In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         ASCII


ИВВС РАН,
База знаний МЕТ

Действие / Поступок


IHPCS RAS,
Knowledge Base MET

Action


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * выпить чашку чая * сходить в магазин и купить еды * позвонить по телефону товарищу * купить мороженого и съесть * сходить в кино * включить свет в ванной * включить телевизор * рассказать о своей работе другому человеку * сходить на улицу погулять * сделать подарок товарищу на день рождения * сходить на речку поплавать * поездка в метро * прочитать статью в газете * поговорить с товарищем * полить цветы * написать письмо * найти в квартире место для новой вещи * перезаписать фильм с одного видеомагнитофона на другой

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * перейти на другую работу * жениться * придумать новое понятие * поставить вопрос-проблему * решиться на дорогую покупку * поиграть с ребенком в кубики * прочитать книгу

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * отредактировать текстовый файл * написать небольшую программу * инсталлировать новую программу * просмотреть новый для Вас сервер в WWW * скопировать файлы на дискету


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* действие * ситуация * действующее лицо * результат действия)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* работа, в которую входит действие * другие действия, связанные с этим действием


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ:
Действие / Поступок   КАК   Работа
(человек   В   Действие / Поступок)   КАК   Человек


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 1 * Зачем это действие?
[Цель], [Событие]

* a 2 * Данное действие делается человеком первый раз?
[Умение]

* a 3 * Действие делаем мы или какой-то другой человек?
[Человек]

* a 4 * Как делается действие??
[Рассказ / История], [Текст], [Целое и Части]

* a 5 * Вы относитесь к этому действию как к чему-то неделимому, или Вы видите в этом процесс?
[Целое и Части]

* a 6 * Это привычное для Вас действие? или не совсем привычное? или совсем новое?
[Повторяющееся событие]

* a 7 * Надо ли что-либо уметь для того, чтобы сделать это действие?
[Умение]

* a 8 * В каких ситуациях еще Вы можете делать это действие?
[Повторяющееся событие], [Тип объектов]

* a 9 * Дает ли это действие какие-либо сложные последствия?
[Причина - Следствие] [Существование во Времени]

* a 10 * Кто еще участвует в этом действии?
[Человек], [Множество людей]

* a 11 * Тянет ли это действие за собой необходимость делать другие действия?
[Причина - Следствие]

* a 12 * Как долго длилось данное действие?
[Период времени], [Работа]

* a 13 * Это типовое действие или одноразовое, уникальное?
[Тип объектов]

* a 14 * Можно ли повторить это действие? Можно ли регулярно выполнять данное действие?
[Свобода действия], [Тип объектов], [Повторяющееся событие] [Множество объектов]

* a 15 * Данное конкретное действие - это часть большей работы?
[Целое и Части], [Работа]

* a 16 * Действие направлено на объект, на изменение состояния человека, или на изменение окружающей ситуации?
[Причина - Следствие], [Инструмент - Объект - Действие], [Человек], [Внутреннее состояние], [Ситуация]

* a 17 * Может ли другой человек сделать это действие, примерно с тем же результатом?
[Человек]

. * a 18 * Можете ли Вы попросить (поручить) другого человека сделать это действие за Вас?

* a 19 * Это действие предполагает одного человека или многих?
[Множество людей]

* a 20 * Можете ли Вы не делать этого действия?
[Свобода действия]

* a 21 * Могли бы Вы в это время сделать другие, возможно более важное действие?
[Действие / Поступок], [Конфликт], [Коллекция]

* a 22 * С какими другими действиями связано это действие?
[Множество объектов], [Система]

* a 23 * Можно ли это действие сделать неправильно?
[Обычное - Необычное], [Ошибка]

* a 23.1 * Что может быть, если Вы сделаете это действие неправильно?
[Причина - Следствие] [Возможное - Невозможное], [Ошибка]

* a 24 * Какими инструментами пользуется человек, делающий действие?
[Инструмент - Объект - Действие]

* a 25 * Это - важное действие?
[Иерархия]

* a 26 * Есть ли следы от данного действия?
[Причина - Следствие] [Информация], [Обстановка]

* a 27 * Знали ли Вы заранее об этом действии или его пришлось делать неожиданно?
[Подготовка]

* a 28 * Это действие было спонтанное, или Вы контролировали умом это действие?
[Внутреннее состояние]

* a 29 * Вы делали это действие в спокойном состоянии или нет?
[Внутреннее состояние]

* a 30 * Вы очень хотели сделать это действие или Вы о своих желаниях в момент действия не думали?
[Внутреннее состояние]

* a 31 * Можете ли Вы создать некоторый определенный объект при помощи данного действия?
[Искусственный объект], [Свобода действия]

* a 32 * Можете ли Вы при помощи данного действия предотватить некоторую ситуацию?
[Ситуация], [Свобода действия]

* a 33 * Входит ли это действие как часть в некоторую работу?
[Работа], [Целое и Части]

* a 34 * Какие действия пришлось сделать перед этим?
[Множество объектов], [Действие / Поступок]

* a 35 * Какие действия нужно сделать после этого?
[Множество объектов], [Действие / Поступок]

* a 36 * Вы должны сделать данный поступок сейчас, или Вы можете сделать его потом?
[Момент времени], [Свобода действия]

* a 37 * Что произойдет, если не сделать этого действия?
[Причина - Следствие]

действия

# A 1 # Специально создать нужную Вам ситуацию и воспользоваться ей как действием.
[Свобода действия]

# A 2 # Сделать максимум, чтобы некоторая ситуация не возникла.
[Обстановка], [Влияние]


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

[ Действие / Поступок   КАК  Работа ]

вопросы:

* b 1 * В этом действии для Вас главное результат или сам процесс?
=*a 28*, [Цель]

* b 2 * Можно ли на фоне этого действия делать еще и другие?
=*a 6*, [Небольшой набор объектов], [Внутреннее состояние] [Свобода действия]

* b 3 * Есть ли обстоятельства, мешающие Вам выполнять это действия?
=*a 29*, [Обстановка], [Конфликт], [Ситуация], [Причина - Следствие]

* b 4 * Это рутинное действие или творческое?
=*a 3*, [Умение], [Внутреннее состояние]

* b 5 * Можно ли в этом действие выделить другие, более мелкие действия?
=*a 12*, [Целое и Части]

* b 6 * Можно ли это действие сделать очень качественно?
=*a 18*

* b 7 * Нужно ли в этом действие стремиться максимально учитывать все возможные аспекты?
=*a 30*, [Коллекция], [Внутреннее состояние]

действия:

# B 1 # Если Вы делаете данное действие первый раз, то иногда есть возможность сделать это "не по-настоящему", без всех последствий и результатов, чтобы научиться делать это действие.
=*A 9*, [Умение]

# B 2 # Иногда у Вас нет времени учиться делать данное действие и Вам приходится одновременно и делать действие и учиться делать такие действия.
=*A 9*


[ (человек   В   Действие / Поступок)   КАК  Человек ]

вопросы:

* c 1 * Что мы знаем о человеке, который делает действие?
=*a 2* [Информация]

* c 2 * Зачем он это делает?
=*a 2.1* [Цель], [Причина - Следствие]

* c 3 * Выполняет ли данный человек в этой работе некоторую роль?
=*a 3* [Тип объектов]

* c 4 * Можете ли Вы ему чем-нибудь помочь?
=*a 10* [Действие / Поступок]

действия:

# C 1 # Помочь человеку в его работе.
=*A 5* [Работа]


В начало этого файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1996 апр 01 пн - 1998 март 03 вт