Основы интерпретации рисунка "Несуществующее животное"


Ваши замечания и дополнения направляйте автору - Ларисе Травиной - larisa@larisa.botik.ru
Уголок психолога

Введение

В основе данного руководства лежит понимание необходимости введения в учебный процесс средств, облегчающих воспитание вдумчивости, рефлексии. Эта проблема, по мнению известного психолога Дж. Брунера, является одной из величайших, среди возникающих перед составителями учебных программ. Естественно вести поиск таких средств среди психологических дисциплин, которые дают нам несколько способов мышления о человеке, позволяют человеку отвлечься от своих непосредственных интересов и личных предпочтений, взглянуть на себя со стороны.

В качестве метода предлагается использовать интерпретацию рисунка "Несуществующее животное". Методы тестирования, основанные на проективных рисунках, базируются на глубоких культурных традициях. Человеческая мысль с самого начала своего развития решала проблему структурирования и классификации не только окружающего мира, но и того, что представлено в человеческих чувствах.
Разнообразие окружающего растительного и животного мира использовалось для систематизации психического и социального. Эта традиция и поныне существует в искусстве и социальной сфере, когда психическое содержание выражается в рисунках при помощи символов. Смысловое обоснование интерпретаций этих символов базируется на идеях З. Фрейда.

Кроме того, в проективных методах анализируется индивидуальный человеческих опыт. Отдельные части тела могут приобретать для данного человека индивидуальное значение. и могут стать выражением эмоций, значимой сферы, "осью адаптации". Часто, по мнению Хоментаускаса, это наблюдается у людей с физическими дефектами, невротическими состояниями. Точки, соответствующие значимым переживаниям, в процессе рисования подвергаются влиянию прошлых эмоциональных состояний. На языке психофизиологии это объясняется нейрофизиологическим обеспечением процесса рисования. Явный или скрытый физический дефект человека всегда имеет свое представительство в коре головного мозга. Это вызывает нарушения в кровообращении либо обменных процессах в данном участке мозга. Поэтому, изображая какую-то часть тела (или предмет, вызывающий сходную по семантике ассоциацию), человек невольно искажает ту область графического изображения, которая соответствует "поврежденной зоне" в функциональной системе, обеспечивающей процесс рисования.

Интерпретация проективных рисунков имеет тесную связь с классификацией и таксономией, которые лежат в основе и науки и искусства. Используя интерпретацию проективных рисунков в своей учебной практике мы стремимся обеспечить учеников и учителей набором средств облегчающих анализ собственного внутреннего мира, наглядно показать им, что эволюция их внутреннего мира продолжается постоянно, и, в первую очередь, внушить ученикам уважения к их собственному разуму, понимание уникальности каждого человека. Эта идея уникальности, бережного внимательного отношения к личному миру каждого человека облечена Леви-Стросом в формулу "моноиндивидуального":

Рассмотренные под биологическим углом зрения люди, происходящие от одной и той же расы, сопоставимы с отдельными цветками... Однако социальная жизнь производит в этой системе трансформацию, ибо она побуждает каждого биологического индивида развивать свою личность - понятие вызывающее представление о типе разновидности или вида, не существующем в природе и который можно назвать "моноиндивидуальным". То, что исчезает со смертью личности, состоит в синтезе идей и поступков, столь же исключительном и незаменимом, как и синтез, производимый растительным видом, начиная с простых элементов используемых всеми видами. Последстия утраты близкого человека будут ощущаться нами так же, как невосполнимая потеря рецепта прекрасных духов, как если бы вымерла Rosa centifolia.* /P>

Мы надеемся, что данное руководство будет интересно школьным преподавателям психологии и биологии и послужит основой для организации новых образовательных проектов.

Правила проведения тестирования

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре "больший размер - больше силы, больше энергии". Чем больше рисунок тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе

Ось "Верх - Низ"

Расположение рисунка относительно оси "верх - низ" листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

  1. Счастье - вверх; грусть - низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямлют его.)
  2. Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние - вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.
  3. Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).
  4. Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе - вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).
  5. Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Ось "Левое - правое"

При интерпретации расположения рисунка относительно оси "Левое - правое" необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:
1. Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.
2. Будущее в западных культурах находится справо, прошлое слева.
На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируеется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа - направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры - голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо - устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево - тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.


Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым - женское. Соответсвтвенно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подврегаться тестированию.


Подчеркнутая человекообразность или фигуры "несуществующего животного" рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.
Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному "не положено" иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.

Симметричность-ассиметричность

Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичесностью, инертностью.

Контур рисунка

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний - против подчиненных, или зависимых. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений


Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей.
Штриховки тесно связаны с тервожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение - нарушение сенсорной координации.
Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.


Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека (Gudin L. 1992). В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. "Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость - белым, спокойствие голубым, восстание - красным". (Л.С. Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.


Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения - и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности... Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее.
Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня "художественного" способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях.
Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала - к готовой форме существущего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экомии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.


Содержание рисунка

Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные.
Это отношение к своему "я", представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми - это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное "выше Останкинской башни". Присвоение животному больших размеров может являться "простым и незамаскированным исполнением желания быть большим".
Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.


Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза

Глаза

Глаза - символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки.
Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин - женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши

Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих.Необычно большое количество глаз, ушей - разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы - сигнализуруют об остром чувстве тревоги.

Рот

Приоткрытый рот с прорисовкой губ - большая речевая активность в сочетании с чувственностью.Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный - легкость возникновенимя страхов, опасений недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности. ПокровыРога -Рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность - обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это - свительство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

Части над фигурой

Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья

Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически

Грива, шерть, волосяной покров интерперетируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Хвост

Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) - уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) - недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном.Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетвореность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.


Характер линий

Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.


Название несуществующего животного

Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия:

Все описанные в руководстве признаки и их характеристики могут быть сведены в единую таблицу (Таблица 1).


Уровни интерпретации

В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета.
Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархизацию выделенных черт. При таком подходе значимыми признаками рассматриваются только симптомокомплексы - свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаза средней величины при отсутствии каких-либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т.п. может не интерпретироваться как страх). Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности.
Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.


Заключение

Проективные методы дают человеку возможность самому спроецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому, естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состяния, чувства, особенностей представления, отношения. Чем больше практики у специалиста, тем квалифицированнее диагностика. Поэтому используйте все случайные возможности для интерпретации рисунков. Использование проективного рисунка в качестве салонного развлечения ничуть не умаляет его возможностей как тонкого профессионального инструмента. Как правило, в диагностике проективный рисунок используется в контексте более широкого взаимодействия с клиентом. Не стоит пугаться ситуации, когда рисующий животное знаком с правилами интерпретации графических символов и сознательно стремится ввести вас в заблуждение. Основные графемы не корректируются сознательно, так что в целом рисунок при всем желании автора сохранит свою проблематику.
Попробуйте после прочтения данного руководства нарисовать картинку на тему "Испугай своего домашнего психоаналитика" и Вы поймете, как это на самом деле непросто.
Если испытуемый будет стремиться создать социально одобряемый образ - не стоит ему мешать. Желание нарисовать "улучшенное животное" может нести психотерапевтический эффект. Известны техники коррекции детского поведения, когда аутичных детей просят нарисовать картину без использования черного цвета.
Этот же подход используется в семейной терапии, когда автора рисунка семьи после обсуждения отраженных на рисунке проблем, просят изобразить семью так, как автор хотел бы ее видеть. В приведенных случаях рисунок не только отражает динамику психики, но и побуждает ее к конструктивным изменениям. Так что с точки зрения психокоррекции ситуация "введения консультанта в приятное заблуждение" полезна прежде всего автору рисунка.

Анализ проективного рисунка "Несуществующего животного" используется чаще всего как диагностический инструмент в работе специалистов в области клинической психологии и психокоррекции. Мы предполагаем, что этот метод может быть эффективно использован в работе педагогов-психологов для более глубокого знакомства с особенностями личности ученика, и как элемент развивающей или корректирующей программы. Надеемся, что данное руководство послужит для школьных преподавателей биологии и психологии в качестве основы для совместных образовательных проектов.


Литература.

  1. Брунер Дж., "Развитие сознания". в сборнике Дж. Брунер "Психология познания. За пределами непосредственной информации." М. Прогресс, 1977.
  2. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. М. "Просвещение" 1991.
  3. Диагностика школьной дизадаптации /ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Д.Ф.Кумариной, 1993.
  4. Либин А.В., Либин В.В., Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках, М., 1994
  5. Лакофф Дж., Джонсон М., Метафоры, которыми мы живем. В сборнике "Теория метафоры. М. Прогресс, 1990
  6. Леви-Строс К. Неприрученная мысль, в сборнике "Леви-Строс. Первобытное мышление." М., Республика, 1994.
  7. Романова, О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике, М. Дидакт, 1991
  8. Словарь по психодиагностике, Ред. Бурлачук, Киев, 1990
  9. Психологический словарь, ред. Петровский: М., 1990.
  10. Фрейд З. "О сновидении". в сборнике Фрейд З. "Психология бессознательного", М. Просвещение, 1989.
  11. Хаментаускас С., Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии 1986, N 1.
  12. Хаментаускас С., Семья глазами ребенка, М.,1989.
  13. Gudin C. Les voies de la couleur ne sont pas impenetrables. Art Cognition. CYPRES/ECOLE D'ART-EN-PROVENCE, 1992, pp. 67 - 72.

Таблица 1

Признаки, используемые при анализе проективного рисунка "Несуществующее животное".

ПРИЗНАК Характеристика
Размер рисунка Энергия, возбудимость, уверенность
Расположение рисунка (верх-низ) Рациональность, власть, увереность, здоровье
Расположение рисунка (правое-левое) Будущее - настоящее
Способы конструирования Решение творческой задачи
Сложность конструкции Общая энергия
Форма рисунка Мужское - женское, агрессивность
Цвет Эмоциональная потребность
Характер линий и графических движений Уверенность, тревожность
Контур рисунка Отношения с миром
Симметричность-ассиметричность Зкстравертированность-интровертированность
Содержание рисунка Отношение к своему "Я"
Внешний вид животного Прямая и защитная агрессия
Голова Рациональн начало
Глаза Страх
Ресницы Женственные черты, истероидность
Рот Речевая активность
Уши Заинтересованность в информации
Опорная часть фигуры Основательность в принятии решений, контроль
Части над фигурой Энергичность, стремление доминировать
Рога Защита, агрессия
Перья Стремление к самоукрашению
Грива, шерсть, подобие прически Чувственность
Хвосты Отношение к своим действиям
Расположение самого листа Ригидность, приспосабливаемость
Название Тип мышления, выбор представления