Методы исследования

Ассоциативный эксперимент

Общая схема ассоциативного эксперимента: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможны как свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций, так и направленный, где его ассоциативный поток ограничен по инструкции рамками некоторого грамматического класса. Ассоциативный эксперимент проводится с большим количеством испытуемых, и на основе данных ими ассоциаций можно построить таблицу частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул.

В состоянии относительной релаксации испытуемым предлагали на последовательно предложенный ряд понятий записать не меньше 5-7 ассоциаций, любых приходящих в голову.
Понятия "стартовый капитал","постоянный доход", "вложение средств" сопровождались дополнительными вопросами и комментариями, такими как:


Тест Репертуарных Решеток

Тест Репертуарных Решеток Дж. Келли был использован нами в различных модифицациях.
В первом случае испытуемому предлагается 14 понятий (элементов), предъявляемых в случайном порядке по 3. Они сопровождаются следующей инструкцией: "По какому значимому признаку два из выделелнных понятий сходны и отличны от третьего. Запишите этот признак." Далее предлагается определить полярное значение выделенного признака в следующей форме: "Не используя частицы НЕ, напишите качество, противоположное указанному по значению". Такая процедура повторяется 14 раз, в результате мы получаем список значимых операциональных понятий (конструктов), имплицитно используемый данным челловеком при совершении действий и объяснения их. Заданный список элеметов ранжируется в соответствии со списком конструктов.

Во втором случае на основании двух предыдущих процедур были выделены стандартизованные списки элементов и биполярных конструктов. Испытуемому предлагалось проранжировать предложенные понятия (элементы) по заданным шкалам (конструктам). В таком виде методика максимально приближена к методу семантического дифференциала. Семантическое пространство, полученное в данном случае отражает общую проблематику по группам, а также характерное положение заданных понятий.