Встречи художников и ученых в виртуальной галерее и уголке психолога Учкома

Типология интернет-произведений

Приглашение к экспериментам

Это текст - краткое путешествие по следам лекции Анник Буро, прочитанной перед французской аудиторией в рамках семинара RAT в конце ноября 1997 года.

В Интернете представлены различные каталоги, галереи и музеи классического типа. Ближайший пример - Галерея современного российского медиа искусства В этом смысле Интернет является огромным каталогом и центром хранения документации. Кроме того, у этой среды есть собственный язык и свои выразительные средства.

"Произведения" (еще не искусство), написанные средствами нового языка достаточно разнородны. Сама среда, которой они создаются быстро эволюционирует. В данном случае для анализа интернет-произведений выделяются семи типов:

  1. Гипертекст
  2. Гипермедиа
  3. Эффект присутствия
  4. Сообщение как игра
  5. Общение - Сотрудничество
  6. Вебность
  7. Чувство сети
Кроме того, я добавил бы еще две, может быть не столь значимые категории

Гипертекст

Гипертекст - интерактивный нелинейный документ, отдельные узлы которого связаны между собой. Переход между узлами осуществляется при помощи активных выделенных участков текста (кнопок). "... в этом идеальном тексте связи многочисленны и интерактивны и ни одна из связей не может заглушить остальные, этот текст содержит целую галактику значений." (Р. Барт)

Примеры:

-- Grammatron
Гипертекстовый консорциум, с лозунгом - это же просто гипертекстовая водородная бомба, брошенная на литературный ландшафт. Гипер-чтиво по кибер-истории. Содержит огромное количество связанных текстовых файлов - 1100, 2000 связей - "Я связываю, следовательно существую ..", более 40 минут Realaudio, галереи образов и пр. Достойный пример организации - в порции текста, вознивающей на экране около трети - активная область связей. Автор и лидер проекта - писатель Марк Америка.

Ближайший переславский пример - База знаний МЕТ
Пользователь может просматривать список метафорных схем, выбирать ту или иную схему, далее просматривать список типичных вопросов и типичных действий. Каждый вопрос или действие это форма представления определенной идеи.
Автор проекта - Леонид Ованесбеков

Гипермедиа

В гипермедиа та же гипертекстовая структура содержит в узлах графику, музыку, видео и т.д.
AUER ALBUM
Музыкальный сайт (RealAudio), в котором используется метафора-пародия семейного альбома. Здесь представлены обитатели дома, про каждого от пенсионера до собаки можно прочитать краткое описание. Собака - скотч по внешнему виду, называется пуделем. По внешнему виду все напоминает одну из первых гипермедийных демонстраций - Alice in Wonderland. Авторы и не скрывают этого сходства - один из разделов WWWland содержит ссылки на работы автора Алисы.

Эффект присутствия (Телеприсутствие)

В произведения этого типа эффект присутствия достигается за счет управления удалеными об'ектами. Это могут быть либо реальные роботы, либо вымышленные демоны.

Примеры:
Ornitorrinco in Eden
Автор - Eduardo Kac
Серия проектов, стартовавшая еще в 1993 году, когда участники смотрели на мир глазами удаленного робота и управляли его действиями, используя кнопки телефонного аппарата. (Наиболее близкий пример - управление роботом принтером в ходе спектакля в проекте IMPERIA)

Telegarden
"Il faut cultiver notre jardin." Voltaire
Автор - Ken Goldberg
В этом телесаду вы на расстоянии можете присматривать за цветами, при помощи кнопок указывать роботу область, на которую хотите посмотреть, добавлять воду ...

Shadow Server
Меняя положение испочника света можно наблюдать различные теневые-световые эффекты.

The Light on the Net

Игра с сообщением

Сама форма сетевого общения становится предметом художественной игры

Примеры
Jodi играет с Интернетом, с нами и сам с собой - вываливая на экран некое ascii сообщение:
/\ / \ | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | :
   ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | | : ||: : | |
   :______||:_____________________________: |
   |/_______||/______________________________\| \ ~\ | : |:| / \ |\ | :
   |:| / \ | \ | :__________|:| / \ |:_\ | :__________\:| / \ |___\
   |______________| / \ | \ |~ \ / \|_______\|_________________\_/
   |_____________________________| / \ / \ / \ / _______________ \ / ___/
   \___ \ /____ __/ \__ ____\ [3]_______________________________ \ ___| /


и так далее ...


L'E-mail anonyme

Emmanuel Barrault анонимная почта, в которой можно послать различные типы писем. Оговаривается тип письма (любовное, дружеское, угрожающее ..), адрес, отношения (М - Ж, М - М, Ж - М, Ж - Ж). Стандарты только на французском языке.

Ping
Автор проекта Steffen Meschkat - огромная карта из образов и ссылок, к которым зрители могут добавлять свои собственые ресурсы.

Ближайшие переславские примеры -
Проект "хазарского дня"
Генератор сказок

Общение - Сотрудничество

Проекты, которые вовлекают людей в наполнение сети и распространение информации
Примеры

365 jours
Проект, в котором каждый день обсуждается новый вопрос - "вопрос дня". Вы можете дать свой ответ на вопрос и затем посмотреть, как на него отвечали другие.

Цепная реакция
Участники могут брать с сервера картинки, видоизменять их и вновь возвращать на сервер. Новая картинка получает новую отдельную страничку - такая вот "цепная реакция".

Clone Party Клонирования изображений с web-сервера и распространения их по сети. При участии нескольких радиостанций.

Вебность (паутинистость)

Такой вот неологизм. Довольно часто употребимый по отношению к www-арту. Вебность определяется по тому, насколько произведение использует возможности паутины - ее всемирность - тексты, ссылки, картинки и прочее разбросанное по миру.
Примеры

The multi-cultural recycler
Произведение, в которое включено множество разбросанных по всему миру камер, которые циклически поставляют новые изображения.

WWWART AWARD
Проект Алексея Шульгина - обсуждение и награды лучшим www-проектам.

Ощущение сети

Sensorium
Сеть рассматривается как новый орган для восприятия мира. В проекте распространяются тексты, звуки, интервью.

-- TechnoSphere

Личная информация

Эта категория возвращает нас к словам Ваннавера Буша "может быть душе человека будет легче летать ..." - использование новых средств представления информации прежде всего в индивидуальной практике.
Примеров такого использования, естественно, немного. Ближайший, среди тех, кого знаю - раздел black на страничке Александра Борисова

Взаимодействие науки и искусства в сети

До какого-то момента можно было полагать, что художники просто реагируют на словосочетание "искусственный интеллект". Но, тенденция крепнет.
С 1997 года английский фонд медико-биологических исследований The Wellcome Trust проводит конкурс проектов Sci-Art, направленный на популяризацию научных знаний и представление научных результатов в форме художественных произведений.
Об'единим научное и художественное озарение так, чтобы эта идея привлекла воображение общества


DET-DIGIT-ARTHOUSE

Дет выводит на своем поле различных мутантов. Забавно, что он называет их русскими словами - Щик, Колятка и т.д.

Ближайшие переславские примеры -
Коллекция фракталов ,
которые вполне бы могли вырастать и на морском дне.
Галерея несуществующих животных

Заключение и приглашение к экспериментам


Начало документа

Замечания и дополнения - pat@uchcom.botik.ru
5 марта 1998 г.
Евгений Патаракин