In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         ASCII


ИВВС РАН
База знаний МЕТ

Искусственный объект


IHPCS RAS
Knowledge Base MET

Artificial object


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * телевизор * книга * газета * передача по телевидению * жилой дом * метро * автомашина * часы * система автомобильных дорог * дом в деревне * игрушка для детей * мост через реку * холодильник * совокупность всех вещей в квартире * сад * огород

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * система домашних растений * план дня * написанное Вами письмо * дворец из песка, построенный ребенком * поход в лес всей семьей * администрация в Вашем учреждении * город * тропинка в лесу * дружба между двумя людьми

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * текстовый файл, набранный Вами * система файлов и каталогов на диске * сложная программа * операционная система * сеть World-Wide Web * Web-сервер


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* объект * создатель объекта * люди, изменяющие объект)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* цель объекта * система, в которой он находится * эволюция объекта


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ:
Искусственный объект   КАК   (управляемый объект В Управление объектом)

ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ
ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 1 * Был ли объект создан кем-либо ?!

* a 1.1 * Кем создан объект ?
[Человек], [Организация]

* a 1.2 * Есть ли цель существования объекта ?
[Цель]

* a 16 * Известна ли цель создания объекта ?
[Цель], [Частично известный объект], [Информация]

* a 25 * Может ли данный объект (1) долго существовать сам по себе, или (2) его надо постоянно поддерживать, чинить, сопровождать ?
[Работа], [Процесс]

* a 1.3 * Кто поддерживает существование данного объекта ?
[Работа], [Человек], [Организация]

* a 13 * Как он был создан ? При помощи какой технологии ?
[Работа], [Система]

* a 2 * Можно ли уничтожить этот объект ?!

* a 2.1 * Как может происходить разрушение объекта ??
[Действие / Поступок], [Работа]

* a 23 * В каких случаях данный объект может 'испортиться'?
[Работа], [Множество объектов], [Ситуация], [Информация], [Ценный объект] [Причина - Следствие]

* a 8 * Может ли объект сломаться ?! Трудно ли испортить данный объект ?

* a 3 * Можно ли повторить объект и создать его еще раз ?!
[Копируемый объект]

* a 4 * Принадлежит ли этот объект к какому-либо типу объектов ?!
[Тип объектов], [Множество объектов]

* a 5 * Есть ли у объекта какие-либо параметры или свойства ?!
[Объект и его Свойства], [Тип объектов], [Множество объектов]

* a 6 * Есть ли у объекта владелец ?! Кто ?
[Объект и Владелец], [Человек], [Организация]

* a 7 * Каков возраст объекта ? Когда был создан этот объект ?
[Момент времени], [Период времени]

* a 9 * Кто последний раз что-то менял в объекте ?
[Человек], [Работа]

* a 10 * Делаются ли изменения в данном объекте регулярно ?!
[Работа], [Повторяющееся событие], [Развитие]

* a 11 * Содержимое объекта меняется субъектом ?!
[Человек], [Организация]

* a 11.1 * Зачем человек меняет объект ??
[Цель], [Работа], [Действие / Поступок], [Причина - Следствие]

* a 21 * Кто может изменить данный объект?
[Множество людей]

* a 11.2 * Объект меняется только одним человеком, или их много?!
[Множество людей]

* a 12 * Объект создается на конкретный, ограниченный срок, или "навсегда"?
[Период времени]

* a 34 * Объект создан для одноразового использования или для многократного?
[Повторяющееся событие], [Использование]

* a 17 * Этим объектом будут пользоваться только его создатель или еще другие люди?
[Множество людей], [Использование], [Работа]

* a 18 * Как долго может быть полезен данный объект?
[Период времени], [Использование]

* a 19 * Этот объект - средство для создания другого объекта, или объект-цель?
[Цель], [Инструмент - Объект - Действие], [Использование]

* a 20 * Данный искусственный объект строится для того, чтобы (1) им пользоваться как таковым, или (2) для проверки некоторых идей?
[Использование], [Информация], [Цель], [Предположение]

* a 20.1 * Как будет использоваться данный объект??
[Действие / Поступок], [Работа], [Целое и Части]

* a 22 * Какие условия нужны для существования данного объекта?
[Работа], [Система], [Множество объектов], [Ситуация]

* a 26 * Для чего используется сейчас данный объект?
[Цель], [Процесс], [Работа], [Использование]

* a 27 * Для чего еще вообще мог бы использоваться данный объект??
[Работа], [Коллекция], [Использование], [Возможное - Невозможное]

* a 36 * Кто пользуется данным объектом?
[Использование], [Множество людей]

* a 28 * Кем мог бы использоваться данный объект?
[Множество людей], [Использование], [Возможное - Невозможное]

* a 29 * Кто знает о существовании данного объекта?
[Работа], [Множество людей], [Информация]

* a 30 * Как вообще другой человек может узнать о существовании данного объекта?
[Объект и Имя], [Текст], [Информация], [Работа]

* a 31 * Насколько оригинален стиль этого объекта?
[Обычное - Необычное]

* a 32 * Предполагает ли данный объект знакомство с другими близкими объектами?
[Множество объектов], [Информация], [Умение]

* a 33 * В настоящий момент данный объект находится в порядке, или в нем появился беспорядок?
[Система], [Ошибка]

* a 35 * Создание данного объекта - это "творческая" работа или "рутинная"?
[Работа]

* a 37 * Можете ли Вы создать объект, похожий на этот?
[Умение], [Тип объектов]

* a 38 * Можно ли в структуре данного объекта учесть существование других объектов, аналогичных данному?
[Коллекция] [Система]

* a 44 * Можно ли при построении других объектов опираться на существование данного объекта?
[Причина - Следствие], [Система]

* a 39 * Какие могут быть инструменты для работы с данным объектом?
[Коллекция], [Инструмент - Объект - Действие]

* a 40 * Можно ли данный объект разбить на несколько однородных объектов?
[Коллекция], [Целое и Части]

* a 41 * Какова структура данного объекта? Из каких частей он состоит?
[Целое и Части]

* a 42 * Чем определяется структура данного объекта?
[Причина - Следствие] [Целое и Части]

* a 43 * Можно ли представить себе идеальный или предельный вариант данного объекта?

действия:

# A 1 # Просмотреть объект, навести порядок в нем и в его окружении.
[Система], [Тип объектов]

# A 2 # Найти еще одно возможное применение данного объекта.
[Коллекция], [Свобода действия], [Использование]

# A 3 # Найти способ разрекламировать данный объект.
[Работа]

# A 4 # Облегчить доступ других людей к данному объекту.
[Работа], [Использование]

# A 5 # Сделать более сложным использование данного объекта другими людьми.
[Работа], [Использование]

# A 6 # Построить объект.
[Работа], [Умение]

# A 7 # Испортить объект.
[Ошибка], [Свобода действия], [Система], [Причина - Следствие]

# A 8 # После длительной работы по созданию нового сложного объекта полезно построить всю работу в целом так, чтобы создатель этого объекта начал бы сам пользоваться им и от этого увидел скрытые ранее недоделки.
[Работа], [Использование]

# A 9 # Расширить или сузить понимание предназначения данного искусственного объекта.
[Область в пространстве]


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[ Искусственный объект   КАК   (управляемый объект В Управление объектом) ]

вопросы:

* b 1 * Чем можно управлять в данном объекте?


ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ

* a 1 * Был ли объект создан кем-либо ?!

идея:
Если (1) объект создан кем-либо, человеком или организацией, то часто этот объект несет в себе особенности создателя. Хотя есть и объекты (2), про которые невозможно сказать что кто-то конкретно их создал.

пример:
(1) Передача по телевидению - сильно зависит от конкретного автора и телестудии. (2) Город Москва

* a 1.1 * Кем создан объект ?
[Человек], [Организация]

идея:
Этот вопрос вводит в рассмотрение субъекта - человека или организацию, которые создали данный объект.

пример:
(1) Расстановка мебели в квартире: создатель - хозяин квартиры. (2) Автомобиль: создатель - соответствующая автомобильная фирма.

* a 1.2 * Есть ли цель существования объекта ?
[Цель]

идея:
(1) Цель может быть у тех, кто создал данный объект или у тех, кто поддерживает существование (см. вопрос * a 1.3 *.). Но возможно, что (2) данный объект был создан не ради некоторой цели, а потому, "что так получилось".

пример:
(1) Останкинская телебашня - это очень сложный и дорогой объект и он, конечно, мог быть создан только ради конкретной цели.
(2) Написанное письмо - возможно, что письмо было написано без специальной цели, "просто так".

* a 1.3 * Кто поддерживает существование данного объекта ?
[Работа], [Человек], [Организация]

идея:
Создать объект и поддерживать его - это разные работы и они могут делаться разными людьми (или организациями).

пример:
Дом в деревне. Дом мог быть построен одним человеком, но потом в нем могут жить и поддерживать этот дом совсем другие люди.

* a 2 * Можно ли уничтожить этот объект ?!

идея:
Есть объекты, которые (1) легко уничтожить, есть - (2) которые трудно уничтожить, есть - (3) которые почти невозможно вообще уничтожить.

примеры:
(1) текстовый файл
(2) автомашина
(3) система автомобильных дорог

* a 2.1 * Как может происходить разрушение объекта ??
[Действие / Поступок], [Работа]

идея:
Этот вопрос полезен, если нужно (1) разрушить данный объект, или наоборот, (2) понять как защитить от разрушения. В некоторых случаях (3) вообще данный вопрос дает интересную точку зрения на объект в целом.

пример:
(1) Старое ненужное здание.
(2) Сложная программа в процессе ее использования.
(3) Web-сервер: вопрос "Как может 'разрушиться' web-сервер ?" дает интересную точку зрения на создание и сопровождение системы гипертекстовых файлов на web-сервере.

* a 3 * Можно ли повторить объект и создать его еще раз ?!
[Копируемый объект]

идея:
Если 'да', то возникает целый ряд других вопросов и действий, связанных с возможностью повторно создавать подобный объект, связанных с метафорой [Копируемый объект]. Данный вопрос - это семантический узел.

пример:
План дня. Вы можете попытаться повторить некоторые особенно удачные дни еще раз.

* a 4 * Принадлежит ли этот объект к какому-либо типу объектов ?!
[Тип объектов], [Множество объектов]

идея:
Если 'да', то возникает целый ряд других вопросов и действий, связанный с метафорой [Тип объектов]. Данный вопрос - это семантический узел. Данный вопрос вводит в круг внимания не только сам тип, но и множество других аналогичных объектов, принадлежащих тому же типу.

пример:
Передача по телевидению: некоторые передачи делаются как передачи, принадлежащие к некоторому типу. Когда мы задумываемся о типе передач, то мы начинаем думать и о других передачах этого типа.

* a 5 * Есть ли у объекта какие-либо параметры или свойства ?!
[Объект и его Свойства], [Тип объектов], [Множество объектов]

идея:
Если есть, то мы сразу же, как в вопросе * a 4, можем ввести в рассмотрение и тип объектов, и множество аналогичных объектов. Кроме того можем рассмотреть набор параметров или свойств как отдельное множество. Данный вопрос предлагает посмотреть на искусственный объект с т.зр. метафоры [Объект и его Свойства].

пример:
Игрушки для детей. Если игрушек становится много, то можно посмотреть на них с т.зр. метафоры [Объект и его Свойства], выделить разные типы игрушек и т.д..

* a 6 * Есть ли у объекта владелец ?! Кто ?
[Объект и Владелец], [Человек], [Организация]

идея:
Если (1) есть владелец, то это очень важное обстоятельство. Прежде, чем что-то делать с данным объектом, нам придется решить (явно или неявно) - как мы относимся к владельцу объекта. Но бывают (2) объекты, у которых нет владельца.

пример:
(1) Стихотворение. Если мы хотим напечатать некоторое стихотворение в газете, журнале или разместить на Web-сервере, то нам надо узнать - кто обладает авторскими правами на данное стихотворение.
(2) Тропинка в лесу: владельца нет.

* a 7 * Каков возраст объекта ? Когда был создан этот объект ? [Момент времени], [Период времени]

идея:
Этот вопрос неявно вводит в круг внимания историю данного объекта. Чем больше возраст объекта, тем больше с ним могло быть различных событий. Многие искусственные объекты со временем портятся.

пример:
Мост через реку. Если мост построен очень давно, он может не выдержать тяжелые автомашины.

* a 8 * Может ли объект сломаться ?! Трудно ли испортить данный объект ?

идея:
Некоторые объекты (1) сломать или испортить очень легко, другие (2) - трудно.

пример:
(1) Часы. (2) Операционная система на компьютере: легко испортить конкретный экземпляр операционной системы, но очень трудно сделать испорченной данный тип операционной системы вообще.

* a 9 * Кто последний раз что-то менял в объекте?
[Человек], [Работа]

идея:
Человек, последний раз менявший что-либо в сложном искусственном объекте лучше всех знает текущее состояние данного объекта.

пример:
Автомашина. Человек, который последний раз делал существенный ремонт данного автомобиля вероятно лучше всех знает его состояние.

* a 10 * Делаются ли изменения в данном объекте регулярно?!
[Работа], [Повторяющееся событие], [Развитие]

идея:
Если 'да', то это означает, что есть некоторая постоянная работа, связанная с данным объектом.

пример:
(1) Автомобильная дорога. Важные автомобильные дороги необходимо регулярно чинить.
(2) Письмо. Будучи один раз написанным, отосланным и прочитанным, его больше менять не надо.

* a 11 * Содержимое объекта меняется субъектом?! Кем?
[Человек], [Организация]

идея:
Рассматриваемый объект может (1) меняться людьми, и тогда это - одна ситуация, а может (2) изменяться под влиянием внешней среды. Возможно, что (3) его меняют и люди и внешняя среда.

пример:
(1) Система файлов и каталогов на диске компьютера.
(2) Линии электропередачи.
(3) Огород на даче.

* a 11.1 * Зачем человек меняет объект??
[Цель], [Работа], [Действие / Поступок], [Причина - Следствие]

идея:
Для того, чтобы изменить сложный искусственный объект, необходимо затратить определенные усилия, выполнить работу. Такая работа чаще всего делается с определенной целью.
Например, поддержать искусственный объект в нормальном состоянии. Или для того, чтобы воспользоваться этим объектом для чего-либо.
Т.е. за видимым действием по изменению (1) может стоят определенная цель. Однако, изменения (2) могут происходить и не из-за цели, а под давлением внешних обстоятельств.

пример:
Изменения в системе телепередач. За этим может стоять определенные цели руководства телекомпании. Но возможно, что просто из телекомпании уволились некоторые талантливые люди и телекомпания просто не может продолжать вести прежнюю передачу.

* a 11.2 * Объект меняется только одним человеком, или их много?!
[Множество людей]

идея:
Если объект меняется разными людьми, то возникает еще один аспект: эти изменения могут быть несогласованны друг с другом, противоречить друг другу.

пример:
В организации могут стоять компьютеры не для конкретного человека, а для "всех". Состояние файлов, каталогов, операционной системы, набор программ на таких компьютерах может быть очень необычным и меняться по несколько раз в день.

* a 12 * Объект создается на конкретный, ограниченный срок, или "навсегда"?
[Период времени]

идея:
Если объект создается (1) на ограниченный срок, то в нем самое важное - это последствия, которые могут возникнуть от его существования, другие объекты, которые возникают из-за этого.
Если же (2) объект стремятся сделать "навсегда", то главное - это чтобы данный объект существовал, чтобы он изменял общую ситуацию "в лучшую сторону".

примеры:
(1) Группа специалистов: Руководство фирмы может попросить специалистов из разных отделов на небольшой срок поработать вместе над решением какой-либо проблемы.
(2) World-Wide-Web: Крупная организация создает WWW-сервер. Обычно предполагается, что он будет работать и развиваться "всегда" (пока не сменится технология или пока существует организация).

* a 13 * Как он был создан ? При помощи какой технологии?
[Работа], [Система]

идея:
Создание какого-либо сложного искусственного объекта - это определенная работа, определенная технология. Данная работа может быть сама по себе быть гораздо более сложно организованным объектом или системой, нежели объект-результат.

пример:
Камера для велосипеда. Технология их создания требует определенного уровня промышленности, определенного оборудования. В домашних условиях сделать резиновую камеру для велосипеда практически невозможно.

* a 16 * Известна цель создания объекта?
[Цель], [Частично известный объект], [Информация]

идея:
Как правило (1), цель создания какого-либо объекта очевидна. Однако бывают (2) такие объекты, цель создания которых непонятна. На такие объекты естественно смотреть с т.зр. метафоры [Частично известный объект].

пример:
Файлы, входящие в состав современной сложной программы. Как правило большие программные системы состоят из десятков файлов самого различного назначения. Цель многих файлов известна только разработчикам данной программы.

* a 17 * Этим объектом будут пользоваться только его создатель или еще другие люди?
[Множество людей], [Использование], [Работа]

идея:
Если объект (1) создается для того, чтобы им пользовался сам создатель, это одна ситуация. И совершенно другая ситуация, если объект (2) создается для того, чтобы им пользовались другие люди.
В первом случае можно пренебречь многими второстепенными аспектами качества, ради основных. Во втором случае необходимо выполнить более сложную работу и сделать объект качественным с разных сторон.

пример:
Научное исследование.
(1) Вы можете записать основной ход научного исследования "для себя". Это будет текст, содержащий минимум слов, словосочетаний, фраз, перечней, необходимых для того, чтобы Вы могли восстановить в памяти содержание данного исследования.
(2) Если Вы захотите потом оформить данное исследование в виде статьи для журнала, то Вам придется написать совершенно другой текст.

* a 18 * Как долго может быть полезен данный объект?
[Период времени], [Использование]

идея:
Если в результате ответа на этот вопрос Вы поймете, что данный объект может быть полезен только очень короткое время, или наоборот, в течении длительного срока, это может Вам помочь и правильно распределить силы.

пример:
Если Вы нашли Web-сервер, который может быть Вам полезен в течении длительного времени, то Вы можете запомнить его URL-адрес, скопировать себе основные материалы, вступить в переписку и т.д..

* a 19 * Этот объект - средство для создания другого объекта, или объект-самоцель?
[Цель], [Инструмент - Объект - Действие], [Использование]

идея:
Этот вопрос - семантический узел: если (1) данный объект является средством для создания другого объекта, то на него важно посмотреть с т.зр. метафоры [Инструмент - Объект - Действие], в другом случае (2) - становится важна метафора [Использование].

пример:
(1) Программа передач по телевидению. Вы можете купить программу передач, чтобы знать - когда записать интересный фильм на видеомагнитофон.
(2) Записанный видеофильм.

* a 20 * Данный искусственный объект строится для того, чтобы (1) им пользоваться как таковым, или (2) еще и для проверки некоторых идей?
[Использование], [Информация], [Цель], [Предположение]

идея:
Это почти такой же вопрос, как и * a 19 * Этот объект - средство для создания другого объекта, или объект-самоцель?

пример:
(1) Простейший редактор ASCII-файлов в Norton Commander: все подчинено простоте и естественности использования, минимум дополнительных идей, выходящих за рамки идеи простого текстового файла.
(2) Редактор Word 6.0 for Windows: Введен целый ряд абстрактных понятий: стили, параграфы, язык параграфа, master document, файл-шаблон и т.д..

* a 21 * Кто может изменить данный объект?
[Множество людей]

идея:
Далеко не каждый человек сможет что-либо изменить в некотором сложном объекте. Чем сложнее такой объект и чем уникальнее, тем меньше таких людей. Иногда этот аспект бывает важным.

пример:
Стихотворение. Попытаться продолжить стихотворение и сохранить стиль автора - очень сложная работа.

* a 22 * Какие условия нужны для существования данного объекта?
[Работа], [Система], [Множество объектов], [Ситуация]

идея:
Каждый объект существует в рамках некоторой среды. Для того чтобы понять - какие условия нужны для существования данного объекта, надо проделать определенную аналитическую работу, посмотреть на объект и его окружение как на Систему, и выписать множество объектов, процессов, обстоятельств внешней среды, от которых зависит данный объект.

пример:
Автомобиль. Для нормального существования необходимо масса условий: наличие автомобильных дорог, возможность прятать его от непогоды и от воров, возможность покупать бензин, масло и запчасти, умение чинить его, достаточно высокий уровень вождения, и т.п..

* a 23 * В каких случаях данный объект может 'испортиться'?
[Работа], [Множество объектов], [Ситуация], [Информация], [Ценный объект] [Причина - Следствие]

идея:
Предлагается выполнить некоторую аналитическую работу и составить перечень ситуаций, в которых данный объект может 'испортиться'. Легко выписать очевидные возможные ситуации, но если рассматривать все менее вероятные и более необычные ситуации, то список будет составлять все труднее и труднее. Знание неочевидных, но вероятных ситуаций, в которых может испортиться данный объект - это экспертное знание, оно представляет ценность.

пример:
Конфорки электрической плиты портятся, если на горячую конфорку ставят совершенно холодные вещи.
Современные телевизоры могут испортиться, если в них попадет слишком много пыли.

* a 25 * Может ли данный объект (1) долго существовать сам по себе, или (2) его надо постоянно поддерживать, чинить, сопровождать?
[Работа], [Процесс]

идея:
Этот вопрос - узловой: если (2) объект надо постоянно поддерживать, то необходимо думать о некоторой постоянной работе, постоянном процессе поддержки. Иногда поддержка объекта становится сопоставимой с затратами на создание объекта.

примеры:
Многоэтажный жилой дом в городе. Если в жилом доме не будет постоянно работать хотя бы одна из служб - канализация, то это приведет к очень серьезным последствиям.

Существуют программы, которые (1) практически не требуют каких-либо исправлений и модификаций, например: wc - программа подсчета строк, слов и символов в файле, uuencode и uudecode - программы перевода файлов в 8-битной кодировке в 7-битную и обратно.
В тоже время (2), разработка больших сложных программ, типа Excel, Word 6, AutoCad требуют постоянного отслеживания новых идей в соответствующей области, новых внешних форматов данных.

* a 26 * Для чего используется сейчас данный объект?
[Цель], [Процесс], [Работа], [Использование]

идея:
Этот вопрос вводит в круг внимания настоящее время - какой процесс сейчас связан с рассматриваемым объектом ? что с ним делают ?

пример:
Автомобиль. Вы вдруг осознаете, что Ваш автомобиль реально используется только лишь для того, чтобы раз в несколько месяцев ездить в другой город в гости к другу.

* a 27 * Для чего вообще мог бы использоваться данный объект??
[Работа], [Коллекция], [Использование], [Возможное - Невозможное]

идея:
Этот вопрос предлагает Вам выполнить некоторую работу и представить себе коллекцию способов возможного использования данного объекта.

Систему знаний о возможном использовании некоторого объекта автор называет постсемантикой, этому посвящена работа [Ованесбеков 95а "Постсемантика как явление"] пример:
Имея видеомагнитофон, Вы можете не только
- просматривать фильмы, но и
- копировать фильмы для друзей,
- записывать фильмы, идущие в неудобное время,
- записывать передачи новостей, чтобы потом поподробнее рассмотреть,
- записывать фильмы не для себя, а для ближайших друзей,
- смотреть учебные передачи,
- смотреть отрывки из любимых фильмов, чтобы изменить свое настроение,
- тщательно рассматривать отдельные эпизоды и изучать работу актеров,
- рассматривать отдельные кадры и изучать работу художника и оператора,
- смотреть любительские фильмы Ваших друзей,
- просто записывать музыку, без изображения, как на аудиомагнитофон,
- "разделять" одновременно идущие телепередачи - одну смотреть по телевизору, а другую записывать на видеомагнитофон и потом просматривать,
и т.д..

* a 28 * Кто мог бы пользоваться данным объектом?
[Множество людей], [Использование], [Возможное - Невозможное]

идея:
Данный вопрос вводит в круг внимание множество людей, которые могли бы пользоваться данным объектом. Если мы имеем возможность менять данный объект, то возможно имеет смысл изменить объект так, чтобы он был удобнее для возможного круга пользователей.

Этот вопрос дополняет вопрос *36* "Кто пользуется данным объектом?"

пример:
Web-сервер. В книге [December, Randall 95] говорится, что проектируя новый Web-сервер очень полезно представить себе круг возможных пользователей.

* a 29 * Кто знает о существовании данного объекта?
[Работа], [Множество людей], [Информация]

идея:
Сообщить другим людям о существовании данного объекта - нетривиальная работа. Данный вопрос вводит в круг внимания (1) множество людей, которые знают о существовании данного объекта, (2) множество людей, которые могли бы узнать о его существовании и (3) работу - как им сообщить.

пример:
Вы написали новую программу. Обычно поначалу об этом знают единицы. Для того, чтобы о Вашей программе узнало больше людей, Вам надо либо участвовать в выставках, либо помещать Вашу программу как freeware на CD-ROM, либо размещать ее на Web-серверах, либо печатать статьи или рекламу в журналах и газетах и т.д..

* a 30 * Как вообще другой человек может узнать о существовании данного объекта?
[Объект и Имя], [Текст], [Информация], [Работа]

идея:
О некоторых объектах (1) знают практически все. Но (2) про подавляющую часть объектов, про их существование знают только отдельные конкретные люди.

И за этим стоит некоторая проблема. Если Вы хотите сообщить о существовании объекта "О" некоторому человеку "Ч", то есть много способов - как это можно сделать. Если же Вы хотите сообщить о существовании некоторого объекта не персонально, вообще, то Вам придется придумать способ, выполнить некоторую аналитическую работу.

В рамках сети World-Wide Web данная проблема становится существенно проще.

пример:
(1) Практически все знают о существовании крупных стран, типа США, Германии, Китая, о крупных событиях, типа Второй мировой войны, о лидерах ведущих стран, о существовании телевидения.
(2) Вы можете написать статью, но пока ее не опубликуют, о ней будут знать единицы людей. Но даже если Вы и опубликовали статью, при определенных условиях возможно, что ее никто не прочтет.

* a 31 * Насколько оригинален стиль этого объекта ?
[Обычное - Необычное]

идея:
Для объектов одного сорта (1) оригинальность, необычность стиля - отрицательное качество. Для объектов другого сорта (2) - наоборот, одно из условий качества созданного объекта.

пример:
(1) Некоторые крупные производители компьютеров даже элементарные детали делают в своем, фирменном стиле. Например, у фирмы Compaq винты сделаны под особенную пятиугольную отвертку. У маленьких фирм, собирающих компьютера на заказ, это вызывает проблемы.
(2) Для произведений искусства, наоборот, оригинальность стиля, авторского взгляда на мир - важное условие для успеха произведения.

* a 32 * Предполагает ли данный объект знакомство с другими близкими объектами ?
[Множество объектов], [Информация], [Умение]

идея:
Некоторые объекты (1) сделаны так, что разработчики предполагают что пользователь имел возможность познакомиться с другими близкими объектами. Но, конечно, многие объекты (2) сделаны без соотнесения с другими близкими объектами.

пример:
(1) Современные диалоговые системы неявно предполагают, что Вы были знакомы с другими подобными системами. Поэтому многие элементы меню, панели стали "стандартными" (File, Options, Help).
(1) Многие научные статьи пишутся так, что автор предполагает, что читатель уже знаком с рядом важных вещей, статей и т.п..
(2) Разработчики современных телевизоров стараются описать свои изделия так, чтобы ими мог легко воспользоваться любой человек, без всякого предварительного опыта.

* a 33 * В настоящий момент данный объект находится в порядке, или в нем появился беспорядок?
[Система], [Ошибка]

идея:
Искусственно созданные объекты со временем портятся. Время от времени их нужно ремонтировать (см. ниже действие [Искусственный объект #A1#]). Данный вопрос вводит в круг внимания степень "порядка" или "беспорядка" в данном объекте.

Правда, существуют такие объекты, что понять - в порядке они или нет, не так просто.

пример:
Ваш личный автомобиль: все ли в нем в порядке? мотор? тормоза?

[Повторяющееся событие], [Использование]

идея:
Если объект делать (1) для одноразового использования, то многими аспектами качества можно пренебречь. Если же наоборот, (2) есть стремление сделать объект таким, чтобы он выдержал очень много циклов использования, то создателям объекта приходится думать о таких аспектах, которые не нужны в изделиях (3) среднего качества.

примеры:
Одноразовые авторучки и авторучки особого качества.
Газета - предполагается, что это текст (1) одноразового использования; если же газета хранится много лет, в библиотеке ее приходится специально укреплять, делать обложку.
Телепередача новостей - (1) объект, ориентированный на разовое использование.
Авторское кино - (2) некоторые кинофильмы можно смотреть по несколько раз.

[Работа]

идея:
Если нас интересует не столько сам объект, сколько процесс его создания, то вопрос о том - насколько работа по созданию объекта является творческой (1) или рутинной (2) - кардинальный, это семантический узел.

Далеко не про всякую работу можно четко сказать: эта -"творческая", эта - "рутинная", многие работы являются (3) смесью и того и этого.

Кроме этого, даже наиболее рутинные работы, типа стирки белья в тазу, при определенном подходе, если стремиться к очень высокому качеству работы, или к максимальной скорости выполнения, или к учету как можно большего количества аспектов, превращаются из рутинных в творческие.

Многие рутинные работы, типа "набирать текст на компьютере", если человек только учится их делать, в начальный период являются творческими.

В целом вопрос - что такое творческая работа, или еще шире - в чем состоит феномен творчества - очень большой и сложный. Автор может предложить только относительно грубую гипотезу. Можно попытаться понимать под степенью рутинности количество готовых стереотипов, присутствующих в данной работе. А "то, что создает стереотипы" - "творчеством".

примеры:
(1) Если у Вас есть видеокамера, то Вы можете снимать "домашнее кино" просто, для удовольствия, и тогда Вы попадаете в сферу творчества.
(3) Или просто, для регистрации определенных событий, и тогда в Вашей работе хотя и будет присутствовать творчество, но будет и существенная доля рутинной части.
(2) Если же Вы давно умеете снимать видеокамерой, ведете очень простую съемку, просто регистрируя события в одном поле зрения, без перемещения камеры (например, снимаете выступление какого-либо политического деятеля перед залом), то это уже скорее рутинная работа.

* a 36 * Кто пользуется (прямо или косвенно) данным объектом?
[Использование], [Множество людей]

идея:
Множество людей, которые пользуются данным объектом - это очень важная сущность, тесно связанная с самим объектом и многое определяющее (как само существование данного объекта, так и его дальнейшую эволюцию).

идея:
Использование может быть разной степени косвенности: можно напрямую управлять объектом (прямое использование), можно опираться на существование явлений, созданных данным искусственным объектом (более косвенное использование).

примеры:
Останкинская телебашня: (1) есть техники, которые обслуживают саму башню, (2) есть персонал телекомпаний, обслуживающий передающую телеаппаратуру, (3) есть телезрители, (4) есть люди, у которых нет телевизора, но которые узнают новости от тех, у кого он есть. Это все разные степени косвенности использования.

* a 37 * Можете ли Вы создать объект, похожий на этот?
[Умение], [Тип объектов]

идея:
Данный вопрос вводит в круг внимания конкретного человека, его материальные и творческие возможности, сам процесс создания объекта, возможные вариации данного объекта.
Обычный человек может сам создать только некоторые объекты. Большинство объектов, которые нас окружают созданы либо природой, либо в результате многолетнего труда больших групп людей.

примеры:
(1) Человек, работающий на даче, обычно может перенимать самые разные способы организации своего сада у соседей.
(1) Построить даже трехэтажный дом в одиночку - это уже на пределе возможностей обычного человека.
(2) Практически невозможно без специального оборудования воспроизвести такие "обычные" вещи, как лампочки, кроссовки, электропровод и т.п..

* a 38 * Можно ли в структуре данного объекта учесть существование других объектов, аналогичных данному?
[Коллекция] [Система]

идея:
Если Вы создаете некоторый сложный объект, но похожие объекты уже существуют, то можно попытаться учесть факт существования похожих объектов и тем самым поставить разрабатываемый объект в совсем другое положение по отношению к существующим.

пример:
Когда разрабатывалась идея World-Wide Web, как еще одной службы в Internet, в Internet уже существовали службы news, telnet, ftp, WAIS, gopher. В World-Wide Web же было введено понятие "универсального указателя ресурсов", URL и тем самым служба World-Wide Web вместо того, чтобы конкурировать с прежними службами, "объединила" их в себе.


ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ

# A 1 # Просмотреть объект, навести порядок в нем и в его окружении.
[Система], [Тип объектов]

идея:
Искусственные объекты в подавляющем числе случаев нуждаются в том, чтобы кто-то следил за ними и при необходимости наводил в них порядок. Обычно это делает владелец объекта.

Наводить порядок - это характерная работа; начав наводить порядок в одном месте можно легко перекинуться на другое место или объект и т.д..

Можно даже высказать идею, что "наводить порядок" - это тип работ.

пример:
Сделать еженедельную уборку в квартире.
Просмотреть каталоги и файлы на жестком диске компьютера и удалить все лишнее.

# A 2 # Найти еще одно возможное применение данного объекта.
[Коллекция] [Свобода действия], [Использование]

идея:
Это действие - аналог идеи [* a 27 * Для чего вообще мог бы использоваться данный объект??] но не в форме вопроса, а в форме действия, являющегося последствием вопроса. Искать новые возможные применения объекта - это означает практически исследовать его постсемантику, собирать коллекцию применений.

пример:
Вы купили новый для Вас бытовой прибор: морозильник, микроволновую печь, кухонный комбайн, факс, видеомагнитофон, персональный компьютер. Естественно, что некоторое время после покупки Вы будете открывать для себя все новые и новые способы использования этого прибора.

# A 3 # Найти способ разрекламировать данный объект.
[Работа]

идея:
Если Вы сделали какой-то объект для широкого использования, то Вам конечно, надо найти способ сообщить о существовании данного объекта как можно большему количеству людей. Найти способ - это определенная аналитическая работа.

пример:
В вашей организации создали Web-сервер. Один из способов его разрекламировать - поместить к.-л. информационный материал для очень широкого использования. К примеру, на данном сервере кроме научной информации расположен еще и каталог русских и советских фильмов.

# A 4 # Облегчить доступ других людей к данному объекту.
[Работа], [Использование]

идея:
Если данным объектом пользуется ряд людей, то часто процесс использования можно либо облегчить, либо наоборот, затруднить (см. след. действие [# A 5 #]). Сделать доступ и использование данного объекта легче - это работа.

пример:
Для того, чтобы сделать более легким использование телевизоров, в современных телевизорах сделан выносной дистанционный пульт управления.

# A 5 # Сделать более сложным использование данного объекта другими людьми.
[Работа], [Использование]

идея:
Некоторые объекты не должны быть легко доступными. Это либо объекты, от которых зависят многие люди (1), либо просто опасные объекты (2), либо объекты, опасные для маленьких детей (3), либо объекты, являющиеся частной собственностью (4) и т.п.. Сделать их использование более сложным - это чаще всего определенная работа.

пример:
(1) Поместить основные распределительные щиты электроэнергии в жилом доме в отдельном закрытом помещении.
(2) Усилить охрану склада с оружием.
(3) Убрать лекарства, яды для насекомых, ножи, бритвы в труднодоступное место.
(4) Установить пароль для входа в Ваш личный компьютер.

# A 6 # Построить объект.
[Работа], [Умение]

идея:
Существуют ситуации, в которых построение нового искусственного объекта может существенно изменить данную ситуацию. Однако создание сложного искусственного объекта требует определенной работы, затрат времени, сил, денег, требует умения. Данное действие вводит в круг внимания саму возможность построения некоторого искусственного объекта, как степень свободы действия, и вводит в круг внимания работу - построение объекта.

пример:
Часть сети Internet в России имеет несколько каналов связи с остальной частью Internet. Каждый новый канал с большой пропускной способностью существенно меняет ситуацию.

# A 7 # Испортить объект.
[Ошибка], [Свобода действия], [Система], [Причина - Следствие]

идея:
Испортить сложный искусственный объект зачастую легко. И это действие иногда, хотя и редко, может оказаться полезным. Возможность испортить некоторый искусственный объект - это определенная свобода действия.

Для того, чтобы испортить объект с минимальными затратами сил, часто надо знать его устройство, знать его как систему, понимать причинно-следственные зависимости его устройства. Тогда достаточно нарушить некоторые важные условия существования данного объекта и он будет испорчен.

пример:
На одной из лестничных площадок высотного дома зимой регулярно стала собираться компания молодых людей, которые пили спиртные напитки, шумели, после них оставались кучи мусора. Оказалось, что один из жильцов на этой площадке очень тщательно следил за теплом на лестничной площадке, утеплял на зиму окна и т.п.. От этого данная площадка была самой теплой и уютной во всем доме. Поняв это, данный человек перестал тщательно закрывать и утеплять окно перед зимой, на площадке стало холодно, объект "теплое место" был разрушен, компания стала собираться в другом месте.


В начало этого файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1996 март 28 чт - 1998 март 03 вт