ИВВС РАН,
Каталог метафорных схем

Искусственный объект

IHPCS RAS,
Catalogue of Metaphoric Schemas,
Artifact

Другие кодировки: (Other Russian coding)
Alt/DOS CP 866 | MS-Windows CP1251 | Unix KOI-8 | Unix ISO8859-5 |
ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * телевизор * книга * газета * передача по телевидению * жилой дом * метро * автомашина * часы * система автомобильных дорог * дом в деревне * игрушка для детей * мост через реку * холодильник * совокупность всех вещей в квартире

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * огород * система домашних растений * план дня * написанное Вами письмо * дворец из песка, построенный ребенком * поход в лес всей семьей * администрация в Вашем учреждении * город * тропинка в лесу * дружба между двумя людьми

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * текстовый файл, набранный Вами * система файлов и каталогов на диске * сложная программа * операционная система * сеть World-Wide Web * Web-сервер


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* объект * создатель объекта * люди, изменяющие объект)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* цель объекта * система, в которой он находится * эволюция объекта


ОГЛАВЛЕНИЕ

Прямые вопросы, действия, входные утверждения

Заимствованные вопросы и действия:
Искусственный объект КАК управляемый объект В Управление объектом
Искусственный объект КАК Целое и Части

ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ
ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ
ВХОДНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ и ПРИМЕРЫ


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ, ДЕЙСТВИЯ, ВХОДНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

вопросы:

* a 1 * Был ли объект создан кем-либо ?!
* a 1.1 * Кем создан объект ?
* a 1.2 * Есть ли цель существования объекта ?
* a 16 * Известна ли цель создания объекта ?
* a 25 * Может ли данный объект (1) долго существовать сам по себе, или (2) его надо постоянно поддерживать, чинить, сопровождать ?
* a 1.3 * Кто поддерживает существование данного объекта ?
* a 13 * Как он был создан ? При помощи какой технологии ?
* a 2 * Можно ли уничтожить этот объект ?!
* a 2.1 * Как может происходить разрушение объекта ??
* a 23 * В каких случаях данный объект может 'испортиться'?
* a 8 * Может ли объект сломаться ?! Трудно ли испортить данный объект ?
* a 3 * Можно ли повторить объект и создать его еще раз ?!
* a 4 * Принадлежит ли этот объект к какому-либо типу объектов ?!
* a 5 * Есть ли у объекта какие-либо параметры или свойства ?!
* a 6 * Есть ли у объекта владелец ?! Кто ?
* a 7 * Каков возраст объекта ? Когда был создан этот объект ?
* a 9 * Кто последний раз что-то менял в объекте ?
* a 10 * Делаются ли изменения в данном объекте регулярно ?!
* a 11 * Содержимое объекта меняется субъектом ?!
* a 11.1 * Зачем человек меняет объект ??
* a 21 * Кто может изменить данный объект?
* a 11.2 * Объект меняется только одним человеком, или их много?!
* a 12 * Объект создается на конкретный, ограниченный срок, или "навсегда"?
* a 17 * Этим объектом будут пользоваться только его создатель или еще другие люди?
* a 18 * Как долго может быть полезен данный объект?
* a 19 * Этот объект - средство для создания другого объекта, или объект-цель?
* a 20 * Данный искусственный объект строится для того, чтобы (1) им пользоваться как таковым, или (2) для проверки некоторых идей?
* a 22 * Какие условия нужны для существования данного объекта?
* a 26 * Для чего используется сейчас данный объект?
* a 27 * Для чего вообще мог бы использоваться данный объект??
* a 28 * Кем мог бы использоваться данный объект?
* a 29 * Кто знает о существовании данного объекта?
* a 30 * Как вообще другой человек может узнать о существовании данного объекта?
* a 31 * Насколько оригинален стиль этого объекта?
* a 32 * Предполагает ли данный объект знакомство с другими близкими объектами?
* a 33 * В настоящий момент данный объект находится в порядке, или в нем появился беспорядок?

действия:

# A 1 # Просмотреть объект, навести порядок в нем и в его окружении.
# A 2 # Найти еще одно возможное применение данного объекта.
# A 3 # Найти способ разрекламировать данный объект.
# A 4 # Облегчить доступ других людей к данному объекту.
# A 5 # Сделать более сложным использование данного объекта другими людьми.

входные утверждения:

& sa 1 & МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ что-то "а" В объекте "б".


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[ Искусственный объект КАК управляемый объект В Управление объектом ]

вопросы:

* b 1 * Чем можно управлять в данном объекте ?


[ Искусственный объект КАК Целое и Части ]

вопросы:

* с 1 * Какие наиболее важные части в данном объекте?


ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ

* a 1 * Был ли объект создан кем-либо ?!

идея:
Если (1) объект создан кем-либо, человеком или организацией, то часто этот объект несет в себе особенности создателя. Хотя есть и объекты (2), про которые невозможно сказать что кто-то конкретно их создал.

пример:
(1) Передача по телевидению - сильно зависит от конкретного автора и телестудии. (2) Город Москва

* a 1.1 * Кем создан объект ?
[Человек], [Организация]

идея:
Этот вопрос вводит в рассмотрение субъекта - человека или организацию, которые создали данный объект.

пример:
(1) Расстановка мебели в квартире: создатель - хозяин квартиры. (2) Автомобиль: создатель - соответствующая автомобильная фирма.

* a 1.2 * Есть ли цель существования объекта ?
[Цель]

идея:
(1) Цель может быть у тех, кто создал данный объект или у тех, кто поддерживает существование (см. вопрос * a 1.3.). Но возможно, что (2) данный объект был создан не ради некоторой цели, а потому, "что так получилось".

пример:
(1) Останкинская телебашня - это очень сложный и дорогой объект и он, конечно, мог быть создан только ради конкретной цели.
(2) Написанное письмо - возможно, что письмо было написано без специальной цели, "просто так".

* a 1.3 * Кто поддерживает существование данного объекта ?
[Работа], [Человек], [Организация]

идея:
Создать объект и поддерживать его - это разные работы и они могут делаться разными людьми (или организациями).

пример:
Дом в деревне. Дом мог быть построен одним человеком, но потом в нем могут жить и поддерживать этот дом совсем другие люди.

* a 2 * Можно ли уничтожить этот объект ?!

идея:
Есть объекты, которые (1) легко уничтожить, есть - (2) которые трудно уничтожить, есть - (3) которые почти невозможно вообще уничтожить.

примеры:
(1) текстовый файл
(2) автомашина
(3) система автомобильных дорог

* a 2.1 * Как может происходить разрушение объекта ??
[Работа]

идея:
Этот вопрос полезен, если нужно разрушить данный объект или наоборот, (1) понять как защитить от разрушения. В некоторых случаях (2) вообще данный вопрос дает интересную точку зрения на объект в целом.

пример:
(1) Сложная программа в процессе ее использования.
(2) Web-сервер: вопрос "Как может 'разрушиться' web-сервер ?" дает интересную точку зрения на создание и сопровождение системы гипертекстовых файлов на web-сервере.

* a 3 * Можно ли повторить объект и создать его еще раз ?!
[Копируемый объект]

идея:
Если 'да', то возникает целый ряд других вопросов и действий, связанных с возможностью повторно создавать подобный объект, связанных с метафорой [Копируемый объект]. Данный вопрос - это семантический узел.

пример:
План дня. Вы можете попытаться повторить некоторые особенно удачные дни еще раз.

* a 4 * Принадлежит ли этот объект к какому-либо типу объектов ?!
[Тип объектов], [Множество объектов]

идея:
Если 'да', то возникает целый ряд других вопросов и действий, связанный с метафорой [Тип объектов]. Данный вопрос - это семантический узел. Данный вопрос вводит в круг внимания не только сам тип, но и множество других аналогичных объектов, принадлежащих тому же типу.

пример:
Передача по телевидению: некоторые передачи делаются как передачи, принадлежащие к некоторому типу. Когда мы задумываемся о типе передач, то мы начинаем думать и о других передачах этого типа.

* a 5 * Есть ли у объекта какие-либо параметры или свойства ?!
[Объект и его Свойства], [Тип объектов], [Множество объектов]

идея:
Если есть, то мы сразу же, как в вопросе * a 4, можем ввести в рассмотрение и тип объектов, и множество аналогичных объектов. Кроме того можем рассмотреть набор параметров или свойств как отдельное множество. Данный вопрос предлагает посмотреть на искусственный объект с т.зр. метафоры [Объект и его Свойства].

пример:
Игрушки для детей. Если игрушек становится много, то можно посмотреть на них с т.зр. метафоры [Объект и его Свойства], выделить разные типы игрушек и т.д..

* a 6 * Есть ли у объекта владелец ?! Кто ?
[Объект и Владелец], [Человек], [Организация]

идея:
Если (1) есть владелец, то это очень важное обстоятельство. Прежде, чем что-то делать с данным объектом, нам придется решить (явно или неявно) - как мы относимся к владельцу объекта. Но бывают (2) объекты, у которых нет владельца.

пример:
(1) Стихотворение. Если мы хотим напечатать некоторое стихотворение в газете, журнале или разместить на Web-сервере, то нам надо узнать - кто обладает авторскими правами на данное стихотворение.
(2) Тропинка в лесу: владельца нет.

* a 7 * Каков возраст объекта ? Когда был создан этот объект ? [Момент времени], [Промежуток времени]

идея:
Этот вопрос неявно вводит в круг внимания историю данного объекта. Чем больше возраст объекта, тем больше с ним могло быть различных событий. Многие искусственные объекты со временем портятся.

пример:
Мост через реку. Если мост построен очень давно, он может не выдержать тяжелые автомашины.

* a 8 * Может ли объект сломаться ?! Трудно ли испортить данный объект ?

идея:
Некоторые объекты (1) сломать или испортить очень легко, другие (2) - трудно.

пример:
(1) Часы. (2) Операционная система на компьютере: легко испортить конкретный экземпляр операционной системы, но очень трудно сделать испорченной данный тип операционной системы вообще.

* a 9 * Кто последний раз что-то менял в объекте?
[Человек], [Работа]

идея:
Человек, последний раз менявший что-либо в сложном искусственном объекте лучше всех знает текущее состояние данного объекта.

пример:
Автомашина. Человек, который последний раз делал существенный ремонт данного автомобиля вероятно лучше всех знает его состояние.

* a 10 * Делаются ли изменения в данном объекте регулярно?!
[Работа]

идея:
Если 'да', то это означает, что есть некоторая постоянная работа, связанная с данным объектом.

пример:
(1) Автомобильная дорога. Важные автомобильные дороги необходимо регулярно чинить.
(2) Письмо. Будучи один раз написанным, отосланным и прочитанным, его больше менять не надо.

* a 11 * Содержимое объекта меняется субъектом?! Кем?
[Человек], [Организация]

идея:
Рассматриваемый объект может (1) меняться людьми, и тогда это - одна ситуация, а может (2) изменяться под влиянием внешней среды. Возможно, что (3) его меняют и люди и внешняя среда.

пример:
(1) Система файлов и каталого на диске компьютера.
(2) Линии электропередачи.
(3) Огород на даче.

* a 11.1 * Зачем человек меняет объект??
[Цель], [Работа], [Действие]

идея:
Для того, чтобы изменить сложный искусственный объект, необходимо затратить определенные усилия, выполнить работу. Такая работа чаще всего делается с определенной целью. Например, поддержать искусственный объект в нормальном состоянии. Или для того, чтобы воспользоваться этим объектом для чего-либо. Т.е. за видимым действием по изменению может стоят определенная цель. Однако, изменения могут происходить и не из-за цели, а под давлением внешних обстоятельств.

пример:
Изменения в системе телепередач. За этим может стоять определенные цели руководства телекомпании. Но возможно, что просто из телекомпании уволились некоторые талантливые люди и телекомпания просто не может продолжать вести прежнюю передачу.

* a 11.2 * Объект меняется только одним человеком, или их много?!

идея:
Если объект меняется разными людьми, то возникает еще один аспект: эти изменения могут быть несогласованы друг с другом, противоречить друг другу.

пример:
В организации могут стоять компьютеры не для конкретного человека, а для "всех". Состояние файлов, каталогов, операционной системы, набор программ на таких компьютерах может быть очень необычным и меняться по нескольку раз в день.

* a 12 * Объект создается на конкретный, ограниченный срок, или "навсегда"?

идея:
Если объект создается (1) на ограниченный срок, то в нем самое важное - это последствия, которые могут возникнуть от его существования, другие объекты, которые возникают из-за этого. Если же (2) объект стремятся сделать "навсегда", то главное - это чтобы данный объект существовал, чтобы он изменял общую ситуацию "в лучшую сторону".

примеры:
(1) Группа специалистов: Руководство фирмы может попросить специалистов из разных отделов на небольшой срок поработать вместе над решением какой-либо проблемы.
(2) World-Wide-Web: Крупная организация создает WWW-сервер. Обычно предполагается, что он будет работать и развиваться "всегда" (пока не сменится технология или пока существует организация).

* a 13 * Как он был создан ? При помощи какой технологии?
[Работа], [Система]

идея:
Создание какого-либо сложного искусственного объекта - это определенная работа, определенная технология. Данная работа может быть сама по себе быть гораздо более сложно организованным объектом или системой, нежели объект-результат.

пример:
Камера для велосипеда. Технология их создания требует определенного уровня промышленности, определенного оборудования. В домашних условиях сделать резиновую камеру для велосипеда практически невозможно.

* a 16 * Известна цель создания объекта?
[Цель], [Частично известный объект]

идея:
Как правило (1), цель создания какого-либо объекта очевидна. Однако бывают (2) такие объекты, цель создания которых непонятна. На такие объекты естественно смотреть с т.зр. метафоры [Частично известный объект].

пример:
Файлы, входящие в состав современной сложной программы. Как правило большие программные системы состоят из десятков файлов самого различного назначения. Цель многих файлов известна только разработчикам данной программы.

* a 17 * Этим объектом будут пользоваться только его создатель или еще другие люди?
[Работа]

идея:
Если объект (1) создается для того, чтобы им пользовался сам создатель, это одна ситуация. И совершенно другая ситуация, если объект (2) создается для того, чтобы им пользовались другие люди. В первом случае можно пренебречь многими второстепенными аспектами качества, ради основных. Во втором случае необходимо выполнить более сложную работу и сделать объект качественным с разных сторон.

пример:
Научная исследование.
(1) Вы можете записать основной ход научного исследования "для себя". Это будет текст, содержащий минимум слов, словосочетаний, фраз, перечней, необходимых для того, чтобы Вы могли восстановить в памяти содержание данного исследования.
(2) Если Вы захотите потом оформить данное исследование в виде статьи для журнала, то Вам придется написать совершенно другой текст.

* a 18 * Как долго может быть полезен данный объект?
[Период времени]

идея:
Если в результате ответа на этот вопрос Вы поймете, что данный объект может быть полезен только очень короткое время, или наоборот, в течении длительного срока, это может Вам помочь и правильно распределить силы.

пример:
Если Вы нашли Web-сервер, который может быть Вам полезен в течении длительного времени, то Вы можете запомнить его URL-адрес, скопировать себе основные материалы, вступить в переписку и т.д..

* a 19 * Этот объект - средство для создания другого объекта, или объект-самоцель?
[Инструмент - Объект - Действие], [Использование]

идея:
Этот вопрос - семантический узел: если (1) данный объект является средством для создания другого объекта, то на него важно посмотреть с т.зр. метафоры [Инструмент - Объект - Действие], в другом случае (2) - становится важна метафора [Использование].

пример:
(1) Программа передач по телевидению. Вы можете купить программу передач, чтобы знать - когда записать интересный фильм на видеомагнитофон.
(2) Записанный видеофильм.

* a 20 * Данный искусственный объект строится для того, чтобы (1) им пользоваться как таковым, или (2) еще и для проверки некоторых идей?
[Использование], [Предположение]

идея:
Это почти такой-же вопрос, как и "* a 19 * Этот объект - средство для создания другого объекта, или объект-самоцель?"

пример:
(1) Простейщий редактор ASCII-файлов в Norton Commander: все подчинено простоте и естественности использования, минимум дополнительных идей, выходящих за рамки идеи простого текстового файла.
(2) Редактор Word 6.0 for Windows: Введен целый ряд абстрактных понятий: стили, параграфы, язык параграфа, master document, файл-шаблон и т.д..

* a 21 * Кто может изменить данный объект?
[Множество объектов]

идея:
Далеко не каждый человек сможет что-либо изменить в некотором сложном объекте. Чем сложнее такой объект и чем уникальнее, тем меньше таких людей. Иногда этот аспект бывает важным.

пример:
Стихотворение. Попытаться продолжить стихотворение и сохранить стиль автора - очень сложная работа.

* a 22 * Какие условия нужны для существования данного объекта?
[Работа], [Система], [Множество объектов]

идея:
Каждый объект существует в рамках некоторой среды. Для того чтобы понять - какие условия нужны для существования данного объекта, надо проделать определенную аналитическую работу, посмотреть на объект и его окружение как на Систему, и выписать множество объектов, процессов, обстоятельств внешней среды, от которых зависит данный объект.

пример:
Автомобиль. Для нормального существования необходимо масса условий: наличие автомобильных дорог, возможность прятать его от непогоды и от воров, возможность покупать бензин, масло и запчасти, умение чинить его, достаточно высокий уровень вождения, и т.п..

* a 23 * В каких случаях данный объект может 'испортиться'?
[Работа], [Множество объектов], [Ситуация], [Информация], [Ценность]

идея:
Предлагается выполнить некоторую аналитическую работу и составить перечень ситуаций, в которых данный объект может 'испортиться'. Однако легко выписать очевидные возможные ситуации, но если рассматривать все менее вероятные и более необычные ситуации, то список будет составлять все труднее и труднее. Знание неочевидных, но вероятных ситуаций, в которых может испортиться данный объект - это экспертное знание, оно представляет ценность.

пример:
Конфорки электрической плиты портятся, если на горячую конфорку ставять совершенно холодные вещи.
Современные телевизоры могут испортиться, если в них попадет слишком много пыли.

* a 25 * Может ли данный объект (1) долго существовать сам по себе, или (2) его надо постоянно поддерживать, чинить, сопровождать?
[Работа], [Процесс]

идея:
Этот вопрос - узловой: если (2) объект надо постоянно поддерживать, то необходимо думать о некоторой постоянной работе, постоянном процессе поддержки. Иногда поддержка объекта становится сопоставимой с затратами на создание объекта.

примеры:
Многоэтажный жилой дом в городе. Если в жилом доме не будет постоянно работать хотя бы одна из служб - канализация, то это приведет к очень серьезным последствиям.

Существуют программы, которые (1) практически не требуют каких-либо исправлений и модификаций, например: wc - программа подсчета строк, слов и символов в файле, uuencode и uudecode - программы перевода файлов в 8-битной кодировке в 7-битную и обратно.
В тоже время (2), большие сложные программы, типа Excel, Word 6, AutoCad требуют постоянного отслеживания новых идей в соответствующей области, новых внешних форматов данных.

* a 26 * Для чего используется сейчас данный объект?
[Процесс], [Работа], [Использование]

идея:
Этот вопрос вводит в круг внимания настоящее время - какой процесс сейчас связан с рассматриваемым объектом ? что с ним делают ?

пример:
Автомобиль. Вы вдруг осознаете, что Ваш автомобиль реально используется только лишь для того, чтобы раз в несколько месяцев ездить в другой город в гости к другу.

* a 27 * Для чего вообще мог бы использоваться данный объект??
[Работа], [Коллекция], [Использование]

идея:
Этот вопрос предлагает Вам выполнить некоторую работу и представить себе коллекцию возможных использований данного объекта.

Систему знаний о возможном использовании некоторого объекта автор называет постсемантикой, этому посвящена работа [Ованесбеков 95а "Постсемантика как явление"] пример:
Имея видеомагнитофон, Вы можете не только
- просматривать фильмы, но и
- копировать фильмы для друзей,
- записывать фильмы, идущие в неудобное время,
- записывать передачи новостей, чтобы потом поподробнее рассмотреть,
- записывать фильмы не для себя, а для ближайших друзей,
- смотреть учебные передачи,
- смотреть отрывки из любимых фильмов, чтобы изменить свое настроение,
- тщательно рассматривать отдельные эпизоды и изучать работу актеров,
- рассматривать отдельные кадры и изучать работу художника и оператора,
- смотреть любительские фильмы Ваших друзей,
- просто записывать музыку, без изображения, как на аудиомагнитофон,
- "разделять" одновременно идущие телепередачи - одну смотреть по телевизору, а другую записывать на видеомагнитофон и потом просматривать,
и т.д..

* a 28 * Кто мог бы пользоваться данным объектом?
[Множество объектов], [Использование]

идея:
Данный вопрос вводит в круг внимание множество людей, которые могли мы пользоваться данным объектом. Если мы имеем возможность менять данный объект, то возможно имеет смысл изменить объект так, чтобы он был удобнее для возможного круга пользователей.

пример:
Web-сервер. В книге [December, Randall 95] говорится, что проектируя новый Web-сервер очень полезно представить себе круг возможных пользователей.

* a 29 * Кто знает о существовании данного объекта?
[Работа], [Множество объектов], [Информация]

идея:
Сообщить другим людям о существовании данного объекта - нетривиальная работа. Данный вопрос вводит в круг внимания множество людей, которые знают о существовании данного объекта, множество людей, которые могли бы узнать о его существовании и работу - как им сообщить.

пример:
Вы написали новую программу. Обычно поначалу об этом знают единицы. Для того, чтобы о Вашей программе узнало больше людей, Вам надо либо участвовать в выставках, либо помещать Вашу программу как freeware на CD-ROM, либо размещать ее на Web-серверах, либо печатать статьи или рекламу в журналах и газетах и т.д..

* a 30 * Как вообще другой человек может узнать о существовании данного объекта ? [Объект и Имя], [Текст], [Информация], [Работа]

идея:
О некоторых объектах (1) знают практически все. Но (2) про подавляющую часть объектов, про их существование знают только отдельные конкретные люди.

И за этим стоит некоторая проблема. Если Вы хотите сообщить о существовании объекта "О" некоторому человеку "Ч", то есть много способов - как это можно сделать. Если же Вы хотите сообщить о существовании некоторого объекта неперсонально, вообще, то Вам придется придумать способ, выполнить некоторую аналитическую работу.

В рамках сети World-Wide Web данная проблема становится существенно проще.

пример:
(1) Практически все знают о существовании крупных стран, типа США, Германии, Китая, о крупных событиях, типа Второй мировой войны, о лидерах ведущих стран, о существовании телевидения.
(2) Вы можете написать статью, но пока ее не опубликуют, о ней будут знать единицы людей. Но даже если Вы и опубликовали статью, при определенных условиях возможно, что ее никто не прочтет.

* a 31 * Насколько оригинален стиль этого объекта ?

идея:
Для объектов одного сорта (1) оригинальность, необычность стиля - отрицательное качество. Для объектов другого сорта (2) - наоборот, одно из условий качества созданного объекта.

пример:
(1) Некоторые крупные производители компьютеров даже элементарные детали делают в своем, фирменном стиле. Например, у фирмы Compaq винты сделаны под особенную пятиугольную отвертку. У маленьких фирм, собирающих компьютера на заказ, это вызывает проблемы.
(2) Для произведений искусства, наоборот, оригинальность стиля, авторского взгляда на мир - важное условие для успеха произведения.

* a 32 * Предполагает ли данный объект знакомство с другими близкими объектами ?

идея:
Некоторые объекты (1) сделаны так, что разработчики предполагают что пользователь имел возможность познакомиться с другими близкими объектами. Но, конечно, многие объекты (2) сделаны без соотнесения с другими близкими объектами.

пример:
(1) Современные диалоговые системы неявно предполагают, что Вы были знакомы с другими подобными системами. Поэтому многие элементы меню, панели стали "стандартными" (File, Options, Help).
(1) Многие научные статьи пишутся так, что автор предполагает, что читатель уже знаком с рядом важных вещей, статей и т.п..
(2) Разработчики современных телевизоров стараются описать свои изделия так, чтобы ими мог легко воспользоваться любой человек, без всякого предварительного опыта.

* a 33 * В настоящий момент данный объект находится в порядке, или в нем появился беспорядок?

идея:
Искусственно созданные объекты со временем портятся. Время от времени их нужно ремонтировать (см. ниже действие [Искусственный объект # A 1]). Данный вопрос вводит в круг внимания степень "порядка" или "беспорядка" в данном объекте.

Правда, существуют такие объекты, что понять - в порядке они или нет, не так просто.

пример:
Ваш личный автомобиль: все ли в нем в порядке? мотор? тормоза?


ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ

# A 1 # Просмотреть объект, навести порядок в нем и в его окружении.

идея:
Искусственные объекты в подавляющем числе случаев нуждаются в том, чтобы кто-то следил за ними и при необходимости наводил в них порядок. Обычно это делает владелец объекта.

Наводить порядок - это характерная работа; начав наводить порядок в одном месте можно легко перекинуться на другое место или объект и т.д..

Можно даже высказать идею, что "наводить порядок" - это тип работ.

пример:
Сделать еженедельную уборку в квартире.
Просмотреть каталоги и файлы на жестком диске компьютера и удалить все лишнее.

# A 2 # Найти еще одно возможное применение данного объекта.

идея:
Это действие - аналог идеи [* a 27 * Для чего вообще мог бы использоваться данный объект??] но не в форме вопроса, а в форме действия, являющегося последствием вопроса. Искать новые возможные применения объекта - это означает практически исследовать его постсемантику, собирать коллекцию применений.

пример:
Вы купили новый для Вас бытовой прибор: морозильник, микроволновую печь, кухонный комбайн, факс, видеомагнитофон, персональный компьютер. Естественно, что некоторое время после покупки Вы будете открывать для себя все новые и новые способы использования этого прибора.

# A 3 # Найти способ разрекламировать данный объект.

идея:
Если Вы сделали какой-то объект для широкого использования, то Вам конечно, надо найти способ сообщить о существовании данного объекта как можно большему количеству людей. Найти способ - это определенная аналитическая работа.

пример:
В вашей организации создали Web-сервер. Один из способов его разрекламировать - поместить к.-л. информационный материал для очень широкого использования. К примеру, на данном сервере кроме научной информации расположен еще и каталог русских и советских фильмов.

# A 4 # Облегчить доступ других людей к данному объекту.

идея:
Если данным объектом пользуется ряд людей, то часто процесс использования можно либо облегчить, либо наоборот, затруднить (см. след. действие [# A 5]). Сделать доступ и использование данного объекта легче - это работа.

пример:
Для того, чтобы сделать более легким использование телевизоров, в современных телевизорах сделан выносной дистанционный пульт управления.

# A 5 # Сделать более сложным использование данного объекта другими людьми.

идея:
Некоторые объекты не должны быть легко доступными. Это либо объекты, от которых зависят многие люди (1), либо просто опасные объекты (2), либо объекты, опасные для маленьких детей (3), либо объекты, являющиеся частной собственностью (4) и т.п.. Сделать их использование более сложным - это чаще всего определенная работа.

пример:
(1) Поместить основные распределительные щиты электроэнергии в жилом доме в отдельном закрытом помещении.
(2) Усилить охрану склада с оружием.
(3) Убрать лекарства, яды для насекомых, ножи, бритвы в труднодоступное место.
(4) Установить пароль для входа в Ващ личный компьютер.


ВХОДНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ и ПРИМЕРЫ

& sa 1 & ...


В начало этого гипертекстового файла
О проекте "Каталог метафорных схем" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@ihpcs.ras.ru>

1996 март 28 чт - 1996 март 29 пт
1996 апр 05 пт
1996 май 07 вт - 1996 май 10 пт
1996 май 28 вт - 1996 май 31 пт
1996 июнь 11 вт