Учебный проект Лаборатории
дистанционного обучения и
Межшкольного учебно-производственного центра.
Князь Юрий Долгорукий, которому принадлежала большая часть территирии
междуречья Оки и Волги, поставил на рубежах своего удела несколько сильно
укрепленных крепостей, среди которых был и Переславль на Плещеевом озере,
основанный в 1152 году. Сын Долгорукого - Андрей Боголюбский, устраиваясь
на новом месте, сумел привлечь к своему двору первоклассных художников
и зодчих и украшал города и усадьбы Залесской вотчины с блеском. Можно
предположить, что в годы владычества Всеволода "Большое гнездо",
его сына Ярослава и внука Александра, которые были и князьями
Новгорода, в Переславле работали мастера не только владимиро-суздальской
школы, но и новгородские.
С середины XIV века, после того как Переславль отошел к московскому князю Даниилу, наиболее ответственные живописные работы в местных храмах и монастырях выполняли московские художники. Переславские иконописцы старались создавать иконы и миниатюры, не уступающие по качеству их творениям. Но местные художники не сразу переняли манеру столичных мастеров, долго оставаясь верными традиции владимиро-суздальской школы. В XVII веке во времена Василия III и Ивана Грозного влияние московских мастеров на переславских художников стало преобладающим. А в XVIII веке творчество местных мастеров окончательно подчиняется тому направлению в русском искусстве, законодателями которого стали изографы Оружейной палаты. Переславские иконописцы отныне ценят в иконе прежде всего сюжетное начало, стараясь превратить сюжет иконы в занимательный рассказ, забывая порой о главном - смысле изображения. Характерными для этого времени являются попытки писать на иконах лица в манере близкой к реалистической. |
"Преображение". Мастерская Феофана Грека. Начало XV века. Дерево, темпера. Собрание Государственной Третьяковской галереи. |
"Николай
чудотворец в житии". Дерево,темпера.XVI век. Собрание Переславль-Залесского историко-художественного музея. |
||
"Дмитрий царевич". Конец XVII - нач. XVIII века. Дерево, темпера. Собрание Переславль-Залесского историко-художественного музея. |
"Богоматерь
Владимирская с клеймами истории образа". Конец XVII-начало XVIII века. Собрание Переславль-Залесского историко-художественного музея. |
Последняя редакция 5 июня 1997 года
Оформление страницы - Росляковой
Галины e-mail rosgal@mupc.users.botik.ru