In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None

ИВВС РАН
База знаний МЕТ

Инструмент - Объект - Действие


IHPCS RAS
Knowledge Base MET

Tool - Object - Action


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * почистить картошку * вскопать грядку лопатой * вскипятить чайник на плите * писать авторучкой на бумаге * помыть тарелки тряпочкой после еды * шлифовать круглую деталь на токарном станке * сесть в автомашину и доехать до работы * разбираем старый прибор на детали при помощи отвертки и кусачек * открыть дверь ключом

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * почитать одну из любимых книг, чтобы попасть в нужное настроение * поговорить по телефону * кинорежиссер снял фильм на киностудии * человек сел посмотреть телевизор, чтобы отдохнуть * нарисовать картину

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * редактировать файл при помощи программы-редактора * просматривать файлы на диске при помощи Norton Commander * смотреть тексты в WWW при помощи Netscape * нарисовать картинку в Paintbrush


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* инструмент * объект * действие * человек, делающий действие)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* цель данного действия * большая работа * другие действия с этим инструментом * другие действия над этим объектом


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ:
действие   КАК   Действие - Поступок
действие   КАК   (часть В Целое и Части)
человек   КАК   Человек
инструмент   КАК   Искусственный объект
объект   КАК   (объект В Объект и Действия)


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 4 * Вы умеете пользоваться данным инструментом?

* a 5 * Какую работу Вам надо сделать?

* a 6 * Данный инструмент - это одна вещь или много?

* a 7 * Данный инструмент помогает что-то делать в (1) мире вещей и предметов или в (2) мире чуств и эмоций или в (3) мире идей?

* a 3 * Можно ли данным инструментом пользоваться неправильно?

* a 1 * Когда и на каких условиях мы можем пользоваться данным инструментом для наших действий?

* a 2 * Какие еще инструменты есть в данной ситуации?

* a 8 * Какие еще объекты есть в данной ситуации?

* a 9 * Что можно делать при помощи данного инструмента?

* a 17 * А для чего еще можно использовать данный инструмент?

* a 10 * Зачем нужен данный объект?

* a 11 * Где обычно лежит данный инструмент?

* a 12 * Как появляются объекты, над которыми Вы работаете?

* a 13 * Для каких целей можно воспользоваться данным инструментом?

* a 14 * Какие есть приемы при использовании данного инструмента?

* a 15 * Кто кроме Вас может еще пользоваться данным инструментом?

* a 16 * Данный человек хорошо владеет инструментом?

действия:

# A 1 # Взять объект и изменить его с помощью инструмента.

# A 2 # Попытаться применить инструмент к новому виду объектов.

# A 3 # Научиться делать при помощи этого инструмента простейшие вещи.

# A 4 # Освоить все нормальные возможности инструмента.

# A 5 # Найти трюковые возможности инструмента.

# A 6 # Попытаться взять другой инструмент.

# A 7 # Показать другому человеку как Вы пользуетесь данным инструментом.


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[ действие   КАК   Действие - Поступок ]

вопросы:

* b 1 * Данное действие делается человеком первый раз?

* b 2 * Действие делаем мы или какой-то другой человек?

* b 3 * Как делается действие??

* b 4 * Это типовое действие или одноразовое, уникальное?

* b 5 * Можно ли повторить это действие?

* b 6 * Данное конкретное действие - это часть большей работы?
[Работа]

* b 7 * Действие направлено на объект, на изменение состояния человека, или на изменение окружающей ситуации?

* b 8 * Как долго длилось данное действие?
[Период времени] [Работа]

* b 9 * Какими инструментами пользуется человек, делающий действие?

* b 10 * Может ли другой человек сделать данное действие?

* b 11 * Можно ли сделать механизм, который делал бы данной действие вместо человека?
[Искусственный объект]


[ действие   КАК   (часть В Целое и Части )]

вопросы:

* c 1 * В какую работу входит это действие?

* c 2 * Какие действия пришлось сделать перед этим?
[Целое и Части]

* c 3 * Какие действия нужно сделать после этого?
[Целое и Части]


[ человек   КАК   Человек ]

вопросы:

* d 1 * Что мы знаем о человеке, который делает действие?
[Человек], [Информация]

* d 2 * Зачем он это делает?
[Цель]

* d 3 * Какие работы может делать данный человек?


[ инструмент   КАК   Искусственный объект ]

вопросы:

* e 1 * Инструмент предназначен именно для этого действия или нет?

* e 2 * Что еще можно сделать с этим инструментом?

* e 3 * Может ли данный инструмент сломаться?

* e 4 * Можете ли Вы починить данный инструмент, если он сломается?

* e 5 * Как надо заботиться об этом инструменте?

* e 6 * Какой средний срок службы данного инструмента?

* e 7 * Данный инструмент - это типовой объект или уникальный?

действия:

# E 1 # Немного изменить данный инструмент, чтобы Вам было удобнее им пользоваться.


[ объект   КАК   (объект В Объект и Действия) ]

вопросы:

* f 1 * Над каким объектом делается действие?

* f 2 * Какие еще действия можно сделать над данным объектом?

* f 3 * Как систематически освоить данный объект?
[План]


В начало этого файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН

e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1996 март 26 вт - 1998 март 09 пн