Использование техники репертуарных решеток в художественном обучении

Патаракин Е.Д., Борисов В.В.
лаборатория Учком ИПС РАН, кафедра театра кукол ЯГТИ

"Хотя мы и рождаемся с глазами, однако они медленно открываются на встречу красоте, гораздо медленнее, чем принято думать." Ян Чихольд "Облик книги"

В 1997 году лаборатория дистанционного обучения Учком ИПС РАН и кафедра кукольного театра ЯГТИ в рамках проекта "Галерея современного российского медиа-искусства" создали виртуальную театральную мастерскую , где в настоящее время представлены творческие работы и методические материалы. Мастерская участвовала в создании телекоммуникационного театрального спектакля в проекте IMUTE совместно с французским центром CYPRES, а также представляла работы студентов на тему "Полеты в виртуальном пространстве" в ходе международного телесеминара RAT (технологии сетевого искусства).

Участие студентов в работе виртуальной театральной мастерской имеет огромное значение для подготовки будущих художников и актеров к творчеству в условиях новой культурной ситуации. Одна из главных проблем образовательного процесса связана со следующим противоречием. С одной стороны, благодаря телекоммуникациям мы можем демонстрировать студентам и обсуждать с ними образцы высокой сетевой культуры. С другой стороны, благодаря тем же телекоммуникациям, на студентов сваливается огромное число сетевых произведений чрезвычайно низкого качества.

Воспитание хорошего художественного вкуса требует техники деятельного освоения категорий, которыми пользуются мастера искусств, оценивая и создавая свои произведения. Кафедра кукольного театра ЯГТИ практикует организацию семинаров, в ходе которых студенты обсуждают образцы художественного творчества и самостоятельно формулируют категории оценки художественных произведений. Затем эти же категории используются студентами для оценки собственных этюдов.

Дистанционная форма таких семинаров базируется на использовании техники репертуарных решеток. Сетевой вариант техники репертуарных решеток позволяет использовать в качестве элементов и конструктов не только тексты, но и рисунки, фрагменты видео, веб-сайты. В ходе практических занятий студенты предлагают собственные конструкты - критерии оценки сетевых произведений и произведений современного российского видеоискусства. Кроме того, они могут познакомиться с конструктами, которые были предложены экспертами в ходе лекций, и посмотреть на мир сетевого искусства сквозь решетки экспертов. Элементы и конструкты для таких решеток выделяются из лекций - "Типология интернет-произведений", "История аудиовизуального искусства в России" и т.д., которые представлены на сервере Учком.

Необходимо отметить, что проект представления и передачи категорий, которыми пользуются эксперты, оценивая современные сетевые произведения, носит открытый характер и мы приглашаем мастеров и начинающих деятелей искусств принять участие в пополнении методических материалов Виртуальной театральной мастерской.

Благодарности

Театральная мастерская существует в рамках проекта "Галерея современного российского компьютерного искусства" - грант РГНФ 1996 - 1997 год, N 96-04-12067B
Сервер repweb создан благодаря проекту "Изучение структуры и устойчивости когнитивной карты личности" - грант РФФИ 1996 года N 96-06-80615
15 марта 1998 года