|
Леонид Ованесбеков [94b-96]
2) Понятие "вид гипертекстов"
3) Классификация текстов 2Q
1. Понятие "вид гипертекстов"
2. Классификация 2Q
2.1. Перечень видов гипертекстов "2Q-list"
2.2. Каталог видов гипертекстов "2Q-catalogue"
3. Постанализ классификации 2Q
1.1. основная идея
Тексты (и гипертексты) могут быть разными по своей внутренней логической структуре. Например, словарь имеет одну структуру, учебник - другую, а гипертекстовый каталог, например, запасных деталей к автомобилю, третью. Даже такое беглое и краткое перечисление - словарь, учебник, каталог, наталкивает на мысль, что тексты могут быть разных "видов". Но понятие "вид" само по себе - весьма расплывчатое, оно ничего не сообщает. Для того, чтобы понятие "вид текстов" стало осмысленным, четким и полезным для использования, необходимо найти некоторую идею, некоторую определенную точку зрения, с которой мы могли бы увидеть разные, отличающиеся друг от друга виды текстов.
Эта идея применима к текстам вообще, но особенно ярко проявляется, по отношению к гипертекстам, поэтому на основе этой идеи мы будем одновременно определять два понятия "вид текстов" и "вид гипертекстов".
Предлагается следующая точка зрения. Некоторые тексты естественно разбиваются на отдельные темы (разделы, главы) и есть некая логическая "основа", некоторая смысловая структура, связывающая отдельные темы в единое целое.
Гипертексты, в отличие от текстов вообще, по определению уже разбиты на отдельные темы и есть что-то, позволяющее говорить об этих темах как о чем-то целом, как о гипертексте.
Для того, чтобы посмотреть на тексты и гипертексты с предлагаемой точки зрения, нужно задать вопросы:
или, в другой форме:
a) какого типа темы составляют большинство?
b) какая структура отражается в тексте и связывает отдельные темы в одно целое?
1.2. эксперимент
Проведем микроэксперимент: попробуем в трех вышеперечисленных видах текстов (словарь, учебник, каталог) выделить и описать два элемента нашей точки зрения - "основной тип тем" и "логическая основа".
Наш микроэксперимент оказался удачным: то, что мы выделяли как "основной тип тем" и "логическая основа" было относительно легко вычленить и полученное описание достаточно хорошо описывало суть словаря, учебника и каталога именно как видов текстов, а если представить словарь, учебник, каталог в форме гипертекстов, то и как видов гипертекстов.
1.3. не всякие два вопроса могут стать основой классификации
Сделаем одно методологическое замечание.
Основа нашей классификации - это вышеприведенные два вопроса (отсюда и название - "2Q" - 2 questions).
Конечно, каких-либо 2, 3, 5 вопросов к текстам придумать нетрудно. Но для того, чтобы эти вопросы были реальной основой для того, чтобы говорить о "видах" текстах и о классификации, необходимо, чтобы эти вопросы были "существенными", т.е. разные ответы на эти вопросы давали бы достаточно разные и содержательные виды текстов (гипертекстов).
Кроме этого, важно, чтобы эти вопросы позволяли предсказывать новые виды текстов (гипертекстов), подбирая новые нетривиальные ответы-значения для этих вопросов-параметров.
Автор считает, что классификация 2Q этим требованиям удовлетворяет. В этом состоит основная гипотеза этого небольшого исследования. А качество этой гипотезы можно оценить по тому, сколько разных и интересных конкретных видов текстов можно предложить в рамках данной основной идеи. 1.4. классификация как коллекция ярких ответов на данные два вопроса
Классификация 2Q состоит не только из двух вопросов, но и из перечня возможных ответов, т.е. собственно перечня различных видов гипертекстов.
Автор будет пользоваться приемом коллекции: называя перечень возможных видов гипертекстов "коллекцией", тем самым неявно предполагается:
Кроме перечня названий видов гипертекстов (в разделе 2.1.) дается еще и более развернутое описание каждого вида. Перечень с описанием каждого элемента автор называет "каталогом".
Таким образом, предлагаемая Вам классификация гипертекстов 2Q это система из 4 объектов:
Для удобства ссылок мы дали перечню, каталогу и паре вопросов свои отдельные названия.
Перечень видов гипертекстов мы назвали "2Q-list", каталог - "2Q-catalogue", паре вопросов - "2Q-questions". Название "2Q" мы оставили для классификации в целом и для данной темы исследования.
Виды гипертекстов:
Учебник
Справочник
Научная статья
Статья с аннотациями
Словари:
Толковый словарь
Словарь переводчика
Документация
Руководство пользователя
Руководство администратора
Энциклопедия
Система таблиц
База данных рисунков
Пространственные карты
Абстрактная модель
Каталог
Хронология
Гипертекстовая база знаний
Программа
2.2. каталог видов гипертекстов "2Q-catalogue"
3.1. понятие "постанализа"
Выше, в данной статье, мы предложили идею классификации текстов и гипертекстов, представили некоторый информационный объект, воплощающий данную идею, дали этому информационному объекту название, "классификация 2Q".
Теперь эта классификация 2Q "существует".
Ранее, чтобы компактнее и яснее представить данную идею, автор старался поменьше отвлекаться на смежные вопросы. Теперь же, когда классификация 2Q объявлена, можно попытаться найти интересные идеи о том - как можно с других точек зрения посмотреть на классификацию 2Q, как классификация 2Q связывается с другими близкими темами и т.п.. Это уже другой вид анализа, он отличается от анализа, в начале данной статьи, в 1 главе. Если в начале статьи автор старался оправдать появление новой информационной сущности, то теперь можно предложить идеи, которые опираются на существование этой сущности.
Разновидность научного исследования, в котором
- стремятся посмотреть на уже объявленные идеи, или информационные объекты, или физические объекты, с разных точек зрения,
- в котором стремятся связать данную тему с разными другими близкими по смыслу аспектами,
- в котором стремятся собрать коллекцию разных аспектов-связей данной темы с другими аспектами, темами и точками зрения,
предлагается назвать "постанализом".
Термин "постанализ" подчеркивает, что это анализ некоторой идеи после ("пост-") ее объявления, в противоположность другому виду анализа, ("пред-"), когда автор стремится подойти к тому, чтобы только эту идею объявить.
Постанализ это текст, который по своей сути, вообще говоря, не имеет конца. Множество интересных связей одной конечной идеи с бесконечным множеством возможных точек зрения и окружающих других тем - это коллекция, которая со временем может только расширяться. (И изредка - сужаться, если некоторые аспекты станут казаться автору неинтересными.) По этой причине данная глава 3. не имеет логического конца и может от версии к версии изменяться и расти.
3.2. перечень "сущностей лежащих в основе" для перечня "видов текстов"
Итак, у нас есть следующая логическая цепочка:
Тексты (гипертексты) бывают очень разными.
Можно выделить что-то, что можно назвать "видами" текстов.
Эти виды определяются разными ответами на (1) вопрос о том, структура "чего" составляет логическую основу текста и на (2) вопрос о том, что описывается в большинстве частей текста.
Эту логическую цепочку можно попытаться продолжить дальше - выписать перечень того, "что" может составлять логическую основу текста.
Давайте выпишем такой список.
Формат перечня:
- вид текста: структура какой сущности лежит в основе данного вида текста?
- учебник: структура предметной области
- справочник: структура предметной области
- научная статья: некоторая тема
- статья с аннотациями: сама статья как информационный объект
- толковый словарь: множество понятий
- словарь переводчика: множество слов
- документация: структура некоторого объекта
- руководство пользователя: интерфейс программы как сложный объект, его структура
- руководство администратора: структура работы человека по сопровождению, структура самого объекта, структура причинно-следственных связей в функционировании объекта
- энциклопедия: структуры предметных областей, множество предметных областей, структура системы предметных областей
- база данных таблиц: структура предметной области, множество различных таблиц (перечней)
- база данных рисунков: некоторая тема, множество объектов, которые можно изобразить
- гипертекстовая база знаний: структура работы человека, структура предметной области
- пространственные карты: структура пространства
- абстрактная модель: структура некоторого объекта
- каталог: множество некоторых объектов
- хронология: множество событий
- программа: структура сложного информационного объекта конкретного типа - программы
3.3. перечень сущностей "2Q-entities"
Из предыдущего эксперимента можно сделать следующие выводы:
Большая часть видов текстов из перечня "2Q-list" посвящена:
- предметной области
- теме
- множеству объектов
- сложному объекту
- работе человека
Но кроме этого встречаются и более редкие, "маргинальные" сущности:
- причинно-следственные связи
- пространство
Данный список (пусть и далее разбитый на эти две части) играет для классификации "2Q" очень важную роль, поэтому мы дадим ему отдельное название: "2Q-entities".
В начало этого файла
Об авторе
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>
1992 -- 1998 март 09 пн