Учебный проект Лаборатории дистанционного обучения и
Межшкольного учебно-производственного центра.

Иконы

Князь Юрий Долгорукий, которому принадлежала большая часть территирии междуречья Оки и Волги, поставил на рубежах своего удела несколько сильно укрепленных крепостей, среди которых был и Переславль на Плещеевом озере, основанный в 1152 году. Сын Долгорукого - Андрей Боголюбский, устраиваясь на новом месте, сумел привлечь к своему двору первоклассных художников и зодчих и украшал города и усадьбы Залесской вотчины с блеском. Можно предположить, что в годы владычества Всеволода "Большое гнездо", его сына Ярослава и внука Александра, которые были и князьями Новгорода, в Переславле работали мастера не только владимиро-суздальской школы, но и новгородские.

С середины XIV века, после того как Переславль отошел к московскому князю Даниилу, наиболее ответственные живописные работы в местных храмах и монастырях выполняли московские художники. Переславские иконописцы старались создавать иконы и миниатюры, не уступающие по качеству их творениям. Но местные художники не сразу переняли манеру столичных мастеров, долго оставаясь верными традиции владимиро-суздальской школы.

В XVII веке во времена Василия III и Ивана Грозного влияние московских мастеров на переславских художников стало преобладающим. А в XVIII веке творчество местных мастеров окончательно подчиняется тому направлению в русском искусстве, законодателями которого стали изографы Оружейной палаты. Переславские иконописцы отныне ценят в иконе прежде всего сюжетное начало, стараясь превратить сюжет иконы в занимательный рассказ, забывая порой о главном - смысле изображения. Характерными для этого времени являются попытки писать на иконах лица в манере близкой к реалистической.

"Преображение".
Мастерская Феофана Грека. Начало XV века. Дерево, темпера. Собрание Государственной Третьяковской галереи.
"Николай чудотворец в житии".
Дерево,темпера.XVI век.
Собрание Переславль-Залесского историко-художественного музея.
"Дмитрий царевич".
Конец XVII - нач. XVIII века. Дерево, темпера.
Собрание Переславль-Залесского историко-художественного музея.
"Богоматерь Владимирская с клеймами истории образа".
Конец XVII-начало XVIII века.
Собрание Переславль-Залесского историко-художественного музея.


Главная страница проекта

Последняя редакция 5 июня 1997 года
Оформление страницы - Росляковой Галины e-mail rosgal@mupc.users.botik.ru