Методические материалы

"Технологии использования телекоммуникаций в высшем, школьном, дошкольном и дополнительном образовании"

ИПС РАН и РосНИИ РП
1997

Оглавление

  1. Высшее образование
    1. Практикум "Введение в Интернет" для студентов первого курса
    2. Дистанционные проекты обучения иностранным языкам
      1. Переславль-Дублин
      2. Переславль-Тойяма
    3. Сетевой практикум в рамках общеобразовательного курса "Культурология"
    4. Международный художественный проект "Переславль - Экс-эн-Прованс"
    5. Телекоммуникационные спецкурсы
      1. Когнитивная психология
      2. Мастерская актера
  2. Среднее образование
    1. Факультатив для старшеклассников
    2. Летние компьютерные школы
    3. Летние биологические школы
  3. Начальное образование
    1. Интернет-студия начальной школы
    2. Интернет-студия детского сада

Практикум "Введение в Интернет" для студентов первого курса

Демонстрационные материалы:

Образовательные цели проекта

Научить студентов активному использованию коммуникационных возможностей - электронная почта, работа на удаленных компьютерах и с удаленными ресурсами, поиск информации в сетях, создание собственных ресурсов, освоение сетевого этикета.

Необходимые технические средства и ресурсы

  1. Начальный минимум технических средств, на котором реализовывался проект практикума был ограничен одной машиной IBM-PC 486 в качестве Unix-сервера и 10 X-терминалами на базе компьютеров Mips. Этот класс позволяет студентам сразу же получить индивидуальное пространство на машине u-pereslavl , начать использовать Netscape и получить доступ к методическим материалам практикума. Встроенный редактор Netscape позволяет им начать работу над собственными html-страницами. На этой же машине студентам доступны графические редакторы.
  2. Второй класс для практикума составляли 486-586 компьютеры с установленной на них системой Windows-95. Практически все машины этого класса мультимедийны и могут использоваться для проведения видеоконференций (CU-SeeMe). В этом же классе находится цветной сканер и лазерный принтер.

Необходимое программное обеспечение

  1. Броузеры - Netscape 3.0, (4.0), Lynx
  2. Текстовые процессоры - joe, WinWord,
  3. Plugins - vivo player, realaudio player
  4. Видеоконференция - CU-SeeMe 3.0

Состав участников

Практикум "Введение в Интернет" рассчитан на студентов первого курса ВУЗа, имеющих некоторый опыт работы на персональном компьютере и базовые знания о файловой системе. В состав группы входит как правило 10 - 12 человек.

Учебный план

  1. Введение Студенты слушают общую лекцию, в которой им рассказывается об истории развития коммуникаций в обществе, современном состоянии и ближайших перспективах развития информационной среды. Особенности и ограничения сетевого общения, сетевой этикет. Перечень основных навыков, которыми должны овладеть студенты к концу практического курса. Виртуальные встречи c директором ИПС РАН, директором лаборатории "Ботик".
  2. Первое практическое занятие посвящено "поселению" студентов на сервер Университета. Они получают индивидуальное имя и пароль. Учатся входить и выходить в/из системы, менять свой пароль, перемещаться по директориям, контролировать текущее состояние системы.
  3. Файлы и Процессы. Базовые команды системы. Создание и редактирование текстовых файлов. Безопасность хранения личной информации. Права доступа к файлам и директориям.
  4. WWW пространство. Идеология гипертекстовых документов. Программы-броузеры (netscape, lynx). Знакомство с Netscape-навигатором. Навыки путешествия, сохранения закладок-букмарок. В результате студенты имеют возможность непосредственно и самостоятельно обращаться к материалам практикума, размещенным на сервере.
  5. Электронные средства общения. Структура сети, номера и имена. Электронная почта, списки рассылки, телеконференции, chatы, многопользовательские сообщества. Развитие навыков и умений, разрешение текущих проблемы - через переписку с преподавателем. Представление о видеоконференциях.
  6. Перемещение файлов по сети. FTP
  7. Работа с приложениями (почтой, конференциями, FTP) из под Netscape Navigator или Microsoft Exporer.
  8. Создание и редактирование html-документов. Стили, Ссылки, Рисунки, Таблицы, Фреймы. Основные правила оформления сетевых документов. В результате появляются индивидуальные студенческие страницы.

Продолжительность практикума - 20 часов. Затем студенты продолжают сетевую деятельность и закрепляют полученные навыки в рамках проектов по изучению иностранных языков в сети.

Достигнутые результаты

Практикум рассчитан на семестр. В конце семестра у студентов принимается зачет, на котором проверяется их прикладной уровень самостоятельного владения средствами Интернета. Кроме того, все студенты готовят свои индивидуальные html-страницы, которые рассказывают об их личных и учебных интересах. Все студенты, прошедшие этот практикум свободно существуют в сети. Полученные в рамках курса навыки в дальнейшем используются в проектах дистанционного изучения иностранных языков (первый курс) и в курсе культурологии (второй курс). Следует отметить, что нормальной практикой становится просмотр преподавателями персональных страниц студентов первого курса для приглашения студентов на работу. Навыки полученные в рамках практикума "Введение в Интернет" в дальнейшем используются и подкрепляются в ходе курсов изучения иностранных языков (1 - 2 курс) и в курсе "Культурология (2 курс).






Дистанционные проекты обучения иностранным языкам

Международный проект "Переславль - Дублин"

Демонстрационные материалы:

Проект объединяет студентов изучающих иностранные языки. При этом ирландские студенты в колледже Тринити изучают русский, а российские в университете города Переславля - английский. Таким образом, коммуникации позволяют организовать сетевое общение с носителем изучаемого языка.

Образовательные цели

  1. студенты учатся использовать электронную почту и электронные сети
  2. студенты получают возможность решать конструктивные осмысленные задачи, пользуясь чужим языком
  3. студенты получают культурную информацию о чужой стране от сверстников
  4. студенты видят как иностранцы представляют себе их страну и город

Состав участников

К участию в проекте привлекаются студенты первого-второго курса. Достаточно удачно удается совместить языковые проекты с курсом "Введение в Интернет".

Необходимые технические средства и ресурсы

Проект реализуется в рамках того же класса, что и практикум "Введение в Интернет".

  1. Unix-сервера и 10 X-терминалами на базе компьютеров Mips.
  2. PC 486-586 компьютеры с установленной на них системой Windows-95.

Этапы проекта (Учебный план )

  1. Студенты знакомятся с общим планом и материалами конкретного проекта. Выбирают тему, над которой они будут работать.
  2. Представляют в сети значимую для проекта информацию на родном языке. Получают адреса удаленных партеров для переписки и совместной работы над темой.
  3. Используя сеть и переписку с удаленным партнером готовят документ на иностранном языке.

Темы предлагаемых проектов

  1. Жилье (где живут студенты, сколько они платят за жилье, как оно выглядит)
  2. Учебники (какими учебниками пользуются студенты, где они их берут)
  3. Плата за обучение
  4. Новые предметы и преподаватели
  5. Транспорт (как студенты добираются до учебных корпусов, сколько стоит проезд)
  6. Питание (чем питаются студенты, где они покупают еду, сколько стоит питание)
  7. Работа во время учебного года и в период каникул
  8. Свободное время (где и как студенты проводят свое свободное время)
  9. События, которые происходят только в определенное время года

На первой стадии студенты изучают современные средства телекоммуникаций - электронную почту, Internet, WWW. Они создают собственные тематические html-странички о местах и событиях, связанных со студенческой жизнью. В настоящее время проект развивается в двух направлениях. Группа из Переславля пытается организовать представление информации на основе метафоры географической карты. Уже существует "пустая карта", на которой отмечены только наиболее известные исторические памятники города. Постепенно эта карта детализируется. Появляются дополнительные пояснения, тексты, фотографии. Группа из Дублина строит свою работу на метафоре виртуальной газеты, задавая по электронной почте вопросы и оформляя ответы в виде колонок "Новостей из Переславля".

Достигнутые результаты

По результатам 2х лет работы над проектом в сети появилось несколько совместных студенческих документов. Первый документ был связан с описанием различных мест в Переславле и Дублине. Второй содержал тексты-сравнения студенческой жизни в России и Ирландии.

Международный проект "Тойяма - Переславль"

Демонстрационные материалы:

Проект объединяет студентов изучающих иностранные языки. При этом японские студенты Университета Тойяма изучают русский, а российские в Университете города Переславля - японский (в рамках факультатива). Таким образом, коммуникации позволяют организовать сетевое общение с носителем изучаемого языка. Человек, изучающий иностранный язык ставит перед собой две главные цели: уметь работать с информацией на иностранном языке, приходящей извне, и быть способным представить на этом языке свою собственную информацию. Так как глобальная информационная среда все больше и больше поглощается структурой и инструментарием компьютерных сетей, мы видим особую актуальноть сочетания обучения языку и телекоммуникационным технологиям.

Что касается русского и японского языков, оба они принадлежат к числу редких (с точки зрения выбора этих языков, как иностранных, в Японии и России). Это объясняет сложность организации регулярного общения студентов с носителями того или иного языка. В этой стуации компьютерная сеть способна преодолеть сложившуюся ситуацию, обеспечив сколь угодно частые письменные и даже устные коммуникации с носителями языка. Телекоммуникации предоставляют так же возможность виртуального погружения учащихся в культуру страны изучаемого языка.

Образовательные цели

  1. использовать телекоммуникационную среду для поддержки изучения современного японского языка русскими студентами и русского языка японскими студентами
  2. освоить информационную обработку японского и русского языков, как в среде отдельно взятого компьютера, так и в телекоммуникационной среде
  3. развивать концептуальные и аналитические способности, необходимые для работы студентов в мировом информационном пространстве
  4. способствовать развитию страноведческого кругозора студентов, их культурного уровня посредством коммуникаций со своими сверстниками

Этапы проекта (Учебный план )

Темы гипертекстовых документов, которые будут создаваться студентами в ходе проекта:

  1. Виртуальный календарь праздников
  2. Пословицы и поговорки
  3. Жизнь студентов в нашем университете

Сетевой практикум в рамках общеобразовательного курса "Культурология"

Демонстрационные материалы:

Образовательные цели проекта

Проект рассчитан на достижение следующих целей:

  1. Подкрепление и развитие навыков самостоятельного использования сети Интернет на значимом материале
  2. Расширение русскоязычных ресурсов сети
  3. Формирование вкуса и навыков сетевой критики

Необходимые технические средства и ресурсы

  1. Знакомство с культурологическими ресурсами и поиск документов в сети ведется на базе класса в составе Unix-сервера и 10 X-терминалов на базе компьютеров Mips.
  2. Подготовка иллюстраций - цветной сканер.
  3. Подготовка текстов - Word for Windows (Windows-95)

Состав участников

Студенты второго курса, прошедшие практикум "Введение в Интернет"

Учебный план

Подготовка гипертекстового реферата об'является необходимым условиям допуска к экзамену.

На учебном сервере выставляется перечень возможных тем рефератов и дополнительные материалы (ссылки на российские и международные культурологическое сетевые ресурсы, поисковые системы и т.д.):

  1. Знакомство с электороннымии материалами, созданными студентами
  2. Знакомство с электороннымии материалами, созданными в Переславле
  3. Электоронные материалы в России
  4. Электоронные материалы в мире
  5. Поисковые системы
  6. Перечень тем рефератов в этом году
  7. Правила и средства для написания реферата
  8. Правила оформления и размещения гипертекстового документа

Студент выбирает тему и начинает над ней работать. При этом он сообщает преподавателю название выбранной темы и http-адрес начальной странички своего реферата. Таким образом, преподаватель имеет возможность отслеживать и корректировать работу студента в сетевом режиме. В сети размещается список ссылок на все выполняемые работы. Этот же список рассылается всем участникам проекта с тем, чтобы они могли по взаимной договоренности использовать перекрестные ссылки. В результате у студентов формируются навыки совместной работы над html-документами.

Достигнутые результаты

В конце семестра гипермедийный реферат является непременным условием допуска студента к экзамену по культурологии. По тексту этого реферата задаются дополнительные вопросы. Таким образом, сетевая деятельность студентов полноценно включается в учебный процесс и они создают документы, которые обсуждаются и оцениваются и преподователями и другими студентами. Кроме того, результаты проекта помогают увеличить русскоязычные ресурсы сети, сформировать поле для отечественной сетевой литературы.

Международный художественный проект "Переславль - Экс-эн-Прованс" (MAP)

Демонстрационные материалы:

Данный проект является одновременно и исследовательским и образовательным. Очевидно, что определение может быть использовано в настоящее время по отношению ко многим сетевым проектам, которые с точки зрения образования служат формирующими экспериментами.

Приоритетные направления проекта:

С французской стороны в проекта участвуют центр междисциплинарных исследований CYPRES и школа Искусств - Институт Высшего художественного образования Французского Министерства Культуры. Кроме традиционных форм и материй (метал, дерево, искусство огня, синтетические материалы) в обучении используются формы, связанные с электроникой, робототехникой, компьютерной графикой (2D и 3D), звуком, интерактивным изображением и сетевыми технологиями. Здесь ведутся исследования проблем движения с использованием электроники, робототехники, электромеханики. С российской стороны в проекте принимают участие РосНИИ РП, ИПС РАН, Университет города Переславля.

Образовательные цели проекта

Необходимые технические средства и ресурсы

В проекте большое значение придается непосредственному общению студентов и преподавателей в ходе видеоконференций (CU-SeeMe). Для представления видеофрагметов используется устройство для видеоввода - Spigot. Форма представдения аудио и видеофрагментов - realaudio, vivo.

Необходимое программное обеспечение

  1. Броузеры - Netscape 3.0, (4.0), Lynx
  2. Текстовые процессоры - joe, WinWord,
  3. Plugins - vivo player, realaudio player
  4. Видеоконференция - CU-SeeMe 3.0

Состав участников

С российской стороны в проекте принимают участие студенты 2 - 3 курса Университета города Переславля, интересующиеся сетевыми технологиями в приложении к решению гуманитарных задач. Кроме того, к проекту привлекаются студенты Ярославского театрального Института, для которых этот проект - первое знакомство с сетевыми технологиями.

Этапы реализации проекта

  1. Весной 1996 года виртуальное представительство французской школы искусств открылось в Переславле. Сотрудники и студенты Университета оказали французским коллегам помощь в оформлении материалов, создании русской версии.
  2. Осень 1996 - конференция CU See Me между Переславлем и Экс-эн-Провансом. В ходе конференции были показаны примеры использования художниками новых технологий в своих проектах.
  3. Благодаря совместным усилиям французских и российских специалистов был создан уникальный каталог российского аудио-визуального искусства "Восточный ветер" - "Vent d'Est".
  4. Сентябрь 1997 - совместный телекоммуникационный спектакль участников проекта в итальянском театре Империя.
  5. Декабрь 1997 г. - совместный телекоммуникационный симпозиум, посвященный проблемам взаимоотношений искусства науки и технологии (Искусство, Когнитивная психология, Технологии Телекоммуникаций)

Достигнутые результаты

Основным результатом проекта является создание канала, по которому происходит передача научных знаний и культурных ценностей. Этот канал помогает студентам и преподавателям участвовать в совместном сетевом творчестве, создавать сетевые российско-французские ценности.

Сетевые практикумы

Практикумы психологического образования

Демонстрационные материалы:
  1. http://repweb.botik.ru
  2. Уголок психолога

Наш уголок виртуального пространства основывается на психологии Дж. Келли, в которой каждый человек на протяжении всей своей жизни остается ученым, исследующим окружающий мир и мир своих собственных переживаний. Этот подход позволяет собрать различные психологические техники, помогающие студентам в их самостоятельных исследованиях.

В настоящее время развернуты два проекта, методическое обеспечение и результаты которых отражаются нашем уголке. На веб-сервере представлены два гипертекстовых руководства. Первое посвящено анализу и интерпретации рисунка на тему "Несуществующее животное". Второе - извлечению конструктов и анализу их иерархии в рамках теории персональных конструктов.

Здесь же представлены результаты использования предлагаемых методов в несетевых образовательных и исследовательских проектах.

Состав участников

В проектах принимали участие студенты Университета города Переславля, биологического факультета Нижегородского Университета, Ярославского Государственного Театрального Института, школьные преподаватели биологии и психологии.

Необходимое программное обеспечение

  1. Броузеры - Netscape 3.0, (4.0),
  2. Текстовые процессоры - joe, WinWord,
  3. Графические редакторы
  4. Plugins - vivo player, realaudio player
  5. "Несуществующее животное"

Образовательные цели проекта

Интерпретация проективных рисунков имеет тесную связь с классификацией и таксономией, которые лежат в основе и науки и искусства. Используя интерпретацию проективных рисунков в своей учебной практике мы стремимся обеспечить учеников и учителей набором средств облегчающих анализ собственного внутреннего мира, наглядно показать им, что эволюция их внутреннего мира продолжается постоянно, и, в первую очередь, внушить ученикам уважения к их собственному разуму, понимание уникальности каждого человека.

Мы надеемся, что предлагаемое интерактивное руководство будет интересно студентам и школьным преподавателям психологии и биологии и послужит основой для организации новых образовательных проектов.

Этапы реализации проекта

В рамках проекта "Несуществующее животное" удаленный участник:

  1. направляет ведущему специалисту пожелание участвовать в проекте;
  2. получает удаленный доступ к материалам сервера
  3. знакомится с методом интерпретации;
  4. (по желанию) направляет эксперту свой собственный рисунок (.gif, по почте или анонимный ftp доступ) для интерпретации;
  5. проводит самостоятельный анализ одного или нескольких рисунков из галереи проекта и направляет этот анализ эксперту.

Персональные конструкты

Образовательные цели проекта

  1. познакомить студентов с теорией персональных конструктов
  2. дать инструмент для анализа структуры собственных конструктов и научить им пользоваться
  3. показать возможности использования гипермедийных средств для извлечения имплицитных знаний

Этапы реализации проекта

В рамках проекта "Персональные конструкты" удаленный участник:

  1. направляет ведущему специалисту пожелание участвовать в проекте;
  2. получает удаленный доступ к материалам сервера
  3. знакомится с теорией персональных конструктов;
  4. изучает технику извлечения персональных конструктов при помощи теста репертуарной решетки;
  5. направляет эксперту результаты собственного тестирования по одной из решеток, предложенных в галереи проекта, и собственную интерпретацию полученных результатов;
  6. подготавливает собственную решетку для извлечения персональных конструктов и направляет ее эксперту для размещения в галереи проекта
  7. организует самостоятельное исследование и представляет его результаты в виде html-документа

Достигнутые результаты

В ходе психологических практикумов студенты привыкают относиться к собственному внутреннему миру, как к полю для увлекательного исследования. Проект стимулирует их дистанционноое общение с экспертом, учит планировать эксперимент, представлять его результаты в виде html-документа.

Демонстрационные материалы:

Виртуальная театральная мастерская

Демонстрационные материалы:

Театр кукол весь соткан из диалектики актерского и изобразительного начал, поэтому для выработки методики обучения будущих артистов и художников кукольного театра логично использовать смежное искусство кинетического театра, включающего и статические и изменяющееся во времени формы. Развитие кинетического театра неминуемо идет в сторону осознанного оживления материи по ее же законам. Для этого необходимо не только концептуальное решение, но и его артистическое воплощение. В рамках курса студентам предлагается обсуждение правил композиции, индивидуальные упражнения с элементарными конструкциями и групповые упражнения на взаимодействие с фактурами.

Образовательные цели проекта

  1. Знакомство деятелей искусств с возможностями сети Интернет
  2. Деятельное освоение правил построения художественного произведения
  3. Развитие навыков использования в художественном проекте современных выразительных средств
  4. Формирование опыта дистанционного сотрудничества

Необходимые технические средства и ресурсы

Сервер проекта, PC- Windows-95, видеокамера, устройство видеоввода.

Необходимое программное обеспечение

  1. Броузеры - Netscape 3.0
  2. Plugins - vivo player, realaudio player
  3. Перекодировщики - RealAudio Encoder, Vivo Encoder
  4. Видеоконференция - CU-SeeMe 3.0

Состав участников

Студенты 1-2 курса Ярославского Государственного Театрального Института.

Этапы реализации проекта (Учебный план)

  1. На первых занятиях студенты обсуждают предложенные преподавателем иллюстрации произведений и формулируют наиболее простые и значимые правила композиции.
  2. Студенты выполняют индивидуальные работы, в которых стремятся использовать выделенные правила. Результаты работ фотографируются и после сканирования выставляются в виде веб-иллюстраций к проекту. К обсуждению индивидуальных учебных проектов приглашаются удаленные зрители.
  3. Студенты выбирают задания-этюды, в рамках которых они должны представить индивидуальные упражнения с элементарными конструкциями и групповые упражнения на взаимодействие с фактурами.
  4. Результаты самостоятельных работ студентов фиксируются на видеопленку. Отдельные показательные фрагменты затем конвертируются в .avi и viv формат и размещаются в сети. Вместе с текстом курса и заданиями эти фрагменты образуют сетевое руководство-практикум для студентов первого курса театральных институтов.

Следует отметить, что в дальнейшем процессе учебы студенческие работы так же фиксируются на видео и представляются на WWW. Таким образом преподаватель и студенты имеют возможность отслеживать процесс формарования актеров и художников от первых шагов до выпускных спектаклей.

Что дает такая форма организации учебного процесса:

  1. Удобный и постоянно доступный способ мониторинга развития знаний и умений студентов.
  2. Возможность привлечения к обсуждению учебного материала и индивидуальных студенческих работ удаленных зрителей и критиков.
  3. Студенты с первых лет учебы могут привлекаться к участию в международных спектаклях с удаленным доступом.

Примером такого спектакля является представление в итальянском театре Cavour 26 сентября 1997 года


Как он был сделан:

Французская сторона подготовила план спектакля, представила в сети Интернет план сцены и зрительного зала, видеофрагменты отдельных частей представления - танец, движение роботов.

Отталкиваясь от этого материала студенты кафедры кукол представили в сети видеофрагменты своих этюдов. Кроме того, на специальный аудио-сервер спектакля с российской стороны были размещены фрагменты музыкального сопровождения спектакля. К началу представления между итальянским театром и Переславлем действовала система видеоконференции CU-SeeMe и российские преподаватели и студенты могли наблюдать происходящее на сцене представление. Более того, они принимали в нем непосредственное участие, удаленно давая команды одному из роботов. К сожалению существующие технические ограничения (пропускная способность канала, черно-белые камеры и с той и с другой стороны) не дали возможность реализовать все планы, но мы надеемся в ближайшем будут организовать действиетельно сетевой спектакль, в котором действие будет равномерно распределено между несколькими сетевыми участниками.

Среднее образование

Факультатив для старшеклассников "Интернет для начинающих"

Демонстрационные материалы:

Образовательные цели проекта

  1. показать школьникам, что такое Интернет, как путешествовать по Всемирной паутине и что полезного и интересного там можно найти .научить основным навыкам работы с Netscape Navigator
  2. научить их навигации в Internet с помощью поисковых роботов и каталогов Интернет, а также умению сохранять результаты поиска в файлах закладок
  3. научить школьников пользоваться электронной почтой как средством индивидуального общения в Интернете
  4. научить их представлять свою собственную информацию в Интернете в виде WWW-страниц

Необходимые технические средства и ресурсы

В декабре 1996 года наш центр получил подключение к глобальной информационной сети Интернет. Провайдером сетевых услуг для нас является Институт программных систем РАН. Благодаря инициативе и поддержке Лаборатории телекоммуникаций "Ботик"и Лаборатории дистанционного обучения стало возможным это подключение.

Для работы в сети мы имеем один компьютер 486, подключенный через модем со скоростью передачи данных 14400 бод. Выход во внешний мир для нас обеспечивается сеансными IP и UUCP соединениями через коммутируемую телефонную линию. Таким образом, у нас есть возможность пользоваться услугами электронной почты ( нам поставили майлер BMAIL ), а также получать информацию из Всемирной паутины по протоколам http. В качестве броузера на нашем компьютере установлен Netscape Navigator Gold 3.0 со встроенным визуальным редактором гипертекстовых документов, работающий под управлением Windows 3.1.

Еще для создания собственных WWW-страниц мы пользуемся такими программами, тоже работающим под Windows, как:

  1. текстовым редактором гипертекстовых документов HTMLed 1.0
  2. графическими редакторами PhotoFinish и Fauve Matisse
  3. небольшим графическим приложением, позволяющим, например, создавать в картинках, вставляемых в гипертекстовые документы, прозрачный фон Lview редактором так называемых "clicable images" MapEdit

В компьютерном классе нашего центра есть еще один компьютер 486 и два компьютера 386, которые пока не подключены к сети, но позволяют работать над WWW-страницами в автономном режиме - редактировать их, готовить графические материалы. Кроме этого мы имеем цветной сканнер, который позволяет значительно улучшить графическое оформление наших проектов.

Состав участников

Сейчас в межшкольном учебно-производственном центре создана группа для десятиклассников разных школ города, которые интересуются современными сетевыми технологиями. В 1996 - 1997 учебном году группа состояла из 10 человек, которые занимаются в факультативе один раз в неделю.

Достигнутые результаты

Все участники проекта освоили современные средства коммуникаций, научились пользоваться электронной почтой, путешествовать по всемирной паутине, создавать и редактировать html-документы. Эти умения были использованы ими в учебном сетевом образовательном проекте "Искусство древнего Переславля"

"Мы приступили к реализации проекта "Искусство древнего Переславля", в котором попытаемся освоить технологии, связанные с оформлением WWW-страниц. Мы живем в городе Переславле-Залесском, истории которого больше восьми веков. В городе и его окрестностях сохранились древние памятники, построенные и украшенные руками наших предков. На наших WWW-страницах мы хотим рассказать об их вкладе в русскую культуру. Мы хотим показать иконы, миниатюры, фрески, произведения прикладного искусства, созданные древними художниками. Среди них как творения местных мастеров, так и произведения, созданные художниками из других русских городов, для переславских храмов."

Летние компьютерные школы

Демонстрационные материалы:

Летние компьютерные школы проводятся в Переславле-Залесском на протяжении более чем десяти лет. В 1995 году мы впервые использовали WWW пространство для структурирования процесса обучения, предположив, что отражение реальной школы в виртуальном пространстве позволит подключить дополнительные механизмы, повышающие эффективность обучения.

Образовательные цели проекта

  1. показать школьникам, что такое Интернет, как путешествовать по Всемирной паутине
  2. научить их навигации в Internet с помощью поисковых роботов и каталогов Интернет, а также умению сохранять результаты поиска в файлах закладок
  3. научить школьников пользоваться электронной почтой как средством индивидуального общения в Интернете
  4. научить их представлять свою собственную информацию в Интернете в виде WWW-страниц

Необходимые технические средства и ресурсы

Летом 1997 на базе детского международного центра - IBM-PC 486 в качестве Unix-сервера и 8-X-терминалами на базе компьютеров Mips. PC-486 компьютеры с установленной на них системой Windows-95. Видеокамера, цветной сканер и лазерный принтер.

Необходимое программное обеспечение

  1. Броузеры - Netscape 3.0, (4.0), Lynx
  2. Текстовые процессоры - joe, WinWord,
  3. Plugins - vivo player, realaudio player

Состав участников

Школьники 5 - 10 класса, студенты 1 - 2 курса.

Этапы реализации проекта (Учебный план)

Знакомство с историей школы и правилами выполнения индивидуальных проектов. На Веб-сервере школы представлена история предыдущих школ и отдельные результаты, которые были получены школьниками и студентами.

Выбор направления, по которому будет выполняться проект. В 1995 году в специализированной экологической смене были представлены следующие направления:

В дальнейшем ученик работает над индивидуальным или груповым проектом в рамках одного из выбранных направлений. Руководители всех направлений к концу каждой недели собирают и представляют на веб-сервере школы промежуточные результаты, полученные учениками. Этими результатами могут быть тексты программ, фотографии и рисунки растений, видеорепортажи со спектаклей и т.д. В конце смены (как правило смена 24 - 28 дней) проходит заключительная конференция, в ходе которой ученики демонстрируют свои результаты.

Достигнутые результаты

Отражение учебной программы в виртуальном пространстве помогает студентам и школьникам заранее познакомиться с учебным курсом, выбрать себе тему для самостоятельного исследования. Студенты стремятся получить к законченные результаты, так как знают, что они будет сохранены и доступны для обсуждения. Преподаватели в результате отражения программы могут следить за работой всех учебных курсов. Мы специально ставили перед преподавателями задачу уделить при описании курса как можно больше внимания уделить ссылкам на фрагменты других учебных курсов. Как показал опыт постоянного отражения учебного процесса в виртуальном зеркале, в результате повышается количество и качество учебных проектов, выполняемых на пересечении двух или более курсов учебной программы. В завершенных проектах, выполненных учениками, явно прослеживаются связи между различными направлениями. Особенно показателен проект, который был выполнен на стыке Лего-Лого, ландшафтного дизайна и экологического кукольного театра.

Летние биологические школы

Демонстрационные материалы:

Образовательные цели проекта

  1. Познакомить школьников, студентов и преподавателей с гипермедийными технологиями представления информации
  2. Представить деятельность школы в виде комплексного html-документа
  3. Обученить школьников и студентов созданию Web-страниц

Состав участников

Преподаватели и студенты биологического факультета ННГУ, школьники 5 - 9 классов

Технические средства

3 РС-386, наборы Lego-Logo, видеокамера Panasonic, фотоаппарат (сканер)

Программное обеспечение

Netscape Gold, Html-editor, TC-Logo, Paint-Brush, Splash

Этапы реализации проекта

Первая часть дня

Вторая часть дня

Индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых студенты и школьники ведут самостоятельную учебно-исследовательскую работу. Тема этой работы может быть связана либо с созданием базы данных - определителем растений или животных, либо с созданием компьютерной и/или физической модели, имитирующей сообщества организмов или поведение простого организма. Кроме чтения специальной литературы и сбора иллюстративного материала в самостоятельную работу входит рисование при помощи компьютера, оформление конечного отчета в виде html-документа. Ка к правило, в этой работе большую помощь школьникам оказывают студенты первых курсов биологического факультета, для которых эта работа так же представляет интерес.

Примером более комплексного проекта может служить сознание видеофильма о роботе Лего, перемещающегося в живой природе.

Полученные результаты:

Комплексный документ, отражающий научную программу школы, индивидуальные странички преподавателей и учителей, отдельные ученические проекты, материалы лекций и экскурсий.

Интернет студия начальной школы

Демонстрационные материалы: Kid picture

Цели проекта

Ликвидация гипер-безграмотности - научить школьников читать и писать гипертекстовые документы, включить в систему современных коммуникаций

Состав участников

Дети 7 - 9 лет

Необходимые технические средства и ресурсы

Unix-сервер Интернет-студии. 3 - 4 X-терминала. Компьютер с Win-95, видеокамера QuickCam, черно-белый сканер.

Программное обеспечение

Netscape Gold, UCB-logo, QuickPicture, CU-SeeMe, VideoPhone.

Учебный план

  1. Знакомство с компьютером, как средством общения. Правила поведения в Интернет-студии. Мир Всемирной Паутины. Путь по карте - Европа - Россия - Регион - город Переславль - Институт Программных Систем - Начальная школа..
  2. Групповой вход на машину. Школьники из каждой группы получают и запоминают общее групповое имя и пароль. Учатся вводить имя и пароль, входить в компьютер и запускать программу Netscape. Начальная страница посвящена собственной школе.
  3. Чтение гипретекстовых документов. Документы собственной начальной школы.
  4. Путешествие по сети городских гипертекстов. Как читать документ. Как перемещаться от одного текста к другому. Как не потеряться среди множества документов. Как пользоваться закладками- букмарками..
  5. Создание и редактирование собственных документов. Различные стили, включение рисунков и фотографий, создание таблиц. Теперь начальная страница будет связана с группой учащихся. Список учеников группы, ввод изображений-фотографий с камеры QuickCam.
  6. Индивидуальная работа над созданием html-страничек. Ссылки на странички соседей на общий список группы. Привычка работать вместе. Ссылки на материалы начальной школы и родной город. Поиск в городской сети знакомых людей и мест. Использование материала, собранного одноклассниками. В списке закладок теперь отдельные папки учеников, в этих папках прежде всего ссылка на персональную страничку.
  7. Включение результатов своей учебной и творческой деятельности. Сканирование риснков, фотографий. Работа с видеоизображением. Индивидуальная страничка наполняется образами родителей, домашних животных и растений, рисунками и поделками, сделанными в ходе учебных занятий.
  8. Начала программирования. Язык Лого. Управление черепашкой и создание с ее помощью рисунков и узоров. Сохранение текстов программ. Сохранение рисунков и их включение в состав html-документов.
  9. Электронные средства общения. Электронная почта. Переписка с другими группами, родственниками и знакомыми. Участие в видеоконференции с удаленным партнером внутри города, видеокамера, микрофон, настройка изображения. Умение подстраиваться к скорости сети.

Интернет студия детского сада

Демонстрационные материалы:

Данный проект был реализован в рамках июльской смены Переславской Информационной школы в июле 1996 года. Одну из групп школы составляли дети дошкольного возраста. В основу проекта легло предположение, что маленькие дети легко освоятся в мире гипертекстовых документов, если мы разрешим им взять с собой как можно больше знакомых предметов - родственников, домашних животных, игрушек и т.д.

Цели проекта

Знакомство с компьютером, как с инструментом для создания и сохранения информации.

Состав участников

Дети 5 - 7 лет

Необходимые технические средства и ресурсы

PC, Макинтош II, Черно-белый сканер, видеокамера, устройство видео-ввода.

Программное обеспечение

Netscape, Графический редактор KidPix, SHE (simple hypertext editor), MacWeb.

Учебный план

  1. Знакомство с компьютером.
  2. Рисование в графическом редакторе (KidPix), умение сохранять результаты своей работы - (файлы А1, А2).
  3. Сканирование рисунков, фотографий, представление о компьютере, как о средстве сохранения образов.
  4. Объединение образов в одном html-документе.
  5. Объединение компьютера и видео - запись детского спектакля на видео и перенос видеофрагментов в среду html- документов.
  6. Создание странички группы детей.

Достигнутые результаты

Группа реализовала три проекта:

  1. галлерея первых компьютерных рисунков
  2. тематические рисунки по сказке "Муха-Цокотуха"
  3. постановка видео-спектакля по сказке "Муха-Цокотуха"

Заключение

Данный документ разработан в подразделении Российского Научно-исследовательского института региональных проблем (РосНИИ РП) Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации--в лаборатории дистанционного обучения Учком

Благодарности

Разработка данного документа была поддержана хозяйственным договором между: