Методы исследования
Ассоциативный эксперимент
Общая схема ассоциативного эксперимента:
испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать
первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможны как
свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не
ограничен в выборе возможных ассоциаций, так и направленный,
где его ассоциативный поток ограничен по инструкции рамками
некоторого грамматического класса. Ассоциативный эксперимент
проводится с большим количеством испытуемых, и на основе
данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного
распределения слов-реакций на каждое слово-стимул.
В состоянии относительной релаксации испытуемым предлагали на
последовательно предложенный ряд понятий записать не
меньше 5-7 ассоциаций, любых приходящих в голову.
Понятия "стартовый капитал","постоянный доход", "вложение
средств" сопровождались дополнительными вопросами и
комментариями, такими как:
- что бы вы могли отнести к стартовому капиталу?
- Как стартовый
капитал может выражаться в количественном денежном
эквиваленте?
- Как вы привыкли исчислять постоянный доход, как он
выражается количественно?
- Какой доход вы считаете минимально
необходимым для жизни, реально необходимым и очень большим?
- Что такое "вложение средств"?
- Какими средствами вы
располагаете?
- Каких вам не хватает?
Тест Репертуарных Решеток
Тест Репертуарных Решеток Дж. Келли был использован нами в различных
модифицациях.
В первом случае испытуемому предлагается 14 понятий (элементов),
предъявляемых в случайном порядке по 3. Они сопровождаются следующей
инструкцией: "По какому значимому признаку два из выделелнных понятий сходны
и отличны от третьего. Запишите этот признак." Далее предлагается
определить полярное значение выделенного признака в следующей форме: "Не
используя частицы НЕ, напишите качество, противоположное указанному по
значению". Такая процедура повторяется 14 раз, в результате мы получаем
список значимых операциональных понятий (конструктов), имплицитно
используемый данным челловеком при совершении действий и объяснения их.
Заданный список элеметов ранжируется в соответствии со списком конструктов.
Во втором случае на основании двух предыдущих процедур были выделены
стандартизованные списки элементов и биполярных конструктов. Испытуемому
предлагалось проранжировать предложенные понятия (элементы) по заданным
шкалам (конструктам). В таком виде методика максимально приближена к методу
семантического дифференциала. Семантическое пространство, полученное в
данном случае отражает общую проблематику по группам, а также характерное
положение заданных понятий.