Пустынская летняя экологическая школа. 1 - 16 Августа 1994 года

Зкологические экскурсии

Особое впечатление на школьников произвел поход в карстовые пещеры

Видеофильм о монстрах Лего-Лого

Участники проекта придумывали сюжет фильма; придумывали управляемых монстров и собирали их из конструкторов Лего-Лого; собирали декорации из камней, сучьев, лишайников и травы; приносили новых животных для участия в фильме
Лего-монстры в природе

Лекции по психологии и экологическая игра Десять

По сюжету игры ее участники создавали общую карту несуществующего мира; индивидуально придумывали описания животных и растений; устанавливали отношения между растениями и животными на карте; устанавливали отношения между растениями и животными в форме живой скульптуры.

Генетика - лекции, практикумы, компьютерная игра Генный слесарь

Пустынская летняя экологическая школа. 1 - 16 Августа 1994 года

Гидробиология и зоология беспозвоночных

I. Курс Гидоробиологии для старших школьников.

Курс направлен на получение учениками базовых знаний об особенностях воды, как среды обитания организмов и приспособлениях животных к данным условиям существования. Дает представление о зонах водоемов и типах биоценозов, их населяющих. В ходе экскурсий на водоем ребята приобретают конкретные навыки сбора гидробионтов, учатся работать с приборами и оборудованием, а также знакомятся с основными представителями водной фауны Пустынских озер.

II. Гидробиология и зоология беспозвоночных для младших школьников

Второе занятие у младших групп посвящено обзорной сухопутной экскурсии в окрестности биостанции. Ребята получают общую информацию о беспозвоночных животных , их многообразии, особенностях биологии, учатся узнавать основные отряды насекомых, находить следы их жизнедеятельности.


Курс эволюционной генетики и социобиологии.

В ходе занятий школьники получают представление об организации эволюционного процесса в окружающей природе на основе представлений о существовании репликаторов, представленных в естественной среде генами, в искусственной среде мимами. В ходе первых занятий учащиеся получают базовый материал о структуре биологии как науки, о строении генов, организации ДНК в клетках, получают представление о том, что такое система, отрицательная обратная связь, информация и способы ее передачи. Кратко даются представления о развитии жизни на земле, о развитии различных идей и технических решений при эволюции человеческого общества. Акцентируется внимание на сходстве решений, принимаемых природой и человеком на основе данных бионики.
При реализации курса упор делается на идею Р. Докинза о "эгоистичном гене". Рассматривается приложение теории игр к идеям эволюционной генетики и социобиологии. Рассматриваются примеры.
Курс рассчитан на старших школьников, адаптирован с рассчетом на уровень знаний и представлений учеников общеобразовательной школы.


Лего-Лого Центр


В ходе экологической смены в Пустыни традиционно проходило знакомство школьников с основами конструирования в среде конструктора Лего. В качестве учебных моделей для освоения языка TC-Logo были использованы:

Модель стиральной машины.
Мотор машины управляется при помощи нескольких световых сенсоров.
Один из них имитирует включающий тумблер на самой машине.
Второй - дистанционное включение.
Текст управляющей программы.
Колесная машина, управляемая двумя независимыми моторами.
Для управления использовались два отдельных световых сенсора, либо клавишы клавиатуры.
Текст управляющей программы
Эта же колесная машина была использована для создания модели, реагирующей на столкновение в предметом.
В передней части модели был установлен датчик на соприкосновение.
Текст управляющей программы
Измеритель роста.
При работе с моделью измерителя роста основное внимание было уделено работе с датчиками - мы экспериментировали с постановкой датчиков на свет и соприкосновение. Кроме того, необходимо было выбрать единицу измерений, которая бы не зависила от мощности мотора.
В качестве такой единицы мы выбрали переход между светом и тьмой.
Текст управляющей программы


Сексология

На этих занятиях дети получают информацию об анатомии и физиологии репродуктивной системы человека, о том, как протекает беременность и роды, о современных средствах контрацепции, их достоинствах и недостатках. Курс также затрагивает психологические и физиологические проблемы подросткового возраста. Занятия проходят в форме лекций и бесед в теплой и дружественной обстановке, с использованием иллюстративного материала. Дети имеют возможность задать все интересующие их вопросы в устной или письменной форме.


Психологический центр

Курс конструктивной психологии базируется на теории персональных конструктов. Целью курса является развитие у учеников исследовательского отношения к миру собственных эмоций. Психологический центр продолжил работу над проектом "Обмани своего школьного психолога", который был начат в июльской смене МДКЦ в Переславле-Залесском

В проекте принимали участие две группы школьников. Первая группа в возрасте 10 - 11 лет. Вторая в возрасте 14 - 15 лет. Группы отдельно слушали лекции об основах интерпретации проективного рисунка. После лекций участники проекта специально готовили рисунок для:


Проект "Десять"

В проект "10" продолжено создания фантастического мира из пластилиновых скульптур, начатое в в июльской смене МДКЦ (в Переславле)

Художественная студия

В ходе занятий ученики писали акварели на природе, ставили театральные постановки, готовили сьемки видеофильма.


Индивидуальные учебные работы студентов

В лагере кроме посещения запланированных учебных занятий ребята выполняли индивидуальные работы. Цели: развивать познавательную активность школьников, способствовать развитию умений и навыков самостоятельной работы.

Было предложено шесть тем:

  1. Видовое разнообразие растений семейства сложноцветных
  2. Ядовитые растения Пустынского заказника
  3. Лишайники и их роль в природе
  4. Определение витамина С в плодах растений
  5. Фауна и флора прибрежной зоны Пустынских озер
  6. Пернатые Пустынского заказника

В процессе работы школьники получали информацию об объекте своего исследования, на экскурсиях знакомились со средой обитания изучаемых объектов, в лабораториях приобретали навыки работы с определителями и осваивали элементарные методики по изучению растений и животных, учились оформлять свои мысли в научный отчет, грамотно строить свое выступление на конференции.

Результаты работ:


Мим - аналог гена в искусственной (культурной) среде. Единица имитации. К ним относятся идеи, песни, верования, технические решения и т.д., копирующие сами себя.
Управление моделью стиральной машины
TO STIRKA

TTO "A 
LISTENTO [6 7]
IFELSE  OR (FIRST SENSOR?)(LAST SENSOR?) [ON]
[OFF]
STIRKA
END


Управление колесной машиной при помощи световых сенсоров

TO CONTROL

LISTENTO [6 7]
IF AND (FIRST SENSOR?)(LAST SENSOR?) [VPERED 5]
IF AND (NOT FIRST SENSOR?)(LAST SENSOR?) [NALEVO 5]
IF AND (FIRST SENSOR?)(NOT LAST SENSOR?) [NAPRAVO 5]
CONTROL
END

TO VPERED :NUM
TTO [A B] SETPOWER 5 SETEVEN ONFOR :NUM
END

TO NAZAD :NUM
TTO [A B] SETODD ONFOR :NUM
END

TO NALEVO :NUM
TTO "A SETODD
TTO "B SETEVEN
TTO [A B] ONFOR :NUM
END

TO NAPRAVO :NUM
TTO "B SETODD
TTO "A SETEVEN
TTO [A B] ONFOR :NUM
END


Программа передвижения машины под контролем датчика на соприкосновение

TO CONTROL2

LISTENTO "6 [IF SENSOR? POVOROT]
VPERED 5
CONTROL2
END

TO POVOROT
NAZAD 5 
RUN ITEM 1 + RANDOM 2 [[NALEVO 20][NAPRAVO 20]]
END


Измеритель роста

TO DOWN

MAKE "NUM 0 
TTO "A SETEVEN
DOWN1
END

TO WHEN :Q :TEMPLATE
IF RUN :Q [STOP]
RUN :TEMPLATE
WHEN :Q :TEMPLATE
END

TO UP
MAKE "NUM 0
TTO "A SETODD
UP1
END

TO UP1
LISTENTO "7 IF SENSOR? 
[TTO "A SETEVEN ONFOR 5 PR SE "UP= :NUM STOP]
WHEN SEN? [TTO "A ONFOR 1]
MAKE "NUM :NUM + 1
UP1
END


TO DOWN1
LISTENTO "7 IF SENSOR? 
[TTO "A SETODD ONFOR 10 PR SE "HEIGHT= 21.48 - (:NUM / 16.8) STOP]
WHEN SEN? [TTO "A ONFOR 1]
MAKE "NUM :NUM + 1
DOWN1
END

TO SEN?
LISTENTO 6
IF SENSOR? [OP LIST "NOT "SENSOR?]
OP "SENSOR?
END

Пустынская летняя экологическая школа. 1 - 16 Августа 1996 года