In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         ASCII

Сервер по Интегральной Йоге

Сатпрем 1976 "Мать или Новый Вид", Глава VI


Web-Server for Integral Yoga

Satprem 1976 "Mother or The New Species", Part VI


VI

ВУАЛЬ

Это изменение в нашем восприятии материи, будь то внезапное или постепенное, индивидуальное или более общее, должно обязательно последовать за изменением нашего обращения с материей. Громадное изменение. В конце концов, нет сущностной разницы между обезьяной, перегрызающей лиану своими зубами, и человеком, валящем дерево с помощью бензопилы: оба они используют механизм. Только человек использует более совершенный механизм. Разница может оказаться громадной в своих последствиях, но, в сущности, это интеллект "применяет" себя к материи и вырабатывает все более и более совершенные средства или инструменты: мышечную руку или электронные щипцы. Материя остается той же самой, мы только вторгаемся в нее более или менее здравомысленно или используем некоторые ее силы, задействованные при помощи более сложной машинерии. Мы полностью и совершенно являемся наследниками обезьян, за исключением той иллюзии, которая заставляет верить нас в свое превосходство, которое, однако, разрушается под самим весом грандиозной Машинерии, изобретенной нами. Даже в структуре наших тел нет существенной разницы: физиологическое функционирование нашего организма и организма обезьяны идентичны, за исключением того, что наше ощутимо подорвано как раз тяжестью всей чужеродной машинерии. Мы выросли чуть более разумными (я готов был сказать, стали супер-обезьянами). Мы говорим о сверх-человеке, но давайте подумаем, где же просто человек?

Следующее эволюционное "ответвление" будет радикальным, то есть, оно полностью выведет нас из состояния обезьяны, хотя бы и "улучшенной", и приведет нас к... возможно, к настоящему человеку.

 

Супраментальное творение

Человек являет улучшение методов обезьяны. Следующий человек будет человеком без методов. Будет лишь один "метод", как всегда, и этот метод - сознание. На самом деле вся вселенная никогда не была чем-то иным, как "методом" сознания, или, скорее, фактом сознания, который как-то от нас сокрыт той заменой сознания, которое мы называем разумом. Перестав понимать и видеть фундаментальный ход вселенной, мы стали прибегать к различным приборам, инструментам, приспособлениям и различным очкам, чтобы внешним образом иметь дело с тем, к чему мы больше не можем прикоснуться напрямую через сознание, то есть "от сознания к сознанию". Даже ребенок может понять это. В любом случае, маленькая Мирра очень хорошо понимала это. Она понимала стремление растения, движение животного или вибрацию камня; ее сознание прикасалось к тому же самому сознанию повсюду Ч конечно же, потому что существует только сознание! Мы достаточно хорошо можем понять друг друга через сознание и в сознании, будь то на расстоянии десяти тысяч миль или в той же самой комнате, как если бы не было разделения. И на самом деле нет разделения... кроме как в наших умах, маленьких мозгах, которые вдруг подумали, что они более разумны, чем все маленькие клетки во вселенной. Как бы там ни было... Разум был необходимой ступенью в эволюции. И мы можем даже подумать, что вся эта эволюционная работа была направлена просто на то, чтобы сочинять венгерские рапсодии или посылать бравых ребят на луну!... У нас такое бедное представление о нашем будущем. Все же, если бы мы только могли как-то яснее понять работу по соз данию следующего существа, то, возможно, это помогло бы нам выполнить ее. Это поистине милость Матери и Шри Ауробиндо: помочь нам увидеть наше собственное будущее. Лес грандиозен и кажется грандиозным, и мы не знаем, когда доберемся до другого конца, до полной супраментальной Амазонии, но знание того, что нас ожидает в конце, может помочь нам пройти через лес быстрее. То, чего нам все время недостает, это видения; мы не можем осознать то, что не видим, оно не существует для нас, оно в забвении. Но как только мы можем хотя бы немного воспринять вещь в нашем сознании, это как если бы был наведен первый мост, и тогда средства вырабатываются почти автоматически, почти неизбежно, можно было бы сказать. Чудо пионеров Ч это вырвать новое видение из кажущегося "ничего".

Теперь нам предоставлено видеть и выращивать это новое видение в нашей собственной субстанции Ч но тогда, возможно, оно растет само по себе. Так что, давайте просто скажем: помочь ему расти быстрее.

В видении 3 февраля 1958 г. на борту "супраментального корабля", который являлся образным представлением следующей материи, настоящей материи, сознательной материи Ч были некоторые очень интересные детали, которые постоянно повторялись. Была единая субстанция для всего Ч будь то объекты на борту корабля, сам корабль или даже высокие существа на берегу. И, действительно, даже с научной точки зрения очевидно, что материя является единой субстанцией: только мы наложили различия в коже или галстуках и религии на нечто, что движется или должно двигаться как единое целое (и все "скрипит" как раз из-за того, что не движется как единое целое; материя загромождена, отвлечена и искажена всеми путающими различиями в галстуках или в "том, чем вы должны быть" Ч и разложена по "ящичкам", без малейшего сообщения). Марксисты очень ясно видели ложность деления и разделения, вот почему мы говорим, что они были ближе к смыслу эволюции, чем изрядное число духовных людей, искавших воссоздания единства на небесах, в облаках, или идеалистов, произносивших пышные речи о единстве, которые, однако, оставались безрезультатными, потому что единство они искали или пытались установить в разуме, где единства не может быть: оно может и должно быть в материальной субстанции Ч а ошибкой марксистов было считать, что это единство может быть достигнуто по образу сверх-обезьян, внешними средствами и репрессивными методами, и социальной машинерией. Мы вечно разводим повсюду машинерию. Единство может существовать лишь на у ровне сознательной материи, потому что только эта вещь ОДНА во всем мире.

Но материя должна стать сознательной, или, скорее, это мы должны снять с нее то, что препятствует ей быть сознательной или что препятствует нам воспринимать ее сознание и должным образом с ним обращаться.

Теперь же эта единая субстанция во всем изменяла качество вибрации в соответствии с потребностями или окружающими условиями; казалось, что у высоких существ на берегу нет скелета и что они могут принимать форму в соответствии со своими нуждами; и даже на борту корабля, когда нужно было какое-то изменение, оно вырабатывалось не какими-либо искусственными или внешними средствами, а через внутреннюю операцию, через действие сознания, которое придавало субстанции форму или видимость Ч жизнь творила собственные формы. Это совершенно новое явление, и чрезвычайно логическое, можно сказать, Ч естественное. Вместо того чтобы рисовать картину, имитировать видение, передавать вещи при помощи молотка и резца, просто видишь: сделано так, как увидено. Творит именно видение. То, что происходит здесь в сознании, автоматически передается в субстанцию "там", потому что это то же самое сознание, та же самая сознательная субстанция, которая формируется в соответствии с частными нуждами, чувствами или действиями. Неизменно новая, обновляющая и возобновляемая жизнь, которая не заключается в какую-либо форму, кроме красоты, которая меняет и развивает и непрестанно переделывает себя. Единственный предел работы этой новой субстанции Ч это предел нашего собственного качества видения и сознания. То есть, здесь уже никого не обманешь; если ты серый, то излучаешь лишь серость, и нет способа "сгладить" эту серость каким-либо галстуком, университетскими степенями или счетом в швейцарском банке Ч каждый полностью отражает самого себя. Мир, который мы создаем Ч это точная копия качества нашей души. Средства, находящиеся в нашем распоряжении, находятся в точном соответствии с силой "излучения", как обычно. Иными словами, настоящий мир Ч на этот раз. Вот почему Мать говорила, что супраментальный мир явится совершенной иерархической манифестацией, спонтанной, сущностно верной Ч и без какого-либо принуждения Ч где каждый будет осознавать собственное совершенство. Какое принуждение? Каждый являет собственное принуждение! И тогда спонтанный позыв каждого из нас будет состоять не в том, чтобы приобрести ложные внешние средства, ложные силы и ложные заменители сознания, а расти внутренне, совершенствовать себя внутренне, развивать качество и силу излучения, чтобы нескончаемо переформовывать жизнь и окружающую обстановку, растущие вместе с нашим собственным видением. Мы отличаемся друг от друга качеством души или, давайте скажем, качеством нашей вибрации и диапазоном ее излучения.

Ведь Сверхразум Ч это не среда, где все похоже друг на друга. Здесь, в ложной материи, управляемой разумом, мы постоянно путаем тождество с однообразием, мы сводим настоящее и сущностное тождество к механическому, подрезанному и стереотипному равенству. Но это ужасная карикатура. Ведь мы знаем лишь один способ создания тождества, который заключается в том, чтобы свести все к наименьшему возможному знаменателю: Те, чьи головы возвышаются над общим уровнем, вынуждены их пригнуть, а те, кто слишком малы, вынуждены вытягивать шеи. Но это не сулит ничего хорошего, Ч сказала она просто. Самим законом мира является закон тождества в разнообразии. Никакие две ветки одного и того же дерева не похожи друг на друга. Но тождество не заключается во внешнем выражении или поведении: оно находится в сознании и субстанции. Но поскольку мы не осознаем настоящее сознание, не живем в настоящей субстанции, то вынуждены постоянно использовать ложные средства, чтобы воздействовать на ложную субстанцию и ложную жизнь Ч так что все ложно, все мгновенно фальсифицируется. Мы фабрикуем средства из-за неспособности быть, выдумываем правила из-за неспособности быть, механизируем вещи из-за неспособности схватить настоящий Механизм мира. Тогда как в настоящем тождестве Ч супраментальном Ч супраментальном сознании и субстанции, все является бесконечно меняющейся игрой одной и той же вещи. Так что эта единая вещь никогда не соревнуется сама с собой, не больше чем чья либо нога сор евнуется с его же рукой. Это одно единое тело в бесконечном разнообразии. Как вы представляете себе супраментальную жизнь? Ч спрашивала она детей. Как рай, в котором каждый будет делать одну и ту же вещь тем же самым образом? Каждый станет ангелом, играющим на арфе?... Это был бы ужасный мир! В супраментальном мире никому не нужно быть похожим на другого, и никому не нужно быть лучше своего соседа или иметь больше, чем сосед! Каждый является собственной моделью и имеет совершенную и полную радость выражения того, чем он является: быть самим собой Ч это его радость, очень просто, но поскольку это настоящий мир, а не "окаменевший", то каждый также осознает, что совершенство может расти, красота может расти, видение может расти, радость может расти и что существует вечно расширяющийся способ выражать ту частную моду бытия, который каждый представляет во вселенской тотальности, обладая в то же время сущностным восторгом всего во вселенной, потому что это мир, где все конкретно ОДНО... И остается множество вещей для открытия, что невообразимо для нашего теперешнего понимания.

И, наконец, наш ложный мир поглощается средствами, требуемыми для жизни. Мы вовсе не живем. Мы тратим свое время на изобретение попыток прожить иллюзорную жизнь, которой никогда не жили! Мы делаем это, чтобы иметь то. Никто не живет спонтанно, в собственной непосредственной реальности; мы постоянно ожидаем нечто, что как бы откладывается напоследок, всегда "на потом", "когда-нибудь", в будущем где-то. Искусственность пожирается искусственностью. Процесс поглощает сам себя. Наиболее существенная разница между нашим миром и супраментальным миром (и лишь после того, как я сознательно побывала там, с сознанием, которое обычно действует здесь, стала я осознавать эту грандиозную разницу) заключается в том, что все здесь, за исключением того, что происходит очень глубоко внутри, кажется мне абсолютно искусственным. Ни одна из ценностей обычной, физической жизни не базируется на истине. Точно также, как мы приобретаем ткань и шьем из нее одежду, которую затем носим, точно также, чтобы питаться, мы берем пищу "извне" и засовываем ее внутрь наших тел Ч ведь во всем наша жизнь искусственна. Настоящая, искренняя, спонтанная жизнь, как в супраментальном мире Ч это появление вещей через действие сознательной воли, силы над субстанцией, которая лепит субстанцию в соответствии с тем, что мы ожидаем от нее. И тот, кто имеет силу и знание, может иметь то, что хочет, тогда как тот, кто их не имеет, не может использовать какие-либо искусственные средства, чтобы получит то, что хочет. В обычной жизни ВСЕ искусствен но. В зависимости от прихоти рождения и обстоятельств, ты занимаешь более или менее высокое положение или ведешь более или менее комфортабельную жизнь, не потому что это спонтанное, естественное и искреннее выражение твоей моды бытия и внутренней потребности, а из-за фортуны жизненных обстоятельств, приведших тебя в контакт с теми вещами... это абсурдный мир, потому что он искусственный. Любой идиот имеет больше силы, если у него есть средства достать необходимые искусственные приспособления. Тогда как в супраментальном мире чем более ты сознателен и чем больше ты находишься в контакте с истиной вещей, тем больше у тебя власть над субстанцией. Эта власть является настоящей властью. Если ты хочешь одежду, то должен обладать силой сделать ее, настоящей силой. Здесь, на земле, ни в одном из миллиона случаев власть не является выражением чего-то истинного. Все колоссально глупо.

Как верно!...

И само тело становится настоящим телом.

Тело даже принимает формы или оттенки или свето-тени, отражающее наше настоящее внутреннее движение; мы не можем притворяться и являемся тем, чем являемся. Но мы можем также меняться в зависимости от "тональности", состояния сознания или того, что мы встречаем. Могут быть дни, когда мы подобны птице-лире, в другой день мы можем струиться как серебряный каскад, или быть в плохом настроении... тогда мы просто не существуем. Бесконечно текущий мир, как живая музыка, выражающая меняющиеся тональности вечной души. Спонтанная иерархия света и красоты.

И больше нет смерти. Ведь умирает лишь то, что несознательно, что лишено внутреннего света. Наш мир отраженного света является смертным миром. Тогда как там свет внутри: сознательна сама субстанция, и она излучает свет собственного сознания. И как может свет перестать когда-либо быть светящимся!

Нечто в нашей теперешней материи затмевает истинный свет материи - что это?

Вуаль смерти над... нечто.

Возможно, мы уже поднырнули под эту вуаль?

Тогда остается установить связь с тем, что находится по ту сторону.

Пересечь вуаль смерти.

 

Мистерия

Странно, это даже очень загадочно и, вероятно, составляет саму суть мистерии, но кажется, что существует два возможных и все же почти полностью различных способа задействовать переход от этого темного тела к новому телу, от этой ложной и темной материи к истинной и сознательной материи Ч что Шри Ауробиндо называл "трансформацией". Может быть, эти способы не противоречат друг другу, возможно, они дополняют друг друга и где-то пересекаются. Если бы мы могли определить их или ясно их видеть, то значительная часть мистерии была бы приоткрыта. Но, прежде всего, это не арифметическая задачка, которую можно решить, подумав; это вовсе не ментальная проблема Ч мы можем постичь ее ментально, но не на этом уровне она реально видима: именно в теле, там, где происходит переход, находится тот уровень, который мы должны понять. Это ли темное тело, это ложное тело, как обычно, собирается постепенно стать "разблокированным", освещенным, проясненным и озаренным в ходе эволюции? Или же это настоящая Материя, которая на самом деле уже существует, собирается выйти вперед, соединиться с той "старой" материей и заместить ее в ходе некого процесса, который сейчас может показаться нам непостижимым, но, возможно, он чрезвычайно простой, почти мгновенный, как поднятие занавеса: некое изменение в сознании или изменение материального видения, нечто столь же радикально отличающееся, как видение бабочки отличается от видения гусеницы... В каком направлении будет развертываться это явление: от нас или к нам? Будет ли это эволюцией или раскрытием? В о пределенном смысле вся эволюция есть раскрытие нечто, что уже содержится в семени. Но это раскрытие происходит медленно и кажется, что оно занимает собственное вечное время, чтобы перейти от одной формы к другой. И что это за "форма", в конце концов? Форма является определенным выражением сознания, определенной модой бытия, и шаг за шагом мы идем к более широкому, более полному сознанию. Да, должен наступить некий момент, должно быть достигнуто некое "место стыковки" в эволюции, когда подходишь к "верху" того тотального сознания, когда оно готово воплотиться в достаточно утонченной материальной форме, подготовленной тысячелетиями эволюции Ч когда, короче говоря, является значимым больше не вопрос изменения формы, а вопрос изменения сознания. Поэтому проблема заключается в том, чтобы узнать, позволит ли старая утонченная форма проникнуть этому сознанию, будет ли допущена эта старая темная "матрица", будет ли она "трансформирована" или... Здесь кроется тайна. Или что? Или само сознание непосредственно произведет новое тело?... Это кажется грандиозным заявлением. Все же, всегда именно так вещи "просачивались" в эволюции: изменение формы всегда вызывалось изменением в сознании Ч именно потому, что нечто в клеточном сознании рептилии было пробуждено к новой необходимости, именно из-за этого происходило изменение в материи. И это также является ключом к новому переходу. Мать ясно это сказала: Настоящая трансформация Ч это трансформация сознания, все остальное последует автоматически. Шри Ауробиндо сказал то же самое в "Жизни Божественной":... Само сознание собственной мутацией вызовет необходимую мутацию в теле. И это не вопрос перехода к другой высшей форме той же самой темной материи, а к другой материи, возможно, той же самой, но не затемненной... сознательной. Так что опять же вся проблема заключается в том, будет ли это постепенная трансформация одного в другого или же растворение, можно было бы сказать, затемняющего момента? И что затмевает Ч какой элемент? Если бы мы знали, то вся проблема, вероятно, была бы решена Ч вот что начало постепенно вырисовываться в ее теле несколько месяцев спустя. Но, в любом случае, именно изменение сознания производит новое тело, будь то путем медленного процесса прояснения или через внезапное развуалирование. И, вполне возможно, что эти два процесса пересекаются или накладываются друг на друга в некоторой точке, так что сначала должна быть достигнута некоторая степень внутренней ясности или должен быть преодолен некий порог, прежде чем может быть отброшена темная вуаль ложной материи. Но может ли она быть отброшена в единственном индивиде, не будучи сброшенной со всей земли? Это еще один вопрос. Материя ЕДИНА Ч мы постоянно забываем это.

Все вращается вокруг этой точки: действительно ли это другая материя, неизвестная, не воспринимаемая нашими грубыми чувствами, или же это та же самая материя, только проясненная и трансформированная? В одном случае мы находимся в сверхъестественном (или, в любом случае, в другой разновидности естественного) тогда как в другом это развертывание логической эволюции (или это нечто, принадлежащее будущей логике). Лично я полагаю, что это та же самая материя, только по-другому воспринимаемая Ч но, прежде чем достичь порога "другого восприятия", требуется существенное изменение в нашей телесной субстанции "улучшенных обезьян". Что означает, что и здесь два процесса перекрываются. И что подразумевает этот порог другого восприятия? Когда мы воспринимаем нечто по-другому, мы воздействуем на него по-другому (микроскопы свидетельствуют об этом, они уже в значительной степени изменили нашу взаимосвязь с материей); если мы воспринимаем материю по-другому, то и воздействуем на нее по-другому Ч но те, кто не имеют того же восприятия, не видят ничего, поскольку для них материя является той же самой темной вещью. Другими словами, с внешней точки зрения, мы очень даже могли бы по-прежнему относиться к материи, но имея другую связь с той же самой материей, имея связь, не воспринимаемую остальными. Есть разграничительная линия, стена восприятия, которая должна быть преодолена. Все же есть тот же самый мистический переход, который, по-видимому, должен иметь отношение к коллективному переходу, коллективному восприятию. И что произойдет со с тарым телом, когда оно достигнет точки другого восприятия? Но как оно может видимо измениться, когда это "видимо" и есть то, что составляет наше ложное восприятие, наше старое восприятие материи? Или же, развив свое новое восприятие, возможно, даже создав новое тело, позволяя тем самым появиться новой материи (невидимой для нас), старое тело отпадет, и его назначение будет выполнено? "Исчезаешь" в настоящей материи. Тогда останется только новое тело, которое станет видимым для всех лишь тогда, когда все равным образом пройдут через стену восприятия и сформируют и освободят в себе настоящую материю, которая явится следующим телом. Следовательно, поистине будут два мира, один внутри другого, континент внутри континента; оба равным образом материальны, но один оставлен позади, мы могли бы сказать, он устарел, окостенел, просто подвешен, а другой развивается под старой коркой.

Вот насколько можем мы продвинуться ментально. Теперь нам остается взглянуть на эволюцию этого процесса в Матери, в переживании ее тела, во плоти. Некоторым образом ее тело было телом-свидетелем мира, эволюционным тиглем, живым примером того, что может прийти на смену Ч что, возможно, поможет нам совершить переход. Она открыла нам переход в собственном теле.

Определенно, Лес Матери очень загадочен. Она сама раскрывала тайну, мало-помалу Ч она сама не знала, сколь бесконечно загадочен этот лес, когда отправлялась в путь. Уже в 1958 году, после переживания супраментального корабля, она сказала детям: Когда я приглашала вас в путешествие в неизведанное, в это приключение, то сама еще не знала, сколь верными были мои слова, но могу обещать тем, кто готов отправиться в путешествие, что они сделают очень интересные открытия.

И это было только начало.

 

Улучшенное тело

Короче говоря, тело должно позволить появиться настоящей материи. Тело является эволюционным инструментом, средством, мостом. Оно должно создать "недостающее звено". Другими словами, до определенной точки оно должно оперировать в этой ложной материи, как она есть Ч или, по крайней мере, какой она кажется Ч как тело живет, чувствует и воспринимает материю; затем наступает момент, когда тело начинает воспринимать по-другому, и методы его действия меняются или должны измениться. По крайней мере, мы так предполагаем. Первая часть этого курса, которая кажется нам наиболее конкретной, потому что еще лежит в старой известной материи, является лишь подготовкой для совершения другой совершенно таинственной вещи, предлогом или средством достижения другого восприятия. Так или не так в действительности обстоит дело, мы на самом деле не знаем, ведь мы еще ничего не знаем: мы поймем процесс лишь тогда, когда мы, или одно существо, достигнет конца. Пока мы не достигли конца, мы не можем сказать, на какой стадии мы находимся. ПРИНИМАЕТСЯ В РАСЧЕТ ЛИШЬ КОНЕЧНАЯ СТАДИЯ. Так что лишь тот, кто придет через несколько сот или тысяч лет, сможет сказать, оглядываясь назад: была такая и такая стадия, такая и такая реализация... Это будет историей, исторической ретроспект ивой событий. До этого мы все еще в движении и в работе. На какой мы стадии и как далеко сможем мы пройти? Лучше не спекулировать слишком много на этих вещах, потому что это тормозит тебя и препятствует должной работ е. Лучше думать о работе и ни о чем более. Значит, это тело должно стать сначала более утонченным, более светлым, очищенным, и даже расширить свои ограниченные материальные восприятия, избавиться от своих старых животных привычек, выплыть из старой смертной рутины: должно возникнуть улучшенное тело.

Это ясное и простое фундаментальное Направление для плавания в неизведанном дано Матерью в нескольких словах: Это в направлении совершенного подчинения материи Сознанию. Она сказала мне это в 1973, так что это было нечто ясно виденное, виденное на опыте. Здесь чисто физическая дисциплина гимнастики, спорта и т.д. может играть важную роль, вот почему такое внимание она уделяла физическому воспитанию в Ашраме. Может также помочь более полное физическое мастерство хатха-йоги Ч все средства хороши. Но, в действительности, микроскопический, ненавязчивый метод занятия определенной "позиции" по отношению к тысяче обстоятельств повседневной жизни является чрезвычайно богатым и фактически бесконечным источником для развития материи; мы уже говорили об этом, но это стоит повторять из-за нашей вынужденной потребности механизировать все, что мы делаем, заставлять все проходить через некий механизм - включая даже механизм трансформации! Всякий раз, когда нам удается внедрить в жест хотя бы немного сознания, мы ближе к цели, чем если бы за два часа мы подняли тысячи фунтов тяжести и затем любовались бы в зеркале за развитием своих мускулов Ч следует развить мускулы именно материального нашего сознания. И это можно делать, даже чистя зубы.

Таким образом, перед нами открыто грандиозное поле возможного развития. В анналах истории почти всех стран хранятся записи подлинных экспериментов, и если они кажутся исключительными, то эта исключительность может быть обобщена, это вопрос тренировки: контроль над функциями витального тела, над дыханием и сердцебиением; контролируемое распределение энергий во всем теле, концентрация энергий в одной точке, приостановка энергетического обмена, совершенный покой в трансе (или йогической каталепсии), возобновление энергетики путем черпания из вселенского источника как через нечто подобное осмосу, или же, что еще лучше, черпание энергии из неистощимых регионов высшего сознания, и так далее. Все эти приемы естественным образом ведут к первой сущностной необходимости трансформации: к иммунитету к заболеваниям и к продлению жизни по желанию, ведь весь процесс трансформации потребует, по-видимому, значительного времени, просто для того, чтобы добраться до стартовой точки.

Наряду с этим может помочь другое важное достижение, которое начинает коренным образом изменять перспективы тела и может в тысячи раз ускорить процесс трансформации: это открытие центров сознания или чакр, являющихся "передаточными станциями" вселенских энергий через различные планы нашего тела. В действительности, наши физические органы и разнообразные сплетения являются грубым выражением или материальными представлениями этих центров энергии. Вообще, все те тонкие струйки энергетических потоков, проходящие через эти полуоткрытые центры, совершенно необходимы для рутинных функций нашего животного тела. Но если эти центры открылись, то больше нет пределов развитию тела, как заметил Шри Ауробиндо в "Супраментальной Манифестации на Земле". Новые силы, как и новые вселенские Ч или, в любом случае, мировые Ч средства связи затем появятся в этом маленьком теле, с этого момента уже связанного через свои центры со всеми возможными уровнями вселенской Энергии и Сознания; расстояния упразднены, видение распространяется повсюду, восприятие достигает всего; манипуляция энергиями и средства действия также простираются повсюду; даже функционирование органов может тогда измениться. Ведь очень может быть, Ч говорит Шри Ауробиндо, Ч что эволюционное побуждение дойдет до изменения материальной работы самих органов и их использования, и значительно уменьшит необходимость их инструментария или даже их существования. Центры сознания прольют свою энергию в материальные нервы, спл етения и ткани и распространят ее по всему материальному телу; вся физическая жизнь и необходимые ее действия в этом новом существовании могли бы поддерживаться и быть задействованными этим внешним агентом более свободным и широким путем и менее обремененным и ограниченным методом. Это могло бы зайти так далеко, что эти органы могли бы перестать быть совершенно необходимыми и даже ощущаться как нечто препятствующее: центральная сила могла бы использовать их все меньше и меньше и, в конечном итоге, полностью от них отказаться. Если бы это произошло, то органы эти могли бы просто атрофироваться, быть сведены к несущественному минимуму или даже исчезнуть. Центральная сила могла бы заменить их на тонкие органы самого различного характера или, если будет требоваться нечто материальное, на некие инструменты, которые явились бы скорее формами динамизма или пластическими передатчиками, чем тем, что мы знаем как органы.

Таково улучшенное тело.

 

Точка прорыва

Все это возможно... на шкале столетней эволюции. Субстанция становится более утонченной, и новоприобретенные характеристики могут передаваться по наследству Ч нескончаемая история, та самая, которую мы болезненно переживали веками. В результате этой работы мог бы возникнуть некий супермен, не такой, каким мы его себе воображаем, с большим мозгом или даже большими мускулами, а с сознательным телом, бесконечно восприимчивым ко всем вибрациям мира, нагруженным тождеством, купающимся в тождестве, контролирующим силы и способным направлять поток силы в любую точку мира, чтобы лечить и помогать менее развитым братьям, чтобы влиять на обстоятельства, манипулируя вибрациями, которые создают эти обстоятельства, и внести немного порядка в этот болезненный хаос. Мы могли бы позавидовать этим достижениям, и действительно возможно, что частично вещи приняли бы такой оборот, потому что все возможно, и мы можем ожидать всевозможные промежуточные переходы, как это и было в каждой эволюционной фазе. Природа пытается сначала с одной формулой, затем с другой Ч тысячи формул со своей модельной глиной Ч и она производит всевозможные промежуточные формы, которые выживают или исчезают, расцветают или закладывают основу для другой, более законченной, лучше приспособленной формулы, пока она не достигнет того особенного перехода: Я думаю, Ч говорила Мать детям, Ч что все возможности предсказуемы и что всякое искреннее стремление и полное посвящение даст свой результат, и что люди, сре дства, переходы, трансформации будут неисчислимыми в их природе Ч вовсе не так, что вещи будут делаться каким-либо одним особенным образом, а не другим.

Все же, этот "лабораторный" сверхчеловек, сколь усовершенствованным он бы не был, будет иметь то же самое старое тело, только улучшенное, которое все еще будет продолжать умирать подобно всем животным телам, даже сели оно ухитрится отчасти продлевать свою жизнь почти по желанию или умирать почти по желанию Ч потому что мир будет все еще в лапах Смерти, корень Смерти будет все еще там, неизменным, мы только обретем силу как-то обманывать Смерть... на время, пока некий непредсказуемый крючок не вонзится нам в пятку на берегу маленькой реки. В действительности, этот "завидный верх" выглядит скорее как некое раздутие человека Ч а Природа редко когда стремится бесконечно раздувать один и тот же вид Ч нечто подобное космической конечной точке старой аристотелевской прогулки; возможно, мы даже могли бы собрать вместе всех мировых идеалистов, встряхнуть их как следует и вывести идеальный вид Ч который Природа, конечно же, попытается реализовывать, потому что она очень услужлива, ведь она оказывает поддержку каждому сколь-нибудь искреннему капризу... пока. Но, на самом деле, пока есть Смерть, ничто не может быть очаровательным. Пока умирает хотя бы один человек, нечто будет немного умирать и в нас и страдать вместе. И жить триста лет в одном и том же ящике с костями... ради чего? Из-за оравы детей, которых, не понятно еще, можно ли улучшить? Возможно, нам больше не будет нужно копить банковские счета и заполнять свои библиотеки, потому что, возможно, мы изобретем более справедливое социальное устройство и менее тяжел ые средства познания, чем наши мозговые библиотеки. Все это вполне возможно. Но тогда что же? Есть нечто, называемое Смертью, что подобно истоку всей отравы в мире, и кажется, что пока тот исток не устранен, мир будет снова и снова отравляться в той или иной форме, возможно, непредсказуемым сегодня образом, но, в конечном итоге, он расстроит все наше знание и всю нашу мудрость и все наши "улучшения". Гниль не может быть улучшена. Есть некое основание гнилостности мира, которое будет разлагать все, несмотря на все человеческие или сверхчеловеческие усилия, которые мы накладываем на него.

Единственной мировой проблемой является Смерть.

Это единственный корень, который должен быть вырван.

А тем временем, мы движемся кругами, все кругами и кругами, и иногда это железный круг, иногда - золотой, но мы движемся кругами, мы движемся кругами, и дети будут двигаться кругами, и внуки будут двигаться кругами Ч и это все будет и будет продолжаться. Как хорошо она сказала.

Если бы мы знали чем на самом деле является Смерть, то проблема была бы решена на три четверти, потому что мы бы знали, как с ней обращаться, вместо того, чтобы вводить пенициллин в явление, которое полностью ускользает от нас. Смерть не там, где мы думаем. Где же тогда Смерть? Где она притаилась?... Она прямо здесь, перед самым нашим носом.

Возможно, курс Матери ведет через нее.

И действительно, Мать и Шри Ауробиндо видели другой вид, другое тело, другую субстанцию Ч другой вид материи, больше не подверженный правлению Смерти. Супраментальный мир. Они видели его, он существует. Но как добраться туда?... Возможно, надо просто пройти через Смерть? Но тогда где же она? Где Смерть? Смерть не в трупе, она начинается задолго до него: она повсюду. Труп Ч это просто итог. Болезнь Ч это просто результат. И вся глупость мира, все сумасшествие мира вытекает из... нечто. Так что, в самом деле, если мы должны ждать веками и веками и улучшать улучшенное тело, чтобы достичь заветного порога и вступить в другую Материю... тогда это ужасно. Боль этого мира ужасна Ч геометрическая и катастрофическая прогрессия боли, почти столь же ужасающая, как число маленьких детей, которые все множатся и множатся по пыльным дорогам Индии. Это не возможно. Мы все чувствуем, что быстро приближаемся к точке невозможного. Нечто должно взорваться, нечто должно измениться, повернуться. Нам не нужен супермен, поистине, нам нужно НЕЧТО ИНОЕ. Нам не требуется улучшать или нормализовать нашу гнилость, нам нужно выбраться из нее, задышать другим воздухом. Но поскольку мы не верим в небесный рай, потому что эволюция не верит в небесный рай, она верит в землю Ч вот даже почему она сначала создала землю Ч нечто должно произойти в этой материи! Не через столетие, а сейчас Ч это не терпит отлагательства.

Но что?

Мы должны добраться до настоящей материи, поскольку она здесь, но что скрывает ее, что препятствует переходу?... Мы не можем больше ждать. Мы не можем ждать, когда откроются миллионы и миллиарды глаз мира, если это только вопрос изменения восприятия. Ведь кто же прочистит те миллионы глаз, которые по большей части даже не хотят прочищаться, которые даже радуются своей грязи? Мы не можем, нет, мы не можем больше выставлять нескольких элитных существ, которые служили бы примером миру Ч у нас больше нет времени! Большая вселенская Смерть стучится в нашу дверь. Удушение до крайности удушающее; почти что требуется героизм, чтобы продолжать жить в этом мире, если ты хотя бы немного пробужден. Так что же тогда? Этот вопрос почти терзающий, когда мы живем с широко открытыми глазами, с глазами, которые видят и касаются нищеты повсюду, с клетками, которые чувствуют нищету повсюду.

Но затем Мать ушла; она пыталась. Преуспела ли она или провалилась ее попытка, наша попытка, поскольку все бытие играло в клетках ее тела? Она была мировым тиглем, нашим мостом, нашим переходом через... Чего она достигла? Достигла ли она чего-то? Открыла ли она проход? Если бы мы знали это, то, возможно, это помогло бы нам полностью открыть проход: это как если бы дверь была здесь, перед нами, почти в самом воздухе, которым мы дышим, мы можем чувствовать это, и этого было бы достаточно, чтобы увидеть, где дверь. Явление должно прийти к нам; это единственно возможная надежда, поскольку ни один из миллиона не готов к тому, чтобы сделать искреннее усилие дойти до конца леса Ч даже до кромки леса Ч и все же, с нашей стороны должно быть предпринято какое-то действие, которое откроет дверь, если бы мы только знали, где она Ч если бы мы понимали, где она.

В этом смысл нашего совместного путешествия по этой книге, как через Смерть, как если бы к двери надежды для мира.

Мы должны найти дверь.

Свершится ли это постепенно или внезапно явится нечто новое? Будет ли это постепенный переход от того, чем мы сейчас являемся, к тому, к чему устремляется наш внутренний дух, или же случится прорыв...? Будет ли человеческий вид подобен другим видам, которые исчезли с лица земли?


Оглавление сервера по Интегральной Йоге

1998 март 03 вт