Летняя детская компьютерная Школа "Юный программист" в 1986 году


На этой странице Вы видите подлинные детские рисунки 1986 года.

Первая летняя детская компьютерная Школа в Переславле-Залесском была проведена в августе 1986 года и называлась она "Юный программист". Школа была организована на базе Института программных систем АН СССР при поддержке вице-президента АН СССР академика Е.П.Велихова. Возглавлял работу школы директор ИПС РАН профессор А.К.Айламазян. В работе первой школы приняли участие 80 детей 1-9 классов, большинство из которых были дети из Переславля, Переславского района и Ярославской области.

Цели Школы в 1986 году.

Организаторам школы представлялось важным показать, что начинать обучение основам информатики нужно в более раннем возрасте, чем это было принято в то время в общеобразовательной школе. По государственной школьной программе основы информатики изучались только в 9-10 классах, то есть детьми 14-16 лет. Однако и отечественный и зарубежный опыт того времени показывал, что чем раньше начинается знакомство детей с информатикой и вычислительной техникой, тем легче проходят процессы формирования "компьютерно-ориентированного" стиля мышления, приобретения навыков свободного взаимодействия с компьютером, преодоления разного рода психологических барьеров. Поэтому привлечение детей младшего школьного возраста к учатию в работе летних и зимних компьютерных школ в 1986 году представлялось удачной формой для решения поставленной задачи.

Главной целью устроителей и преподавателей Школы было создание у детей с раннего возраста адекватного представления о возможностях компьютера, продемонстрировать стили профссиональной работы с ним и по возможности предотвратить возникновение как компьютеромании, так и компьютерофобии.

Все дети - участники Школы были разделены на группы, к аждой из которых были прикреплены преподаватели-кураторы, проводившие со своими группами практические занятия по одной или нескольким темам, в числе которых были: компьютерная графика и музыка; языки Basic, ЛИСП, Pascal, ассемблер; архитектура компьютеров; электронные таблицы.

О работе летней школы.

Работа с младшими школьниками.

Из приглашенных в школу "Юный программист" 80 детей - младших школьников в возрасте 7-12 лет было 20. Никакого предварительного отбора детей не проводилось, единственным критерием был интерес к компьютерам. Поэтому в школу попали дети с разным уровнем подготовки и с разными увлечениями.

Школьники 1-6 классов составили отдельный поток и занимались с двумя преподавателями на компьютерах Tandy TRS-80 Color Computer2. Главная тема занятий - программирование графики на языке Basic. Наглядность компьютерной графики послужила причиной ее выбора для начала обучени программированию. Основными принципами преподавания были:

Язык Паскаль для начинающих

Для восьмиклассников, уже знакомых с компьютерами, проводились занятия на машинах Правец (ИМКО-2), оснащенных системой UCSD-Pascal. Занятия проводились в виде лекций по языку и практикумов по отладке программ на компьютерах. Среди программ, написанных детьми, можно отметить, программу по геометрии LESSON, игровую программу "Крестики-нолики", миузыкальный редактор.

Обучение программированию на языке ЛИСП.

В Школе был проведен эксперимент по знакомству детей 6 класса с основами функционального программирования на базе языка ЛИСП. Функциональные языки позволяют программировать в терминах объектов высокого уровня, не отвлекая внимание на частности. Поэтому проверка правильности предположения некоторых исследователей о том, что обучение программированию нужно начинать с функциональных языков представляла интерес для организаторов Школы. В задачу входило обучение основам функционального программирования, т.е. формирование характерного для функционального подхода стиля мышления и, только в последнюю очередь, обучение конкретным приемам программирования.

Несмотря на трудности, испытанные детьми в процессе обучения из-за слабого определения некоторых понятий в школьном курсе математики, в целом эксперимент показал, что функциональный подход вполне жизнеспособен при обучении школьников.

Гуманитарное образование

С точки зрения организаторов Школы, гуманитарное образование необходимо для полноценной реализации творческой личности. Поэтому в прграмму деятельности Школы были включены лекции по истории компьютеров и программирования, в которых детям предлагался углубленный историко-культурный и историко-научный анализ творческого процесса и его несводимость к какому-то одному технического и гуманитарного типу мышления.

Были прочитаны лекции по иероглифическим языкам ( японскому и китайскому) и, конечно, проводились занятия по английскому языку.


Uchcom Home Page