и архив служебных видеозаписей (во всем мире вообще), (65) с хорошими каталогами для выбора, с каталогами по (66) каждому человеку, участвовшему в создании пластинки, фильма, (67) театральной пьесы или балета, заснятого на видеофильм. (68) И по событиям, (69) и по местам, показанным в том или ином фильме.

Чтобы (70) можно было посмотреть любую книгу, (71) любой страны, (72) когда-либо изданную вообще, (73) как в виде образов страниц, (74) так и в виде просто текста-файла, так и в виде (75) файла в формате некоторого современного редактора текстов. Чтобы можно было посмотреть не только книги, но и (76) любые журналы, когда-либо изданные, (77) любые газеты, с (78) развитыми каталогами и классификациями отдельных статей в журналах, (78) по темам, (79) упоминаемым людям, (80), объектам, (81) событиям.

Чтобы хранились (82) все телепередачи и радиопередачи, (83) по всем каналам и станциям, когда либо шедшие ((84) какие удастся к тому времени сохранить и восстановить), (85) за максимум прошедшего времени, во всех странах, (86) с синхронным переводом на основные языки. Что бы эти телепередачи были (87) синхронизированы между собой по времени, (88) чтобы были каталоги по темам, упоминаемым людям, объектам, событиям.

Чтобы вообще (89) был единый каталог событий, (90) со ссылками на книги, статьи в журналах и газетах, видеофильмы, телепередачи. Чтобы этот каталог событий или (90) истории вообще, распространялся бы и на (91) времена до эпохи средств массовой информации, будучи представленный уже (92) документами, (93) предметами, (94) научными статьями историков, (95) разными моделями историков для спорных мест в прошлом, (96) специальными мультфильмами, сделанными по историческим моделям, показывающими вероятный ход тех или иных важных событий: (97) битвы, (98) развитие стран и национальностей.

Чтобы был единый каталог (99) людей, (100), когда либо живших на земле и о которых мы (101) хоть что-то можем сказать, (102) или дать ссылку на тот или иной документ (хранятся не только все книги, но и (103) все документы, которые только возможно), или статью в газете.

Чтобы был (104) единый каталог машин, приборов, станков, изделий (105) с фотографиями, (106) схемами, (107) словесным описанием, (108) с описанием технологии создания, с (109) типизацией, (110) разделенный по времени создания и по (111) предметным областям. Для каждой технологии (112) давалось бы описание возможных (113) работ, которые делали люди, (114) как организовывалась данная технология, (115) от чего она зависела, (116) какие приемы, связаны с той или иной работой, (117) как чинить те или иные изделия, машины.

Чтобы был (118) единый каталог идей, гипотез, высказанных учеными или (119) журналистами, (120) единый каталог специальных понятий, введенных в то или иное время, (121) с примерами, (122) описаниями, (123) ссылками на другие, близкие материалы. (124) Чтобы было (125) несколько возможных систем-классификаций для этих идей, (126) научных направлений. (127) Чтобы был единый каталог поставленных вопросов, со ссылками на что-то, что можно считать ответом или на близкие материалы.

Чтобы (128) понятия "персональный компьютер", "телевизор", "радоприемник", "видеомагнитофон" полностью слились в одно: чтобы можно было посмотреть (129) любую текущую телепередачу (или (130) радиопередачу) по (131) любой из телестанций, или (132) смотреть, к примеру, телепередачу, которая началась час назад, синхронно, с отставанием на час, чтобы (133) если какая нибудь телепередача снимается одновременно несколькими камерами, то можно было бы посмотреть одновременно несколько вариантов телепередачи, чтобы (134) на улицах и в наиболее оживленных точках городов стояли камеры прямой трансляции и они были бы добавлены к существующим телеканалам.

Этот текст можно продолжать и дальше, но по-видимому, большинство идей проекта "ИнфоМакс" уже явно или неявно прозвучало, поэтому мы здесь прервемся и попытаемся обобщить сделанный мысленный эксперимент.

3. Перечень "входных понятий"

Следующий шаг, который напрашивается - это составление перечня информационных систем, которые хотелось бы иметь в проекте "ИнфоМакс". Однако такой перечень, был бы "некачественным".

С одной стороны этот перечень стремился бы вобрать в себя все большее и большее число названий-спецификаций систем и поэтому был бы необозримым и в нем было бы много субъективного.

С другой стороны каждый отдельный элемент такого перечня (например - информационная система о рейсах самолетов вообще, во всем мире), каждая крупная информационная система - как правило должна состоять из нескольких частей (система о рейсах самолетов должна была бы включать и карты-схемы полетов, и таблицы с расписаниями, и перечень авиакомпаний, и расположение офисов авиакомпаний, и телефоны заказа билетов, и т.д.). И от этого даже просто описать одну из таких информационных систем - означает поставить задачу и принять ряд решений.

Поэтому для дальнейших рассуждений необходимо было найти более крупное и ясное понятие, нежели "информационная система" или "часть информационной системы".

Из вольного перечисления в главе 2 можно заметить, что информационные системы можно естественным образом сгруппировать вокруг некоторых ярких понятий.

Например: есть понятие "поезда" и соответственно, можно придумать много информационных систем, имеющих отношение к поездам - это и расписания, и схемы путей, и видеопутешествия по пути следования поезда и железнодорожные вокзалы и т.д.

Кроме этого, человеку, желающему воспользоваться комплексом систем "ИнфоМакс", можно было предложить перечень таких ярких понятий (поезда, города, растения, животные, книги, фильмы, события, люди, ...) в качестве меню самого первого уровня.

Поэтому первое решение в проекте "ИнфоМакс" - это логически сгруппировать информационные системы вокруг некоторого перечня "входных понятий" в "информационные группы".

Идея "входных понятий" это по сути небольшая модификация идеи "базовых понятий", предложенных в [Lakoff 87]:
Лакофф доказывает, что среди понятий-категорий, независимо от конкретного языка,
можно выделить слой так называемых "базовых понятий",
которые обозначают отдельные, четко различимые вещи, ситуации, явления,
которые первыми осваиваются в детстве,
которые группируют вокруг себя максимальное количество разнообразного опыта человека,
и которые становятся опорой при понимании человеком новых или не совсем четких других вещей, ситуаций, явлений.

Например, системы:

Расписание поездов
Схемы железнодорожных вокзалов
Карты схемы железных дорог
Видеопутешествия по железной дороге
Схемы вагонов
Статистика занятости мест в поездах
естественно объединить в информационную группу "Поезда".

У нас будет два термина: входное понятие и информационная группа для одного и того же понятия. Мы будем пользоваться тем или другим, в зависимости от того, на что мы хотим сделать акцент.

Далее, составитель каталога рассуждает так:
- Что еще может быть интересно пользователю ?
- Поезда
- Какие БД или информационные системы можно захотеть иметь о поездах ?
- ...
А возможному пользователю предлагается рассуждать так:
- Меня интересует кое-что о железной дороге. Что есть вообще в системе ?
- ... Поезда ...
- Что есть о поездах ?
- ...
- Вызовите видеопутешествие по дороге из Софии в Константинополь.
- ...
При такой организации совокупности информационных систем перечень входных понятий будет одновременно играть роль
и входного меню самого первого уровня,
и самого общего и краткого плана всего комплекса "ИнфоМакс".

Возникает вопрос: какие входные понятия выбрать ?

Автор вначале поступал эмпирически: представлял себе какую информацию он мог бы захотеть получить и соотносил ее с соответствующим "богатым" понятием/ категорией. "Богатым" в том смысле, что

(а) у этого понятия, как у категории, достаточно много частных случаев, экземпляров;
(б) об экземплярах этого понятия можно собрать много сведений разного рода.

Кроме того, автор старался встать, в первую очередь, на позицию пользователя, "интересующегося всем вообще", на позицию читателей и составителей общих энциклопедий, и во вторую очередь - на позицию узкого профессионала, которому важно иметь много специфичных знаний о специальных вещах.

Когда перечень стал достаточно большим, автор попытался проанализировать его, выявить ведущие идеи, которым подчинялся этот список и далее пополнять его более целенаправленно. Об этом будет сказано ниже, в конце этой главы, в главах 7 и 9.

Конечно, такой перечень субъективен, т.е. другой человек, возможно, может что-то добавить, что-то изменить. Однако даже по авторской версии перечня можно сделать ряд интересных выводов.

Таблица 1 читается так: "В компьютере с комплексом ИнфоМакс стоит иметь максимум информации о ..."


Пассажирские поезда, Междугородные автобусы, Самолеты, 
  Речные пароходы, Морские пароходы, 
Города, Населенные пункты
Церкви, Храмы, Монастыри, Археологические ценности
Вокзалы, Улицы, Магазины, Киоски, Дома, Телефоны, Учреждения
Транспорт в городе

Автодорога, Река, Канал, Поле, Лес, Озеро, Болото, Море, Остров, 
  Пролив, Гора, Перевал, Хребет, Ущелье, Пустыня, Пешеходная дорога

Автомобиль, Мотоцикл, Велосипед, Катер, Самолет, Вертолет
Лодка, Дельтаплан
Ракета, Спутник

Планеты, Астероиды, Звезды, Астрономические объекты

Механизмы, Станки, 
Приборы, Электронные устройства, Радиодетали
Микросхемы
Компьютеры, Периферийные устройства для компьютера
Программы, Информационные системы
Модели компьютеров

Телестанции, Радиостанции
Линии электропередач, Трубопроводы

Звери, Птицы, Насекомые, Рыбы, Породы (собак, кошек, лошадей, и т.д.)
Растения, Деревья  

Шумы природы, Шумы в городе, Технические шумы

Концерты, Пластинки, Песни, Оперы
Фильмы, Спектакли, Балеты, Видеоклипы, Картины художников, Скульптуры
Романы-Рассказы-Стихи
Сказки, Короткие истории, Притчи, Анекдоты
Книги
Газеты, Журналы
Статьи в газетах и журналах
Научные статьи
Телепередачи, Радиопередачи

Писатели, Режиссеры, Художники, Музыканты, ...
Архитекторы, Инженеры, Изобретатели, Ученые
Политические деятели

Одежда
Мебель

Пищевые продукты, Рецепты блюд

Курсы валют

Марки, Монеты, Медали, Значки, Этикетки

Способы построения: (домов, колодцев, ... )

Языки, Алфавиты
Переводы слов на другие языки

Состав государственных учреждений, Организации, Общества, Партии

Понятия, Идеи, Теоремы, Формулы 
Теории, Гипотезы

Важные места в городе, Красивые места природы

Исторические события

Стихийные бедствия

Таблица 1. Перечень входных понятий или информационных групп проекта ИнфоМакс

Так как перечень входных понятий, по своему определению, это "все, что может быть важным для самых разных людей", то его состав определяется самыми различными структурами и полный перечень этих структур-причин составить трудно. Мы можем предложить только частичный перечень причинных структур для перечня входных понятий:

- структура знаний человечества (структура общих энциклопедий);
- структура науки;
- структура производства;
- структура общей информации в газетах, журналах, структура радио- и телепередач;
- структура набора товаров, того "что продается";
- география земной поверхности;
- структура различных видов и форм искусства;
- структура различных работ, выполняемых человеком;
- структура истории человечества;
- структура животного и растительного мира.

Кроме этого, состав перечня входных понятий сильно зависит от набора возможных "информационных позиций", в которые человек может встать по отношению к информации (об этом подробнее в главе 9).

4. Группы информационных систем

Как уже было сказано, для многих входных понятий можно представить себе несколько информационных систем разных типов, описывающих одни и те же объекты, с разных сторон.

Для разных входных понятий можно предположить разные наборы информационных систем. Далее, для примера, в таблице 2 мы опишем состав группы для некоторых из входных понятий.


ПОЕЗДА:
Карты: местности где проходит поезд, Схемы: маршрутов, Расписания: движения и остановок, Цены: билетов, Статистика: загруженности поездов, История несчастных случаев, Схемы: пересадок на другой транспорт, Схемы: места для пассажиров, Видеопутешествия по жележным дорогам.
МАГАЗИН:
Карты: город и расположение магазинов, Схемы: как подойти или проехать, Расписание: работы, Статистика, Фото: магазина внутри и с улицы, Видеопутешествие: по магазину, Видеопутешествие: как проехать или пройти
АВТОМОБИЛИ:
Схемы: (автомобилей, деталей), Фото, Описание, Статистика, История несчастных случаев, Подкаталог: ДЕТАЛИ, Указатель статей на: автомобиль, Экспертная БД неполадок, Экспертная БД возможных усовершенствований, Экспертная БД как лучше использовать, Видео-учебник: как пользоваться, Видеофильм: процесс сборки, Модель: внутренняя модель работающего автомобиля, Модель: внешняя модель движущегося автомобиля
РЕКИ:
Карты, Описание, Схема: реки, Видеопутешествие: по реке, Статистика:погоды, Указатель на: (рыбы, звери, птици, насекомые, растения, деревья, города, дороги, леса, поля)
АВТОДОРОГИ:
Карты, Схема: дороги, Профиль: скорости, Профиль: дорожных указателей, Профиль: качества дороги, Статистика: движения, История несчастных случаев, Указатель на: (дороги, города, населенные пункты, железные дороги, поезда, междугородние автобусы, реки, поля, леса, озера)
ПТИЦЫ:
Фото, Описание, Видеофильм, Аудио БД: звуки и пение, с классификацией, Карта: расселения, Схемы: миграции, Схемы: поведения, Указатель статей, Ссылки на: (птицы, звери, насекомые, деревья, растения)
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ:
Описание, Схемы, Видеофильм: мультфильм как схема события, Указатель статей

Таблица 2. Состав некоторых информационных групп

Конечно, каждая система, входящая в группу, должна иметь удобные входные каталоги и классификации для быстрого поиска/ выбора нужного конкретного объекта.

В начале исследования автор хотел собрать большое и полное описание состава групп, как в таблице 2 и этим ограничиться. Однако через некоторое время стало ясно, что можно относительно легко выделить типы информационных систем, и что многие группы имеют схожие наборы информационных систем. Из-за этого полный перечень состава групп становится малоинформативным. Кроме этого, хотя понятие "группа информационных систем" - важный элемент структуры проекта, оно по сути вторично по отношению к понятиям "входное понятие" и "тип информационной системы". Поэтому автор решил в таблице 2 не выписывать полностью группы для всех входных понятий из таблицы 1, а ограничиться представительной выборкой.

Важно еще сказать следующее.
Каждая группа связана с одним входным понятием, и десятками или сотнями конкретных понятий/экземпляров этой категории. Мы предполагаем, что для каждого входного понятия будет создано несколько информационных систем, описывающих данное понятие во всех его деталях и подробностях. Но для описания деталей и подробностей придется пользоваться многими специфическими понятиями из этой области.

Например, если входное понятие - растение, то в информационных системах о растениях придется коснуться и разновидностей грунта и погоды и способов опыления и насекомых, связанных с этими растениями и так далее.
Конечно, если уж мы встали на позицию "максимального информационного богатства", то различные тексты, рисунки, таблицы, фотографии и другие информационные единицы будут относиться не только к экземплярам входного понятия, но и к релевантным понятиям (понятиям, близким по смыслу). Т.е. каждая информационная группа с точки зрения узлов-понятий это:
- одно входное понятие,
- перечень понятий-экземпляров
- и сеть релевантных понятий.

5. Типы информационных систем

Автор провел мысленный эксперимент и попытался представить для каждого входного понятия - состав группы, какие информационные системы могли бы быть полезными. В результате был собран перечень возможных типов информационных систем, см. таблицу 3.

В таблице 3 слева даны названия типов информационных систем, а справа - краткие комментарии о структуре системы, перечисление характерных применений.


Карты
топографические, физические, карта-фотография
карта города, маршруты поездов, пароходов, пути движения самолетов, карта одной реки, автодороги, улицы в городе,
карты в разных масштабах
Схемы: маршрутов и пересадок
стилизованные карты с изображением разных маршрутов,
выделение конкретного маршрута, остановки, пересадки
Карта: как подойти/подъехать
к дому, магазину, киоску, учреждению, вокзалу, рынку
к лесу, к болоту, к полю, к перевалу, к озеру
Расписания
отправление, прибытие, время в дороге, остановки
Расписание работы
магазина, киоска, учреждения
Цены: билетов
цена, дата
для поездов, автобусов, пароходов, для разных станций
для городских автобусов
Статистика
занятости поездов, автобусов и т.п.
общее количество городских автобусов на маршруте,
изменение интервала движения
занятости автодорог
История несчастных случаев
для конкретных маршрутов поездов, автобусов, и др
для конкретных мест, дорог, улиц
для разных марок автомобилей
для разных станков
История погоды
для разных мест, времени года
Схемы: места для пассажиров
в поезде, в автобусе, в самолете, пароходе, автомобиле
Фото
вокзалов, домов, улиц, магазинов, автомашин, товаров, населенных пунктов
Видеопутешествие, Система видеопутешествий
по автодороге, по улице в городе, по маленькому городу, система видеопутешествий по большому городу,
по магазину, по музею, по учреждению, от метро к магазину, по маршруту городского автобуса
по реке, система путешествий по лесу, по болоту
система путешествий для горы, ущелья, пустыни, по перевалу
Связь с другими системами
улицы - транспорт
большой город - магазины, транспорт, улицы, учреждения
автодорога - другие дороги, города, населенные пункты,
междугородные автобусы, поля, леса, речки, погода
Подкаталог
поезда вообще - поезда в конкретном городе
детали машин вообще - детали конкретного автомобиля
товары вообще - товары в конкретном магазине
птицы вообще - птицы в конкретной местности
Указатель статей на:
город, историческое место, спектакль, книгу, кино
автомобиль, станок, радиоприбор
изобретение
писателя, политического деятеля, ученого, художника
историческое событие
Чертеж/схема
автомобиля, самолета, станка, детали машины
Описание
города, исторического места
книги, фильма, спектакля
дороги, реки, леса, озера
исторического события
костюма
научного понятия, идеи, теории
Атрибуты
автомобиля, телевизора, механизма
города, здания
марки, монеты
Экспертная БД неполадок
в автомобиле, в катере
в телевизоре, в сложной программе
Экспертная БД возможных усовершествований
автомобиля, механизма
Экспертная БД возможного использования
автомобиля
инструмента
программы
Экспертная БД способов построения
лодки, дома, колодца, шкафа
Видеоучебник
как пользоваться автомашиной, экскаватором, станком,
сложным прибором
программой
как готовить блюда
Видеофильм: процесс изготовления
детали, механизма
автомобиля, самолета
дома, колодца
дороги
Внутренняя модель работы
автомобиля, телевизора
Внешняя модель поведения
автомобиля на дороге, движения искусственного спутника
Профиль:
автодорога и ее качество, автодорога и дорожные знаки на ней, река и ее ширина, река и тип ее берегов, река и степень ее чистоты

Таблица 3. Типы информационных систем

Перечень типов информационных систем может показаться не очень понятным с точки зрения "почему так", т.е. с точки зрения причинных структур. Мы можем предложить вашему вниманию попытку "свернуть" и структурировать этот список:


Тексты-описания
История несчастных случаев, Описание,

Атрибуты - Перечни - Таблицы
Расписания, Расписания работы, Цены: билетов, Статистика, История погоды, Подкаталоги, Атрибуты,

Схемы - Рисунки - Фото - Видео
Карты, Схемы: маршрутов и пересадок, Карта: как подойти/подъехать, Схемы: места для пассажиров, Фото, Видеопутешествия, Системы видеопутешествий, Чертеж/схема, Видеоучебник, Видеофильм: процесс изготовления, Профиль

Ссылки на базовую информацию, Ссылки между системами
Связь с другими системами, Подкаталоги, Указатели на статьи,

Базы данных с экспертной информацией
Экспертная БД неполадок, Экспертная БД возможных усовершенствований, Экспертная БД возможного использования, Экспертная БД способов построения

Модели
Внутренняя модель работы, Внешняя модель поведения

Таблица 4. Информационные системы, разбитые на метагруппы

Метагруппы, отраженные в этой таблице определяются тем - какими способами вообще можно показывать информацию на компьютере.

Заметим, что "программные системы вообще" мы здесь и далее стараемся не рассматривать, т.к. стараемся ограничиться "информационными системами хранения информации".

6. Понятие "каталогизируемой информации"

Когда мы говорим в нашей статье, в рамках проекта ИнфоМакс, о входных понятиях, то за отдельным понятием для нас стоит не только его общечеловеческий смысл, но и большое количество самой разнородной информации, связанной этим понятием, как единой меткой.

Например, говоря "птицы", мы подразумеваем и базы данных, хранящие знания и об их повадках, и о типах и расцветках яиц, и об особенностях их физиологии, и т.д.. Говоря, "линии электропередач", мы подразумеваем и то, что в некоторой информационной системе из группы "линии электропередач" будут сведения и о типах проводов, и о возможных электрических напряжениях, и о типах столбов, мачт, кабелей, и знания о влиянии линий электропередач на почву, растения, животных, людей под ними, и т.д..

Т.е. расширяя список входных понятий, мы расширяем тот объем информации, которая вовлекается в наш проект ИнфоМакс. А расширяя список типов информационных систем, мы уточняем и развиваем понимание того, какую информацию можно потенциально занести в персональный компьютер.

Однако, хотя изначально было желание включить в ИнфоМакс "все, что угодно", предварительно лишь назвав, рассортировав и соотнеся с перспективой развития информационных технологий,
оказалось, что встречается информация, которую по разным причинам трудно было бы включить в проект ИнфоМакс.

Например:
1) Поток всех писем по электронной почте:
технически осуществимо, но этически - вряд ли.
2) Состояние атмосферы:
в "точностью" до десятков километров и грубо - частично возможно, но с точностью, например, до кубического метра знать влажность, температуру и пр. уже невозможно.
3) Информация о всех людях, живших ранее:
даже в предельно кратком объеме - имя, пол, год рождения - эта информация, вероятно, уже невозвратимо потеряна. Хотя в частичном объеме - что-то собрать можно.
Т.е. проект ИнфоМакс разбивает всю мыслимую информацию на 2 части, а сам проект играет роль необычного и сложного определения для этих двух понятий/ категорий.

Автор решил ввести новое понятие: каталогизируемая информация (и, как антоним, некаталогизируемая информация) и попытаться его исследовать. (Возможно, более ярко по смыслу слов, но менее звучно, было бы назвать это "энциклопедизируемой информацией".)

Фактически, введение понятия "каталогизируемая информация" и его эмпирическое исследование (т.е. исследование, идущее от наблюдения за рядом частных случаев) - это просто другой взгляд:
- на проект ИнфоМакс,
- на ситуацию предельных информационных возможностей,
- на феномен информационных желаний.
С точки зрения идеи, которая стоит за понятием, то "каталогизируемая информация" это такая информация, про которую можно надеяться, что она рано или поздно попадет на экран персонального компьютера. А некаталогизируемая - это когда такой надежны почти нет.

Прежде чем подробнее говорить о "каталогизируемой информации", расширим список примеров некаталогизируемой информации. См. таблицу 4.



Таблица 5. Примеры некаталогизируемой информации

Далее перечислим некоторые свойства/ аспекты каталогизируемой информации. Эти свойства показывают границу этого понятия.

1. Уже из перечня антипримеров можно увидеть, что каталогизируемая информация может плавно переходить в некаталогизируемую, если мы будем требовать все большей полноты.

Можно составить реестр живших на земле и указать хоть что-то. И это будет интересная информация, типичный кандидат в проект ИнфоМакс. Но нельзя сделать польного списка.

Можно составить телефонный справочник для частных лиц, но т.к. не все людя хотят, чтобы их телефон был известен, нельзя составить полного справочника.

2. То же самое иногда происходит и со степенью подробности, когда речь идет не о перечислимых объектах (люди, звери, автомобили и т.д.), а об измеряемых.
Например, можно составить очень подробные топографические карты, но есть предел масштаба, за которым карта теряет смысл и превращается в некаталогизируемую информацию.

То же самое с состоянием погоды и атмосферы, с состоянием рек, морей и т.п. - т.е. мы постоянно сталкиваемся с тем, что информация каталогизируется только до определенной степени подробности по пространству.

Напрашивается ввести понятие граница каталогизируемости, однако это будет очень абстрактное и нечеткое понятие. Точнее, смысл понятия "граница каталогизируемости" фактически исчерпывается идеей о том, что к каталогизируемой информации можно иногда применить метафору "что-то, имеющее границу", метафору "область пространства".

3. Встречаются случаи, когда технически информация каталогизируется, а по другим соображениям - этики, охраны авторских прав, секреты государств, фирм - не каталогизируется.

4. Есть еще аспект: с какой скоростью система ИнфоМакс будет отслеживать изменения в реальной жизни ?

При этом, в разных областях динамика разная. Отслеживать курсы валют на разных биржах и обменных пунктах - можно и раз в день, хотя для специалиста этого может быть и недостаточно.
Об этих свойствах-аспектах стоит помнить, если речь идет о противопоставлении каталогизируемой и некаталогизируемой информации. Меняя полноту, степень подробности, степень аккуратности по отношению к частной информации, и темп обновления информации, можно каталогизируемую информацию сделать некаталогизируемой и наоборот.
Нужно заметить, правда, что "наоборот", т.е. мысленная догадка того, как сделать некаталогизируемую информацию каталогизируемой, или, другими словами, как догадаться, что в персональный компьютер можно поместить некий новый вид информации - такая догадка это акт творчества. А огрубление масштабов, темпов обновления - это приемы в этом виде творчества.
Понятие/идея "каталогизируемой информации" заостряет вопрос о представимости новых или необычных видов информации. Если мы решили, что нечто Икс есть каталогизируемая информация, то это тянет за собой попытку мысленно поместить это Икс в прект ИнфоМакс, найти этому места и тем самым соотнести с другими видами информации.

Другая же сторона этого понятия, антоним - "некаталогизируемая информация" приводит к вопросу - а какова природа, структура этих более экзотических видов информации, это уже тема другого исследования.

7. Информационные своды

В перечне информационных групп есть группы, играющие особую роль. Речь идет об идее иметь на компьютерах с ИнфоМакс:

- все существующие книги, на всех языках
(и в виде простого текста,
и в виде графических образов страниц,
и, желательно, в формате к.л. развитого текстового редактора)
- все существующие журналы и газеты
- все статьи из журналов, газет и книг (по отдельности),
- все фото, печатаемые когда-либо в газетах, журналах и книгах,
- все телепередачи, шедшие где-либо и когда-либо, по всем каналам различных стран,
- все радиопередачи, опять же, с максимально возможной полнотой,
- все видео-материалы, включая кинофильмы, документальные фильмы,
- все виды "нетрадиционных печатных изданий" (промышленные каталоги, описания изобретений, объявления и т.д.), - существующие базы данных на компьютерах.

Если в других группах речь идет о том, чтобы собрать полную и удобно структурированную информацию о чем-то из реальной жизни, то в этих группах речь идет о том, чтобы просто технически собрать воедине уже созданную каталогизируемую информацию.

Правда, построенную не для цели дать информационный сервис какому-то абстрактному пользователю, а для других, самых разных целей.

Будем далее называеть такие группы информационными сводами. Другие группы (не информационные своды) будем называть выстраиваемой информацией (в отличие от "собранной" или "собираемой" в информационных сводах).

Структура информационных сводов складывается естественно (т.е. под влиянием массы разных непредсказуемых факторов). Она, в отличие от выстраиваемой информации, не стремится подчиняться структуре внешнего реального мира. Поэтому вначале автор колебался - включать ли информационные своды в проект ИнфоМакс, и если включать, то как. Но потом возникло соображение, что люди живут в среде газет, журналов, телевидения и так же хорошо знают структуру и основные сущности информационного мира, как и структуру и основные сущности реального мира. Поэтому автор включил информационные своды наравне с другими группами.

Однако диссонанс между двумя способами структурирования остался.

Рассмотрим это поподробнее.

1. Можно представить себе указатель-переходник от объектов, описываемых в выстраиваемых группах к элементам информационных сводов.

Такой переходник просто необходим, потому что расчленить и разложить сведения из информационных сводов невозможно (бессмысленно, например, разбивать на части статью, телепередачу). Значит о многих вещах, описываемых в специально выстраиваемых базах данных, может быть дополнительная информация еще и в информационных сводах.

И наверное, каждую небольшую единицу информации в выстраиваемых базах данных нужно снабдить соответствующим фрагментом большого указателя-переходника, со ссылками на элементы информационных сводов.

2. Если мы из соображений симметрии попробуем представить себе обратный переходник, то мы столкнемся с тем, что хотя мы и объединили очень разные информационные группы в одну категорию "информационные своды", они все-таки очень различны.

Например, для статьи из "Знание-Сила" об особенностях жизни дельфинов естественно построить указатель-переходник на базы данных с фотографиями разных видов дельфинов, с картами-схемами их обитания, с видеофильмами о дельфинах, и опять же, с сылками на статьи и телепередачи из информационных сводов.

Но переходники от художественной литературы, от стихов, музыки, кино, в большинстве случаев просто не имеют смысла.

3. Вероятно, можно разделить информационные своды на несколько подкатегорий:

(А) Газеты, журналы, книги, теле- и радиопередачи для "массового читателя/ зрителя".

(Б) Художественные произведения. (Вообще говоря, тоже - для произвольного пользователя, хотя многие вещи интересны только специальным любителям).

(В) Научная и техническая, профессиональная литература и материалы (статьи, диссертации, патенты, чертежи, схемы, графики, теоремы, функции). Т.е. - уже не для массового пользователя, а для пользователя профессионала, специально занимающегося или работающего в отдельной области.

(Г) Информация о компьютерах и программах, информация ИЗ компьютеров: описания, специальные файлы, программы и т.п..

С точки зрения связей с другими частями ИнфоМакс, все эти подкатегории ведут себя совершенно по-разному.

Для группы (А) естественно сделать ссылки-переходы на все остальные группы (и на себя) и на выстраиваемую информацию.

Для группы (Б) можно представить себе указатель на (А) ("Что писали об этой книге ?"), на выстраиваемую информацию ("Какие еще вещи написал этот писатель ?"), на себя, (Б) ("Дайте мне другие его произведения.").

Понятийный базис этих ссылок (т.е. круг понятий через которые строятся ссылки), наверное будет очень узким: в основном это - авторы, произведения, статьи о произведениях.

Группа (В) по своей цели вместить профессиональную информацию, должна разделиться на много сильно-связанных внутри себя самих областей (по областям науки, техники, работы). Понятийный базис ссылок в этих областях - это профессиональные понятия, этот базис должен быть гораздо больше основного понятийного базиса системы ИнфоМакс, т.е. перечня входных понятий.

Группу (Г) автор выделил отдельно потому, что компьютеры создают совершенно уникальную информационную среду. Люди, работающие с компьютерами чуть более глубже, чем абстрактный потребитель гигантской энциклопедии, попадают в ситуацию, похожую на (В) - когда есть очень много своих специальных понятий и объектов. Но, в отличие от (В), в компьютерно-программистском мире важную роль начинают играть формы информации, бесмыссленные для других групп (А, Б, В, выстраиваемая информация): специальные файлы данных, пароли, макрокоманды, таблицы стилей и т.д..

В целом, если рассматривать информационные своды и группы с выстраиваемой информацией как конкурирующие структуры информации, то можно сказать, что необходимость специально, ради абстрактных благих целей, проделать очень большую работу по созданию и сопровождению выстраиваемой информации, является одним из слабых мест проекта ИнфоМакс. И гораздо реалистичнее предположить такой проект ИнфоМакс, в котором будут только информационные своды и никакой специально выстраиваемой информации.

С другой стороны, мощность компьютеров растет, количество людей, на них работающих - тоже, полноту проекта ИнфоМакс можно наращивать постепенно, манипулировать информацией становится все легче. В конце концов, большую часть выстраиваемой информации можно взять из информационных сводов, а огромной информационной индустрии для ее существования и развития просто необходимо иметь в виду проекты-максимумы как ИнфоМакс. Поэтому вероятность осуществления проекта ИнфоМакс через 50-100 лет совсем не нулевая, а некоторую научную пользу можно получить сейчас.

Завершая обсуждение идеи информационных сводов интересно коснуться еще одной информационной группы, которую можно отнести и к информационным сводам и к выстраиваемой информации одновременно.

Уже сейчас вполне можно осуществить постоянное теленаблюдение за некоторыми важными участками улиц, городов. Поэтому естественно предположить, что через некоторое время человечество станет достаточно богато (или отдельные лица, организации, страны), чтобы к нескольким сотням каналов телевидения добавить несколько тысяч каналов прямого наблюдения (с запоминанием и хранением) за наиболее интересными участками пространства или с каких-либо реально движущихся объектов (автомашины ГАИ, пароходы, спутники).

Можно, например, поставить панорамные системы телекамер просто в красивых уголках природы, на возвышениях, и дать каждому, в любой момент любоваться красотой природе в этом или в сотне других мест.

8. Единое видеопространство, единое объектное пространство

В перечне информационных групп есть много групп (или их частей), связанных с географией: реки, автодороги, маршруты междугородних автобусов. Почти с каждым таким понятием в ИнфоМакс предлагается иметь базу данных, хранящую видеоролики:

видеопутешествия по рекам, по дорогам, по маршрутам автобусов (вид справа и слева из окна водителя).

Этот список можно продолжать и расширять:

видеопутешествия на вертолете вокруг небольших городов, по границам государств, по перевалам, вокруг гор, по ущельям;
системы видеопутешествий по большим участкам пространства: по лесам, болотам, пустыням.

Для систем видеопутешествий можно иметь схему существующих видеомаршрутов и выбирать нужный.

Это все приводит к идее, что земная поверхность будет постепенно "покрываться" сетью выполненных видеопутешествий, как наземных, так и с воздуха (заодно и подземных: по пещерам, по городским подземным рекам). Все пространство заведомо не покрыть, но можно делать все более густую сеть.

Технически легко дать возможность перескакивать в точках пересечения видеопутешествий с одного маршрута на другой. Например, "плывя" по реке, и увидев железнодорожный мост, "перейти" на железную дорогу и двигаться дальше по ней. С уплотнением сети маршрутов появляется все более богатая иллюзия того, что человек сможет как бы путешествовать по поверхности земли, ускоряясь и замедляясь, регулярно получая возможность сменить маршрут. Назовем эту идею идеей единого видеопространства.

Видеопространство создает совсем другой способ доступа к географически заметным местам: не через имя-перечень-выбор, а через видеопространство. Идея единого видеопространства пытается дать как бы второе измерение хотя бы некоторым объектам.

Попытаемся развить эту идею дальше.

1. Наверное, стоит говорить о двух разных масштабах видеопутешествий:

- в рамках автодорог, железных дорог, рек, полей, границ государств, ущелий, пустынь и т.п..
- в рамках одного города: по улицам, по маршрутам городского транспорта, по магазинам, музеям, библиотекам, крупным административным зданиям, по цехам заводов, по сложным подземным переходам, по вокзалам и т.д..

2. Можно еще добавить и другой масштаб, астрономический: совместить съемку со спутников с некой мультипликационной моделью галактики,, так, чтобы пользователь, при желании, мог бы легко "выйти" в космос и на скорости много выше световой, исследовать вселенную в том виде, в каком она представляется ученым-астрономам на данный момент.

Тут, правда, мы делаем шаг от документального к моделируемому, от видеофильма к техническому мультфильму, но идея видеосреты пока только обогащается.

3. Раз уж мы решились на мультфильмы, можно представить себе и большую мультипликационную модель истории, для разных времен, плавно (по возможности) связанных по времени, и для разных важных географических мест. Тут уже мы будем наблюдать представления не астрономов, а историков.

4. Говоря об истории, для современного периода можно попытаться добавить телесъемки различных событий, ту часть информационного свода, которую показывали в программе новостей. Хотя, конечно, из-за естественной неполноты, характерной для информационных сводов группы (А), значительная часть современных событий может быть изображена только как технические мультфильмы. Или как сложную систему фотографий. Хотя фотографии, в силу их дискретности, включить в состав видеопространства может быть нелегко.

5. К сожалению, единого видеопространства, охватывающего все входные понятия (я не говорю уже о понятийном базисе информационных сводов профессиональной группы (В)), вообразить очень трудно.

Очень многие объекты имеют свой видеоряд, например - схемы. Даже просто тексты - это тоже какое-то изображение. Некоторые объекты могут иметь очень развитые системы видеофильмов (например, о животных, или о технологических процессах). Но делать плавные видеопереходы от географических объектов ко всем другим, было бы натяжкой. Можно, правда, добавить к перечням имен еще и фото-перечни, рисунко-перечни, видео-перечни: т.е. когда вы перебираете либо фотографии, указывающие на объект, либо рисунки, либо проходите по ряду видеофильмов.

6. Некоторые объекты могут одновременно участвовать в разных срезах. Например, Останкинская телебашня - это и потенциальный объект в сети видеопутешествий по городу, и объект современной истории, это и объект в группе радиостанций, телестанций (схемы зоны приема), это и объект с точки зрения архитектуры (в видеоперечне архитектурных достопримечательностей).

7. Суть единого видеопространства - это попытка поддержать метафору "свободного путешествия".

8. Так как видеосъемка часто сопровождается еще и записью звука, то естественно возникает вопрос - можно ли организовать аналогичное ауди-пространство ?

Здесь, вероятно, будет уже попытка поддержать другую метафору: "что это такое ?".

Можно поставить вопрос и по-другому:

1) Есть большой набор объектов, охватывающий почти все, что известно людям.
2) В результате работы программы ИнфоМакс те или иные объекты "появляются" на экране.
3) Есть техническая возможность сопровождать эти "появления" сложными звуковыми картинками, связанными по смыслу с разными объектами.
Вопрос: можно ли идею "это звучит вот так" распространить на объекты ИнфоМакс, какую степень полноты можеть выдержать эта идея, как эта идея будет эволюционировать ?

Качественный ответ на этот вопрос - это отдельное исследование. Здесь же мы попробуем выявить несколько самых очевидных моментов.

8.1. Некоторые объекты имеют свой, заранее определенный звуко-ряд: теле- и радио-передачи, концерты музыкантов, звучание грампластинок, ауди-интервью с людьми, звуковые дорожки к фильмам и к видеопутешествиям.

8.2. Многие объекты имеют характерные, уникальные для них звуки, но эти звуки появляются при определенных ситуациях:
- кошки шипят, если их разозлить;
- и мурлыкают, в спокойном состоянии;
- стаканы звенят, если по ним постучать;
- вода в реке шумит по-разному, в зависимости от погоды.

Поэтому просто сопровождать эти объекты "каким-то, но ИХ звуком" - некорректно.

8.3. Некоторые разновидности объектов сильно отличаются друг от друга по всем аспектам, но с ними ассоциируется один и тот же звук. Например, есть разные рейсы пассажирских поездов, существуют разные типы вагонов, разные типы электровозов. Но "в звуке", это прежде всего одно и то же звуковое клише: перестук колес по рельсам.

8.4. Очень многие объекты просто не связаны с каким-либо звуком. Например, абстрактные понятия в математике, теоремы, разновидности микросхем и т.п..

8.5. Можно выдвинуть идею искусственного построения системы звуков-картинок для самых разных объектов, своего реального звучания не имеющих, но в целом можно сказать, что идея звуков в роли "информационных картинок" требует многих натяжек и искусственных построений.

8.6. На звуки можно посмотреть и с другой точки зрения, - выдвинуть не идею дискретных звуков-образов, а идею непрерывного звукового сопровождения. Можно представить себе, например, специальную программу, синтезирующую фоновую музыку. И что эта музыка будет зависеть от содержания изображения, от того - приближается ли пользователь к концу путешествия или просмотра, ожидают ли его в ближайшем будущем особые места в просматриваемом материале и т.д.. Но опять же - эта идея не является естественной.

Поэтому можно в целом сказать, что распространить идею единого пространства с видео- на аудио- не удается. Можно говорить о "фрагментарном пространстве". Аудио-пространство явно находится в других отношениях с миром объектов, чем видеоинформация.

9. Несмотря на неудачу с аудио-пространством, можно все-таки предложить другие типы информационных срезов-пространств. Например, идею единого атрибутного пространства: с каждым объектом либо из основного понятийного базиса ИнфоМакс, либо из профессиональных понятийных базисов информацонных сводов (В), (Г), можно почти всегда связать небольшой список атрибутов и значений.

На этой идее, т.е. на идее о том, что для самых разных сущностей можно сделать какие-то краткие описания в духе - "название свойства: значение", основывается, в частности, фреймо-ориентированный подход к представлению знаний.

В системе ИнфоМакс это можно реализовать легко и естественно. Более того, если пользователь перейдет от объекта (скажем, от фотографии грампластинки и от ее звучания) в "мир атрибутов" (для грампластинки это - название фирмы грамзаписи, номер, год выпуска, иногда - фамилии художника, звукорежиссера и т.п.), то проект ИнфоМакс, взявший идею гипертекстовых ссылок-переходов как одну из базовых, мог бы обеспечить очень большой сервис, не выходя из рамок парадигмы "атрибуты + значения". Можно, например, было бы быстро превращать конкретный набор значений атрибутов в строку таблицы, типичной для обычных баз данных, путешествовать по этой таблице, перескакивать на другие таблицы, потом сворачивать строку таблицы в список атрибутов-значений и снова возвращаться в видеопространство.

Т.е. автор утверждает, что таблицы, атрибуты, значения атрибутов, гипертекстовые ссылки по значениям, по объектам, по именам атрибутов - это самостоятельный универсальный способ представления информации, способ перемещения по информации, по полноте даже более "полный", чем видеопространство.

Правда, возникает два интересных момента.

9.1. Какой набор атрибутов выбрать для того или иного объекта ? Назовем это проблемой выбора описывающих свойств.

Если пойти по пути постоянного расширения наборов свойств (что естественно), то появляется другая проблема/ аспект.

9.2. Некоторые конкретные объекты будут иметь свойства, которые будут неопределены для близлежащих, соседних по перечню, объектов. И наоборот, все элементы в списке будут иметь "нормальные" значения какого-либо атрибута, а некоторые объекты - либо неопределенное значение, либо значение другого типа, формата и т.д..

Т.е. простая метафора "системы таблиц" хороша для описания общей идеи единого атрибутно-табличного пространства, но не для реализации.

10. Можно представить себе еще одно единое пространство: тексты. С каждым объектом связывать один или несколько текстов, описывающих что это за объект, и имеющих гипертекстовые ссылки на близко связанные по смыслу объекты или элементы информационных систем.

Это тоже потенциально весьма полное пространство, хотя бы потому, что некоторые тексты-описания можно генерировать автоматически из перечня атрибутов. Можно сказать, что единое текстовое пространство и единое атрибутно-табличное пространство близки, и для некоторых объектов это будут разные формы с одним содержанием. Хотя, конечно, существуют объекты, для которых текст-описание может быть сделан существенно богаче, чем текст-перефразировка набора атрибутов: краткие справки о писателях, художниках, описания исторических событий - здесь искусственные тексты кажутся неуместными. Хотя для описания каких-либо текхнических комплектующих, разновидностей конденсаторов, проводов, винтов, гаек, уместны именно искусственные тексты-перефразировки набора атрибутов.

11. Мы уже неявно упоминали, что было бы естественно, чтобы с каждым объектом в ИнфоМакс была связана небольшая система ссылок на информационные единицы из других баз данных, из информационных сводов.

Т.е. на ссылки тоже можно посмотреть как на отдельное единое ссылочное пространство. Хотя это пространство, можно, наверное, полностью свести к дополнительным атрибутам/значениям в едином атрибутно-табличном пространстве и дополнительным фразам/ссылкам в едином текстовом пространстве.

12. Можно предложить еще одно возможное единое пространство: с каждым объектом связать набор метафор, через призму которых можно посмотреть на этот объект [Lakoff, Johnson 80]. Понятия-метафоры, в свою очередь, связывают нас с:
- возможными действиями по отношению к этому объекту,
- возможными ситуациями, связанными с этим объектом,
- накопленными идеями и эвристическими правилами, с накопленным опытом.
В частности, метафорное пространство могло бы систематически решить проблему выбора описывающих свойств в атрибутно-табличном пространстве.

В целом, конечно, эта идея требует отдельного исследования.

13. Завершая тему "единых пространств", важно сказать, что в основе этой темы лежит неявная (пока что) идея некоего единого объектного пространства.

Объекты выступают и как адреса для ссылок, и как узлы для организации информации. Объекты в ИнфоМакс неявно делились на "обычные" - входные понятия, основной понятийный базис, и "необычные" - профессиональные и понятия/ объекты из мира компьютеров.

Кроме объектов, в ИнфоМакс неявно присутствуют и другие сущности, не-объекты: единицы информации.

Например: отдельные кадры видеофильмов, страницы книги, отдельные фотографии, отдельные пары "атрибут-значение", перечни близких объектов, фрагменты карт, схемы.

Если сравнить объектное пространство в ИнфоМакс с идеей объектов в Объектно-ориентированном подходе (ООП) (см. например, [Goldberg, Robson 93]) к программированию, то можно увидеть ряд отличий с точки зрения основополагающей трактовки того, что такое "объекты" и "для чего они нужны".

13.1. В ООП объекты могут создаваться по первому желанию программиста. В ИнфоМакс объекты должны соответствовать узловым сущностям реального мира (или некоторых искусственных миров - информационные своды (А), (Б), (В), (Г)).

13.2. В ООП главное - это операции над объектами. В ООП содержательно разные объекты - это объекты, имеющие разные наборы операций. В ИнфоМакс над объектами тоже выполняются действия, но эти действия совсем другого сорта:

- посмотреть, послушать;
- узнать о ...;
- какие есть другие похожие объекты ?
- что еще известно о ... ?
- как найти нужную информацию ?

И ИнфоМакс стремится наоборот, распространить небольшой набор информационных действий на максимально большое количество и разнообразие ее объектов. Действия в ИнфоМакс - это действия не над объектами, а над информацией об объекте.

За исключением лишь случая, когда одной из информационных систем, описывающей объект, является модель внутреннего или внешнего поведения объекта.

9. Информационные позиции, информационное поведение

Если снова вернуться к таблице 2, видно, что в ИнфоМакс предлагается собирать инфомацию весьма разного типа. Наша попытка объяснить/свести это разнообразие в конце главы 4 к структурному перечню типов информационных систем в таблице 4 частично объясняет это разнообразие, но только частично, т.к. это объяснение идет от форм информации, форм возможных на компьютере.

Попробуем найти другие структуры, определяющие разнообразие типов информационных систем, причинные структуры, связанные больше с содержанием, а не с формой.

Возьмем, к примеру, два входных понятия: пассажирские поезда и исторические события. Кроме того, что это разные области знания, здесь явно есть и разных подход пользователя к получаемой информации: в первом случае (поезда) то, что мы узнали будет сильно влиять на наши планы (как, например, ехать в отпуск, куда). Во втором случае - информация нужна совсем для другого - для образования, для обучения в школе, в институте.

Мы предлагаем выделить новое понятие "информационная позиция". Это не просто термин, это идея/догадка о том, что мы пытаемся посмотреть на отношения человека с информацией, которую он мог бы получать от ИнфоМакс, с точки зрения понятия/метафоры "позиция".

(Если еще строже, то суть состоит в догадке, что метафора "позиция" очень хорошо описывает и структурирует большую часть семантики отношения между человеком и его информационными желаниями.)

Эти позиции можно описать в форме предложений. См. таблицу 6.


Как воспользоваться Х ?
поезда, транспорт, часы работы учреждений, магазинов
Узнать вкратце об Х.
карта нового города, фотографии важного здания
Узнать важные вещи из Х заранее.
качество автодороги, где на автодороге бензоколонки, отчего чаще ломается данный прибор (телевизор)
Знать Х, чтобы выполнить работу Р.
привить дерево - способы и правила прививок
Как выполнить работу Р над Х ?
как починить телевизор, как испечь торт
Что вообще есть из Х ?
какие есть пластинки классической музыки ?
что можно послушать из Моцарта ?
что написал писатель П ?
Сравнить и выбрать одно из Х.
покупка автомобиля
Узнать новое для себя.
выполнить видеопутешествие
Получить глубокую информацию для своего развития.
послушать конкретную пластинку, посмотреть нужный фильм, спектакль, балет, прочитать нужную статью, рассказ, стихотворение, книгу, посмотреть картину
Получить глубокую информацию для своего обучения.
посмотреть мультипликационную версию исторических событий, прочитать статью о химическом веществе
Узнать об Х в целом.
поймали по приемнику радиостанцию - хотим узнать время работы и расписание передач, увидели кабель - хотим узнать что это за кабель и что соединяет
Собрать максимум информации об Х.
-
Узнать нечто специальное, связанное с Х.
-

Таблица 6. Информационные позиции с примерами

Глядя на этот список можно сказать, что да, перечень этих сущностей (т.е. информационных позиций) явно несет в себе содержание, от которого зависит и перечень входных групп и перечень типов информационных систем, и какие информационные системы можно сделать для того или иного объекта. Если бы удалось придумать новые содержательные информационные позиции, то это могло бы привести к введению в ИнфоМакс новых входных понятий, новых типов информационных систем.

Однако и этот список слишком разнообразен, в нем не видно сразу какой-либо логичной и оправданной структуры. Поэтому попытаемся пойти по причинно-следственной цепочке (для структур и перечней) дальше.

Поставим вопрос:

А зачем вообще людям нужна информация ?
Давайте разберем поподробнее случай с поездами. Представим ситуацию, когда мы хотим поехать отдыхать на поезде и когда для нас от знания расписания поездов многое зависит. 1. Сначала я хочу узнать - куда вообще есть поезда.
или: что вообще есть в этой области
2. Тут же я оцениваю - куда я в принципе могу поехать, куда не могу или не хочу.
или: каков спектр возможного моего поведения в этой области
3. Далее, я решаю - буду ли я куда-нибудь ехать вообще, и если да - то куда.
или: решаю - строить ли поведение вообще
если да: то строю планы в общих чертах
4. Теперь мне нужны детали - какие есть поезда в это место, когда отправляются, цены, статистика о покупке билетов и качеству поездок.
или: я строю план поведения
5. После всего этого я покупаю билеты, жду нужного времени, сажусь в поезд, еду.
или: от плана поведения перехожу к собственно поведению
6. Кроме того, хорошо бы еще знать варианты на непредвиденный случай: есть ли из конечного города другие рейсы, куда можно поехать потом и т.д..
или: как может измениться мой план,
какая информация может понадобиться при вариации поведения
Автор предлагает следующую гипотезу/модель:
Есть 5 уровней информационного поведения:

Вербальная-Память.
Человек составляет для себя логический образ информационной области.
(описание информационной области)
Интуитивная-Память.
Человек строит в себе образ-впечатление от информационной области.
(образ от предметной области)

Степени-Свободы-Поведения.
Человек строит образ того, что можно вообще делать в этой области, что хорошо, что плохо, к чему стоит стремиться, и т.д.
(система свобод поведения)

Планы-и-Стереотипы.
Человек строит план - как он хотел бы вести себя в этой области.
(план поведения)

Реальное-Поведение.
Человек реально ведет себя в этой области.
(реальное поведение)

Автор считает, что эта модель, назовем ее модель 5По (5-Поведение) составляет структурную основу большинства информационных запросов, которые мы пытаемся предугадать в проекте ИнфоМакс.

Информационные позиции в целом сводятся к рассуждениям о том в какой мере нужно знать данную область (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), нужен ли план (Планы-и-Стереотипы), собирается ли человек реально себя вести (Реальное-Поведение).

Примеры.

Как воспользоваться "Х" ?

Мне надо реально воспользоваться "Х" (Реальное-Поведение).
Я хотел бы знать об "Х" вообще (Вербальная-Память) и что я могу делать (Степени-Свободы-Поведения). Возможно, у меня перед (Реальное-Поведение) будет план (Планы-и-Стереотипы), а возможно, я буду строить план "на ходу", опираясь в (Реальное-Поведение) прямо на (Степени-Свободы-Поведения).

Узнать новое для себя из "Х".

Хочу создать новый образ (Интуитивная-Память) и, может быть, (Вербальная-Память).

Глубокая информация для развития, связанная с "Х".

Хочу погрузиться в развитый (Интуитивная-Память) в "Х".

Как выполнить работу Р для "Х".

Мне нужны заранее составленные планы поведения (Планы-и-Стереотипы), с возможностями что-либо изменить (Степени-Свободы-Поведения), краткое и общее знание об области Х (Вербальная-Память) и может быть, подробное знание части (Вербальная-Память) по ходу работы.

Понятие "информационного поведения" в общем - это абстракция/ обобщение и реального поведения и вырожденного, "информационного" поведения, такого как: чтение книг, просмотр каталогов и т.п.. Основная идея понятия "информационного поведения" - это попытка смотреть на получение информации через призму метафоры "поведение" и метафоры "создание":

Знакомясь со схемой метро в новом большом городе, человек строит в себе: урезанный (из-за несовершенства памяти) образ этой схемы (Вербальная-Память),
создает образ-впечатление (Интуитивная-Память),
начинает строить образ возможных свобод поведения (Степени-Свободы-Поведения).
В какие-то моменты на базе (Степени-Свободы-Поведения) возникают планы (Планы-и-Стереотипы).

Понятие "информационное поведение" заостряет внимание на том, что даже имея под рукой в любую секунду очень большие объемы информации, во много раз большие чем способности человеческой памяти, человек все равно перед тем как что-то сделать, строит образы в своей памяти.

И если первая задача ИнфоМакс - это дать информацию, то вторая задача - помочь удержать ее человеку в своей памяти.

Более того, существование таких информационных позиций как:

"Глубокая информация для развития",
"Узнать новое для себя"

показывает, что даже просто восприятие, прослушивание музыки, просмотр кинофильмов, чтение книг, даже "простой перенос" информации из ИнфоМакс в (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память) может быть очень сложным действием.

Отталкиваясь от понятий/идей "информационная позиция" и "информационное поведение" можно попытаться посмотреть на вопрос - "зачем нужна информация" в еще более широком виде.

В естественном языке (скажем, русском) есть глаголы.
Глаголы означают действие.
Всякое действие так или иначе связано с потреблением информации.
Информационные позиции можно более грубо представить в виде глаголов.
И эти глаголы можно попытаться описать в терминах модели 5По.

Примеры.

Узнать
Увеличить (Вербальная-Память).

Сделать

Поведение на уровне (Реальное-Поведение).
Для этого нужно (Вербальная-Память) и (Степени-Свободы-Поведения).
Потом или (Планы-и-Стереотипы) -> (Реальное-Поведение), или (Степени-Свободы-Поведения) -> (Реальное-Поведение).

Выбрать

Узнать 2 или несколько точек в (Вербальная-Память) и (Степени-Свободы-Поведения).
Затем мысленно выбрать - (Планы-и-Стереотипы), реально выбрать - (Реальное-Поведение).

Развиваться

Наращивать знания (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), м.б. (Степени-Свободы-Поведения), м.б. стереотипы (Планы-и-Стереотипы).
При помощи поведения (Реальное-Поведение) строить умения (?).
Умения - это то, что не вписывается в модель 5По, это что-то над уровнем поведения (Реальное-Поведение).
Обозначим это как (Умения).

Учиться

Увеличивать (Вербальная-Память) если это теоретический предмет,
или (Вербальная-Память) + (Степени-Свободы-Поведения), если это предмет с выходом в практику,
или (Вербальная-Память) + (Степени-Свободы-Поведения) + (Планы-и-Стереотипы), т.е. со стереотипами поведения, если это обучение конкретной работе.

Образовываться

Увеличивать (Интуитивная-Память) и (Вербальная-Память).

Работать

Делать (Реальное-Поведение) по (Планы-и-Стереотипы) или по (Степени-Свободы-Поведения), зная (Вербальная-Память), пользуясь (Умения), ради цели (?)
Цели - это снова уровень "выше" модели 5По, обозначим их (Цели).

Решать

Строить (Планы-и-Стереотипы) по (Степени-Свободы-Поведения) и (Вербальная-Память).

Подготовиться

Знать (Степени-Свободы-Поведения) и (Вербальная-Память).

Спланировать

Построить (Планы-и-Стереотипы) по (Вербальная-Память) и (Степени-Свободы-Поведения).

Создать

В рамках знания свобод поведения (Степени-Свободы-Поведения) слелать что-то (Реальное-Поведение) над реальными объектами (?) и создать новый объект реального мира (?) или новый объект информационного мира (?).
Объекты реального мира и объекты информационного мира - это еще сущности, выходящие за рамки модели 5По.

Обозначим информационные объекты, дающие большей частью логическое знания (Вербальная-Память) - как (Вербальные-Информационные-Объекты)
(большая часть входных понятий ИнфоМакс),

дающие большей частью образы-впечатления (Интуитивная-Память) - как (Интуитивные-Информационные-Объекты) (например, музыка, кино, картины, видеопутешествия),

объекты реального мира (чего нет в ИнфоМакс) - через (Реальные-Объекты).

Творить

Пользуясь (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), (Планы-и-Стереотипы) из разных областей, ведя реальное поведение (Реальное-Поведение), пользуясь умениями (Умения), ставя себе сложную цель (Цели), создать либо реальный (Реальные-Объекты), либо информационный объект (Вербальные-Информационные-Объекты), (Интуитивные-Информационные-Объекты), с принципиально новыми идеями (?).
Уровень идей, новых образов/ метафор - это еще один уровень, выходящий за рамки модели 5По. Обозначим его (Идеи-Образы-Метафоры).
Возможно, для творчества, при помощи поведения (Реальное-Поведение) и умений (Умения) придется привести себя в определенное внутреннее состояние (?).
По-видимому, внутреннее состояние можно поставить в один ряд, хотя бы с поведением (Реальное-Поведение) и умениями (Умения). Назовем это (Внутренние-Состояния).

Вникать

Рассматривая что-либо Х и войдя в определенное состояние (Внутренние-Состояния), максимально развить и увеличить в себе образ Х (Вербальная-Память) и (Интуитивная-Память).

Перейти к интуиции

Воспользоваться информацией (Вербальная-Память) и (Интуитивная-Память) и специальным поведением (Реальное-Поведение) для того, чтобы перейти в особое состояние (Внутренние-Состояния) интуитивного мышления.

Развлечься

Пользуясь информацией (Вербальная-Память) и (Интуитивная-Память) и что-то делая (Степени-Свободы-Поведения), (Реальное-Поведение), перейти от одного внутреннего состояния (Внутренние-Состояния), к другому, "более отдохнувшему" (Внутренние-Состояния).

Сформулировать

Пользуясь информацией (Вербальная-Память) и образом того, что хочется сказать (Интуитивная-Память), умением формулировать (Умения), имея цель (Цели) и, возможно, некоторыми информационными инструментами, программами (?), войдя в определенное состояние (Внутренние-Состояния), создать новую информацию (Вербальные-Информационные-Объекты).
Инструменты, как для реальных объектов (Реальные-Объекты), так и для информационных объектов (Вербальные-Информационные-Объекты), (Интуитивные-Информационные-Объекты), тоже стоит ввести в расширенную модель. Обозначим их (Реальные-Инструменты) - для реальных объектов и (Информационные-Инструменты) - для информационных.

Передать образ

Пользуясь (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Умения), (Цели), (Информационные-Инструменты), войдя в определенное состояние (Внутренние-Состояния), построить новую образную информацию (Интуитивные-Информационные-Объекты).

Играть на компьютере

Опираясь на свои представления о некоторой искусственно созданной ситуации (Вербальная-Память), на знание своих свобод поведения в этой ситуации (Степени-Свободы-Поведения), пользуясь планами (Планы-и-Стереотипы), стремясь к целям (Умения), пользователь строит свое поведение в этой искусственно смоделированной ситуации (?).
Так как поведение в ситуациях, моделируемых на компьютере может сильно отличаться от реального поведения в похожих обстоятельствах, мы выделили "воображаемое" поведение в отдельный план расширенной модели - (Воображаемое-Поведение).

Из предыдущего можно сделать ряд выводов.

1. Кроме модели 5По можно рассмотреть расширенную модель:

Вербальная-Память - логическое описание чего-либо в памяти человека
Интуитивная-Память - интуитивные образы-впечатления
Степени-Свободы-Поведения - система свобод поведения, возможное поведение
Планы-и-Стереотипы - планы и заранее заготовленные стереотипы поведения
Реальное-Поведение

Умения
Цели
Вербальные-Информационные-Объекты
Интуитивные-Информационные-Объекты
Реальные-Объекты - объекты реального мира
Идеи-Образы-Метафоры
Внутренние-Состояния
Информационные-Инструменты - инструменты для работы с информационными объектами
Реальные-Инструменты - инструменты для работы с реальными объектами
Воображаемое-Поведение
Назовем это моделью 15По.

2. Модели 5По узко и 15По более широко, достаточно полно отвечают на вопрос - "зачем человеку информация ?"

3. Система ИнфоМакс должна хранить в себе максимально большое собрание информационных объектов (Вербальные-Информационные-Объекты) для того, чтобы:
в первую очередь помогать создавать (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), (Планы-и-Стереотипы);
в более широком аспекте - идеи (Идеи-Образы-Метафоры) и помогать переходить в нужные внутренние состояния (Внутренние-Состояния), помогать работать с информацией (Вербальные-Информационные-Объекты), (Интуитивные-Информационные-Объекты) или ее образами в памяти (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения) с помощью инструментов (Информационные-Инструменты).

ИнфоМакс должна стремиться, по-возможности, поддерживать разные цели (Цели) и разные умения (Умения).

4. Возникает вопрос: "может ли ИнфоМакс более прямо поддерживать создание образов возможного поведения (Степени-Свободы-Поведения), создание планов поведения (Планы-и-Стереотипы), создание новых идей (Идеи-Образы-Метафоры), определенные состояния (Внутренние-Состояния) ?".

4.1. Что касается уровня (Степени-Свободы-Поведения), то по-видимому нужен просто специальный тип информационных систем. Новый тип базы данных или тип информационной системы, ориентированной на описание системы возможного поведения: описание предметной области в терминах "можно", "нежелательно", "дорого/дешево стоит", "возможная цель", "возможная ситуация", "часто бывает так", "изредка бывает так" и т.д..

4.2. В некоторых областях можно перечислить возможные планы поведения (Планы-и-Стереотипы) и цели (Цели), либо просто как экспертную информацию, либо как результат анализа структур в этих областях.

4.3. И структура информации в ИнфоМакс (Вербальные-Информационные-Объекты) и ее восприятие человеком (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), (Планы-и-Стереотипы) - сильно зависят от внутренних стереотипов мышления составителей ИнфоМакс, ее пользователей, зависят от неявных метафор/ образов, через призму которых воспринимается новая информация, соотносясь с известной (с известными метафорами) [Lakoff, Johnson 80]

Поэтому, если систематически работать над перечнем метафор/образов, явно или неявно используемых в ИнфоМакс, и связями этих метафор со всей остальной информацией, это привело бы к более высокому уровню качества всей системы. Здесь мы снова возвращаемся к идее единого метафорного пространства, высказанной в главе 7. Единое метафорное пространство было бы прямой поддержкой уровня (Идеи-Образы-Метафоры) - идей, метафор.

4.4. Идея о поддержки при помощи ИнфоМакс самых разных нетривиальных внутренних состояний человека (Внутренние-Состояния) очень заманчива, но для рассуждений на эту тему нужен достаточно богатый перечень таких состояний. Эта идея требует отдельного исследования.

10. Заключение

В начале нашего исследования мы поставили вопрос: "Какие информационные системы можно захотеть ?". Данное исследование дало несколько срезов-ответов:

- перечень входных понятий;
- представление о том, насколько разнообразные системы могут входить в одну группу;
- перечень типов информационных систем;
- перечень метагрупп информационных систем;
- ограничения на понятие "каталогизируемая информация";
- информационные своды нескольких типов;
- идея единых пространств;
- перечень информационных позиций;
- понятие информационного поведения и модели 5По и 15По.

Несмотря на то, что проект системы ИнфоМакс в своем полном объеме требует гигантских затрат труда, отдельные части этого проекта, в не таком полном объеме вполне могут быть реализованы (и реализуются) уже сегодня. Сам же проект оказался хорошим поводом для того чтобы посмотреть в новом свете на некоторые фундаментальные вопросы информатики:
- чем вообще может помочь компьютер как хранилище информации;
- что вообще можно формализовать и представить в явном виде;
- в каких отношениях находится человек и информация;
- зачем вообще человеку может быть нужна информация;
- какова роль изображения, звука, текста, ссылок, атрибутов, таблиц, метафор в качестве универсального способа подачи информации.

Литература.

По гипертекстам:
John December, Neil Randall, "The World Wide Web Unleashed". Sams.net Publishing 1995.

Jeff Conklin, "Hypertext: An Introduction and Survey". Computer 20 (9), September 1987, 17-41.

По фреймово-ориентированному подходу:
Ред. Ф.Хейес-Рот, Д.Уотерман, Д.Ленат, "Построение экспертных систем". Москва, Мир, 1987.

По концептуальным моделям данных:
Д.Цикритзис, Ф.Лоховски, "Модели данных". Москва, Финансы и статистика, 1985.

По метафорам:
George Lakoff, Mark Johnson, "Metaphors We Live By". Chicago Univ. Press, 1980.

George Lakoff, "Women, Fire and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind". Chicago Univ. Press, 1987.

По объектно-ориентированному подходу:
Adele Goldberg, David Robson, "Smalltalk-80: The Language and its Implementation", Addison-Wesley, 1983.


В начало этого файла
Об авторе
Об ИВВС РАН

e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1994 сент 05 пн - 1998 март 09 пн