|
1) Базы данных для персонального компьютера: Исследование предельного случая
2) Проект "Инфомакс"
3) Исследование феномена информационных желаний
4) Что бы я хотел увидеть в World-Wide Web
1. Введение
2. Начальный перечень примеров информационных систем
3. Перечень "входных понятий"
4. Группы информационных систем
5. Типы информационных систем
6. Понятие "каталогизируемой информации"
7. Информационные своды
8. Единое видеопространство, единое объектное пространство
9. Информационные позиции, информационное поведение
10. Заключение
Литература.
- Вы почти везде носите этот компьютер с собой, время от времени у Вас появляются "информационные желания" и Вы получаете от своего компьютера любую информацию из того, что есть на стационарном компьютере.
- Предположим, что большим количеством людей проделана работа по составлению и наполнению самых разных баз данных и подобных им информационных систем.
- Возникает вопрос: Какие информационные системы можно захотеть ?
Автор надеется, что поместив себя интеллектуально в непривычную ситуацию "информационного беспредела", мы сможем увидеть нечто, что имеет отношение и к сегодняшнему дню.
По ходу исследования автор переходил от одного взгляда на проект "ИнфоМакс" к другому. Соответственно и в предлагаемом тексте изложение ведется "исторически": оно отражает не столько структуру полученных результатов, сколько историю развития взглядов автора.
2. Начальный перечень примеров информационных систем
Первый шаг в данном исследовании состоял в том, чтобы написать некоторый начальный перечень примеров информационных систем, которых еще нет, но хотелось бы иметь. Цифрами в скобках мы будем обозначать места в рассуждениях, которые давали что-то новое для идеи "ИнфоМакс".
В момент начала данного исследования автор находился в междугороднем автобусе, в Псковской области и плохо представлял себе - успеет ли он попасть на другой автобус или нет, где он едет, что это за автобусы едут по другим дорогам и т.д.
Поэтому естественно, было бы интересно иметь: систему, которая хранила бы (1) все расписания всех междугородних автобусов. (2) Везде, по России. (3) Да и вообще, в любой стране. (4) Сколько времени эти автобусы едут, (5) какие у них остановки, (6) сколько стоит проезд, (7) насколько регулярно (по статистике) они ездят.
Было бы интересно иметь (8) карту-схему маршрутов междугородних автобусов - топографическую карту с наложенными цветными линиями маршрутов, (9) места возможных пересадок. Что бы было можно от карты-схема маршрута (10) быстро переходить к (11) карте того или иного городка или села, к (12) фотографиям городка или села, к (13) какому-то тексту про этот город.
В больших городах естественно иметь (14) схемы для каждого вида транспорта - автобуса, трамвая, троллейбуса, метро. (15) Для каждого города вообще, в любой стране. (16) Полную схему-карту всех поездов, во всех странах, с расписанием, остановками, ценами на билеты, (17) статистикой занятости в разное время года, (18) со схемами вагонов, (19) и с историей несчастных случаев на железной дороге. (19) То же самое и для самолетов и для (20) речных кораблей.
Для речных кораблей было бы полезно иметь и (21) схему самого корабля, и для каждого корабля (22) его историю, когда был построен, (23) полный маршрут - где он плавал с момента постройки. Для речных кораблей интересно было бы иметь (24) полную карту-схему рек и каналов, (25) с указанием мелей и опасных мест, и чтобы (26) в любой момент для каждого места можно было узнать какие корабли здесь идут, (27) включая грузовые.
Для междугородних автобусов, поездов, речных кораблей можно было бы еще иметь (28) видеофильмы по местам, мимо которых проезжает автобус, поезд, проплывает корабль, (29) два синхронных видеофильма для автобуса и поезда и (30) несколько - для корабля (с разных точек зрения). Хорошо бы еще добавить (31) видеофильм, синхронный к 29 и 30, но снятый с вертолета. Было бы неплохо, чтобы эти видеофильмы (32) были сняты для разных времен года, и (33) с разрывом в несколько лет, чтобы можно было посмотреть как менялись эти места с годами, и чтобы (34) все видеофильмы были синхронизированы, чтобы можно было смотреть несколько видеофильмов синхронно на экране, и чтобы (35) скорость показа в видеофильме и место можно было бы как-то синхронизировать с реальной поездкой. (36) Или наоборот, ускоряться, забегая вперед или замедляться, доводя до статичной фотографии. И чтобы можно было, скажем, плывя на корабле, по маршруту которого есть видеофильмы (назовем - видеопутешествия), и встретив железную дорогу, по которой тоже есть видеофильм, иметь возможность (37) перескочить в точке пересечения с одного видеофильма на другой.
(38) Чтобы были видеопутешествия для всех основных дорог, (39) и как можно больше для неосновных дорог, шоссе. Чтобы образовалась (40) целая сеть сделанных видеопутешествий, покрывающая сетью поверхность земли. Чтобы были (41) отдельные видеопутешествия, снятые с вертолета, не связанные с дорогами, реками, а просто, по логике пространства (например - по некоторой горной цепи), для каждой (42) относительно важной реки, (43) сеть видеопутешествий над крупными лесами, степями, пустынями, (44) детальная сеть видеопутешествий по горным местам.
Для крупных городов было бы полезно иметь (45) видеопутешествия по всем улицам, (46) по крупным магазинам, (47) вокзалам, (48) по этажам и переходам крупных государственных зданий, вместе с (49) детальными трехмерными планами. Чтобы была (50) реалистичная модель движения транспорта в городах, так, чтобы можно было проследить с учетом времени возможные варианты проезда в городе, было бы совсем неплохо, если бы (51) каждый автобус, троллейбус, каждый поезд, каждый состав метро имел бы постоянный датчик, сообщающий где он находится и мы (52) могли бы видеть где находится сейчас конкретный автобус, поезд, и (53) где он был в конкретное время вчера, месяц назад и т.п..
Чтобы заснятые видеопутешествия касались не только автобусов, пароходов, но и (54) рейсов самолетов, включая как типовые рейсы, так и некоторые (55) нерегулярные полеты, например, (56) съемки с военных самолетов. Заодно, чтобы (57) практически каждый запуск космического корабля или "шаттла" сопровождался соответствующими несколькими видеопутешествиями, (58) трехмерной картой-схемой полета.
Чтобы на основе астрономической модели планет в солнечной системе, и на основе их конкретного положения в данный момент, чтобы была (59) программа-модель, имитирующая воображаемые полеты по солнечной системе, с той детальностью, которую может (60) предоставить современное состояние астрономии. И чтобы эти воображаемые модельные путешествия касались бы не только солнечной вселенной, (61) но и вообще всего изученного астрономами пространства.
Чтобы можно (62) было прослушать любую пластинку из существующих, просмотреть (63) любой снятый фильм, (64) включая и документальные и архив служебных видеозаписей (во всем мире вообще), (65) с хорошими каталогами для выбора, с каталогами по (66) каждому человеку, участвовшему в создании пластинки, фильма, (67) театральной пьесы или балета, заснятого на видеофильм. (68) И по событиям, (69) и по местам, показанным в том или ином фильме.
Чтобы (70) можно было посмотреть любую книгу, (71) любой страны, (72) когда-либо изданную вообще, (73) как в виде образов страниц, (74) так и в виде просто текста-файла, так и в виде (75) файла в формате некоторого современного редактора текстов. Чтобы можно было посмотреть не только книги, но и (76) любые журналы, когда-либо изданные, (77) любые газеты, с (78) развитыми каталогами и классификациями отдельных статей в журналах, (78) по темам, (79) упоминаемым людям, (80), объектам, (81) событиям.
Чтобы хранились (82) все телепередачи и радиопередачи, (83) по всем каналам и станциям, когда либо шедшие ((84) какие удастся к тому времени сохранить и восстановить), (85) за максимум прошедшего времени, во всех странах, (86) с синхронным переводом на основные языки. Что бы эти телепередачи были (87) синхронизированы между собой по времени, (88) чтобы были каталоги по темам, упоминаемым людям, объектам, событиям.
Чтобы вообще (89) был единый каталог событий, (90) со ссылками на книги, статьи в журналах и газетах, видеофильмы, телепередачи. Чтобы этот каталог событий или (90) истории вообще, распространялся бы и на (91) времена до эпохи средств массовой информации, будучи представленный уже (92) документами, (93) предметами, (94) научными статьями историков, (95) разными моделями историков для спорных мест в прошлом, (96) специальными мультфильмами, сделанными по историческим моделям, показывающими вероятный ход тех или иных важных событий: (97) битвы, (98) развитие стран и национальностей.
Чтобы был единый каталог (99) людей, (100), когда либо живших на земле и о которых мы (101) хоть что-то можем сказать, (102) или дать ссылку на тот или иной документ (хранятся не только все книги, но и (103) все документы, которые только возможно), или статью в газете.
Чтобы был (104) единый каталог машин, приборов, станков, изделий (105) с фотографиями, (106) схемами, (107) словесным описанием, (108) с описанием технологии создания, с (109) типизацией, (110) разделенный по времени создания и по (111) предметным областям. Для каждой технологии (112) давалось бы описание возможных (113) работ, которые делали люди, (114) как организовывалась данная технология, (115) от чего она зависела, (116) какие приемы, связаны с той или иной работой, (117) как чинить те или иные изделия, машины.
Чтобы был (118) единый каталог идей, гипотез, высказанных учеными или (119) журналистами, (120) единый каталог специальных понятий, введенных в то или иное время, (121) с примерами, (122) описаниями, (123) ссылками на другие, близкие материалы. (124) Чтобы было (125) несколько возможных систем-классификаций для этих идей, (126) научных направлений. (127) Чтобы был единый каталог поставленных вопросов, со ссылками на что-то, что можно считать ответом или на близкие материалы.
Чтобы (128) понятия "персональный компьютер", "телевизор", "радоприемник", "видеомагнитофон" полностью слились в одно: чтобы можно было посмотреть (129) любую текущую телепередачу (или (130) радиопередачу) по (131) любой из телестанций, или (132) смотреть, к примеру, телепередачу, которая началась час назад, синхронно, с отставанием на час, чтобы (133) если какая нибудь телепередача снимается одновременно несколькими камерами, то можно было бы посмотреть одновременно несколько вариантов телепередачи, чтобы (134) на улицах и в наиболее оживленных точках городов стояли камеры прямой трансляции и они были бы добавлены к существующим телеканалам.
Этот текст можно продолжать и дальше, но по-видимому, большинство идей проекта "ИнфоМакс" уже явно или неявно прозвучало, поэтому мы здесь прервемся и попытаемся обобщить сделанный мысленный эксперимент.
Следующий шаг, который напрашивается - это составление перечня информационных систем, которые хотелось бы иметь в проекте "ИнфоМакс". Однако такой перечень, был бы "некачественным".
С одной стороны этот перечень стремился бы вобрать в себя все большее и большее число названий-спецификаций систем и поэтому был бы необозримым и в нем было бы много субъективного.
С другой стороны каждый отдельный элемент такого перечня (например - информационная система о рейсах самолетов вообще, во всем мире), каждая крупная информационная система - как правило должна состоять из нескольких частей (система о рейсах самолетов должна была бы включать и карты-схемы полетов, и таблицы с расписаниями, и перечень авиакомпаний, и расположение офисов авиакомпаний, и телефоны заказа билетов, и т.д.). И от этого даже просто описать одну из таких информационных систем - означает поставить задачу и принять ряд решений.
Поэтому для дальнейших рассуждений необходимо было найти более крупное и ясное понятие, нежели "информационная система" или "часть информационной системы".
Из вольного перечисления в главе 2 можно заметить, что информационные системы можно естественным образом сгруппировать вокруг некоторых ярких понятий.
Например: есть понятие "поезда" и соответственно, можно придумать много информационных систем, имеющих отношение к поездам - это и расписания, и схемы путей, и видеопутешествия по пути следования поезда и железнодорожные вокзалы и т.д.
Кроме этого, человеку, желающему воспользоваться комплексом систем "ИнфоМакс", можно было предложить перечень таких ярких понятий (поезда, города, растения, животные, книги, фильмы, события, люди, ...) в качестве меню самого первого уровня.
Поэтому первое решение в проекте "ИнфоМакс" - это логически сгруппировать информационные системы вокруг некоторого перечня "входных понятий" в "информационные группы".
Например, системы:
У нас будет два термина: входное понятие и информационная группа для одного и того же понятия. Мы будем пользоваться тем или другим, в зависимости от того, на что мы хотим сделать акцент.
Возникает вопрос: какие входные понятия выбрать ?
Автор вначале поступал эмпирически: представлял себе какую информацию он мог бы захотеть получить и соотносил ее с соответствующим "богатым" понятием/ категорией. "Богатым" в том смысле, что
Кроме того, автор старался встать, в первую очередь, на позицию пользователя, "интересующегося всем вообще", на позицию читателей и составителей общих энциклопедий, и во вторую очередь - на позицию узкого профессионала, которому важно иметь много специфичных знаний о специальных вещах.
Когда перечень стал достаточно большим, автор попытался проанализировать его, выявить ведущие идеи, которым подчинялся этот список и далее пополнять его более целенаправленно. Об этом будет сказано ниже, в конце этой главы, в главах 7 и 9.
Конечно, такой перечень субъективен, т.е. другой человек, возможно, может что-то добавить, что-то изменить. Однако даже по авторской версии перечня можно сделать ряд интересных выводов.
Таблица 1 читается так: "В компьютере с комплексом ИнфоМакс стоит иметь максимум информации о ..."
Пассажирские поезда, Междугородные автобусы, Самолеты, Речные пароходы, Морские пароходы, Города, Населенные пункты Церкви, Храмы, Монастыри, Археологические ценности Вокзалы, Улицы, Магазины, Киоски, Дома, Телефоны, Учреждения Транспорт в городе Автодорога, Река, Канал, Поле, Лес, Озеро, Болото, Море, Остров, Пролив, Гора, Перевал, Хребет, Ущелье, Пустыня, Пешеходная дорога Автомобиль, Мотоцикл, Велосипед, Катер, Самолет, Вертолет Лодка, Дельтаплан Ракета, Спутник Планеты, Астероиды, Звезды, Астрономические объекты Механизмы, Станки, Приборы, Электронные устройства, Радиодетали Микросхемы Компьютеры, Периферийные устройства для компьютера Программы, Информационные системы Модели компьютеров Телестанции, Радиостанции Линии электропередач, Трубопроводы Звери, Птицы, Насекомые, Рыбы, Породы (собак, кошек, лошадей, и т.д.) Растения, Деревья Шумы природы, Шумы в городе, Технические шумы Концерты, Пластинки, Песни, Оперы Фильмы, Спектакли, Балеты, Видеоклипы, Картины художников, Скульптуры Романы-Рассказы-Стихи Сказки, Короткие истории, Притчи, Анекдоты Книги Газеты, Журналы Статьи в газетах и журналах Научные статьи Телепередачи, Радиопередачи Писатели, Режиссеры, Художники, Музыканты, ... Архитекторы, Инженеры, Изобретатели, Ученые Политические деятели Одежда Мебель Пищевые продукты, Рецепты блюд Курсы валют Марки, Монеты, Медали, Значки, Этикетки Способы построения: (домов, колодцев, ... ) Языки, Алфавиты Переводы слов на другие языки Состав государственных учреждений, Организации, Общества, Партии Понятия, Идеи, Теоремы, Формулы Теории, Гипотезы Важные места в городе, Красивые места природы Исторические события Стихийные бедствияТаблица 1. Перечень входных понятий или информационных групп проекта ИнфоМакс
Так как перечень входных понятий, по своему определению, это "все, что может быть важным для самых разных людей", то его состав определяется самыми различными структурами и полный перечень этих структур-причин составить трудно. Мы можем предложить только частичный перечень причинных структур для перечня входных понятий:
Кроме этого, состав перечня входных понятий сильно зависит от набора возможных "информационных позиций", в которые человек может встать по отношению к информации (об этом подробнее в главе 9).
4. Группы информационных систем
Как уже было сказано, для многих входных понятий можно представить себе несколько информационных систем разных типов, описывающих одни и те же объекты, с разных сторон.
Для разных входных понятий можно предположить разные наборы информационных систем. Далее, для примера, в таблице 2 мы опишем состав группы для некоторых из входных понятий.
Конечно, каждая система, входящая в группу, должна иметь удобные входные каталоги и классификации для быстрого поиска/ выбора нужного конкретного объекта.
В начале исследования автор хотел собрать большое и полное описание состава групп, как в таблице 2 и этим ограничиться. Однако через некоторое время стало ясно, что можно относительно легко выделить типы информационных систем, и что многие группы имеют схожие наборы информационных систем. Из-за этого полный перечень состава групп становится малоинформативным. Кроме этого, хотя понятие "группа информационных систем" - важный элемент структуры проекта, оно по сути вторично по отношению к понятиям "входное понятие" и "тип информационной системы". Поэтому автор решил в таблице 2 не выписывать полностью группы для всех входных понятий из таблицы 1, а ограничиться представительной выборкой.
Важно еще сказать следующее.
Каждая группа связана с одним входным понятием, и десятками или сотнями конкретных понятий/экземпляров этой категории. Мы предполагаем, что для каждого входного понятия будет создано несколько информационных систем, описывающих данное понятие во всех его деталях и подробностях. Но для описания деталей и подробностей придется пользоваться многими специфическими понятиями из этой области.
Автор провел мысленный эксперимент и попытался представить для каждого входного понятия - состав группы, какие информационные системы могли бы быть полезными. В результате был собран перечень возможных типов информационных систем, см. таблицу 3.
В таблице 3 слева даны названия типов информационных систем, а справа - краткие комментарии о структуре системы, перечисление характерных применений.
Перечень типов информационных систем может показаться не очень понятным с точки зрения "почему так", т.е. с точки зрения причинных структур. Мы можем предложить вашему вниманию попытку "свернуть" и структурировать этот список:
Метагруппы, отраженные в этой таблице определяются тем - какими способами вообще можно показывать информацию на компьютере.
Заметим, что "программные системы вообще" мы здесь и далее стараемся не рассматривать, т.к. стараемся ограничиться "информационными системами хранения информации".
6. Понятие "каталогизируемой информации"
Когда мы говорим в нашей статье, в рамках проекта ИнфоМакс, о входных понятиях, то за отдельным понятием для нас стоит не только его общечеловеческий смысл, но и большое количество самой разнородной информации, связанной этим понятием, как единой меткой.
Например, говоря "птицы", мы подразумеваем и базы данных, хранящие знания и об их повадках, и о типах и расцветках яиц, и об особенностях их физиологии, и т.д.. Говоря, "линии электропередач", мы подразумеваем и то, что в некоторой информационной системе из группы "линии электропередач" будут сведения и о типах проводов, и о возможных электрических напряжениях, и о типах столбов, мачт, кабелей, и знания о влиянии линий электропередач на почву, растения, животных, людей под ними, и т.д..
Т.е. расширяя список входных понятий, мы расширяем тот объем информации, которая вовлекается в наш проект ИнфоМакс. А расширяя список типов информационных систем, мы уточняем и развиваем понимание того, какую информацию можно потенциально занести в персональный компьютер.
Однако, хотя изначально было желание включить в ИнфоМакс "все, что угодно", предварительно лишь назвав, рассортировав и соотнеся с перспективой развития информационных технологий,
оказалось, что встречается информация, которую по разным причинам трудно было бы включить в проект ИнфоМакс.
Автор решил ввести новое понятие: каталогизируемая информация (и, как антоним, некаталогизируемая информация) и попытаться его исследовать. (Возможно, более ярко по смыслу слов, но менее звучно, было бы назвать это "энциклопедизируемой информацией".)
Прежде чем подробнее говорить о "каталогизируемой информации", расширим список примеров некаталогизируемой информации. См. таблицу 4.
Далее перечислим некоторые свойства/ аспекты каталогизируемой информации. Эти свойства показывают границу этого понятия.
1. Уже из перечня антипримеров можно увидеть, что каталогизируемая информация может плавно переходить в некаталогизируемую, если мы будем требовать все большей полноты.
Можно составить телефонный справочник для частных лиц, но т.к. не все людя хотят, чтобы их телефон был известен, нельзя составить полного справочника.
То же самое с состоянием погоды и атмосферы, с состоянием рек, морей и т.п. - т.е. мы постоянно сталкиваемся с тем, что информация каталогизируется только до определенной степени подробности по пространству.
3. Встречаются случаи, когда технически информация каталогизируется, а по другим соображениям - этики, охраны авторских прав, секреты государств, фирм - не каталогизируется.
4. Есть еще аспект: с какой скоростью система ИнфоМакс будет отслеживать изменения в реальной жизни ?
Другая же сторона этого понятия, антоним - "некаталогизируемая информация" приводит к вопросу - а какова природа, структура этих более экзотических видов информации, это уже тема другого исследования.
В перечне информационных групп есть группы, играющие особую роль. Речь идет об идее иметь на компьютерах с ИнфоМакс:
- все существующие книги, на всех языках
(и в виде простого текста,
и в виде графических образов страниц,
и, желательно, в формате к.л. развитого текстового редактора)
- все существующие журналы и газеты
- все статьи из журналов, газет и книг (по отдельности),
- все фото, печатаемые когда-либо в газетах, журналах и книгах,
- все телепередачи, шедшие где-либо и когда-либо, по всем каналам различных стран,
- все радиопередачи, опять же, с максимально возможной полнотой,
- все видео-материалы, включая кинофильмы, документальные фильмы,
- все виды "нетрадиционных печатных изданий" (промышленные каталоги, описания изобретений, объявления и т.д.),
- существующие базы данных на компьютерах.
Если в других группах речь идет о том, чтобы собрать полную и удобно структурированную информацию о чем-то из реальной жизни, то в этих группах речь идет о том, чтобы просто технически собрать воедине уже созданную каталогизируемую информацию.
Правда, построенную не для цели дать информационный сервис какому-то абстрактному пользователю, а для других, самых разных целей.
Будем далее называеть такие группы информационными сводами. Другие группы (не информационные своды) будем называть выстраиваемой информацией (в отличие от "собранной" или "собираемой" в информационных сводах).
Структура информационных сводов складывается естественно (т.е. под влиянием массы разных непредсказуемых факторов). Она, в отличие от выстраиваемой информации, не стремится подчиняться структуре внешнего реального мира. Поэтому вначале автор колебался - включать ли информационные своды в проект ИнфоМакс, и если включать, то как. Но потом возникло соображение, что люди живут в среде газет, журналов, телевидения и так же хорошо знают структуру и основные сущности информационного мира, как и структуру и основные сущности реального мира. Поэтому автор включил информационные своды наравне с другими группами.
Однако диссонанс между двумя способами структурирования остался.
Рассмотрим это поподробнее.
1. Можно представить себе указатель-переходник от объектов, описываемых в выстраиваемых группах к элементам информационных сводов.
Такой переходник просто необходим, потому что расчленить и разложить сведения из информационных сводов невозможно (бессмысленно, например, разбивать на части статью, телепередачу). Значит о многих вещах, описываемых в специально выстраиваемых базах данных, может быть дополнительная информация еще и в информационных сводах.
И наверное, каждую небольшую единицу информации в выстраиваемых базах данных нужно снабдить соответствующим фрагментом большого указателя-переходника, со ссылками на элементы информационных сводов.
2. Если мы из соображений симметрии попробуем представить себе обратный переходник, то мы столкнемся с тем, что хотя мы и объединили очень разные информационные группы в одну категорию "информационные своды", они все-таки очень различны.
Например, для статьи из "Знание-Сила" об особенностях жизни дельфинов естественно построить указатель-переходник на базы данных с фотографиями разных видов дельфинов, с картами-схемами их обитания, с видеофильмами о дельфинах, и опять же, с сылками на статьи и телепередачи из информационных сводов.
Но переходники от художественной литературы, от стихов, музыки, кино, в большинстве случаев просто не имеют смысла.
3. Вероятно, можно разделить информационные своды на несколько подкатегорий:
(А) Газеты, журналы, книги, теле- и радиопередачи для "массового читателя/ зрителя".
(Б) Художественные произведения. (Вообще говоря, тоже - для произвольного пользователя, хотя многие вещи интересны только специальным любителям).
(В) Научная и техническая, профессиональная литература и материалы (статьи, диссертации, патенты, чертежи, схемы, графики, теоремы, функции). Т.е. - уже не для массового пользователя, а для пользователя профессионала, специально занимающегося или работающего в отдельной области.
(Г) Информация о компьютерах и программах, информация ИЗ компьютеров: описания, специальные файлы, программы и т.п..
Для группы (А) естественно сделать ссылки-переходы на все остальные группы (и на себя) и на выстраиваемую информацию.
Для группы (Б) можно представить себе указатель на (А) ("Что писали об этой книге ?"), на выстраиваемую информацию ("Какие еще вещи написал этот писатель ?"), на себя, (Б) ("Дайте мне другие его произведения.").
Понятийный базис этих ссылок (т.е. круг понятий через которые строятся ссылки), наверное будет очень узким: в основном это - авторы, произведения, статьи о произведениях.
Группа (В) по своей цели вместить профессиональную информацию, должна разделиться на много сильно-связанных внутри себя самих областей (по областям науки, техники, работы). Понятийный базис ссылок в этих областях - это профессиональные понятия, этот базис должен быть гораздо больше основного понятийного базиса системы ИнфоМакс, т.е. перечня входных понятий.
Группу (Г) автор выделил отдельно потому, что компьютеры создают совершенно уникальную информационную среду. Люди, работающие с компьютерами чуть более глубже, чем абстрактный потребитель гигантской энциклопедии, попадают в ситуацию, похожую на (В) - когда есть очень много своих специальных понятий и объектов. Но, в отличие от (В), в компьютерно-программистском мире важную роль начинают играть формы информации, бесмыссленные для других групп (А, Б, В, выстраиваемая информация): специальные файлы данных, пароли, макрокоманды, таблицы стилей и т.д..
В целом, если рассматривать информационные своды и группы с выстраиваемой информацией как конкурирующие структуры информации, то можно сказать, что необходимость специально, ради абстрактных благих целей, проделать очень большую работу по созданию и сопровождению выстраиваемой информации, является одним из слабых мест проекта ИнфоМакс. И гораздо реалистичнее предположить такой проект ИнфоМакс, в котором будут только информационные своды и никакой специально выстраиваемой информации.
С другой стороны, мощность компьютеров растет, количество людей, на них работающих - тоже, полноту проекта ИнфоМакс можно наращивать постепенно, манипулировать информацией становится все легче. В конце концов, большую часть выстраиваемой информации можно взять из информационных сводов, а огромной информационной индустрии для ее существования и развития просто необходимо иметь в виду проекты-максимумы как ИнфоМакс. Поэтому вероятность осуществления проекта ИнфоМакс через 50-100 лет совсем не нулевая, а некоторую научную пользу можно получить сейчас.
Завершая обсуждение идеи информационных сводов интересно коснуться еще одной информационной группы, которую можно отнести и к информационным сводам и к выстраиваемой информации одновременно.
Уже сейчас вполне можно осуществить постоянное теленаблюдение за некоторыми важными участками улиц, городов. Поэтому естественно предположить, что через некоторое время человечество станет достаточно богато (или отдельные лица, организации, страны), чтобы к нескольким сотням каналов телевидения добавить несколько тысяч каналов прямого наблюдения (с запоминанием и хранением) за наиболее интересными участками пространства или с каких-либо реально движущихся объектов (автомашины ГАИ, пароходы, спутники).
Можно, например, поставить панорамные системы телекамер просто в красивых уголках природы, на возвышениях, и дать каждому, в любой момент любоваться красотой природе в этом или в сотне других мест.
В перечне информационных групп есть много групп (или их частей), связанных с географией: реки, автодороги, маршруты междугородних автобусов. Почти с каждым таким понятием в ИнфоМакс предлагается иметь базу данных, хранящую видеоролики:
видеопутешествия по рекам, по дорогам, по маршрутам автобусов (вид справа и слева из окна водителя).
Для систем видеопутешествий можно иметь схему существующих видеомаршрутов и выбирать нужный.
Это все приводит к идее, что земная поверхность будет постепенно "покрываться" сетью выполненных видеопутешествий, как наземных, так и с воздуха (заодно и подземных: по пещерам, по городским подземным рекам). Все пространство заведомо не покрыть, но можно делать все более густую сеть.
Технически легко дать возможность перескакивать в точках пересечения видеопутешествий с одного маршрута на другой. Например, "плывя" по реке, и увидев железнодорожный мост, "перейти" на железную дорогу и двигаться дальше по ней. С уплотнением сети маршрутов появляется все более богатая иллюзия того, что человек сможет как бы путешествовать по поверхности земли, ускоряясь и замедляясь, регулярно получая возможность сменить маршрут. Назовем эту идею идеей единого видеопространства.
Видеопространство создает совсем другой способ доступа к географически заметным местам: не через имя-перечень-выбор, а через видеопространство. Идея единого видеопространства пытается дать как бы второе измерение хотя бы некоторым объектам.
Попытаемся развить эту идею дальше.
1. Наверное, стоит говорить о двух разных масштабах видеопутешествий:
2. Можно еще добавить и другой масштаб, астрономический: совместить съемку со спутников с некой мультипликационной моделью галактики,, так, чтобы пользователь, при желании, мог бы легко "выйти" в космос и на скорости много выше световой, исследовать вселенную в том виде, в каком она представляется ученым-астрономам на данный момент.
Тут, правда, мы делаем шаг от документального к моделируемому, от видеофильма к техническому мультфильму, но идея видеосреты пока только обогащается.
3. Раз уж мы решились на мультфильмы, можно представить себе и большую мультипликационную модель истории, для разных времен, плавно (по возможности) связанных по времени, и для разных важных географических мест. Тут уже мы будем наблюдать представления не астрономов, а историков.
4. Говоря об истории, для современного периода можно попытаться добавить телесъемки различных событий, ту часть информационного свода, которую показывали в программе новостей. Хотя, конечно, из-за естественной неполноты, характерной для информационных сводов группы (А), значительная часть современных событий может быть изображена только как технические мультфильмы. Или как сложную систему фотографий. Хотя фотографии, в силу их дискретности, включить в состав видеопространства может быть нелегко.
5. К сожалению, единого видеопространства, охватывающего все входные понятия (я не говорю уже о понятийном базисе информационных сводов профессиональной группы (В)), вообразить очень трудно.
Очень многие объекты имеют свой видеоряд, например - схемы. Даже просто тексты - это тоже какое-то изображение. Некоторые объекты могут иметь очень развитые системы видеофильмов (например, о животных, или о технологических процессах). Но делать плавные видеопереходы от географических объектов ко всем другим, было бы натяжкой. Можно, правда, добавить к перечням имен еще и фото-перечни, рисунко-перечни, видео-перечни: т.е. когда вы перебираете либо фотографии, указывающие на объект, либо рисунки, либо проходите по ряду видеофильмов.
6. Некоторые объекты могут одновременно участвовать в разных срезах. Например, Останкинская телебашня - это и потенциальный объект в сети видеопутешествий по городу, и объект современной истории, это и объект в группе радиостанций, телестанций (схемы зоны приема), это и объект с точки зрения архитектуры (в видеоперечне архитектурных достопримечательностей).
7. Суть единого видеопространства - это попытка поддержать метафору "свободного путешествия".
8. Так как видеосъемка часто сопровождается еще и записью звука, то естественно возникает вопрос - можно ли организовать аналогичное ауди-пространство ?
Здесь, вероятно, будет уже попытка поддержать другую метафору: "что это такое ?".
Можно поставить вопрос и по-другому:
Качественный ответ на этот вопрос - это отдельное исследование. Здесь же мы попробуем выявить несколько самых очевидных моментов.
8.1. Некоторые объекты имеют свой, заранее определенный звуко-ряд: теле- и радио-передачи, концерты музыкантов, звучание грампластинок, ауди-интервью с людьми, звуковые дорожки к фильмам и к видеопутешествиям.
8.2. Многие объекты имеют характерные, уникальные для них звуки, но эти звуки появляются при определенных ситуациях:
- кошки шипят, если их разозлить;
- и мурлыкают, в спокойном состоянии;
- стаканы звенят, если по ним постучать;
- вода в реке шумит по-разному, в зависимости от погоды.
Поэтому просто сопровождать эти объекты "каким-то, но ИХ звуком" - некорректно.
8.3. Некоторые разновидности объектов сильно отличаются друг от друга по всем аспектам, но с ними ассоциируется один и тот же звук. Например, есть разные рейсы пассажирских поездов, существуют разные типы вагонов, разные типы электровозов. Но "в звуке", это прежде всего одно и то же звуковое клише: перестук колес по рельсам.
8.4. Очень многие объекты просто не связаны с каким-либо звуком. Например, абстрактные понятия в математике, теоремы, разновидности микросхем и т.п..
8.5. Можно выдвинуть идею искусственного построения системы звуков-картинок для самых разных объектов, своего реального звучания не имеющих, но в целом можно сказать, что идея звуков в роли "информационных картинок" требует многих натяжек и искусственных построений.
8.6. На звуки можно посмотреть и с другой точки зрения, - выдвинуть не идею дискретных звуков-образов, а идею непрерывного звукового сопровождения. Можно представить себе, например, специальную программу, синтезирующую фоновую музыку. И что эта музыка будет зависеть от содержания изображения, от того - приближается ли пользователь к концу путешествия или просмотра, ожидают ли его в ближайшем будущем особые места в просматриваемом материале и т.д.. Но опять же - эта идея не является естественной.
Поэтому можно в целом сказать, что распространить идею единого пространства с видео- на аудио- не удается. Можно говорить о "фрагментарном пространстве". Аудио-пространство явно находится в других отношениях с миром объектов, чем видеоинформация.
9. Несмотря на неудачу с аудио-пространством, можно все-таки предложить другие типы информационных срезов-пространств. Например, идею единого атрибутного пространства: с каждым объектом либо из основного понятийного базиса ИнфоМакс, либо из профессиональных понятийных базисов информацонных сводов (В), (Г), можно почти всегда связать небольшой список атрибутов и значений.
На этой идее, т.е. на идее о том, что для самых разных сущностей можно сделать какие-то краткие описания в духе - "название свойства: значение", основывается, в частности, фреймо-ориентированный подход к представлению знаний.
В системе ИнфоМакс это можно реализовать легко и естественно. Более того, если пользователь перейдет от объекта (скажем, от фотографии грампластинки и от ее звучания) в "мир атрибутов" (для грампластинки это - название фирмы грамзаписи, номер, год выпуска, иногда - фамилии художника, звукорежиссера и т.п.), то проект ИнфоМакс, взявший идею гипертекстовых ссылок-переходов как одну из базовых, мог бы обеспечить очень большой сервис, не выходя из рамок парадигмы "атрибуты + значения". Можно, например, было бы быстро превращать конкретный набор значений атрибутов в строку таблицы, типичной для обычных баз данных, путешествовать по этой таблице, перескакивать на другие таблицы, потом сворачивать строку таблицы в список атрибутов-значений и снова возвращаться в видеопространство.
Т.е. автор утверждает, что таблицы, атрибуты, значения атрибутов, гипертекстовые ссылки по значениям, по объектам, по именам атрибутов - это самостоятельный универсальный способ представления информации, способ перемещения по информации, по полноте даже более "полный", чем видеопространство.
Правда, возникает два интересных момента.
9.1. Какой набор атрибутов выбрать для того или иного объекта ? Назовем это проблемой выбора описывающих свойств.
Если пойти по пути постоянного расширения наборов свойств (что естественно), то появляется другая проблема/ аспект.
9.2. Некоторые конкретные объекты будут иметь свойства, которые будут неопределены для близлежащих, соседних по перечню, объектов. И наоборот, все элементы в списке будут иметь "нормальные" значения какого-либо атрибута, а некоторые объекты - либо неопределенное значение, либо значение другого типа, формата и т.д..
Т.е. простая метафора "системы таблиц" хороша для описания общей идеи единого атрибутно-табличного пространства, но не для реализации.
10. Можно представить себе еще одно единое пространство: тексты. С каждым объектом связывать один или несколько текстов, описывающих что это за объект, и имеющих гипертекстовые ссылки на близко связанные по смыслу объекты или элементы информационных систем.
Это тоже потенциально весьма полное пространство, хотя бы потому, что некоторые тексты-описания можно генерировать автоматически из перечня атрибутов. Можно сказать, что единое текстовое пространство и единое атрибутно-табличное пространство близки, и для некоторых объектов это будут разные формы с одним содержанием. Хотя, конечно, существуют объекты, для которых текст-описание может быть сделан существенно богаче, чем текст-перефразировка набора атрибутов: краткие справки о писателях, художниках, описания исторических событий - здесь искусственные тексты кажутся неуместными. Хотя для описания каких-либо текхнических комплектующих, разновидностей конденсаторов, проводов, винтов, гаек, уместны именно искусственные тексты-перефразировки набора атрибутов.
11. Мы уже неявно упоминали, что было бы естественно, чтобы с каждым объектом в ИнфоМакс была связана небольшая система ссылок на информационные единицы из других баз данных, из информационных сводов.
Т.е. на ссылки тоже можно посмотреть как на отдельное единое ссылочное пространство. Хотя это пространство, можно, наверное, полностью свести к дополнительным атрибутам/значениям в едином атрибутно-табличном пространстве и дополнительным фразам/ссылкам в едином текстовом пространстве.
12. Можно предложить еще одно возможное единое пространство: с каждым объектом связать набор метафор, через призму которых можно посмотреть на этот объект [Lakoff, Johnson 80].
Понятия-метафоры, в свою очередь, связывают нас с:
- возможными действиями по отношению к этому объекту,
- возможными ситуациями, связанными с этим объектом,
- накопленными идеями и эвристическими правилами, с накопленным опытом.
В частности, метафорное пространство могло бы систематически решить проблему выбора описывающих свойств в атрибутно-табличном пространстве.
В целом, конечно, эта идея требует отдельного исследования.
13. Завершая тему "единых пространств", важно сказать, что в основе этой темы лежит неявная (пока что) идея некоего единого объектного пространства.
Объекты выступают и как адреса для ссылок, и как узлы для организации информации. Объекты в ИнфоМакс неявно делились на "обычные" - входные понятия, основной понятийный базис, и "необычные" - профессиональные и понятия/ объекты из мира компьютеров.
Кроме объектов, в ИнфоМакс неявно присутствуют и другие сущности, не-объекты: единицы информации.
13.2. В ООП главное - это операции над объектами. В ООП содержательно разные объекты - это объекты, имеющие разные наборы операций. В ИнфоМакс над объектами тоже выполняются действия, но эти действия совсем другого сорта:
И ИнфоМакс стремится наоборот, распространить небольшой набор информационных действий на максимально большое количество и разнообразие ее объектов. Действия в ИнфоМакс - это действия не над объектами, а над информацией об объекте.
За исключением лишь случая, когда одной из информационных систем, описывающей объект, является модель внутреннего или внешнего поведения объекта.
9. Информационные позиции, информационное поведение
Если снова вернуться к таблице 2, видно, что в ИнфоМакс предлагается собирать инфомацию весьма разного типа. Наша попытка объяснить/свести это разнообразие в конце главы 4 к структурному перечню типов информационных систем в таблице 4 частично объясняет это разнообразие, но только частично, т.к. это объяснение идет от форм информации, форм возможных на компьютере.
Попробуем найти другие структуры, определяющие разнообразие типов информационных систем, причинные структуры, связанные больше с содержанием, а не с формой.
Возьмем, к примеру, два входных понятия: пассажирские поезда и исторические события. Кроме того, что это разные области знания, здесь явно есть и разных подход пользователя к получаемой информации: в первом случае (поезда) то, что мы узнали будет сильно влиять на наши планы (как, например, ехать в отпуск, куда). Во втором случае - информация нужна совсем для другого - для образования, для обучения в школе, в институте.
Мы предлагаем выделить новое понятие "информационная позиция". Это не просто термин, это идея/догадка о том, что мы пытаемся посмотреть на отношения человека с информацией, которую он мог бы получать от ИнфоМакс, с точки зрения понятия/метафоры "позиция".
Глядя на этот список можно сказать, что да, перечень этих сущностей (т.е. информационных позиций) явно несет в себе содержание, от которого зависит и перечень входных групп и перечень типов информационных систем, и какие информационные системы можно сделать для того или иного объекта. Если бы удалось придумать новые содержательные информационные позиции, то это могло бы привести к введению в ИнфоМакс новых входных понятий, новых типов информационных систем.
Однако и этот список слишком разнообразен, в нем не видно сразу какой-либо логичной и оправданной структуры. Поэтому попытаемся пойти по причинно-следственной цепочке (для структур и перечней) дальше.
Поставим вопрос:
Вербальная-Память.
Человек составляет для себя логический образ информационной области.
(описание информационной области)
Интуитивная-Память.
Человек строит в себе образ-впечатление от информационной области.
(образ от предметной области)
Степени-Свободы-Поведения.
Человек строит образ того, что можно вообще делать в этой области, что хорошо, что плохо, к чему стоит стремиться, и т.д.
(система свобод поведения)
Планы-и-Стереотипы.
Человек строит план - как он хотел бы вести себя в этой области.
(план поведения)
Реальное-Поведение.
Человек реально ведет себя в этой области.
(реальное поведение)
Информационные позиции в целом сводятся к рассуждениям о том в какой мере нужно знать данную область (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), нужен ли план (Планы-и-Стереотипы), собирается ли человек реально себя вести (Реальное-Поведение).
Примеры.
И если первая задача ИнфоМакс - это дать информацию, то вторая задача - помочь удержать ее человеку в своей памяти.
Более того, существование таких информационных позиций как:
Отталкиваясь от понятий/идей "информационная позиция" и "информационное поведение" можно попытаться посмотреть на вопрос - "зачем нужна информация" в еще более широком виде.
Сделать
Выбрать
Развиваться
Учиться
Образовываться
Работать
Решать
Подготовиться
Спланировать
Создать
Обозначим информационные объекты, дающие большей частью логическое знания (Вербальная-Память) - как (Вербальные-Информационные-Объекты)
(большая часть входных понятий ИнфоМакс),
дающие большей частью образы-впечатления (Интуитивная-Память) - как (Интуитивные-Информационные-Объекты) (например, музыка, кино, картины, видеопутешествия),
объекты реального мира (чего нет в ИнфоМакс) - через (Реальные-Объекты).
Творить
Вникать
Перейти к интуиции
Развлечься
Сформулировать
Передать образ
Играть на компьютере
Из предыдущего можно сделать ряд выводов.
1. Кроме модели 5По можно рассмотреть расширенную модель:
2. Модели 5По узко и 15По более широко, достаточно полно отвечают на вопрос - "зачем человеку информация ?"
3. Система ИнфоМакс должна хранить в себе максимально большое собрание информационных объектов (Вербальные-Информационные-Объекты) для того, чтобы:
в первую очередь помогать создавать (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), (Планы-и-Стереотипы);
в более широком аспекте - идеи (Идеи-Образы-Метафоры) и помогать переходить в нужные внутренние состояния (Внутренние-Состояния), помогать работать с информацией (Вербальные-Информационные-Объекты), (Интуитивные-Информационные-Объекты) или ее образами в памяти (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения) с помощью инструментов (Информационные-Инструменты).
ИнфоМакс должна стремиться, по-возможности, поддерживать разные цели (Цели) и разные умения (Умения).
4. Возникает вопрос: "может ли ИнфоМакс более прямо поддерживать создание образов возможного поведения (Степени-Свободы-Поведения), создание планов поведения (Планы-и-Стереотипы), создание новых идей (Идеи-Образы-Метафоры), определенные состояния (Внутренние-Состояния) ?".
4.2. В некоторых областях можно перечислить возможные планы поведения (Планы-и-Стереотипы) и цели (Цели), либо просто как экспертную информацию, либо как результат анализа структур в этих областях.
4.3. И структура информации в ИнфоМакс (Вербальные-Информационные-Объекты) и ее восприятие человеком (Вербальная-Память), (Интуитивная-Память), (Степени-Свободы-Поведения), (Планы-и-Стереотипы) - сильно зависят от внутренних стереотипов мышления составителей ИнфоМакс, ее пользователей, зависят от неявных метафор/ образов, через призму которых воспринимается новая информация, соотносясь с известной (с известными метафорами) [Lakoff, Johnson 80]
Поэтому, если систематически работать над перечнем метафор/образов, явно или неявно используемых в ИнфоМакс, и связями этих метафор со всей остальной информацией, это привело бы к более высокому уровню качества всей системы. Здесь мы снова возвращаемся к идее единого метафорного пространства, высказанной в главе 7. Единое метафорное пространство было бы прямой поддержкой уровня (Идеи-Образы-Метафоры) - идей, метафор.
4.4. Идея о поддержки при помощи ИнфоМакс самых разных нетривиальных внутренних состояний человека (Внутренние-Состояния) очень заманчива, но для рассуждений на эту тему нужен достаточно богатый перечень таких состояний. Эта идея требует отдельного исследования.
В начале нашего исследования мы поставили вопрос: "Какие информационные системы можно захотеть ?". Данное исследование дало несколько срезов-ответов:
Jeff Conklin, "Hypertext: An Introduction and Survey". Computer 20 (9), September 1987, 17-41.
George Lakoff, "Women, Fire and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind". Chicago Univ. Press, 1987.
В начало этого файла
Об авторе
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>
1994 сент 05 пн - 1998 март 09 пн