Обсуждение результатов

Ассоциативный эксперимент

В ассоциативном эксперименте принимали участие все группы людей. Каждое из понятий были предъявлены для ассоциаций в прямом виде, а для того, чтобы выявить безоценочное отношение к понятию в следующем виде: успешный бизнес, неуспешный бизнес, удачливый предприниматель, неудачливый предприниматель, труд, работа, результативный труд, труд для удовольствия, счаствливый богач, несчастливый богач, услуга, услуга с точки зрения бизнеса, близкое мне по духу производство услуг.

Все полученные ассоциации можно разделить на следующие группы:

Ассоциации на слова:

Изучение семантических полей заданных понятий

Были получены мужские и женские психосемантические пространства
Мужское пространство
Женское пространство
Ведущим конструктом для общего семантического поля является конструкт "иметь хватку". Однако, анализ психосемантического пространства, заданного понятиями, связаннными с бизнесом выявил прежде всего неоднозначность лексических понятий для различных групп людей. На основании данного этапа исследований можно говорить о различных моделях отношения к бизнесу:
Группа людей, полностью или частично вовлеченных в предпринимательскую деятельность
В поле заданном конструктами "Иметь хватку" и "находить гранты" практически совпадают конструкты "получать результат" и "выбирать для себя". Ближайшими к этой паре являются конструкты: "вкалывать", "планировать деятельность", "рисковать".
Группы людей, представители которой относят себя к "интеллектуальной элите"
в поле заданном теми же осями конструкт "выбирать для себя" тесно связан с конструктами "проигрывать" и "разводить породистых собак". Затем следуют конструкты "Добывать знания", "Пить баночное пиво"

В исследовании не было получено значимых различий в разных возрастных группах. Как тенденцию можно отметить то, что у людей старшего возраста конструкты "думать о будущем", "образование", "заботиться о будущем более тесно связаны спонятием "успешный бизнес".