От отношений иерархии, противопоставления индивидуального и общественного, мы стремительно переходим к тому, что Тейяр де Шарден называл единой мыслящей оболочкой - "мыслящий покров на всем своем протяжении развертывает и перекрещивает свои волокна не для того, чтобы их смешать и нейтрализовать, а чтобы их усилить в живом единстве целой ткани. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но и окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе."
Информатика из технологии, научного направления и учебной дисциплины становится одной из основных составляющих современной культуры. Время, которое люди проводят у экранов компьютеров еще не сопоставимо с временем, которое захватывает телевидение, но эта разница все время сокращается. Компьютер становится предметом массовой культуры, таким же элементом быта, как телефон или телевизор. Так же как и телевизор компьютер вытесняет книгу как источник информации. Соответственно, если минимальный уровень культуры предполагал обязательные навыки чтения и письма, то теперь этот минимальный уровень виртуальной культуры предполагает навыки работы по прочтению и созданию гипертекстовых документов. Термин "гипертекст" указывает на то, что в тексте содержаться выделенные ссылки на другие документы и читатель может перейти к этим документам, используя выделенные слова в качестве отправных точек.
В свою очередь удаленный документ так же может содержать многочисленные ссылки на другие документы, разбросанные по разным машинам - серверам, составляющим единую сеть Всемирную Паутину - World Wide Web или WWW. В качестве документов WWW могут использоваться картины, музыкальные фразы, фрагменты кино и видеофильмов, компьютерные программы, архивы файлов. В этом случает принято говорить о гипремедиа.
Современные технологии позволяют нам мыслить иначе, легче и продуктивнее. Как писал Ваннавер Буш "Может быть душе человеческой станет легче летать, если она освободится от рутинной работы по запоминанию ..
Умения читать и писать гипертекстовые и гипермедийные документы могут быть
уже отнесены к базовым умениям и навыкам современной культуры. Это значит,
что и осваивать эти навыки дети должны уже на начальной ступени образования.
Интернет-культура приходит в
начальную школу - галереи детских рисунков, мультипликаций, детских страничек -
еженедельное дополнение материалов.
Учащиеся средней школы осваивают сеть интернет в ходе летних школ. Эти
школы, как правило связаны с экологией. Они могут проходить в Переславле -
в детском саду - 1997,
в интернет-кафе - 1996,
в
Университете; за городом - на Кухмаре,
либо на далеких
Пустынских озерах.
Учащиеся старших классов работают над коллективным культурологическим
проектом
Древнее
искусство Переславля
Переславль - Дублин (кафедра изучения русского языка)
подготовка материалов на русском и английском языке на тему
"Студенческая жизнь"
Переславль - Экс-эн-Прованс (школа искусств)
Изучение сетевого искусства, создание совместных сайтов,
изучение категорий, которыми пользуются художники при подготовке
произведений