"Еще недавно старшие могли говорить: "Послушай, я был молодым, а ты никогда
не был старым". Но сегодня молодые могут им ответить: "Ты никогда не был
молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь". ... во всех частях
мира, где все народы об'единены электронной коммуникативной сетью, у молодых
людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не
будет у старших.
Маргарет Мид. Культура и преемственность
Умения читать и писать гипертекстовые и гипермедийные документы могут быть уже отнесены к базовым умениям и навыкам современной культуры. Это значит, что и осваивать эти навыки дети должны уже на начальной ступени образования.
Наши первые эксперименты по освоению детьми сетевой культуры и включению их в сетевую деятельность начались проектом Переславской Летней Информационной Школы 1996 года.Работа группы больше напоминала художественную студию, чем компьютерную лабораторию. Ребята много рисовали, сканировали рисунки и фотографии, принесенные из дома. Компьютерная среда наполнялась знакомыми предметами, становилась более домашней.
Так появилась идея интернет студии, как места, где школьники активно
осваивают сетевую грамотность и сетевую культуру, путешествуя по сети и
создавая собственные странички. Эта идея была реализована в июле 1997 года в
летнем лагере
начальной школы "Почемучка".
В период школы мы опробовали две модели технического оборудования студии.
Первая базировалась на использовании
нескольких персональных компьютеров с Windows-95.
Программное обеспечение - Netscape, MSWindows Logo, Photoshop, CU-See-Me.
Вторая модель базировалась на одном Unix сервере и нескольких X-терминалах.
Программное обеспечение - Netscape, ucblogo, xv, vic.
В этой более скромной конфигурации нам удалось организовать тот же
деятельностный набор необходимый для освоения сетевой культуры: путешествие
по сети, создание собственных страничек, включение в них результатов учебной
деятельности, видеоконференции.
Видеоконференция между Институтом программных систем и начальной школой была
первой для нашего города. В ходе конференции дети общались с директором ИПС
РАН, который находился от них на расстоянии 7 км.
Если вы читаете этот текст с Windows машины, то можете посмотреть
фрагменты с видеоконференции в формате vivo.
Vivoplayer для netscape можно взять здесь:
ftp://pier.botik.ru/pub/www/browsers/netscape/navigator/plugins/vivoplay.exe
В конце 1997 года в начальной школе "Почемучка" появилась постоянная
интернет-студия.
Пока это - один Unix сервер и 2 X-терминала.
Программное обеспечение - Netscape, ucblogo, Gimp, xv, vic.
Здесь дети пишут тексты, рисуют, создают мультфильмы и
программы. Компьютеры, которые находятся в студии, связаны между собой
проводами. Такой же провод соединяет эти компьютеры со специальным
компьютером-маршрутизатором, через который интернет-студия соединена со
всеми сетевыми компьютерами города и главным компьютером системы
телекоммуникаций Ботик. Главный компьютер по телефонной линии связан с
Москвой, а по спутниковому каналу с Санкт-Петербургом. Таким образом
интернет-студия начальной школы включена во всемирную телекоммуникационную
сеть.
На фотографии 1. показаны провода, которые соединяют школу с
телекоммуникационной сетью, а на
схеме 1. показана система городских
коммуникаций. В центре схемы - начальная школа "Почемучка".
Начиная знакомство с сетью мы обращаем внимание прежде всего на городские
ресурсы. Что могут увидеть дети в городской сети? Не "покидая" сервера
школы - галереи своих рисунков и
мультипликаций, красочные отчеты о летних
информационных школах
1996 и
1997. В пределах городского домена Ботик - виртуальная
детская газета
Виртушка, сетевые культурологические проекты учеников международного
детского компьютерного центра (
МДКЦ), старшеклассников межшкольного учебного
центра (МУПЦ),
студентов Университета города Переславля.
Относительно недавно на сервере Учком открылась
Детская библиотека,
где специально собраны детские тексты и проекты.
Мы
поддерживаем специальную страничку со ссылками на наиболее интересные для
младших школьников материалы, расположенные во всем мире. Однако
подавляющая часть используемых ресурсов сосредоточена внутри города.
При проблемах с внешним каналом, даже в случае каких-то проблем в городских
сегментах сети, сервер школы обеспечивает достаточно насыщенную
информационную среду.
Создавая свои личные странички дети теперь могут делать ссылки
на странички своих одноклассников, родных и близких, представленных в сети.
Если кто-то из ребят нарисовал картинку, подготовил страничку или мульфильм,
то этот результат можно увидеть и с других компьютеров, стоящих в классе.
После того, как мы помещаем этот результат в пространство всемирной паутины,
его видят не только школьники, но и папы и мамы со своих рабочих и домашних
компьютеров.
Приятно подчеркнуть, что результаты детского творчества благодаря сети
становятся доступны для просмотра и обсуждения удаленными зрителями
практически моментально. Специальный скрипт проверяет директорию творческих
работ и автоматически размещает в сети и произведения и их уменьшенные копии.
Результаты работ школьников открыты для просмотра и родители могут
отслеживать успехи своего ребенка. Кроме того, программные средства,
которыми дети пользуются в школе, так же доступны по сети и могут быть
поставлены на домашней машине. Так, мы активно используем
ucblogo (Brian Harvey) и созданный на его основе MSWindows Logo.
Домашняя страничка Brian Harvey
(bh@cs.Berkeley.EDU)
Локальные копии:
ftp://uchcom.botik.ru/pub/logo/msw32b61.exe - для Windows95
ftp://uchcom.botik.ru/pub/logo/blogo.exe - ucblogo
На сервере начальной школы лежит постепенно пополняющийся цикл уроков по программированию на Лого и
галерея анимаций и специальный
раздел
фракталов выполненных в среде Лого
Дети могут делать домашние задания дома, а затем присылать по почте или
приносить результаты в школу - они будет затем представлены на сервере.
Проект лого-анимаций носит открытый характер, мы приглашаем всех любителей
Лого присылать нам свои программы и обещаем, что они будут представлены в
виде таких вот картинок: