Образовательный проект Лаборатории дистанционного обучения
и Межшкольного учебно-производственного центра
"Искусство древнего Переславля"

Храмовая икона "Преображение"

Мастерская Феофана Грека. "Преображение"
Начало XV века. Дерево, темпера.
Собрание Государственной Третьяковской галереи
Размер файла 44 кБ.

В начале XV века для древнейшего собора Переславля Спасо-Преображенского была написана храмовая икона "Преображение", хранящаяся теперь в Третьяковской галерее. Предполагают, что создателем этого замечательного произведения живописи был либо сам прославленный Феофан Грек, либо один из его ближайших последователей.

Композиция иконы дословно передает содержание евангельского рассказа о том как Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна поднялся на вершину Фаворской горы близ Назарета и явился им преображенным: "Одежды его сделались блистающими весьма белыми, как свет". Рядом с Христом оказались пророки Илья и Моисей, и ученики Христа быи ослеплены чудесным сиянием, исходящим от его одежд. Пораженные дивным сиянием опрокинулись на землю Иаков и Иоанн. Петр в испуге простирает к Христу молитвенно воздетые руки.

Предполагают, что идейный замысел иконы восходит к учению византийского философа-богослова Григория Паломы, который объяснял своеобразную форму ореола, озарившую по евангельскому рассказу фигуру Христа, как символ троичности божества. Согласно учению Григория Паломы, иконописец размещает за спиной Христа три снопа белых лучей - символ троичности, концы которых обращены к верхнему полю иконы и в сторону распластавшихся на земле учеников; к фигурам последних он,кроме направленных вниз белых лучей, протянул голубые полосы, как бы подчеркнув тем самым природу необычных голубых пробелов, так щедро разбросанных им по всей поверхности иконы.

Таким образом, храмовая икона переславского собора была создана не только одаренным художником, но и человеком хорошо знакомым с существом труднодоступных для простого люда богословских толкований, сумевшим в конкретных образах выразить суть популярной богословской проблемы, сделать ее понятной каждому.

Тема "Преображения" неоднократно решалась русскими мастерами XVвека, и ни один из известных сейчас памятников живописи того периода не имеет ничего общего с иконой из Переславля. Она остается единственной в истории русского искусства конца XIV- начала XV века по глубокому философскому истолкованию канонической композиции и по необыкновенному для русских произведений станковой живописи сочетанию приемеов исполнения, характерных для работ греческих мастеров, с чисто русской трактовкой ликов учеников Христа, с русскими надписями.

В силу этих противоречивых и необычных явлений исследователи древнерусской живописи долго еще будут спорить о том, кто был автором замечательного произведения: сам ли Феофан Грек, какой-либо друой греческий мастер, либо русский художник, сумевший в совершенстве постичь манеру византийских иконописцев и дерзнувший писать икону, проникнувшись духом богословских споров, не с листа, а по воображению, как это делал Феофан.