Это текст - краткое путешествие по следам лекции Анник Буро, прочитанной перед французской аудиторией в рамках семинара RAT в конце ноября 1997 года.
В Интернете представлены различные каталоги, галереи и музеи классического типа. Ближайший пример - Галерея современного российского медиа искусства В этом смысле Интернет является огромным каталогом и центром хранения документации. Кроме того, у этой среды есть собственный язык и свои выразительные средства.
"Произведения" (еще не искусство), написанные средствами нового языка
достаточно разнородны. Сама среда, которой они создаются быстро
эволюционирует. В данном случае для анализа интернет-произведений выделяются
семи типов:
Гипертекст - интерактивный нелинейный документ, отдельные узлы которого связаны между собой. Переход между узлами осуществляется при помощи активных выделенных участков текста (кнопок). "... в этом идеальном тексте связи многочисленны и интерактивны и ни одна из связей не может заглушить остальные, этот текст содержит целую галактику значений." (Р. Барт)
-- Grammatron
Гипертекстовый консорциум, с лозунгом - это же просто гипертекстовая водородная
бомба, брошенная на литературный ландшафт.
Гипер-чтиво по кибер-истории. Содержит огромное
количество связанных текстовых файлов - 1100, 2000 связей - "Я связываю, следовательно существую ..",
более 40 минут Realaudio, галереи образов и пр.
Достойный пример организации - в порции текста, вознивающей на экране около трети -
активная область связей. Автор и лидер проекта - писатель Марк Америка.
Ближайший переславский пример -
База знаний МЕТ
Пользователь может просматривать список метафорных схем, выбирать
ту или иную схему, далее просматривать список типичных вопросов и
типичных действий. Каждый вопрос или действие это форма представления
определенной идеи.
Автор проекта - Леонид Ованесбеков
В произведения этого типа эффект присутствия достигается за счет управления удалеными об'ектами. Это могут быть либо реальные роботы, либо вымышленные демоны.
Telegarden
"Il faut cultiver notre jardin." Voltaire
Автор - Ken Goldberg
В этом телесаду вы на расстоянии можете присматривать за цветами, при помощи
кнопок указывать роботу область, на которую хотите посмотреть, добавлять
воду ...
Shadow Server
Меняя положение испочника света можно наблюдать различные теневые-световые эффекты.
Сама форма сетевого общения становится предметом художественной игры
/\ / \ | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | :______||:_____________________________: | |/_______||/______________________________\| \ ~\ | : |:| / \ |\ | : |:| / \ | \ | :__________|:| / \ |:_\ | :__________\:| / \ |___\ |______________| / \ | \ |~ \ / \|_______\|_________________\_/ |_____________________________| / \ / \ / \ / _______________ \ / ___/ \___ \ /____ __/ \__ ____\ [3]_______________________________ \ ___| /
Ping
Автор проекта Steffen Meschkat - огромная карта из образов и ссылок, к которым зрители могут добавлять свои собственые ресурсы.
365 jours
Проект, в котором каждый день обсуждается новый вопрос - "вопрос дня". Вы можете дать свой ответ на вопрос и затем посмотреть, как на него отвечали другие.
Цепная реакция
Участники могут брать с сервера картинки,
видоизменять их и вновь возвращать на сервер. Новая картинка получает новую
отдельную страничку - такая вот "цепная реакция".
Clone Party Клонирования изображений с web-сервера и распространения их по сети. При участии нескольких радиостанций.
The multi-cultural recycler
Произведение, в которое включено множество разбросанных по всему миру камер,
которые циклически поставляют новые изображения.
WWWART AWARD
Проект Алексея Шульгина - обсуждение и награды лучшим www-проектам.
До какого-то момента можно было полагать, что художники просто реагируют
на словосочетание "искусственный интеллект". Но, тенденция крепнет.
С 1997 года английский фонд медико-биологических исследований
The Wellcome Trust
проводит
конкурс проектов Sci-Art, направленный на популяризацию научных знаний и
представление научных результатов в форме художественных произведений.
Об'единим научное и художественное озарение так, чтобы эта идея привлекла
воображение общества
DET-DIGIT-ARTHOUSE
Дет выводит на своем поле различных мутантов.
Забавно, что он называет их русскими словами - Щик, Колятка и т.д.
Ближайшие переславские примеры -
Коллекция фракталов
,
которые вполне бы могли вырастать и на морском дне.
Галерея несуществующих животных
Замечания и дополнения - pat@uchcom.botik.ru
5 марта 1998 г.
Евгений Патаракин