Введение
Когнитивная психология личности и общения в различных научных школах
Методические подходы к извлечению имплицитных теорий
Эксперименты по изучению имплицитных представлений
Виртуальная комната психолога или психологический WEB-site
Заключение

Разработка технологии развития когнитивного пространства личности в открытой программной среде

Травина Л.Л.

Автореферат на соискания ученой степени кандидата психологических наук

Ярославль 1996 г.

Введение

Актуальное направление развития современной науки сегодня - это интеграция различных наук при решении общей задачи, а также различных школ и направлений внутри одной науки. Ярким примером такого взаимообогащающего сотрудничества является интеграция бурно развивающихся компьютерных технологий, когнитивной и социальной психологии. Развитие всех компьютерных дисциплин в последнее время в значительной степени определяется влиянием телекоммуникаций, стремлением к открытым, многопользовательским системам. Перспективные экспертные обучающие системы развиваются по мере уточнения и изменения знаний и в их развитии одновременно принимают участие группы программистов, экспертов и пользователей. Развитие такой экспертной системы является результатом совместной работы и совместного обучения при поддержке компьютера (computer supported cooperative work - CSCW). Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой эффекты, которые условно можно назвать количественными и качественными. Первый тип количественных эффектов связан главным образом с автоматизацией рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов и регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных, что бывает крайне необходимо в таких областях, как клиническое обследование или психологическое консультирование. Кроме того, оперативность обработки информации при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования, которые используются для решения задач в условиях дефицита временных и других ресурсов.

Качественные эффекты можно разделить на две категории. Первую категорию составляют эффекты, обеспечиваемые возможностями современных компьютеров реализовывать новые виды психодиагностических экспериментов. Сюда относятся возможности генерировать новые виды стимулов, по новому организовывать стимульную последовательность, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр и т.п. Вторая категория качественных эффектов сопряжена с применением в психодиагностике последних достижений в области информационных технологий. Эти достижения касаются способов создания и ведения компьютерных баз данных, алгоритмов распознавания образов в психодиагностике и методов искусственного интеллекта, основанных на манипулировании знаниями в рассматриваемой предметной области. Компьютерная поддержка процесса работы и обучения заключается не столько в том, что он хранит, обрабатывает и представляет данные и правила, сколько в том, что компьютерный интерфейс катализирует процесс извлечения и структурирования знаний, то есть выполняет функции инженера знаний . В развитии экспериментальной психологии важное значение имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти технические средства нашли свое наиболее полное воплощение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операциональными и изобразительными возможностями.

В тенденциях современного развития компьютерной технологии в психологии, находящейся еще в исследовательской стадии Дюк (Дюк 1994) выделяет несколько основных направлений. Кратко обозначив все их, отдельно выделим последнее, как наиболее актуальное в свете интеграции проблемы развития личности в социальной и когнитивной психологии и психотехнике:

1. Создание систем для общения человека с компьютером на естественном языке.
Примером такого подхода может быть программа "Элиза", разработанная Дж. Вейценбаумом. "Элиза" пародирует" метод недирективной психотерапии К.Роджерса, в котором психотерапевт крайне скуп на слова, нередко повторяет что-то сказанное ранее пациентом, как бы приглашая того продолжить начатую мысль, оценить свои же слова с другой стороны и самому найти приемлемый для себя выход.

2. Когнитивная графика
Когнитивная компьютерная графика апеллирует к правому полушарию человека и представляет собой эффективный технический инструмент для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя. Функция когнитивной графики заключается в наглядном графическом изображении внутреннего содержания оригинала, которым в частности, может быть любое абстрактное научное понятие, гипотеза или теория.

3. Манипулирование знаниями.
В настоящее время происходит все большее смещение акцента от принятия решений в экспертных системах с помощью логического вывода к обоснованию таких решений путем аргументации. Это направление получило свое развитие из группы психосемантических методик, объединенных подходом с общим названием "субъектная парадигма анализа данных."

В отличие от традиционной психометрической парадигмы, в которой человек описывается как объект - в виде профиля на батарее тестов, в субъективной парадигме испытуемый характеризуется матрицей. Строки матрицы соответствуют объектам модели мира испытуемого, а столбцы - оценочным шкалам, с помощью которых он оценивает эти объекты. При этом матрица оценок индивидуально значимых объектов по индивидуально значимым шкалам может интерпретироваться как модель индивидуальных представлений, описывающая специфику восприятия мира испытуемым.

В связи обозначенными современными тенденциями в практической психологии это поколение методик получает все большее распространение . Авторами все чаше используется феномены, появляющиеся в процессе деятельности. В ходе работы с методикой в сознании пользователя актуализируются неожиданные для него самого связи между компонентами его субъективного образа проблемы, которые он до этого не осознавал и не учитывал в попытках принять интуитивное решение или выстроить свою жизненную стратегию.

Таким образом, при такого рода работе психодиагностика тесно смыкается с психотехникой, превращаясь в "инженерию знаний", если понимать под последней структурирование и повышение уровня осознанности индивидуального знания. С одной стороны, психолог с помощью своей компьютерной системы производит качественно-структурный анализ значимой для испытуемого проблемной области. С другой стороны, в ходе работы с системой сам испытуемый меняется, становится носителем более аналитичного и осознанного видения своей проблемы. И этот косвенный результат имеет даже большую ценность, чем получение однозначной рекомендации.

Свойство психосемантических методик в их компьютерных вариантах воздействовать на систему индивидуальных представлений, конституируя ее структуру, по-видимому, следует считать объективным гносеологическим феноменом, требующим философско-методологического осмысления. При реконструкции человеческого знания мы неизбежно выходим за рамки пассивной констатации, т.е. сами процедуры извлечения и модельного представления знаний оказывают определенное конструктивное воздействие на извлекаемое знание, задавая его форму и влияя на содержание. Эта идея как обозначение перспективы исследования высказывалась многими учеными и практиками (Шмелев А.Г. 1983, Петренко В.Ф. 1983, Крейк, Леонтьев 1983, Дж. Келли, 1955)

С появлением новых информационных систем проблема самостоятельного развития когнитивных средств личности и собственного когнитивного пространства может быть наконец поставлена как отдельная проблема социальной психологии. Ее недостаточная изученность в предыдущие годы определяет актуальность данной работы.

В основу работы было положено использование конструктивного воздействия реконструкции системы индивидуальных представлений на психику человека.

Осознание картины мира в индивидуально значимой или субъективной парадигме мы называем когнитивным пространством личности. Чем шире это пространство и большие сферы жизни охватывает, тем конструктивнее поведение человека и продуктивнее решение поставленных перед ним задач.

Еще один момент, подчеркивающий актуальность предлагаемого исследования - это бурное распространение зародившейся в середине 80-ч годов под влиянием развивающихся компьютерных технологий и телекоммуникационных сетей, такой формы психотехнической практики как психолого-педагогическое проектирование и самопроектирование личности.(Шмелев, 1993, Клейман В.И., 1990) Ее суть, как всякой психотехнической процедуры - изменение психических состояний или свойств самого субъекта. Наиболее перспективным полем для организации психолого-педагогического проектирования в настоящее время является "Всемирная Паутина". (Bruckman, Amy 1992, Curtis, Pavel 1992)

"Всемирная Паутина" - World Wide Web - WWW. Эта служба появилась сравнительно недавно и все еще продолжает бурно развиваться. Главное отличие WWW от остальных инструментов для работы с Internet заключается в том, что в основе WWW лежит гипермедийная технология. Благодаря Интернету в системе WWW доступны все компьютеры включенные в международную сеть. Благодаря гипермедиа WWW позволяет достаточно просто работать практически со всеми доступными на компьютере видами документов: это могут быть текстовые файлы, иллюстрации, звуковые и видео ролики, и т.д. Таким образом, WWW объединяет во всемирную библиотеку все доступные файлы, размещенные на всех подсоединенных компьютерах. При этом возможность прочтения документа не зависит от того, на каком компьютере и в какой операционной системе он был создан.

В ближайшем будущем люди будут соприкасаться с Интернетом не только в Интернет и Всемирная Паутина быстро и неуклонно пронизывают все сферы человеческой жизни: профессиональную, культурную, учебную, частную. Всемирная паутина (WEB) станет столь же привычным, как радио и телевидение, и будет оказывать на сознание то влияние, которое сегодня оказывают другие каналы общественного вещания.

Интерактивность этого нового канала, возможность индивидуального управления потоками информации делает WWW чрезвычайно привлекательным для отдельного человека. Учитывая неотвратимость распространения WWW-технологии в обществе, ее крайне высокие образовательные и социально-психологические возможности, необходимо уже сегодня начать изучение влияния WWW на индивидуальное сознание и использования этих новых информационных возможностей для решения актуальных проблема когнитивной и социальной психологии.( Абульханова-Славская К.А.,1983, Андреева Г.М.,1978, Бодалев А.А.,1982, Мясищев В.Н.,1960, Bush V.,1960) Решать эти проблемы следует путем построения пилотных узелков паутины, которые будут соприкасаться с конкретной физической реальностью на фоне кафе, клубов учебных аудиторий и т.д. самый современный среди инструментов для работы в глобальной мировой сети Internet.

С появляется WWW практически у всех людей, имеющих доступ к компьютерным сетям, появляются возможности без особенных усилий получать информацию, практически не задумываясь как ее находить и где ее потом размещать, возможность поместить информацию о себе. Кроме того, WWW позволяет поддерживать интерактивный режим взаимодействия компьютерных систем и многочисленных пользователей.

WWW исключительно наглядно реализует глубинный мотив создания и использования новых технологий, который состоит в том, что они помогают Вам мыслить иначе, легче и продуктивнее. Как писал в своей работе (As we may think) Ваннавер Буш (Bush, 1945) "Может быть душе человека станет легче летать, если она освободиться от рутинной работы по запоминанию ..."

Уже сегодня очевидно, что WWW претендует на то, чтобы стать единой формой представления информации в новой культуре чтения и письма. Многие научные конференции и издания уже переходят на представление своих материалов в форме html-документов. Бурное развитие WWW мира выдвигает на первый план проблемы самообразования и саморазвития в виртуальном пространстве. Всемирную паутину часто сравнить с океаном мирового знания. Если следовать этой метафоре, то мы не должны бросать человека в этот океан, с интересом наблюдая, в каком направлении он будет пытаться выплыть. Серьезной социально-психологической задачей сегодня является построение и обустройство удобных для обитателей виртуального мира гаваней и помещений, в которых они не будут бояться потеряться и будут находить средства психологической поддержки, которые помогут им узнать и развить пространство собственной личности.( Черноушек М,1989, Хоментаускас Г.Т.,1989 Смирнов С.Д.1981, Франкл В.1990)

Одним из оптимальных путей решения такой задачи может стать развитие и перемещение в виртуальное пространство концептуальных средств, которыми пользуется личность при построении картины мира. Многие задачи психологии личности и общения могли бы быть разрешены путем развития индивидуального и группового когнитивного пространства личности.( Леонтьев А.Н.,1988) Для этого человек нуждается в средствах, которые могли бы отразить в доступном для осмысления виде его личное когнитивное пространство и стимулировать внесение конструктивных изменений.

Проблематика этого направления может быть сформулирована как "каждый человек сам себе личный психотерапевт (при поддержке необходимых программных средств)" и иметь много точек пересечения с прогрессивными педагогическими концепциями, в частности с проектно-ориентированной формой обучения.( Papert S.,1981)

В связи с этим, ряд формирующих экспериментов были реализованы в форме проекта. В рамках виртуальных сообществ (МП) сегодня проводятся эксперименты по организации совместной деятельности при поддержке компьютеров (Bruckman A. 1992, Curtis P. 1992, Rosenberg G. 1994) Ряд результатов этих экспериментов был использован нами для организации прототипа виртуальной психологической службы - распределенной, открытой, многопользовательской системы.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что интерактивное компьютерное отражение концептуальных структур облегчает рефлексию когнитивного пространства личности и помогает развитию личностных когнитивных средств. Существующие сегодня технические средства достаточны для создания виртуального места для развития когнитивного пространства.

Цель исследования - создание и исследование виртуального интерактивного пространства, стимулирующего развитие когнитивного пространства личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
 

  1. - предложить модель развития когнитивного пространства личности в виртуальном пространстве;
  2. - на основе предложенной модели создать программное обеспечение, поддерживающее развитие когнитивного пространства;
  3. - на основании предложенной модели разработать методики, помогающие развивать когнитивное пространство личности;
  4. - объединить методические и программные материалы в рамках виртуальная комнаты психолога, поддерживающей когнитивное развитие личности.

Содержание данной работы изложено в четырех главах.

В первой главе "Когнитивная психология личности и общения в различных научных школах" предлагается рабочая модель когнитивного пространства личности. Рефлексивное отражение когнитивного пространства личности в виде концептуальной карты является эффективным медиатором развития личностного пространства.

Значение, личностный смысл и чувственная ткань понимаются как образующие - предельные абстракции различных аспектов некой целостности - индивидуального значения. Включенность личностного смысла в сознание индивида неизбежно затрагивает его систему категоризации, включающую наряду с понятийными основаниями классификации эмоционально- чувственные формы обобщения, обусловленные его личным опытом. Очень важно отметить конструктивный характер когнитивного пространства. Личность, создавая образ и окружающего мира и мира собственных переживаний, изначально стремится к тому, чтобы этот образ носил осмысленный и структурированный характер. Акт осмысления мира и собственного существования является актом придания смысла и миру и существованию в нем. Для отдельного человека и всего человечества свойственно стремление осмысливать и структурировать окружающий мир и собственные переживания, независимо от того насколько действительно реально существование этого смысла (Леви-Cтросс,1994).

Согласно теории личностных конструктов Дж.Келли, "За каждым единичным актом оценки - сознательной или неосознаваемой - у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которой он выносит суждения... У каждого из нас имеется множество подобных имплицитных теоретических представлений, скажем о бильярде, любви, о детях или родителях. В свою очередь наши частные теории объединяются в общую теорию, которую мы называем системой личных конструктов. "

Когнитивное пространство личности носит производный характер, так как оно определяется методами, средствами и понятиями, которыми пользуется личность для осмысления и структурирования внешних идей и внутренних переживаний. Чем более дифференцированы и разнообразны эти понятия и средства, тем больше когнитивное пространство личности. Таким образом, развитие когнитивного пространства личности напрямую связано с приобретением и присвоением новых средств, методов и понятий, позволяющих структурировать и реструктурировать внешнее и внутреннее пространство личности.

Во второй главе - "Методические подходы к извлечению имплицитных теорий" обсуждаются методы извлечения имплицитных знаний. В качестве основы для интерактивного отражения когнитивного пространства используется геометрия психических конструктов Дж. Келли. Описывается версия теста репертуарных решеток, предназначенная для индивидуального тестирования в среде Ms DOS.

Принято считать, что в ходе работы с ТРР, клиент остается свободным и получает возможность для творческого, самостоятельного действия, в большей степени, по сравнению с другими методами психодиагностики и психокоррекции. Исследователь не навязывает свою точку зрения, не подчиняет себе испытуемого, насколько это возможно при предлагаемом способе общения, более напоминающем клиническую беседу или глубинное интервью, нежели просто экспериментальный метод.(Н.Л.Иванова,1995). Нами предлагается методический подход, отличительной особенностью которого является стремление к еще большему снижению субъективной роли психолога - консультанта или исследователя и повышению значимости исследовательской роли клиента или испытуемого - участника исследования. Для решения этого был реализован Микромир Персональных Конструктов (P-Конструктор), представляющий собой открытую обучающую программу в среде Logo.

Теория личностных конструктов открывает широкие возможности для интеграции в рамках единого подхода различных психологических направлений. Основой объединения различных подходов и техник является их применение для развития когнитивных средств личности.

Очевидно, что для реализации деятельности в концепции психологии личностных конструктов Дж.Келли могут использоваться методики любых психологических школ. Так в качестве "прозрачного шаблона" для когнитивного пространства личности, роль которого обычно выполняет Репертуарная решетка, мы выбрали проективный рисунок Несуществующего животного и руководство по его интерпретации.

Во третьей главе "Эксперименты по изучению имплицитных представлений" Приводится описание ряда исследовательских, учебных и коррекционных проектов.

Изучение имплицитных представлений у жителей Ярославской области, не участвующих в бизнесе о свободном предпринимательстве было построено на традиционной версии ТРР и позволило сделать следующие выводы о том, что
 

  1.  Ряд предложенных операциональных понятий, таких , как мерность и характер конструктов когнитивного пространства, мера ценностного пространства и др. намечают конструктивный язык когнитивных социально-психологических моделей, описывающих динамику общественного менталитета.
  2.  Имплицитная позиция по отношению к частному предпринимательству, представленная психосемантическим пространством, отличается от эксплицитной, декларируемой испытуемым.
  3.  Выделены группы ассоциаций, связанные в сознании людей со сферой предпринимательства.
  4. Выделен ряд склеек, которые могут характеризовать и поведение в других жизненных ситуациях, т.е. более общих по отношению к конкретной ситуации.
  5. Семантические пространства позволяют оценить индивидуальные и групповые особенности отношения к предпринимательской активности у различных групп. В зависимости от проявившейся проблематики могут быть сформулированы рекомендации к рекламной компании:

В течение 6 месяцев после участия в исследовании 24% испытуемых изменили место работы. 31% отметили изменения в межличностных отношениях.

3.2. Исследование механизма выявления имплицитных представлений о стратегии взаимодействия с окружающим миром в процессе творческой деятельности

Гипотезы

  1. Имплицитные теории образа-Я могут быть представлены в виде символов и использованы для снятия психологических защит при неэффективном общении.
  2.  Отношение к личному миру, как к объекту научного исследования способствует формированию позитивной жизненной стратегии и успешной коммуникации с окружающим миром.
  3.  Когнитивное расстояние между личностью и его личным опытом может быть установлено с помощью проективного рисунка "Несуществующее животное".
Выводы
 
  1. Предложены и реализованы различные механизмы реконструкции имплицитных теорий в процессе творческой коммуникации.
  2. Предложен и реализован механизм, обеспечивающий когнитивное расстояние между учеником и его личным опытом с помощью проективного рисунка "Несуществующее животное".
  3. Установлено, что отношение к личному миру, как к объекту научного исследования способствует формированию позитивной жизненной стратегии и успешной коммуникации с окружающим миром.
  4. Создана компьютерная гипертекстовая версия методического руководства по интерпретации проективного рисунка "Несуществующее животное". (См. Приложение 1)

3.3. Извлечение и изменение имплицитных представлений о себе в поле символов проективного рисунка
основанных на создании, интерпретации и видоизменении рисунка "Несуществующее животное".

Проект "Обмани своего психотерапевта", направлен на изучение природы связи между индивидуальными психологическими особенностями и графическим их выражением в проективном рисунке в процессе изучения правил толкования проективных рисунков. Отражение изменений когнитивного пространства личности в проективном рисунке. Работа над содержанием проективного рисунка может быть одной из форм конструктивного изменения когнитивного пространства личности.

Гипотеза
Знание интерпретации основных графем проективного рисунка на содержание последующих рисунков значимо не влияет.
Стремление к "улучшению" рисунка может быть использовано для работы по конструктивному преобразованию Я-концепции.
Природа психологических защит, проявленных в рисунке, различна..
 

В четвертой главе " Виртуальная комната психолога или психологический WEB-site " обосновывается необходимость и перспективность перенесения процедуры социального, психологического и педагогического общения в новую среду виртуальной культуры. Реализация проектов Интернет и Всемирная Паутина имеют важнейшие социальные последствия для личности. Параллельно с реальным привычным миром возникает новая виртуальная реальность, которая в некоторых отношениях будет более привлекательной. Социальные взаимоотношения людей все в большей степени становятся опосредованными компьютерной культурой. В связи с этим ближайшие задачи социальной психологии связаны с решением социальных задач в виртуальном мире.

Проект "Психологический узел Всемирной Паутины" связан с созданием в рамках WWW сервера Переславского Университета специального психологического раздела. В отличие от обычных информационных WWW серверов данный раздел не только предоставляет информацию, описание психологических методик, результаты экспериментов и т.д., но и приглашает пользователей принять участие в индивидуальных и коллективных исследованиях, связанных с исследованием когнитивного пространства личности. Приводятся результаты проектов уже реализованных в рамках WWW пространства.

В заключении суммируются основные теоретические и практические результаты работы.
 

Заключение

В ходе проведенных исследований получены следующие результаты:
  1. Предложена модель представления когнитивного пространства личности и разработаны механизмы воздействия на него.
  2. Разработана компьютерная версия Теста Репертуарных Решеток, позволяющая вести индивидуальное (в среде MS DOS) и групповое (UNIX) извлечение и интерактивное изменение системы конструктов.
  3. Создана компьютерная гипертекстовая версия методического руководства по интерпретации проективного рисунка "Несуществующее животное".
  4. Разработана методика воздействия на когнитивное пространство личности на основе символики проективного рисунка "Несуществующее животное".
  5. В виртуальном пространстве создан психологический WEB-site (виртуальная комната психолога), обеспечивающий средства для когнитивного развития личности.
 

Список публикаций

  1. Патаракин Е.Д., Травина Л.Л., Руденко В.П. и др., Возможности среды Лого. Обучающие проекты и новые микромиры. М. ИИО, 1993.
  2. Travina L., "Kelly's RG Test in Education. Play with results." Proceedings of the International Conference on Computer Technologies in Education Krimea, September 1994
  3. Patarakin E., Travina L., Psychological Education. Logo Style and Logo Media. Eurologos, V. 2, 1994.
  4. Патаракин Е.Д., Травина Л.Л. "Обучение в открытых виртуальных сообществах", Искусственный интеллект. Теория и приложения. Межвузовский сборник научных трудов, Выпуск 2. Издательство Саратовского университета, 1995. стр 94 - 97.
  5. Travina L., "Constructive Web Site for psychological education", Computer in Psychology Conference, York, March 1996.
  6. Травина Л.Л. Web-site изучения конструктивной психологии, Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции Телематика-96", 13-17 мая 1996 года, Санкт-Петербург
  7. Travina L. Knowledge Acquisition and Manipulation with the Constructs in the Psychological Web Site The Second International Conference on Distance Education in Russia, Moscow, 28 - 30 June 1996