In Russian: Latin letters DOS Windows Unix KOI-8 Unix ISO-5
In English:         None

ИВВС РАН,
База знаний МЕТ

Множество объектов


IHPCS RAS,
Knowledge Base MET

Set


ТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ * квартиры в доме * телефонные номера в записной книжке * остановки автобуса * различные маршруты автобусов на одной остановке * люди в вагоне метро * товары в магазине * статьи в газете * множество текущих дел * грибы в корзинке * места в квартире, где хранятся вещи * множество людей на концерте * множество радиостанций, доступных Вам в данный момент * множество яблок в 1-2 кг, которые Вы покупаете * очередь за билетами

НЕТИПИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ: * мухи в квартире * капли воды в стакане воды * множество событий в жизни человека * звезды на небе * деревья в лесу * люди на площади города * множество знакомых людей конкретного человека * места в лесу, где Вам попадались грибы * передачи по телевидению

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЛАСТИ "РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ": * файлы в каталоге * окна в программной системе * символы в строке * записи в базе данных * строки в текстовом файле * символы в бинарном файле * поток бит при передаче данных по модему * множество окон и панелей, которые Вы освоили в некоторой большой программе


ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
(* множество * элементы множества)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
* имя множества * имена элементов * особые элементы * некоторый рассматриваемый элемент множества


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ:
Коллекция   КАК   Частично известный объект
Коллекция   КАК   (объект В Объект и Действия)

ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ
ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ


ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ и ДЕЙСТВИЯ

вопросы:

* a 1 * Сколько элементов в этом множестве? (примерно)

* a 2 * Сколько элементов в этом множестве? (точно)
[Количество]

* a 3 * Есть ли связи между элементами в этом множестве?!
(см. далее вопрос * d 1)
[Система]

* a 4 * Состав элементов в множестве постоянен или меняется?
[Изменение]

* a 4.1 * По какой причине меняется (или не меняется) количество элементов?
[Причина - Следствие]

* a 4.2 * В каких ситуациях меняется состав множества?
[Коллекция] [Ситуация]

* a 5 * Какие действия мы можем делать над множеством в целом?
[Коллекция], [Действие / Поступок], [Работа], [Объект и Действия]

* a 6 * Какие действия мы можем делать над элементами множества?
[Коллекция], [Действие / Поступок], [Работа], [Объект и Действия]

* a 7 * Пополняется ли это множество новыми элементами и учитывается ли при этом его состав?
[Коллекция]

* a 14 * Существуют ли рядом другие, аналогичные "соседние" множества?
[Множество объектов]

* a 8 * Можно ли переносить элементы из одного соседнего множества в другое?
[Свобода действия], [Множество объектов]

* a 9 * Есть ли разбиение элементов множества на известные и неизвестные?!
[Тип объектов]

* a 9.1 * Есть ли необходимость изучать неизвестные элементы?!
[Частично известный объект]

* a 10 * Чем отличаются элементы множества друг от друга и в чем они похожи??
[Тип объектов], [Коллекция]

* a 11 * Конкурируют ли элементы множества между собой за что-либо?
[Соревнование]

* a 12 * Можем ли мы составить перечень или каталог всех элементов множества?
[Текст], [Работа], [Коллекция]

* a 13 * Насколько это множество обозримо?

* a 15 * Можно ли выстроить элементы этого множества в некотором линейном порядке?
[Последовательность]

* a 15.1 * Важно ли - в каком порядке перечислены элементы?
[Важное - Неважное]

* a 15.2 * Как можно упорядочить элементы данного множества?
[Объект и его Свойства], [Последовательность]

* a 16 * Что есть в этом множестве объектов такого, из-за чего можно смотреть на них как на одно целое?
[Целое и Части]

* a 17 * Является ли данный элемент множества более важным, чем другие объекты из множества?
[Иерархия]

* a 18 * Как можно расклассифицировать элементы множества?
[Тип объектов], [Коллекция]

* a 19 * Какие еще элементы могут появиться в этом множестве?
[Множество объектов]

* a 20 * Какие необычные, особые элементы есть в этом множестве?
[Коллекция]

действия:

# A 1 # Выбрать элемент из множества.
[Выбор]

# A 2 # Расклассифицировать элементы множества.
[Тип объектов], [Текст]

# A 3 # Составить перечень или каталог для элементов множества.
[Текст], [Объект и Имя], [Объект и его Свойства]

# A 5 # Выписать перечень действий, которые мы можем делать над элементами этого множества.
[Объект и Действия], [Работа], [Коллекция], [Текст], [Искусственный объект], [Тип объектов]

# A 6 # Найти другие аналогичные множества и сравнить с данным множеством.
[Множество объектов]

# A 7 # Сравнить два множества.
[Работа]

# A 8 # Для каждого элемента множества выписать его структуру, объединить эти описания и получить каталог для данного множества.
[Текст], [Работа], [Целое и Части]

# A 9 # Разбить множество на подмножества (на группы).
[Тип объектов], [Множество объектов]

# A 10 # ЕСЛИ есть множество объектов "A" одного типа, и с ним тесно связано множество объектов "B" другого типа, и эти объекты похожи, ТО иногда удобно расширить понятие "A" и объединить оба эти множества в одно. [Тип объектов]


ЗАИМСТВОВАННЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВИЯ

[ Множество объектов КАК Частично известный объект]

вопросы:

* b 1 * Есть ли каталог с описанием элементов множества?!
[Текст]


[ Множество объектов КАК (объект В Объект и Действия)]

действия:
# C 1 # Выписать перечень действий, которые мы можем делать над множеством в целом.
[Текст], [Коллекция]


[ Множество объектов КАК Система]

вопросы:

* d 1 * Можно ли проследить и описать связи между элементами в данном множестве?
[Связь]


ВОПРОСЫ и ПРИМЕРЫ

* a 1 * Сколько элементов в множестве? (примерно)

идея:
Этот вопрос возникает сразу после осознания чего-либо как Множества - от порядка количества элементов зависит то, насколько много труда будут занимать операции с элементами этого множества.

* a 2 * Сколько элементов в множестве? (точно)
[Количество]

идея:
Необходимость знать точное, а не приблизительное, количество элементов говорит о том, что мы начинаем смотреть на элементы множества не с той точки зрения, когда каждый элемент важен в своей уникальности (это будет уже скорее Коллекция, а именно с точки зрения метафоры "Множество", когда все элементы представляются примерно похожими и важнее их количество.

пример:
Если Вы научный сотрудник, то набор статей, которые Вы написали, - и для Вас самих, и для Ваших коллег - Коллекция. Однако если Вы пишете про себя краткую автобиографическую справку, то тогда в первую очередь важно количество работ, и набор ваших статей - Множество.

* a 3 * Есть ли связи между элементами в этом множестве?!
[Система]

идея:
Ответ "да" приводит к другой метафоре: [Множество объектов ЭТО Система]

См. далее вопрос * d 1 * Можно ли проследить и описать связи между элементами в данном множестве? [Система * a 7 *]

пример:
прочитанные научные статьи: Как правило, различные статьи, если они по одной теме, связаны друг с другом. Эти связи могут быть очень разных видов. Чаще всего множество прочитанных научных статей - это система.

* a 4 * Состав элементов в множестве постоянно или меняется?
[Изменение]

идея:
Если (1) количество элементов в множестве постоянно, то множество определяется в первую очередь своим составом. Если же (2) количество меняется, то множество, как отдельная сущность определяется более сложным образом.

идея:
Если Вы предполагаете что-то делать с элементами множества, то в случае (2), когда состав элементов меняется, делать что-либо с множеством будет сложнее.

пример:
люди в вагоне метро:
(1) Пока поезд едет от станции к станции, множество людей в вагоне не меняется, а когда поезд стоит на станции (2) то одни люди выходят, другие входят и заранее почти невозможно угадать - кто выйдет, и тем более - кто войдет.

* a 4.1 * По какой причине меняется (или не меняется) количество элементов?
[Причина - Следствие]

идея:
Этот вопрос вводит в рассмотрение идею причинно-следственных связей, метафору [Причина - Следствие].

пример:
множество знакомых людей конкретного человека: Одно дело, когда мы смотрим на множество своих знакомых и совсем другое дело, когда мы думаем о причинах появления новых знакомых или о причинах "непоявления".

* a 4.2 * В каких ситуациях меняется состав множества?
[Коллекция], [Ситуация]

идея:
Этот вопрос предлагает рассмотреть коллекцию из ситуаций, в которых меняется состав множества. Данная точка зрения на множество может оказаться очень полезной.

пример:
множество текущих дел: Вопрос "* В каких ситуациях меняется множество текущих дел?" в данном случае звучит очень нетривиально.

* a 5 * Какие действия мы можем делать над множеством в целом?
[Коллекция], [Действие / Поступок], [Работа], [Объект и Действия]

идея:
Этот вопрос предлагает рассмотреть коллекцию из отдельных действий или работ над этим множеством в целом. Иногда выполнение даже одно действие над множеством в целом может оказаться очень нетривиальным.

пример:
Web-серверы, которые Вам понравились: Вы можете (1) оформить отдельную собственную страничку со ссылками на эти серверы; (2) Вы можете послать эту страничку своим друзьям; (3) Вы можете после долгого перерыва пройтись по всем этим серверам и посмотреть - что нового; (4) Вы можете заново расклассифицировать эти ссылки

* a 6 * Какие действия мы можем делать над элементами множества?
[Коллекция], [Действие / Поступок], [Работа], [Объект и Действия]

идея:
Этот вопрос предлагает рассмотреть коллекцию из отдельных действий или работ которые Вы можете делать над элементами из этого множества. Для некоторых множеств такой перечень может оказаться очень нетривиальным.

примеры:
множество знакомых людей конкретного человека: Существует много способов общаться с тем или иным знакомым человеком.

места в квартире, где хранятся вещи: Вы можете (а) навести порядок в том или ином месте, (б) протереть пыль, (в) сменить набор вещей, которые там лежат.

* a 7 * Пополняется ли это множество новыми элементами и учитывается ли при этом его состав?
[Коллекция]

идея:
Если множество целенаправленно пополняется новыми элементами и, тем более, если учитывается, то можно посмотреть на него как на Коллекцию.

пример:
Если у Вас один, два, пять книг-альбомов живописи, купленных в разное время без всякой системы, то это просто множество. Но если Вы стали регулярно покупать новые, да еще и учитывать какие альбомы уже есть - то это превращается в коллекцию.

* a 8 * Можно ли переносить элементы из одного соседнего множества в другое? [Свобода действия], [Множество объектов]

идея:
Если переносить элементы можно, то это определенная степень свободы. Кроме того, в этом случае на всю систему соседних множеств можно посмотреть как на одно большое множество.

пример:
Если Вы можете в какие-то моменты пересаживаться из автобуса одного маршрута в автобус, трамвай, троллейбус других маршрутов, то Вам может быть удобно смотреть на все автобусы, трамваи и троллейбусы всех маршрутов как на одно большое множество.

* a 9 * Есть ли разбиение элементов множества на известные и неизвестные?! [Тип объектов]

идея:
Если такое разделение есть, то меняется ситуация: появляются новые степени свободы и новые действия, связанные с тем, что некоторые элементы неизвестны.

Кроме того, возникает деление элементов на два типа.

Этот вопрос - семантический узел.

примеры:
Если у Вас дома большое собрание художественной литературы, то чаще всего у Вас есть интересные книги, которые Вы еще не читали.

Если Вам понравился писатель, художник, музыкальная группа, и Вы захотели познакомиться со всеми их произведениями, то множество их произведений сразу же делится на известные Вам и неизвестные.

* a 9.1 * Есть ли необходимость изучать неизвестные элементы?!
[Частично известный объект]

идея:
Если такая необходимость есть, то Вы можете посмотреть на данную ситуацию, как на проекцию метафоры [Частично известный объект].

пример:
множество магазинов в городе: Предположим, что одни магазины Вы хорошо знали, а другие - плохо. И Вам стало нужно купить вещь, которую Вы раньше не покупали. Вам придется пройтись по магазинам, которые Вы плохо знали и освоиться с ними.

* a 10 * Чем отличаются элементы множества друг от друга и в чем они похожи??
[Тип объектов], [Коллекция]

идея:
Иногда на этот вопрос достаточно сложно ответить.
Хорошее понимание отличий элементов множества друг от друга может, в частности, привести к желанию выделить типы элементов.
Это понимание может помочь предвидеть появление новых элементов.
Это понимание также может подтолкнуть Вас посмотреть на множество как на Коллекцию и упорядочить его (ее).

пример:
места в лесу, где Вам попадались грибы: Если Вы попытаетесь задуматься над тем, чем эти места похожи и чем отличаются, то Вы можете начать классифицировать их, можете предсказать новые грибные места, можете начать рассматривать такие места, как коллекцию.

* a 11 * Конкурируют ли элементы множества между собой за что-либо?
[Соревнование]

идея:
Если да, то это добавляет к данной ситуации еще одну ситуацию/метафору - [Соревнование].

пример:
множество дел на работе: Иногда у Вас может быть потенциальных дел больше, чем Вы можете сделать за день. Тогда возникает конкуренция между делами и соответствующее метаповедение "Что делать?".

* a 12 * Можем ли мы составить перечень или каталог всех элементов множества?
[Текст], [Работа], [Коллекция]

идея:
Если мы пишем текст, в котором перечисляем все элементы множества, то мы делаем это множество обозримым и тем самым меняем отношения между нашим мышлением и данным множеством. Полный перечень какого-либо множества помогает взглянуть на множество и наше поведение, связанное с этим множеством на более целостном, интуитивном уровне.

Каталог - т.е. когда есть не только названия элементов, но и некоторое описание для каждого элемента - дает еще больше информации для мышления на интуитивном уровне.

Идея составить перечень или каталог тянет за собой другие метафоры:
[Текст], [Работа], [Коллекция].

примеры:
Если выписать явный перечень вещей, которые надо купить, дел которые нужно бы сделать, то хотя это и определенная работа, получившийся текст может Вам помочь осознать ситуацию с деньгами или свободным временем в целом.

Телефонная книжка - это фактически каталог множества знакомых людей.

* a 13 * Насколько это множество обозримо?

идея:
В зависимости от количества элементов в множестве, возможности охватить его разом, меняются Ваши возможности по пониманию этого множества.

пример:
сотрудники в организации: Если сотрудников в Вашей организации около 10, то Вы всех будете хорошо знать в лицо, вероятно с каждым у Вас возникнут личные отношения. Если сотрудников 50-70, то тогда определенной работой будет даже просто запомнить в лицо большинство из них. Если их более 400, то Вы уже будете плохо представлять - какой работой они в целом занимаются.

* a 14 * Существуют ли рядом другие, аналогичные "соседние" множества?
[Множество объектов]

идея:
Если рядом есть другие, аналогичные, "соседние" множества, то общая ситуация меняется, появляются совершенно новые степени свободы. Данный вопрос - это семантический узел.

пример:
телефонные номера в записной книжке: Подобные записные книжки обычно есть не только у Вас, но и у Ваших друзей. Если Вам вдруг срочно поговорить с человеком, но у Вас нет его телефона, этот телефон можно иногда найти у друзей.

* a 15 * Можно ли выстроить элементы этого множества в некотором линейном порядке?

идея:
Далеко не все множества можно представить в некотором линейном виде. Если (1) множество можно представить в линейном виде, то появляется ряд аспектов и действий, связанных с порядком. Если (2) нельзя, то чаще всего это означает, что данное множество связано с некоторой сложной нелинейной структурой и соответственно, появляются другие аспекты и действия.

Данный вопрос - это узловой вопрос.

примеры:
(1) множество событий в жизни человека: Элементы этого множества можно упорядочить по времени.
(2) мухи в квартире, места в лесу где Вы находили грибы: Такие множества связаны с объемным пространством, трудно найти естественный способ их упорядочить.

* a 15.1 * Важно ли - в каком порядке перечислены элементы?
[Важное - Неважное]

идея:
Это важно тогда, когда от просмотр множества связан с какими-то действиями и от порядка перечисления зависит ход некоторой работы.

примеры:
порядок выступлений спортсменов, порядок просмотра телевизионных передач

* a 15.2 * Как можно упорядочить элементы данного множества?
[Объект и его Свойства]

идея:
Найти несколько полезных способов упорядочивания для одного множества - нетривиальная работа. Обычно эта работа тесно связана с осознанием того, какие свойствау объектов-элементов могут быть очень важными при восприятии множества.

пример:
телефонные номера в записной книжке: Телефонные книжки можно упорядочивать по-разному: по алфавиту, по времени появления телефона, по группе интересов, по месту жительства. Если у Вас много знакомых людей и если Вы держите телефонную книжку в виде файла, Вы можете одновременно иметь несколько перечней.

* a 16 * Что есть в этом множестве объектов такого, из-за чего можно смотреть на них как на одно целое?
[Идея], [Целое и Части]

идея:
За каждым даже мысленным объединением нескольких объектов в множество стоит некоторая идея. Данный вопрос предлагает выявить эту идею. Более того, если эта объединяющая идея достаточно сильна, на данное множество можно посмотреть также и с т.зр. метафоры [Целое и Части].

примеры:
коллекция марок: Иногда в киосках продают большие, относительно дешевые наборы марок одной какой-либо страны или нескольких стран. Если Вы купите один или больше таких наборов, то потом Вам надо будет расположить их на страницах альбома. В этот момент Вам придется часто задавать вопрос * а 16 * для разных подмножеств этих марок.

материалы на Web-сервере: Предположим, что у Вас есть достаточно много различных интересных текстов и Вы хотите разместить их на Web-сервере. В Web-сервере удобно выделять "логические Web-серверы" - разбивать тексты на группы, в разные каталоги и строить для каждого "логического Web-сервера" отдельный HTML-файл с оглавлением-ссылками на все остальные файлы в этой группе. Если у Вас тексты достаточно "разношерстные", то вопрос * а 16 * становится важным.

* a 17 * Является ли данный элемент множества более важным, чем другие объекты из множества?
[Иерархия]

идея:
Если хотя бы про один элемент множества можно сказать, что он "важнее" другого, это значит, что между элементами множества есть отношение "важнее", это значит, что в этом множестве есть отдельная подструктура, иерархия. Из-за самого факта, что одни элементы могут быть важнее других можно выполнить определенные действия, принять некоторые решения.

примеры:
коллекция книг: Обычно некоторые книги для человека бывают важнее других. Более важные книги можно разместить на более удобное для доступа место и наоборот.

множество Web-серверов, которые Вы просмотрели: Вероятно одни Web-серверы будут для вас важными, а другие - нет. Ссылки на важные Web-серверы можно поместить в особый файл ("мои любимые URL").

* a 18 * Как можно расклассифицировать элементы множества?
[Тип объектов], [Коллекция]

идея:
Если элементы множества можно разбить на несколько групп или типов, то мы можем далее рассуждать об этом множестве уже имея в поле внимания более обозримый и удобный набор (Коллекцию) типов элементов, классификацию.

пример:
Если к Вам приходит много писем по электронной почте, то очень удобно построить некоторую классификацию писем и планировать работу по чтению этих писем уже в терминах данной классификации.


ДЕЙСТВИЯ и ПРИМЕРЫ

# A 1 # Выбрать элемент из множества.
[Выбор]


идея:
Иногда некоторые множества для того и существуют, чтобы Вы имели возможность выбрать нужный элемент. пример:
собрание книг дома: Выбрать книгу почитать.

# A 2 # Расклассифицировать элементы множества.
[Тип объектов], [Текст]

идея:
Когда элементов в множестве много, то классификация, разбиение их на типы позволяет сделать множество элементов обозримым (заменив необозримое множество элементов, обозримым множеством типов элементов, см. [Множество объектов * а 13 *]).

Кроме того, появляется промежуточный уровень при выборе элементов или других действиях - сначала можно выбрать тип элемента, а потом уже сам элемент.

Расклассифицировать элементы множества - это работа. Результат этой работы - другое множество - множество типов элементов. Вероятно, в виде текста.

пример:
собрание книг дома: Когда книг становится много их полезно разбить на группы.

# A 3 # Составить перечень или каталог для элементов множества.
[Текст], [Объект и Имя], [Объект и его Свойства]

идея:
Составить перечень для элементов множества - это работа. В результате этой работы возникает текст, который делает множество элементов обозримым и позволяет рассуждать об этом множестве на новом уровне.

Если мы составляем просто перечень, то мы можем столкнуться с проблемами именования элементов (см. [Объект и Имя]). Если мы составляем каталог, то возможно нам придется воспользоваться метафорой [Объект и его Свойства].

Идею перечня или каталога см. в [Множество объектов * а 12 * Можем ли мы составить перечень или каталог всех элементов множества?]

примеры:
Телевизионная программа передач на неделю - пример перечня для множества телепередач.

Реферативный журнал с аннотациями статей - пример каталога для множества выходящих научных статей.

# A 5 # Выписать перечень действий, которые мы можем делать над элементами этого множества.
[Объект и Действия], [Работа], [Коллекция], [Текст], [Искусственный объект], [Тип объектов]

идея:
Если Вы часто выполняете разнообразные действия над элементами некоторого множества, а временами Вам приходится делать просто нетривиальные действия над этими элементами, то стоит потратить время на работу по составлению перечня-коллекции всех действий, которые Вы можете себе представить для элементов этого множества. Полученный текст может помочь Вашей интуиции в сложных ситуациях.

близкие метафоры: [Множество объектов КАК Искусственный объект], [Множество объектов КАК Тип объектов].

примеры:
Если Вы работаете системным программистом, то Вам часто приходится выполнять самые нетривиальные операции над текстовыми файлами. Со временем явно или неявно Вы собираете представительную коллекцию различных действий над текстовыми файлами, отраженную либо в виде программ или batch-файлов, либо в виде технологических приемов.

Если Вы работаете как исследователь-теоретик, то Вам, возможно, часто приходится выполнять различные действия над новыми понятиями. Осознание и явное выписывание коллекции действий над понятиями - это еще один шаг в Вашей профессиональной работе.

Если Вы пишете большие программы на некотором объектно-ориентированном языке, то вводя в программу новый тип данных, Вам, часто приходится сразу же представить возможные действия над элементами этого типа данных.

# A 6 # Найти другие аналогичные множества и сравнить с данным множеством.
[Множество объектов]

идея:
Если кроме данного множества "рядом" есть другие аналогичные множества, то это дает Вам новые возможности как с т.зр. понимания этого множества, так и с т.зр. возможных действий над ним и над его элементами.

пример:
места в квартире, где хранятся вещи: Бывая в гостях у своих друзей и знакомых Вы можете увидеть разные "аналогичные множества" мест, где могут храниться вещи. Благодаря этому опыту Вы можете изменить свое "множество", сделать его более развитым.

# A 7 # Сравнить два множества.
[Работа]

идея:
Сравнение двух множеств, особенно если в них много элементов, это нетривиальное действие, это работа. Сравнивать можно по-разному, в зависимости от исходной проблемы.

примеры:
Вы покупаете овощи и фрукты на рынке: ходите от прилавка к прилавку и сравниваете множества между собой.

Вы хорошо знали сложную программу, множество ее окон, панелей, меню, действий, параметров. Спустя некоторое время фирма выпустила новую версию этой программы.

# A 8 # Для каждого элемента множества выписать его структуру, объединить эти описания и получить каталог для данного множества.
[Текст], [Работа], [Целое и Части]

идея:
Каталог - это форма представления элементов данного множества в виде текста. Данную работу стоит выполнить, если состав этого множества меняется не очень часто, а Вам часто нужно либо сравнивать элементы между собой, либо выполнять какие-либо работы отталкиваясь от состояния данного множества. Для того, чтобы выполнит эту работу Вам необходимо выявить те части элементов, которые важны для данного каталога.

Каталог незаменим, если Вам нужно дать возможность познакомиться с данным множеством другим людям.

примеры:
передачи по телевидению: Программа передач - это каталог, она помогает Вам сориентироваться, выбрать нужную передачу, знать время передачи, не пересекается ли она с другими передачами на других каналах.

множество окон, панелей, меню, действий, параметров в сложной программе: Обычно в современных сложных программах есть подсистема помощи (help), где для каждого элемента программы есть небольшой текст-описание. Для множества элементов сложной программы это - каталог.

На газеты с рекламными объявлениями можно посмотреть как на каталог для фирм, как на каталог для товаров, как на каталог для услуг.
[фирма КАК Организация], [товар КАК Предмет], [услуга КАК Работа]

База знаний МЕТ: для каждой метафорной схемы строится сложное описание в виде гипертекстового файла для WWW.

Для каждой идеи в описании метафорной схемы автор стремится дать идентификатор, описание идеи, примеры и ссылки на другие метафорные схемы или на другие идеи. Т.е. каждый гипертекстовый файл - это тоже каталог - каталог идей, связанных с данной метафорной схемой.

# A 9 # Разбить множество на подмножества.
[Тип объектов]

идея:
Если множество большое, то для того, чтобы лечге было с ним работать, можно разбить его на меньшие подмножества и тем самым ввести некоторый промежуточный уровень - для восприятия, выбора, перечисления, действий.

Это действие очень тесно связано с идеей выделения типа объектов.

примеры:
товары в магазине: В магазинах обычно есть секции по типам товаров. Кроме того некоторые магазины ориентируются на тот или иной тип вещей, которые они продают.

звезды на небе: Множество звезд принято разбивать на созвездия.

статьи в газете: Часто статьи снабжаются рубрикой.

файлы на компьютере: Множество всех файлов на компьютере разбито на подмножества при помощи каталогов. Множество файлов в каталоге может быть разбито на подмножества при помощи расширения или особых префиксов или суффиксов в именах файлов.


В начало этого файла
Условные обозначения
О проекте "База знаний МЕТ" в целом
Научный отчет по данной теме
Об авторе проекта
Об ИВВС РАН
e-mail: Leonid Ovanesbekov <olg@www.ivvs.ru>

1995 янв 19 чт -- 1998 март 09 пн