In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None
Logo Knowledge Base MET
ИВВС РАН,
База знаний МЕТ

Работа


IHPCS RAS,
Knowledge Base MET

Work


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * приготовить еду и пообедать * постирать белье * сходить в магазин за покупками * вскопать грядку в огороде * починить небольшой прибор (приемник, утюг) * написать статью * позвонить по телефону и выяснить важные вещи * сходить и купить билеты на поезд * привести в порядок вещи в квартире * регулярно ходить в библиотеку и следить за литературой по теме работы

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * пойти в кино * прочитать научную статью * прочитать художественное произведение (повесть, цикл стихов) непривычного для Вас автора * написать письмо * рассказать о своей работе другим людям * работы, которые нужно делать для развития Базы знаний МЕТ - см. текст (97-lwm)

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * написать и отладить небольшую программу * освоить новую програмную систему * сверстать текст для печати * попытаться найти WWW-серверы по интересующему Вас вопросу * найти и исправить неполадку в работе большой системы * набрать текст на компьютере * привести в порядок файлы и каталоги на компьютере


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* процесс работы * человек * над чем работает * ситуация)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* что помогает работать * другие работы * инструмент * рабочее место * оценка работы


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ:
Работа   КАК   Действие - Поступок


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 1 * От каких событий зависит необходимость делать эту работу?
[Событие], [Небольшой набор объектов]

* a 36 * Что должно быть результатом этой работы??
[Небольшой набор объектов]

* a 37 * Что может быть результатом этой работы??
[Коллекция]

* a 2 * Эта работа связана с каким-либо расписанием?

* a 3 * Это "творческая" работа или "рутинная"?
[Умение], [Внутреннее состояние]

* a 4 * Нужно ли после этой работы отдыхать?

* a 5 * Можно ли эту работу делать вдвоем?

* a 6 * Можно ли параллельно этой работе делать какие-либо другие работы?
[Небольшой набор объектов], [Внутреннее состояние], [Свобода действия]

* a 7 * Можно ли во время этой работы сделать что-то, чтобы потом эту работу можно было делать легче?
[Действие / Поступок]

* a 8 * От каких объектов и людей зависит эта работа?
[Система]

* a 9 * Есть ли люди, которые умеют делать данную работу лучше?
[Множество людей]

* a 10 * Что является результатом этой работы?

* a 11 * Можно ли эту работу рассматривать как самодостаточное занятие?
[Цель]

* a 28 * В этой работе для Вас главное результат или сам процесс?
[Цель]

* a 12 * Можно ли эту работу разбить на самостоятельные части-работы?
[Целое и Части]

* a 13 * Можно ли для выполнения этой работы воспользоваться каким-либо инструментом?
[Инструмент - Объект - Действие]

* a 14 * Могут ли другие люди помочь Вам в этой работе советом?

* a 15 * Могут ли другие люди помочь Вам в этой работе участием?

* a 16 * Достаточно ли сложна данная работа, чтобы стоило делать план?

* a 17 * Должны ли Вы для того, чтобы выполнить данную работу входить в некоторое особенное состояние?

* a 18 * Можно ли данную работу выполнить "лучше", "хуже"? Можно ли эту работу сделать очень качественно?

* a 19 * С какими внешними событиями должна синхронизироваться данная работа?
[Событие]

* a 20 * Что входит в Ваше рабочее место?
[Обстановка]

* a 21 * Есть ли люди, оценивающие Вашу работу?
[Множество людей]

* a 22 * Какие степени свободы Вы имеете во время выполнения данной работы?
[Свобода действия] [Система]

* a 23 * Существуют ли работы такого же типа, что и эта, но непосильные для Вас?
[Коллекция]

* a 25 * Можно ли "переиграть" данную работу - повторить еще раз с некоторыми изменениями?

* a 26 * Это была трудная работа??

* a 27 * Можно ли в этой работе выделить иерархию фрагментов работы по степени рутинности / необходимости творчества?
[Система]

* a 29 * Есть ли обстоятельства, мешающие Вам выполнять эту работу?
[Обстановка], [Конфликт], [Ситуация], [Причина - Следствие]

* a 30 * Нужно ли в этом действие стремиться максимально учитывать все возможные аспекты?
[Коллекция], [Внутреннее состояние]

* a 31 * Видна ли данная работа другим людям? Кому?
[Множество людей]

* a 32 * Сколько времени нужно потратить, чтобы уметь делать эту работу в совершенстве?
[Период времени], [Умение]

* a 33 * Долго ли длится процесс выполнения данной работы?
[Период времени]

* a 24 * Может ли эту работу кто-то или что-то прервать?

* a 34 * Обязательно ли эту работу, раз начав, доводить до конца? Можно ли ее прервать не доделав?
[Свобода действия]

* a 35 * Какие есть способы выполнения данной работы?
[Коллекция], [Общее - Частное]

* a 38 * Можно ли для выполнения этой работы воспользоваться опытом из других работ?
[Умение], [Работа], [Коллекция]

действия:

# A 1 # Попытаться сделать данную работу на этот раз идеальным образом.

# A 2 # Выполнить работу, максимально всматриваясь во все ее стадии и составляющие.
[Целое и Части]

# A 3 # Попытаться найти возможности изменить общую ситуацию так, чтобы Вам не приходилось так часто выполнять данную работу.
[Ситуация]

# A 4 # Сделать мета-работу: подготовить место работы так, чтобы Вам в следующий раз было удобнее делать данную работу.
[Работа]

# A 5 # Сделать мета-работу: специально исследовать инструмент или объекты, участвующие в Вашей работе, для того, чтобы потом Вам было удобнее делать эту работу.
[Инструмент - Объект - Действие]

# A 6 # Выполнять данную работу максимально экономя силы, пусть даже в ущерб качеству.
[Внутреннее состояние]

# A 7 # Постараться построить работу так, чтобы как можно быстрее можно было воспользоваться ее плодами, пусть даже в первоначальном варианте.
[Использование]

# A 8 # Отделить выполнение творческой части от выполнения рутинных частей во времени, чтобы не смешивать внутренние состояния.
[Внутреннее состояние]

# A 9 # Если Вы делаете данную работу первый раз, то иногда есть возможность сделать ее "не по-настоящему", без всех последствий и результатов, чтобы научиться делать эту работу.
[Умение]

# A 10 # Иногда у Вас нет времени учиться делать данное действие и Вам приходится одновременно и делать действие и учиться делать такие действия.


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[ Работа   КАК   Действие - Поступок ]

вопросы:

* b 1 * Можно ли обойтись без этой работы и не делать ее?
=*a 20*

* b 2 * Можно ли сделать эту работу потом?
=*a 36*

* b 3 * Может ли эту работу сделать другой человек?
=*a 18*

* b 4 * Можно ли вместо этой работы сделать совсем другую?
=*a 21* [Действие / Поступок], [Конфликт], [Коллекция]

* b 5 * Что произойдет, если эту работу не сделать?
=*a 37* [Причина - Следствие]

* b 6 * Эта работа уникальная или выполняется регулярно?
=*a 13* [Тип объектов]

* b 7 * Эта работа предназначена для одного человека или нескольких?
=*a 10* [Человек], [Множество людей]


В начало данного файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1996 март 26 вт -- 1998 март 09 пн