Обсуждение результатов
Ассоциативный эксперимент
В ассоциативном эксперименте принимали участие все группы людей. Каждое из
понятий были предъявлены для ассоциаций в прямом виде, а для того, чтобы
выявить безоценочное отношение к понятию в следующем виде: успешный бизнес,
неуспешный бизнес, удачливый предприниматель, неудачливый предприниматель,
труд, работа, результативный труд, труд для удовольствия, счаствливый богач,
несчастливый богач, услуга, услуга с точки зрения бизнеса, близкое мне по
духу производство услуг.
Все полученные ассоциации можно разделить на следующие группы:
Ассоциации на слова:
Изучение семантических полей заданных понятий
Были получены мужские и женские психосемантические
пространства
- Мужское пространство
- Женское пространство
Ведущим конструктом для общего семантического поля является
конструкт "иметь хватку". Однако, анализ психосемантического
пространства, заданного понятиями, связаннными с бизнесом
выявил прежде всего неоднозначность лексических понятий для
различных групп людей. На основании данного этапа
исследований можно говорить о различных моделях отношения к
бизнесу:
- Группа людей, полностью или частично вовлеченных
в предпринимательскую деятельность
- В поле заданном конструктами "Иметь хватку" и "находить гранты" практически
совпадают конструкты "получать результат" и "выбирать для себя". Ближайшими к этой паре являются конструкты:
"вкалывать", "планировать деятельность", "рисковать".
- Группы людей, представители которой относят себя к
"интеллектуальной элите"
- в поле заданном теми же осями
конструкт "выбирать для себя" тесно связан с конструктами
"проигрывать" и "разводить породистых собак". Затем следуют
конструкты "Добывать знания", "Пить баночное пиво"
В исследовании не было получено значимых различий в разных
возрастных группах. Как тенденцию можно отметить то, что у людей
старшего возраста конструкты "думать о будущем", "образование",
"заботиться о будущем более тесно связаны спонятием "успешный
бизнес".